пятница, 7 июня 2013 г.

Два героя морской пехоты или - Бой на Тезен-Калы



Когда славой не срок считаться...
Для писателя и журналиста с задачей создать по возможности максимально объективный коллективный портрет человека на войне последнее дело судить о том, к кому начальственная благосклонность на войне оказалась более полной и справедливой. Вместе с тем, мне довелось встретиться в разные годы  с двумя участниками февральского 2003 года боя каспийских морских пехотинцев с боевиками  в ущелье у чеченской Тезен-Калы, с Константином Ляховским, лейтенантом и Владимиром Белявским, подполковником. Лейтенант со своим взводом был в авангарде тактической группы, которая попала в окружение к  боевикам, не растерялся, под кинжальным и перекрестным огнем продержался на дне заснеженного ущелья сутки, не потеряв ни одного морского пехотинца. Подполковник Белявский вместе с бригадным подкреплением прибыл на выручку зажатым со всех сторон – по горизонтали и по вертикали – морским десантникам как никогда вовремя. Позже гвардии полковник Белявский будет заслуженно удостоен звания Герой России.  Но среди гвардейцев 77 бригады, кои верой и правдой отвоевали от звонка до звонка в той войне, все равно будут говорить о том, как незаслуженно обошли и званием и наградой гвардии лейтенанта. Кстати, Константин Ляховский через несколько лет перевелся в Севастополь, в полк черноморской морской пехоты. Здесь за   великолепную строевую выправку он удостоен чести   знаменосца, на всех официальных визитах наших кораблей в Греции, Италии, Франции именно Константин  олицетворяет стать и славу русской морской пехоты, несет славный Андреевский флаг во главе парадного расчета «черных беретов».
А славу делить – последнее дело.
 


 
Рассказ 1.
У каждого поколения своя высота…
Где-то здесь, на обильно покрытых дикими лесами горных склонах сто семьдесят лет назад поручик Тенгинского пехотного полка Михаил Юрьевич Лермонтов вместе со своей «летучей» - мобильной – командой охотников-казаков схлестывался в скоротечных схватках с воинами Шамиля.
Впрочем, переведенный за вольнодумство и неугодные государю стихи из конной гвардии в «серые шинели»  поэт как никто подходил для выполнения подобных партизанских действий. Михаил сел в седло еще сызмала, лихо владел саблей, недурно стрелял, ему было весьма неуютно в пешем строю да в обезличенном  «фрунте». А на горных тропах, во главе отчаянных храбрецов терских казаков, подальше от начальственного «ока», да в настоящем деле он испытывал неведомое ранее чувство свободы.
Тогда мало кто даже мог предположить, что та, первая, кавказская война затянется еще на три десятилетия. А потом, через полтора века лесистые склоны вновь оросятся кровью российских солдат. 


Дикие то места, юго-восток Чечни… Горы, да леса, липкая до невероятности грязь. В ней вязли едва не по башни даже танки. На востоке проходит граница с Дагестаном, на юге – с Грузией. Тысячи незаметных тропок ведут отсюда во всех направлениях. При желании здесь легко укроется целая армия. Для «чехов» район имеет ключевое значение. Именно через него в августе 1999 года Шамиль Басаев вел отряды боевиков в вакхабитские районы Дагестана.  Потом, недобитые «воины ислама» через здешние перевалы спасались бегством от наступающих частей Российской армии. Тогда и «посадили» первые наши заставы на те перевалы, для перекрытия каналов для переброски оружия и переброски групп боевиков в Дагестан.


Командир роты морской пехоты капитан Константин Ляховский сейчас внешне спокоен, говорит ровно, старается не проявлять эмоций. На блок-постах, на опорных пунктах возле Дышне-Ведено, на перевале Ягодак прошло полтора года его службы. И терпение, выдержка, оказались самыми востребованными командирскими качествами там, где горы и облака встречаются на трехтысячной высоте.
Кислород здесь, на перевале Ягодак, в невероятном дефиците. Каждое дыхание, как ни глубок вдох, не наполняет легкие. А уже через сто метров пройденного пути сердце начинает колотить как после полноценного училищного марш-броска. Взводный, лейтенант Ляховский, смотрит в пронзительно чистые просторы. Внизу, куда ни кинь взор, леса, леса… Вертолеты то и дело проносятся над районом. Но какой бы аппаратурой для обнаружения целей ни оснасти крылатый патруль, он не обнаружит скрытых групп бандитов, лагерей боевиков. Естественная зеленая маскировочная «сеть»  в родных для них местах лучше всего скрывает от небесного возмездия от краснозвездых воздушных машин.


Даже сейчас, в 21 веке, когда придуманы совершенные средства вооруженной борьбы, солдатский глазомер и то вооружение, которое несет на себе пехотинец, лучший способ разведать и «выкурить» из всех щелей и пещер горных «стрелков», наследников Шамиля.
Батальон гвардейской бригады морской пехоты Каспийской флотилии    надежно оседлал свой участок гор. Константин уже как год взводный «черных беретов». Сейчас начинается лишь первая его командировка на войну.  Опорная база с расположенными по периметру танковыми и артиллерийскими позициями, минно-инженерные заграждения. Впереди – враг. Он невидим, изощрено использует разного рода сюрпризы.


Комвзвод саперов   гвардии старший лейтенант Александр Санников со своими ребятами постоянно в работе. Минные заграждения с юмором иногда еще называют «полями Санникова». Инженерная разведка ведется постоянно. Проволоки растяжек  по своей насыщенности на квадратный метр больше напоминают лазерные лучи ультрасовременной сигнализации  из какого-нибудь голивудского фильма.  На разминированных накануне участках как грибы после дождя вскоре «вырастают» новая потаенная смерть.
Саша дело свое знал. И там,  на вражеских тропах, на его минах подорвался не один враг. Но, у саперов  свои дуэли. Санников ошибся единственный отпущенный ему раз.   Кто-то из «духов» получил за лейтенантскую жизнь назначенные три или пять сотен долларов награды.  


«Чехи» воевали отлично.  В  СССР из них было подготовлено немало отличных солдат специальных подразделений. Десятки офицеров-чеченцев сделали тогда блестящие карьеры отнюдь не на «паркетах». Десятилетия кавказских войн выпестовали поколение молодых людей, вся жизнь которых состояла из взрывов, пожаров,  боев. Другого мира и образа жизни для них не существует. «Дикие гуси», падкие на банкноты зеленого цвета авантюристы «слетаются» сюда в изобилии со всего мира. В их руках самые совершенные средства связи и радиоразведки. При всем же изобилии оружия,  денег, наркотиков, в глухих горных чеченских селах царит нищета и болезни. Взводный  где-то на очередном выходе и подхватил гепатит, да так что уже после выздоровления пришлось месяц еще долечиваться в Астрахани. Бытовая неустроенность породила  вековечную солдатскую болезнь –  вшей. С ними боролись с переменным успехом при помощи опять-таки дедовских методов, проверенных на миллионах  верст походов. Кусочек стекла и острый глаз при проверке миллиметр за миллиметром всех самых укромных закоулков одежды – так изничтожали зловредных насекомых. Потом, когда позволила обстановка, прислали жаровню,  полевую баню.


Морских пехотинцев взвода лейтенант гонял нещадно. В лесу были оборудовано простое стрельбище, учебные позиции, кои легко становились боевыми. В день расстреливали по 2-3 автоматных рожка. После, «черные береты» оценят офицерскую хватку и настырность взводного.   
Ратный труд лишен внешнего эффекта, пороховую гарь на войне перебивает запах солдатского пота.  Колонны техники невозможно было отправлять без инженерной разведки. Танки, машины, бронетранспортеры движутся медленно  за морскими пехотинцами, идущими в пешем порядке. Взгляд морского  солдата пристален, он ловит все мелочи – то ли на дороге лежит тоненькая травинка, то ли провод дистанционного управления фугасом. Пятнадцать километров в одну сторону на пределе внимания, пятнадцать – обратно. И лес каждое мгновение может выстрелить огнем скрытой засады. Для предотвращения нападений десантники-каспийцы и сами прочесывали тропы, ущелья, заросли, горные склоны в поиске вражеских «заимок», да позиций для внезапного нападения.  Сколько верст так пройдено – да не считаны они.


…Фантастически точный выстрел из подствольного гранатомета застал пулеметный расчет врасплох. Граната попала одному из морских десантников аккурат за край бронежилета. Осколки поразили еще двоих. Константин видел все своими глазами, скомандовал своим залечь, открыть огонь. В подобный переплет ему пришлось попасть впервые. Но в подсознании было одно – солдат в бою копирует, прежде всего, своего командира. Малейшая твоя растерянность, лейтенант, и пиши потом солдатским матерям скорбные письма. Ротный капитан Павел Зеленский сумел организовать оборону, сделал все для грамотного отхода.  Своих павших и раненых «духам» не оставили ни одного.
Бой продолжался трое суток без перерыва, без сна, без пленных. Каждое дерево, овражек и склон скрывали собой сотни огневых точек. Наступила ночь. Но и она не принесла передышки. В кромешной тьме взводный молил об одном, лишь бы утро не принесло тумана. С рассветом, прилетели «вертушки», забрали убитых  и раненых. «Духам» здесь нельзя было отказать в благородстве, они пропустили   два санитарных «борта».   Но следующую «восьмерку», Ми-8, с первой группой эвакуируемых десантников, сбили.


Вертолет упал в лесу. К счастью, все остались в живых. Летчики получили, правда,  серьезные травмы. Среди наемников и местных «вольных стрелков»  начался настоящий ажиотаж. Со всех окрестных лагерей и сел на место падения Ми-8 хлынули боевики. За каждого живого или мертвого пилота «ставки» могут доходить   до полутора тысяч долларов.  


Бой разгорался с новой силой. Лейтенант Веров, его друг Серега, остался навек на тех высотах.
Все, величие и сила солдатского духа, взаимовыручка, проявились на этих склонах. Офицер, авианаводчик, вконец вымотался в постоянных сменах позиций, сел  прямо посередине горной тропы – не могу, сил больше нет, ребята, оставьте. Десантники, без лишних слов, подхватили его под руки и вытащили из боя.


Пойми, парень, здесь та не вправе распоряжаться своей жизнью как тебе вздумается в минуту слабости.  Погибнешь ты, душманы на своих диких плясках под водку с шашлыками будут бахвалиться – мол, взяли живьем «черного берета». А потом твоя же голова будет висеть где-нибудь на нашем пути, как свидетельство вражьей победы. Ты – один из нас, неотъемлемая часть нашей изрядно подранной в здешних зарослях полосатой души. И с твоей гибелью смерть придет и в наши сердца. Терпи, авиация, коль попал в морской десант!


Потом, лейтенант сделал свою работу на совесть. Боевые вертолеты  навел на цели как следует. Крылатая поддержка отработала на совесть, пройдя свинцом и сталью по «духам». А затем, вертолетчики забрали морских солдат с тех поросших диким лесом и кустарником высоток и ущелий.
На открытом участке оказался наш раненый морской пехотинец. Наемный снайпер решил применить изуверский прием – чеченский «крест», добивать его медленно, заодно отстреливая всех, кто придет бойцу на помощь. Капитан-медик Василий Селезнев на себе вынес бойца, под огнем, рискуя жизнью.


Врачам, вообще, отдельное слово благодарности. Капитаны медицинской службы Александр Дацук и Николай Сафонов на всех выходах на боевые задания шли наравне с десантниками. Автомат, боекомплект – как у всех, плюс еще сумка с красным крестом. В горах,  в разведке,  в первую очередь старались брать боеприпасы и физиологический раствор, медикаменты. Ибо вовремя  оказанная врачебная помощь – спасенная человеческая жизнь.
…Трое суток непрерывных стычек,  огня и разрывов гранат стоили жизни шестерым морским пехотинцам. Все закончилось, когда по разведанным целям артиллерия и авиация нанесла прицельные удары. Перехват переговоров боевиков показал – с мест боев они эвакуировали до сорока убитых. Трехдневные бои промелькнули в полуночных новостях телеканалов лишь одним коротеньким сообщением.


За бой в горах старший лейтенант Константин Ляховский и был удостоен  ордена Мужества. Потом, стало известно, в том районе радиоперехват определил наличие более ста абонентов «чужой» связи. Каждая такая радиоточка – командир группы боевиков. Причем, с полным «штатом»: пулеметчиком, гранатометчиком, снайпером, стрелками, подносчиками боеприпасов. Сколько их было, четыре, пять или шесть сотен – так доподлинно и неизвестно. В любом случае, банда не ожидала встретить в своей «вотчине» отчаянную сотню «полосатых тигров». За что и поплатились.
Вечная память шести павшим в том бою гвардейцам.
-Нет людей, кто не испытывает на войне страха. Или, у «героя» не в порядке с психикой, или он под действием «градуса» или наркотика. Я боялся – за жизнь своих морских пехотинцев. Думал, как смогу, случись непоправимое,  смотреть в глаза их матерям. Не хотелось умирать и самому. Жизнь самый драгоценный дар человека. Со временем становится все больней вспоминать погибших, в сотый раз спрашиваешь себя, все ли сделал  для их спасения.    - Константин говорит искренне, его слова выстраданы.


Но есть и та боль, капитан знает как никто другой, которую не дай Бог испытать еще раз. После первой командировки на войну командира взвода отправили на лечение в госпиталь, в Астрахань.   Печень после гепатита оказалась не совсем в порядке. Там и узнал о страшной новости…


9 мая 2002 года взрыв унес из жизни десятки морских пехотинцев на параде в честь великой Победы. Он   вскоре вернулся в свою роту, где не увидел ни одного офицера – кто уже похоронен, кто на госпитальной койке. И от чувства страшного одиночества, от боли потерь не избавиться ни на миг. В пустых комнатах, казалось, еще живы голоса друзей, которых не вернуть.
Память о погибших остается в сердце. Но нет времени  их оплакивать… Боевые задачи надо выполнять, как и прежде. Осенью тогда предстояло учение под руководством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России, Президента РФ Владимира Путина.
Потом, на знакомые до мельчайших деталей перевалы предстояла очередная командировка сроком на девять месяцев.


Вячеслав Лысенков, Владимир Мирошниченко, Максим Турта, Василий Буяло, Адамыч, старший прапорщик Красутин, сколько друзей и побратимов осталось после полутора лет, проведенных на войне? Дружба проверена по высшей мере, они без «примесей» и «шелухи» из корысти  лицемерия. В службе  они навсегда остались верными товарищами, в жизни – побратимами.
У каждого поколения Солдат России свои перевалы, поля битв,  свои высоты. Нынешние лейтенанты внешне мало напоминают своих предшественников, тех, кто прошли дорогами поражений и побед Великой Отечественной войны,   кто выполнял долг в Афганистане, в других «горячих точках». Есть же главное, незыблемы тот российский дух, та военная наука побеждать, тот невероятный стержень мужества и отваги, благодаря коим, сказано врагом про нашего воина: «Русского морского пехотинца мало убить, его надо пригвоздить штыком к земле. Тогда есть вероятность, что он не поднимется». 
Капитан Ляховский недавно принял под командование подразделение. Сейчас еще мало думает о предстоящем карьерном росте, надо еще показать себя как ротному командиру. На мой вопрос, планирует или нет поступать в академию, улыбается. Дескать, спросите лучше командование, ему решать, достоин или нет офицер академического значка.  


В любом случае, Константин ни на миг не  пожалел о своем юношеском  выборе в пользу службы офицера морской пехоты. И свернуть с избранного пути для капитана значит предать память друзей – живых  и мертвых…
 
 
 
Рассказ 2
 Два боя полковника Белявского
Наградные документы всегда следует читать между строк.  Ведь их лаконичный по-военному стиль не предполагает излишних эмоций. В наградном листе Героя России полковника Владимира Белявского сказано, что «только благодаря его героизму и мужеству, проявленным в боях с превосходящими силами бандформирований подразделение выполнило боевую задачу, избежав крупных потерь».
В том ущелье в чеченских горах отряд десантников-каспийцев оказалась в профессионально подготовленной засаде. Снег окрасился кровью шести павших «черных беретов».  Но по всем законам тактики почти все они тогда должны были погибнуть. В те   дни и ночи уходящего февраля 2003-го командирская удача и железные нервы тогда еще подполковника Белявского, боевое братство всех тех, кто помог окруженной разведке, спасло десятки жизней.
Пути военного человека схожи лишь в одном. На каждой их остановке всегда встретишь бывших сослуживцев. С нынешним заместителем командира гвардейской Московско-Черниговской, Краснознаменной, ордена Суворова 2 степени   бригады морской пехоты Каспийской флотилии полковником В. Белявским, оказалось, пересекались еще в Севастополе. Там, в черноморском полку морской пехоты, он дослужился до командира разведывательного батальона, пользовался непререкаемым авторитетом. Один из боевых эпизодов в послужном списке комбата иначе как уникальным не назовешь. Историкам еще только предстоит дать оценку событиям октября 1993 года, произошедшим возле берегов Абхазии. Несколько лет необъявленной войны унесли жизни более 20 тысяч человек. Сотни тысяч беженцев оказались изгоями на своей родине. С приходом к власти в Грузии Эдуарда Шеварнадзе на многострадальной земле появилась надежда остановить жестокую усобицу, и грузинам и абхазам, если не договориться о мире, то, по крайней мере, перестать убивать друг друга.
Партия войны в те годы чувствовала себя замечательно на некогда благословенной земле древней Колхиды. Ведь уж точно, кому от войны горе и страдания, а кому – взращенные на крови радость и процветаниек…На возвращавшийся после переговоров  кортеж президента Грузии в районе Кодорского ущелья напала неуправляемая банда малопонятной принадлежности. Уже потом грузины назвали ее абхазской. А те в свою очередь не остались в долгу, отметив одну «пикантную» подробность, что  у Шеварнадзе в Грузии многократно больше врагов, чем в Абхазии. Ситуация требовала немедленных действий. Рота российских миротворцев-десантников немедленно выдвинулась на помощь президенту и с ходу вступила в бой. Вертолетчики из Тбилиси получили драгоценное время для эвакуации Эдуарда Шеварнадзе и его ближайшего окружения.
Крылатая пехота дралась жестоко, под давлением многократно превосходящего противника она оказалась прижата к берегу. Помочь, казалось, им могло только чудо. Тем паче «оппозиционеры» вымещали злобу на миротворцах, такая ведь «птичка» упорхнула. Но за сотни и сотни километров от места событий, в тишине штабов уже был продуман  план отхода десантников.  
Тогда на соленом озере Донузлав в северо-западной части Крыма российский флот  располагал современной военно-морской базой, где и находился дивизион десантных кораблей на воздушной подушке. Лучшим  из них был ДКВП типа «Зубр» под командованием опытного и решительного  офицера Сергея Кременчуцкого. После получения приказа стремительный «Зубр» взял курс на Севастополь, где в районе бухты Казачьей взял на борт разведчиков старшего лейтенанта Белявского.
Скорость десантного корабля казалось фантастической – до 60 узлов, около 100 километров в час. Нескольких часов хватило, чтобы проскочить почти половину Черного моря. В темноте подошли к берегу, связались с нашими миротворцами. Рёв корабельных турбин  сбил с толку противника. Они решили – со стороны моря приближаются самолеты и открыли заградительный огонь по воздушной цели. Над «Зубром» небо  расцветилось трассами артиллерийских орудий и крупнокалиберных пулеметов.  Для операции все складывалось в один удачный «пасьянс». Внезапность дополнялась высочайшей выучкой экипажа и морских пехотинцев вкупе с боевыми возможностями летящего над гребнем волны корабля.
«Зубр» на предельной скорости выскочил  на берег. Разведчики под командованием старшего лейтенанта Белявского действовали блестяще, время им было отпущено в обрез. Ребят спасли. Правда,  остался тогда без награды, но не в том дело. Потом, с ближайшего порта на перехват «Зубра» выскочит вооруженное судно на подводных крыльях. Тогда еще капитан 3 ранга С. Кременчуцкий примет решение открыть огонь на поражение корабельной реактивной установкой «Гроза» – морским аналогом «Града». Комендоры не подведут, противник свою смертельную порцию реактивных снарядов. 
Невозможно переоценить события тех октябрьских дней, возле кавказских берегов. Горстка отчаянных российских крылатых и морских десантников, великолепно обученный экипаж корабля на воздушной подушке изменили ход событий  уставшем от войны регионе. 
Через десять лет, во время «революции роз» вряд ли кто в Грузии вспомнит добрым словом Эдуарда Шеварнадзе, президента, при котором была остановлена война.
Вскоре Владимир  вновь вернется  в те края. Спасенный президент обратился за помощью к России для прекращения гражданской войны. Черноморские морские пехотинцы  высадились в районе Поти. Еще три года назад здесь был цветущий край. Сегодня же здесь бал правит разруха, неограниченным господством обладают те, у кого в  руках оружие. Впрочем, «национальные» формирования бандитского толка быстренько вкурили – с «полосатыми дьяволами» лучше не враждовать. Простой народ вздохнул с облегчением, грабежи и мародерство, наконец, прекратилось.
Сейчас, когда прошли годы и годы службы, Владимир Анатольевич постоянно ловит себя на одной и той же мысли, насколько его жизнь связано с непростым регионом Кавказа. В январе 1995-го, когда в горячий от крови  снег Грозного ложились наши батальоны, он вместе со своими разведчиками готовился к отправке в Чечню. Тогда для обучения к действиям в городских условиях черноморские морские пехотинцы даже приспособили недостроенный жилой дом возле части. Тогдашний президент Украины Леонид Кучма позвонил командующему Черноморским флотом адмиралу Эдуарду Балтину,   напомнил – ЧФ, в соответствии с межгосударственными соглашениями подчинен главам России и Украины, не должен ни при каких обстоятельства принять участия в боевых действиях на Северном Кавказе.  Больно, тяжело было смотреть новостийные программы, где смаковалось число убиенных жизней русских солдат. Владимир был уверен, ребята из той, спасенной десантной роты сейчас там.
Начало второй вторая чеченской кампании застало разведчика в академии. Его недавние подчиненные офицеры, ротные да взводные,  Вадим Клименко, Владимир  Карпушенко, Денис Ермишко вместе с десятками однополчан ушли по тревоге в края, где вновь началась война. Подполковник Владимир Карпушенко, Герой России, после академии вернулся в родной полк. Славный был разведбат в морской пехоте на ЧФ, выходцы из него - два Героя России, десятки разведчиков награждены боевыми орденами.
Судьбой и управлением кадров для Белявского было уготовано другое место службы, Каспийская флотилия.
Тот бой возле Тезен-Калы не забыть и вовек. Все начиналось с какого-то зловещего затишья, когда ничто не предвещает подвоха. Разведывательная группа морских пехотинцев проверяла ущелье, где по предварительным данным как будто все было в порядке. Конец февраля, склоны заснеженные, горный лес густой, ветки как колючая проволока, в клочья рвут самую прочную ткань  камуфляжа.  Идти по заснеженному склону до невозможности трудно, постоянно скользишь вниз. Несколько сот метров даются с трудом, ноги потом болят как после десятикилометрового марш-броска.   Командир разведчиков в таких условиях выбрал нижний, более удобный маршрут. Но в горах, кто выше тот и прав. И надо было проверить склон по самой высокой его кромке…. 
Засада была организована грамотно,  по принципу огневого мешка. На повороте склонов на самых высоких точках «духи» оборудовали три позиции, одну – справа по ходу движения разведчиков, две – слева. По секторам стрельбы получился равнобедренный треугольник, где каждая точка простреливалась с трех сторон. Понятно, пусти командир хотя бы несколько человек по верхним маршрутам, все закончилось  обычной перестрелкой. Бандиты бы просто ушли.  Когда засада обнаружена, в ней теряется всяческий смысл.  Все же случилось по-другому. Как только морские пехотинцы ближе к трем часам дня оказались в центре треугольника смерти по ним открыли шквальный огонь из крупнокалиберных пулеметов.
Ребята сразу залегли, попытались организовать круговую оборону. Но их спас неудобный на переходе крутой склон. В несколько минут, большая часть группы сползла вниз, на самое дно ущелья, в мертвую зону. Лейтенант Ляховский сумел взять команду на себя, организовал в кромешной тьме круговую оборону, сутки вел бой,  не потеряв ни одного человека убитыми. Кто-то отошел назад, к началу ущелья, здесь располагался  командный пункт, отсюда подполковник Белявский и руководил операцией.
В горах темнеет быстро. А в конце февраля в четыре вечера уже все во власти сумерек. Целой ночи для врага, знающего горный склон,  как свои пять пальцев, хватит сполна, чтобы разделаться с горсткой отрезанных от своих десантников. Белявский  после переговоров с командованием принимает решение – идти немедленно на выручку группе. За секретность переговоров он не беспокоился. Старенькая радиостанция Р-159 обладала таким кодирующим устройством, что сколь ни перехватывай радиообмен, расшифруешь его лет через несколько, как раз для мемуаров.
Как опытный разведчик Владимир повел свой отряд по самому высокому маршруту. Хоть и потяжелей идти, да надежней. Как нашли во тьме своих «окруженцев» – знает один Бог, свое слово сказал многолетний опыт горной подготовки Белявского. Радости было, не передать словами. Хотя настоящие испытания только начинались.  Потом уже спросят у попавших в засаду, отчего не давали сигнальных ракет. Ответ даже обескуражил. Мол, не хотели себя обнаружить. Да, уж точно, душманы  держа вас под прицелом с трех точек не «знали», кто уж у них там внизу. Наступившая вторая ночь неравного боя дала возможность ускользнуть из огневого мешка. Но до возвращения к своим было еще трое кровавых суток.
На позицию боевиков нарвались внезапно. Те заорали, Аллах Акбар, сдавайтесь. Владимир сразу прочувствовал настроение своих бойцов – перетрухнули ребята изрядно. С кем, впрочем, не бывает. Дальше, все как в послевоенных комедиях, закричал – первое отделение заходи справа, третий взвод – окружай слева. Ладно, хоть чувства меры хватило не орать, десантно-штурмовой батальон, высаживайся на голову противника. Враг замешался,  все-таки и там разведка работала далеко не идеально. Наши взбодрились, по цепи передали команду на занятие круговой обороны, открыли ответный огонь.  Даже, большая удача, завалили одного из двоих чеченских снайперов. Позже, при свете дня наш снайпер бросит взгляд на свою винтовку и не поверит глазам. Чеченская пуля пробила ствол аккурат посередине.
Лейтенант  Сергей Веров и еще двое разведчиков получили приказ выдвинуться вперед, разведать маршрут.
Взрыв мины изранил осколками всех троих из передового дозора. Раздались крики, стон. Подполковник крикнул взводному лейтенанту Константину Ляховскому - бери людей, двигаться только ползком, вытаскивайте раненых. Веров превозмогая боль от раны в ноге,  отстреливался до последнего патрона. Пуля настигла его, когда  Константин был от него всего в нескольких метрах.  Второго раненого удалось забрать ночью. Третий затих,  истекая кровью остался лежать в снегу до утра.
С рассветом бой продолжился с новой силой. Со стороны селения Зинкала заработали автоматические гранатометы. Погиб пулеметный расчет. Артиллеристы соседней 205 бригады хоть и хаотично почти неприцельно, но  открыли огонь.  Настоящая горечь в сердца морских десантников пришла днем, когда на руках стали умирать раненые… Ночь на снегу, при болевом шоке и потере крови не все смогли пережить.
Вскоре пришла команда  готовить площадку для посадки вертолетов. Место определили довольно скоро, на пересечении замерзших двух горных  речек. Крылатые машины сделали первый заход, дали залп НУРсами по боевикам. Потом начали садиться. В первые два «борта» погрузили раненых. Они взлетели и ушли так и не обстреливаемые боевиками. В третью «вертушку» Владимир сел вместе с разведчиками, когда поднялись в воздух, даже, вздохнул с облегчением.
Взрыв прервал полет. Вертолет рухнул прямо  в лес, кустарники и кроны низкорослых горных деревьев смягчили удар. К счастью, все остались в живых. Летчики получили, правда,  серьезные травмы. Десантники выскочили наружу в мгновение ока. Авианаводчик крикнул, что забыл автомат. Белявский, потом он посчитает этот свой приказ единственной ошибкой в том бою, зачем было рисковать лейтенантской жизнью зазря, дал ему команду – возвращайся и  забирай оружие. Старлей успел вытащить свой Калашников до того, как пламя охватило искореженный Ми-8. Среди наемников и местных «вольных стрелков»  начался настоящий ажиотаж. Со всех окрестных лагерей и сел на место падения «вертушки» хлынули боевики. За каждого живого или мертвого пилота «ставки» могут доходить   до нескольких тысяч долларов.  Радиоперехват установил работу сотни передатчиков, следовательно, число боевиков могло достигать пяти сотен.
Снова начался  изнурительный бег по горному склонам. Пилоты предложили на каком-то этапе вернуться к месту падения, дождаться эвакуационной группы. Десантники по данному поводу даже пошутили, мол, один раз нас уже «эвакуировали». Боевики будут сидеть тихо, пока ведут огонь  артиллерия и винтокрылые машины. Но при посадке вертолетов огонь прекращается. И здесь уже начинается   «праздник горцев». Потерпи, авиация, доберемся до своих на своих же и двоих, так целей будем.
По ущелью дальше шли тихо, по двум склонам. К ночи вышли на позиции десантно-штурмового полка. Старший,  подполковник Александр Коваленко, оказался другом и однокашником по академии, его батальон срочно перебросили к ущелью на помощь гвардейцам. Порадоваться бы, да сил нет. Крылатая пехота по-братски поделились с морской пехотой сухим пайком, уложили нежданных гостей спать.  Наутро появились данные об окончательных санитарных «потерях». Ребята после трех суток непрерывных  боев на морозе так выключились, даже не почувствовали во сне как немного обморозили ноги.
Как только из ущелья ушли последние разведчики, «духов» взяли в оборот по всем правилам воинской науки.  Опять, с помощью перехвата установили, с места боев боевики забрали до сорока своих трупов и порядка  сотни «воинов ислама» получили серьезные ранения.  Неудачно начатая разведка позволила выманить под удар крупнокалиберной артиллерии и авиации до полутысячи «чехов», что обернулось в итоге серьезным успехом.  Одно лишь вовремя принятое командирское решение, офицерская воля, умение воевать полковника Владимира Белявского склонило чашу весов к нашей победе.

вторник, 4 июня 2013 г.

Под флагом Румынии

 
Утром 7 августа 2005 года большой десантный корабль  «Ямал» отправился в порт Констанцу. В нынешнем году  эстафета командования переходит румынской стороне. Именно отсюда эскадра «Общего моря» начнет свой пятый поход по Черноморью.
Вскоре после выхода из Севастополя состоялся торжественный ритуал отдания почестей погибшим в годы войны боевым единицам флота – эсминцу «Дзержинский» и тральщику Т-413. Казалось, в родной базе, сама погода напутствовала в добрый путь наш корабль. Стадо дельфинов приблизилась к борту «Ямала». Наследники легендарных атлантов легко, как бы играючи, пронырнули под днищем нашего корабля.  Но на половине перехода усилился ветер, море начало заметно волноваться. На палубе замечаю голубя необычной окраски. Птица, неведомо какими путями, оказалась за многие мили от суши, явно выбилась из сил. Позже, едва отдохнув, наш пернатый попутчик вновь поднялся в воздух и взял одному ему известный курс.
Вахтенный офицер капитан-лейтенант Дмитрий Распопов действовал уверенно. Экипаж в таких условиях проявил все свои лучшие морские качества.  Подчиненных командира электромеханической боевой части   капитана 3 ранга Павла Сошкина обеспечили бесперебойную работу двигателей, всех механизмов. Именно их стараниями техника не подвела. В назначенный час «Ямал» прибыл на внешний рейд порта Констанца. Нас здесь уже ждали турецкий фрегат УРО «Фатих», болгарский тральщик «Шквал». Навстречу эскадре Причерноморья в район якорной стоянки вышли румынские фрегаты УРО «Ригеле Фердинанд» и «Регина Мария». Данные корабли английской постройки, относятся к хорошо известному всем военным морякам мира типу 22. Во время англо-аргентинского конфликта 1982 года возле Фолклендских островов их собрат по серии «Шеффилд» был потоплен авиацией противника. После вступления Румынии в НАТО они были приобретены правительством для военно-морских сил.
Флагманским кораблем ЧВМГ на нынешней, пятой активации, определен фрегат «Марашешти», им командует капитан 2 ранга Адриан Йордаки. «Марашешти» построен более 20 лет назад на национальной судоверфи, вооружен ракетными и артиллерийскими комплексами, торпедными аппаратами и реактивными бомбовыми установками советского производства, обладает ангаром и вертолетной площадкой. Эскадрой «Общего моря»  нынешней активации назначен командовать капитан 1 ранга Александр Мыршу, ВМС Румынии.
Едва корабли ошвартовались возле причалов, задул сильный, порывистый  ветер. Боцманские команды всех кораблей сделали все для безопасности стоянки.
Командующий  ЧВМГ капитан 1 ранга А. Мыршу, начальник штаба капитан 1 ранга Михаил Сухвал (Россия), командиры кораблей нанесли протокольные визиты вежливости начальнику морского оперативного командования ВМС Румынии. Отсюда офицеры отправились в городскую мэрию, где их принял вице-мэр Николае Немирский. Затем на фрегате УРО «Марашешти» состоялся прием в честь командиров кораблей. На ходовых мостиках  боевых единиц сейчас находятся – капитан 1 ранга И. Гавриш, БДК «Ямал», Россия, капитан 2 ранга Мустафа Коч, фрегат УРО «Фатих», Турция, капитан 3 ранга Павлин Штерев, БТЩ «Шквал», Болгария. По техническим причинам грузинский участник патрульный катер «Кутаиси» в учениях не будет принимать участие. Но в качестве представителя на турецком фрегате находится его командир капитан 3 ранга Мамука Аладашвили.
В рамках подготовки к предстоящей 14 августа церемонии активации начались тренировки парадных расчетов. По уже устоявшейся традиции палаш командующего «БЛЭКСИФОРом», изготовленный в свое время в Болгарии, прежний руководитель учений грузинский капитан 1 ранга Геннадий Хайдаров вручит в торжественной обстановке румынскому офицеру. На церемонии ожидается присутствия многих официальных лиц, в том числе и командующего Черноморским флотом РФ вице-адмирала Александра Татаринова.
Хозяева проявили свойственное им радушие,  для причерноморцев были организованы экскурсии в Констанцу, в ее курортный пригород Мамаю, в городские музеи.
Пройдет еще всего несколько дней.  Черноморская военно-морская группа выйдет в море для выполнения запланированных упражнений. А пока,  проводятся необходимые предпоходовые проверки, на совещаниях согласовываются необходимые детали, проводятся товарищеские встречи по футболу.
Неделя стоянки в  Констанце пролетела незаметно. Дни были заполнены тренировками строевых расчетов, согласованием планов совместной работы в море, учениями по взаимодействию, по организации борьбы за живучесть, защите кораблей. На офицеров штаба ЧВМГ, его возглавляет в нынешнем году черноморец – капитан 1 ранга Михаил Сухвал, возложена ответственейшая задача. Необходимо в кратчайший срок подготовить к совместным действиям пять не схожих между собой по многим параметрам боевых единиц. Если позволить себе отступление, то весьма сложно соединить в рамках оперативной группы турецкий и румынский фрегаты, болгарский тральщик, российский БДК и украинский корабль управления. Но все проблемы планирования успешно преодолены. В чем, несомненно, большая заслуга офицеров по оперативным вопросам капитана 2 ранга Андрея Замулы (ВМФ России) и капитана 3 ранга Ёндера Келеби (ВМС Турции). Каждый из них обладает огромным опытом и достойно представляет отечественные штабные школы.   Мне довелось присутствовать на практическом занятии по борьбе за живучесть на фрегате УРО «Фатих». Командир дивизиона живучести, по нашей терминологии, старший лейтенант Мурат Йанм квалифицированно и весьма учтиво продемонстрировал возможности пожарного оборудования и средств защиты. Большой интерес у профессионально подготовленной аудитории вызвал прибор, позволяющий видеть в задымленных условиях.
14 августа наступил день торжественной церемонии передачи командования ЧВМГ румынской стороне. Но прежде, чем началась церемония, командир «Шквала» капитан 3 ранга Павлин Штерев и весь болгарский экипаж принимали поздравления с днем ВМС Болгарии. Так совпало на Черном море, что профессиональные праздники военных моряков в большинстве странах по времени совсем недалеко отстоят друг от друга. На причале, где проходила церемония передачи командования, незадолго до начала официальной части, улучшив момент, подошел к знакомому по предыдущей активации капитану 1 ранга Геннадию Хайдарову, передал газеты «Флаг Родины» с публикациями о прошлых учениях ЧВМГ. В том числе и с интервью, которое он давал в качестве командующего «БЛЭКСФОР-2004».
В назначенное время моряки Причерноморья застыли в парадном строю. В отдельном строю находились военнослужащие многонациональной южно-европейской мотопехотной бригады. Данное соединение, сейчас им командует болгарский бригадный генерал Нейко Ненов дислоцируется в Констанце. В ее состав входят подразделения из Румынии,  Македонии, Албании, Болгарии, Италии. Костяк, вполне естественно, бригады составляют батальоны из стран-участников Североатлантического блока.  Для остальных же участников соединение служит одним из практических этапов, которые необходимо пройти для вступления в НАТО. Для участия в церемонии прибыли главнокомандующие национальными ВМС турецкий адмирал Енер Караханоглу, болгарский адмирал Симеон Николов Цеков, румынский адмирал Некулай Сурла, украинский вице-адмирал Игорь Князь. ВМФ России представлял командующий Черноморским флотом  вице-адмирал Александр Татаринов. От ВМС Грузии здесь находился временно исполняющий обязанности командующего   капитан 3 ранга Гоча Ветряков. Причем адмирал Енер Караханоглу лишь 11 августа принял дела и обязанности. Обретение в очередной раз реальности ранее не  имеющей прецедентов на Черном море военно-морской группы оперативного взаимодействия  вызвало интерес  военных  атташе из многих стран.
Высшее руководство страны на церемонии активации представляли канцлер президента Румынии по вопросам обороны Константин Дешерату и заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил генерал-майор Флориан Пинца.
Звучат гимны всех шести стран причерноморского региона.  В такие минуты испытываешь особые чувства, когда оркестр начинает играть «Россия – священная наша держава….». Формальности далее соблюдаются неукоснительно. Документ о переходе командования подписывается всеми командующими флотов на Черном море. И в финале церемонии грузинский капитан 1 ранга Геннадий Хайдаров передает символ командующего «БЛЭКСИФОР» - великолепно сделанный болгарскими мастерами морской палаш – в руки румынского капитана 1 ранга Александра Мыршу.   Флаг ЧВМГ поднимается одновременно на всех кораблях международной группы. Единая эскадра Причерноморья в пятый раз получает законное право действовать во имя безопасности и стабильности в регионе.
После окончания церемонии начала активации на флагманском корабле эскадры Причерноморья фрегате УРО «Марашешти» состоялась первая пресс-конференция руководства и командиров ЧВМГ. Среди многочисленных вопросов журналистов были и те, которые касались обеспечения безопасности непосредственно кораблей «общего моря». Вечером в честь командования национальных флотов и моряков Черноморской военно-морской группы состоялись приемы в Военном Отеле и на президентской яхте «Муреш».
Одновременно  с подготовкой к церемонии передачи командования Черноморской военно-морской группой оперативного взаимодействия наши румынские коллеги готовились к празднованию Дня национальных ВМС. На внешнем рейде Констанцы выстраивались корабли, среди них почетное место заняли два недавно приобретенных боевых корабля английской постройки – фрегаты УРО «Ригеле Фердинанд» и «Регина Мария». Линию кораблей возглавил тральщик «Лупу Дунеску». Жители портового города с набережной наблюдали за кораблем управления «Констанца». Два однотипных корвета отечественной постройки «Контр-адмирал Себастьян» и «Контр-адмирал Хорио Мачеллариу» расположились, соответственно, спереди и сзади экс - «британцев». Строй замкнули тральщики «Вице-адмирал Каболеску», «Лейтенант Р. Лепри» и спасательный буксир «Грозаву». На городской набережной проходили тренировки парадных расчетов. Там же для всеобщего обозрения была выставлена пусковая установка берегового ракетного комплекса советского производства.
Ранним утром 15 августа наша «эскадра» вышла в море, и стали на якорную стоянку на внешнем рейде Констанцы, заняв почетное место в строю. Едва начался военно-морской парад, как все причерноморцы поздравили моряков «Марашешти» с профессиональным праздником.
Ровно в 10.00   после торжественного подъема флагов на кораблях ВМС Румынии начались торжества. Вне всякого сомнения, праздник сорвал всю бурю аплодисментов многочисленных зрителей, наблюдавших за ним с набережной. Как и в Севастополе, здесь буквально некуда было упасть яблоку, флот и здесь пользуется популярностью. На катере «Агрета» командующий ВМС обходит свои боевые единицы. Затем начинается демонстрация возможностей корабельного оружия. К сожалению,  подводная лодка российского проекта «Дельфинул» не смогла принять участие в торжествах из-за отсутствия технически готовых аккумуляторных батарей. Причем средства для их приобретения в России имеются. Но одно из требований  при вступлении Румынии в НАТО – закупка оружия, техники и оборудования только у государств-участников блока. А вот тамошние цены для небогатого бюджета страны слишком высоки.
Противолодочное упражнение из реактивных бомбовых установок выполнил корвет «Адмирал Петре Барбуниану». Корабль, как и большинство боевого состава ВМС  - национальной постройки. Но вооружение на нем еще советского производства. Серьезным недостатком проекта является отсутствие здесь зенитного ракетного комплекса.  «Учебный бой» продолжают морские тральщики «Аксенте» и «Лейтенант Николеску». Затем в атаку выходят, по местной классификации, корветы «Ластунул» и «Зборул». Впрочем, российские моряки  без труда узнали в них ракетные катера типа «Молния». В ноябре 1991 года еще советской стороной они были переданы в состав румынских ВМС.
Над морем появляются тактические истребители IAR-95 национального производства. После фигур пилотажа они возвращаются на аэродром. Показывают свое мастерство  экипажи двух вертолетов Ми-14. Первый осуществляет передачу пакета на один из кораблей на рейде. А затем осуществляет посадку на вертолетную площадку фрегата УРО «Ригеле Фердинанд». Зрители замирают в ожидании.  При свежем ветре и волнении моря от пилотов требуется изрядное мастерство.  Вертолетчики с задачей справляются успешно. На катер «Агрета» со второго Ми-14 начинается высадка диверсионной группы.
Войска специального назначения пользуются особым вниманием руководства национального флота. Немного отступив от рассказа, замечу, для страны потомков древних даков Вскоре несколько легких и быстроходных надувных лодок с разведывательно-диверсионными группами стремительно обходят корабля на рейде и начинают высаживаться на берег.  Вне всякого сомнения, боевой успех и симпатии зрителей на их стороне.
Праздник ВМС Румынии совпал с 26-летием старшего лейтенанта Романа Полетаева, командира группы морской пехоты на «Ямале». Роман принимает поздравления. Для него день рождения на рейде Констанцы станет незабываемым. Впрочем, на следующий день свою 19 лет встретил корреспондент независимой русской общественно-политической газеты в Украине «Крымская правда» Сергей Мильнев.
Утром,16 августа боевые единицы Черноморской военно-морской группы снялись с якорей и покинули внешний рейд Констанцы. Началась долгожданная активная фаза международных учений. Причерноморский строй сразу разделился на две группы для проводки за тралами. Задачи по защите от минной опасности  фрегатов УРО «Марашешти» и «Фатих»  выполнял МТЩ «Лейтенант Р. Лепри». Большой десантный корабль «Ямал», «Славутич» и тральщик «Шквал» выстроились за МТЩ «Лупу Дунеску».
Во время перестроения эскадры «общего моря» произошел не совсем приятный случай с гражданским судном. Совершенно неожиданно для всех сухогруз «Атра» снялся с якорей и попытался проскочить между «Ямалом» и «Славутичем». Командир российского корабля продемонстрировал мгновенную реакцию, принял единственно возможное решение на расхождение, приказал дать предупредительный сигнал. Аналогично поступил и его украинский коллега со «Славутича» капитан 2 ранга Геннадий Касько. Командир отделения рулевых старшина 2 статьи Александр Богатырев в очередной раз проявил высокие профессиональные качества. Впрочем, на настроение причерноморцев  данный случай никак не сказался. После довольно длительной стоянки  морские учения воспринимаются с подъемом на всех кораблях-участниках ЧВМГ. 

Первым важным эпизодом активации стало оказание помощи судну, терпящему бедствие. В назначенное время над болгарским «Шквалом» капитана 3 ранга Павлина Штерева поднялись клубы дыма, имитирующие пожар. На помощь подошли все корабли нашего ордера. В готовности находились аварийные группы на всех кораблях. Но вполне понятно, основная нагрузка по спасению легла на спасательный буксир «Грозаву» ВМС Румынии. Спасатели и экипаж «Шквала» во взаимодействии справляются с «огнем» и «повреждениями».
Командующий «БЛЭКСИФОР» капитан 1 ранга Александр Мыршу получил информацию о движении подозрительных судов в западном направлении. По некоторым сведениям на них находится опасный груз и вооруженные лица. Роль потенциальных «террористов» играют румынские корветы «Ластунул» и «Зборул». Они постоянно меняют курс и скорость и явно не заинтересованы в досмотре.  Затем ордер Согласия разделяется на две части для осуществления тактического контроля. «Ямал» находится в одной группе с турецким фрегатом.  Задача выполнена. Затем следует короткий разбор и вскоре начинается очередное учение.
В эпизодах начинает принимать самое непосредственное  участие вертолет фрегата УРО «Фатих».   Разведка с воздуха. При проведении тренировок совместных действий по спасению человека за бортом именно крылатая машина выбрасывает в заданном районе манекен. Кстати, на разных кораблях «моряк» называют по - разному. Для россиян он – Гоша, для турок – Оскар. Со всеми задачами причерноморцы справляются.
Тактическая обстановка учений осложняется. По легенде, экстремисты осуществили подводный взрыв устройства, содержащего радиоактивные вещества. Здесь чувствуется значительный шаг вперед в отработке совместных действий в более сложных условиях. Весной, на предыдущем развертывании российской и украинской стороной  был инициирован вопрос о подготовке к защите от возможных акций  террористов с использованием высокотоксичных отходов производства и радиоактивных веществ. Ведь экономика всех причерноморских стран зависит от морского грузооборота. А стоит экстремистам только отравить акватории портов, то ущерб здоровью населения и  от остановки движения судов может исчисляться сотнями миллионов долларов. 
На кораблях звучат сигналы тревог, проводятся мероприятия по герметизации корпусов,  дезактивации.  Старший химик БДК «Ямал» старший матрос Сергей Савкин работает уверенно, в полном соответствии с правилами.   
В перерыве между учениями и тренировками состоялось подведение итогов первого этапа похода. Пальма первенства по праву принадлежит морякам артиллерийской боевой части капитан-лейтенанта Дмитрия Распопова.  Командование в лучшую сторону отмечает старших матросов Владимира Жовно, Риала Хамитова, Александра Шеховцова.
. Корабельная жизнь    на «Ямале» продолжается в обычном режиме. На вахтах отличились морские пехотинцы старший матрос Александр Караев, матросы Алексей Кудрявцев, Максим Лазько.  Командир их группы старший лейтенант Роман Полетаев получил поздравительную телеграмму с днем рождением от командования соединения надводников. Подобное внимание отнюдь не случайно. Ведь отец Романа, капитан 1 ранга запаса Полетаев всю свою службу отдал родному соединению. Русский хлеб возле берегов Румынии «от старшего матроса Петра Беззаботного» вкусен и душист,  как положено. Старший кок  старший матрос Дмитрий Шморгун  готовит с душой. Молодой моряк Рамзель Сафин  в экипаж пришел недавно, незадолго до выхода корабля в поход. Но уже успел влиться в коллектив, успешно освоил специальность радиометриста.
На радиотехнической службе корабля возложена огромная ответственность. Связь и безопасность плавания, своевременное обнаружение, расчет элементов движения надводных и морских целей – все находится в их ведении. Командир отделения радиометристов старший матрос Михаил Курдюков уверенно ведет все цели, точно докладывает об их курсе и скорости. Работа старших матросов Сергея Горбатова и Николая Денисова как всегда надежна. Механики также на высоте профессионализма. Мотористы, трюмные и электрики командиров отделений старших матросов Александра Елисеева, Михаила Сорокина,  Дмитрия Махалина обеспечивают бесперебойную работу «стального сердца» корабля.
Наступает первый вечер ордера Согласия в море. Над волнами сгущаются сумерки. На кораблях зажигаются опознавательные и сигнальные огни. Помимо нас в здешних водах находятся несколько  гражданских судов. Неведомо, каким ветром  на «Ямал» заносит …. стрекозу. Хотя до берега уже вполне приличное расстояние. Впереди еще несколько дней учений. А затем, 19 августа ордер Причерноморья зайдет в болгарский порт Варну.
Погода возле берегов Болгарии в конце августа начала проявлять свои сюрпризы. Расположенные неподалеку Балканские горы привносят в местный климат непредсказуемость. В ночь накануне захода кораблей  в болгарский порт Варна горизонт заволокло тучами, огненные всполохи молний выхватывали из кромешной тьмы огромные пространства. Затем пошел ливень,  сильный ветер за считанные минуты вспенил  волнами море за бортом корабля. Экипажи причерноморцев с честью выдержали все испытания стихией. Для моряков болгарского тральщика «Шквал» капитана 3 ранга Павлина Штерева наступили серьезные испытания на прочность и морскую выносливость. Небольшой кораблик с деревянным корпусом  бросало на волне  подобно щепке. Качка буквально выматывала моряков. Но болгары в очередной раз показали настоящий флотский характер.  Утром 19 августа «Шквал» в полном соответствии с планом учений осуществил проводку за тралами кораблей Черноморской военно-морской группы. Так совпало, что 21-й свой день рождения «ямалец» старший матрос Дмитрий Савельев встретил в Болгарии, о чем можно только мечтать.
Место стоянки эскадры Согласия  было определено на морском вокзале Варны. Командование ЧВМГ и командиры кораблей с первым официальным визитом направились в штаб военно-морской базы Варны. Командир ВМБ бригадный адмирал Георги Георгиев весьма радушно встретил причерноморцев. И помимо традиционного болгарского гостеприимства у болгарского адмирала здесь чувство сопричастности к группировке «Общего моря». В 2003 году он командовал кораблями Причерноморья. Следующим протокольными визитами стало посещение офицерами-руководителями губернатора области  Варна Петра Канделярова и вице-мэра города Бориса Корновского.
Стоянка в Варне оставила незабываемое впечатление у всех причерноморцев. Город - настоящая жемчужина  у благодатного моря, обладает совершенно неповторимым обликом, весьма ухожен и буквально купается в зелени деревьев и цветах многочисленных парков. Неподалеку от выхода из порта здесь расположился военно-морской музей, где под открытым небом находятся образцы вооружения разных эпох, в том числе и миноносец  времен балканских войн начала прошлого века. Пляжи  совершенно оправданно получили свое название Златы Пясты – Золотые Пески. На многие километры побережья протянулись идеальные песчаные пляжи. Здесь и расположились одни из самых замечательных на Черноморье курортов. Варна хорошо известна не одному поколению россиян – туристов, военным и гражданским морякам, специалистам. Ведь история российско-болгарских отношений уходит вглубь столетий. И здесь хорошо помнят помощь русского народа в освобождении от османского владычества, есть даже улица российского дипломата графа Игнатьева, бережно хранят памятники разных эпох.  Связи с нашим Отечеством, похоже, не прерываются, если судить по многочисленным отдыхающим. Причем провести отпуск в Болгарии обойдется несколько дешевле, чем, скажем  в Ялте или Сочи.
Три дня возле болгарских причалов  причерноморцы занимались пополнением запасов, согласованием планов, осмотром и профилактическим ремонтом технических средств, различными тренировками. Стоянка в Варне оказалась также наполнена и спортивными страстями, на сей раз волейболом.
Соревнования по волейболу проходили на спортивной базе военно-морской академии ВМС Болгарии. В нашей команде подобрались опытные игроки – военный переводчик капитан 3 ранга Юрий Щербинин, старший помощник командира капитан-лейтенант Олег Мальцев, артиллерист капитан-лейтенант Дмитрий Распопов, старший мичман Константин Шмаргун, старшина 2 статьи Александр Богатырев и другие. Соперник также выставил сильные составы. По негласной договоренности всех участников за «Шквал» играли опытные игроки – военнослужащие Варненской военно-морской базы капитан 3 ранга Мариус Рохарт, капитан-лейтенанты Светломир Димитров, Стоян Пламенов.  Подобный подход был признан справедливым. Ведь в маленьком экипаже тральщика весьма сложно подобрать  хороший состав команды. Ведь в той же Констанце на первенстве по футболу болгарские моряки были далеко не в равных условиях с остальными командами. Высокий класс болгарских волейболистов и предопределил их конечную победу. Впрочем, без борьбы проходила ни одна игра, спортивный характер проявили все в равной степени участники.
Соревнования продолжались несколько часов. Воля к победе присутствовала в каждом участнике. Среди турецких моряков на площадке были весьма заметен старший лейтенант Мукат Йаник, на корабле он отвечает за вопросы борьбы за живучесть. Наиболее зрелищным и захватывающим стала игра за второе-третье место команд «Ямала» и «Марашешти». Примечательно, что в весьма слаженно играющей румынской команде тон задавал военный журналист, руководитель медиа-группы штаба ВМС подполковник Леонард Мошану.  В конце игры счет складывался 13:7 не в нашу пользу. На подачу вышел капитан 3 ранга Ю. Щербинин. Все шесть волейболистов - «ямальцев» боролись за каждый мяч, за каждую подачу. И произошло настоящее чудо.  Противник не смог преодолеть барьер в два очка, отделяющие его от победы. Думаю, если бы на чемпионате существовал приз «За волю к победе», то он по праву достался бы россиянам. Второе место заслуженно завоевали волейболиста «Ямала».
Утром 22 августа корабли эскадры Согласия покинули гостеприимный болгарский порт Варна. Курс теперь к берегам Турции. Основным эпизодом третьей фазы активации станут совместные действия группировки ЧВМГ с кораблями ВМС Турции в рамках операции «Черноморская гармония». На 23 августа намечена встреча эскадры Причерноморья и турецких фрегатов. На выходе из пролива Босфор корабли стран Причерноморья проведут учения по мониторингу гражданского судоходства, а так же отработают перехват подозрительного судна и досмотровую операцию. Корабли ЧВМГ и ВМС Турции также проведут учения по отражению атаки подводной лодки на ордер и одиночную цель.
Совместные действия сил Черноморской военно-морской группы и ВМС Турции планируется завершить торжественным прохождением кораблей – участников операции «Черноморская гармония». торой морской этап показывает, насколько возросли выучка экипажей, их способность решать задачи совместного плавания. В море еще раз подтверждается одинаковая для всех флотов истина,  – только на просторах стихии живы корабли и моряки,  только в практическом плавании ордера Согласия возможно подтвердить истинность намерений сотрудничества всех стран Причерноморья.
Вторая морская часть учений Черноморской военно-морской группы в самом разгаре. На учениях выполняются боевые упражнения, как по противовоздушной обороне, так и по защите кораблей от  нападения надводного «противника». Задачи усложняются. В третий раз с начала активации корабли тренировались по задержанию и досмотру судна-нарушителя. По легенде через зону международного эмбарго пытается проскочить сухогруз с запрещенным грузом на борту.  По предварительной договоренности его роль играет БДК «Ямал». Российский корабль уходит вглубь полигона. Затем все остальные участники эскадры «Общего моря» начинают маневрировать с целью его обнаружения и перехвата.
Погода несколько усложняет совместное плавание, вносит свои поправки.  После того, по требованию флагмана ЧВМГ фрегата УРО «Марашешти», как российский «аллигатор» застопорил ход, с румынского корабля к нему  направилась досмотровая группа. Но волна и ветер не позволили морякам подняться на наш борт.
Руководители ЧВМГ приняли сообразно с обстановкой единственно правильное решение – не рисковать. Все намеченные цели достигнуты. А требования к безопасности, по мнению командования, превалируют при решении всех задач.
Корабельная жизнь протекает по своим незыблемым правилам. Благодаря четкой организации удается успешно решать все поставленные задачи. Весьма заметен профессиональный рост всего экипажа. Добросовестно несут вахты старшие матросы Риал Хамитов, Александр Шеховцов.  Для старшего электрика штурманского старшего матроса Романа Брусалина   характерны старание и высокое качество работы. В рамках международных учений постоянно проводятся  тренировки по всем видам связи. Флажные и световые сигналы наряду с радиосвязью служат важной составляющей во взаимном обмене информацией, передаче команд между кораблями ордера Согласия. Командир отделения сигнальщиков старшина 2 статьи Артем Федотов с подчиненными нашли общий «язык»  международного свода сигналов со своими турецкими, болгарскими, украинскими и румынскими коллегами.
Для моряков-механиков капитана 3 ранга Павла Сошкина поход не приносит никаких «сюрпризов» в виде поломок и неисправностей. В боевой части подобрался профессионалы высокого класса. Старшины команд старший мичман Александр Наумов, мичман Алексей Абабков обладают всем необходимым опытом, способны научить на высоком уровне работе на технике своих моряков.   Для командира отделения мотористов старшего матроса Александра Елисеева, старшего машиниста матроса Игоря Килина нынешний выход в море явился настоящим экзаменом в моряцкой специальности. Старший марсовый старшина 2 статьи Руслан Чесноков основателен, его дело не терпит суеты. И высокое качество при любых обстоятельствах в работе считает самым главным. Связист мичман Иван Чумаченко  на «Ямале» служил еще срочную. Потом командир предложил добросовестному матросу ему подписать контракт. А когда появилась вакантная должность старшины команды, то сомнений кто ее займет, ни у кого не возникло.
….Под утро, как всегда, в запах моря вплетается запах духовитого русского хлеба. Наш хлебопек старший матрос Петр Беззаботнов как всегда постарался для всего экипажа.
23 августа происходит одно важное событие.  Хотя, внешне все выглядит вполне обыденно. К группе причерноморцев присоединяются два фрегата УРО военно-морских сил Турции – «Салихреис» и «Гемлик». Общее командование осуществляет командир третьего дивизиона фрегатов капитан 1 ранга  Мустафа Ипте. 
Корабли Блистательно Порты находятся вблизи Босфора в рамках программы «Черноморская гармония». Смысл ее заключается в следующем. Для регионального обеспечения безопасности мореплавания турецкая сторона два года назад предложила разработать систему предупредительных мер в чем-то аналогичной более известной программе «Эктив Индевер» («Активные усилия»).
В качестве одного из предложений высказывалось необходимость на добровольных началах договориться о контроле судоходства на Черном море со всеми прибрежными государствами.  Так, любое судно под флагом страны-участницы соглашения, будет обязано дать информацию любому военному кораблю Причерноморья о характере груза и пути следования. А в случае подозрения на наличие груза оружия или контрабанды  на борту корабль будет иметь право на его досмотр или принудительное сопровождение до территориальных вод для передачи пограничникам или береговой охране.
Правительства всех стран высказались в поддержку такой инициативе. Юридически никаких соглашений до настоящего времени не подписано. Но сам факт выполнения совместных  упражнений корабельных группировок «Черноморской гармонии» и «БЛЭКСИФОР» вполне возможно истолковать как первый шаг к объединению усилий всех государств Причерноморья в данном направлении безопасности мореплавания.
Объединенная корабельная группа весьма внушительна. Одним курсом следуют в общей сложности семь разнородных боевых единиц – фрегаты, «десантник», корабль управления и тральщик. И они способны выполнять задачи самого широкого спектра.  Вечером начинается этап противолодочных учений. За турецкой субмариной будут «охотиться» четыре фрегата УРО – «Марашешти», «Фатих», «Салихрейс» и «Гемлик». 
Ночь для объединенного отряда кораблей программы «Черноморская гармония» и эскадры «Общего моря» выдалась неспокойной. На их совместный ордер попыталась выйти в атаку одна из самых современных подводных лодок турецкого флота «Превезе». По легенде учений субмарина ставила целью сорвать доставку гуманитарного груза населению региона межнационального конфликта. В выполнении противолодочной задачи приняли участие три турецких и один румынский фрегата УРО – «Салихреис», «Гемлик», «Фатих» и «Марашешти».
Действия кораблей осложнялись несколькими обстоятельствами. Субмарина, построенная в Турции по германской лицензии, обладает высокими тактико-техническими характеристиками. И обнаружить  ее в море в тех условиях само по себе весьма сложное дело.   Наличие в противолодочной ударной группе боевых единиц румынской, американской и собственно турецкой постройки  также налагали повышенные требования к штурманским расчетам и осуществления взаимодействия. Но командующий ЧВМГ капитан 1 ранга Александр Мыршу и командир турецкого ОБК капитан 1 ранга Мустафа Иптес справились с впервые выполняемой задачей. 
Абз. Под утро гидроакустическая станция одного из турецких фрегатов обнаружила субмарину. Но вот при всплытии «Превезе» на поверхность первыми ее перископы увидели сигнальщики российского корабля. О чем немедленно сообщили на «Гемлик». Командир турецкого фрегата поблагодарил  «ямальцев». Отличились подчиненные командира отделения старшины 2 статьи Артема Федотова.
В соответствии с замыслом учений, группа фрегатов осуществляет контроль над судоходством в районе пролива Босфор. Роль судна-нарушителя вновь выпало играть   БДК «Ямал». Фрегат УРО стремительно выходит нам наперерез. Вскоре, пользуясь преимуществом в вооружении, скорости и маневренности он принуждает потенциального «террориста» остановится. Затем на борт «Ямала» на быстроходном катере высаживается досмотровая группа под командованием лейтенанта Кемаля Варли. Старпом капитан-лейтенант Олег Мальцев основательно подготовился к их приходу.  В танковом трюме турецких моряков ждали «сюрпризы» в виде муляжа мины-растяжки и спрятавшегося эммигранта-нелегала.
В отличие от подобных тренировок на предыдущих фазах учений эскадры «Общего моря», в состав досмотровой группы входили только представители экипажа фрегата.  Ранее свои высокие боевые качества демонстрировали «морские котики» ВМС Турции. Впрочем, на каждый корабль – потенциального участника режима международного эмбарго невозможно посадить по подразделению морских специальных операций. И подобным действиям предстоит учиться непосредственно самим морякам в экипажах.
В целом, действия турецкой группы были признаны правильными. Но не обошлось без некоторых погрешностей. Так, командир наших морских пехотинцев старший лейтенант Роман Полетаев отметил, что в катере остались только невооруженная команда. И при необходимости оказать поддержку своим товарищам они явно не имели возможности. Впрочем, здесь, на просторах Черного моря мы все, причерноморцы, в одинаковой степени учимся во многом новому для самих себя делу.
На прощание турецкие и российские моряки сфотографировались на память.   В разговоре выяснилось – «Гемлик» направляется на базу Эрегли, завершающий пункт первого развертывания нынешних учений кораблей Причерноморья. Там и договорились встретиться.
Утром 25 августа корабли эскадры «Общего моря» прибыли в конечный пункт летнего этапа своей активации – в турецкий порт Эрегли. Накануне корабли ЧВМГ выполнили совместные задачи с кораблями ВМС Турции в рамках операции «Черноморская гармония». Командование Черноморской военно-морской группы и командиры кораблей шести флотов  Причерноморья нанесли протокольные визиты. Первым их принял командир ВМБ Эрегли бригадный адмирал Ибрахим Акын.  Причем все без исключения моряки - причерноморцы отметили высокий технический уровень инфраструктуры базы, великолепное качество причальных сооружений, хорошо оборудованные спортивные площадки, пляж и офицерский клуб.  
Затем дань вежливости была отдана губернатору провинции Джелалеттину Джантюрку. Мэр города Али Реза Килиджарслан отметил во время встречи, что с большим удовольствием принимает в своем городе корабли всех стран Черного моря. Эрегли – небольшой городок на черноморском побережье Турции с тысячелетней историей, в древности известный как Гераклея Понтийская. Именно отсюда по преданию отправились первые колонисты основывать поселение на крымских берегах – Херсонес. Именно здесь на пути в древнюю Колхиду останавливались аргонавты. А мифический Геракл совершил один из двенадцати подвигов.  Гордостью местных жителей является расположенный в городе один из крупнейших в Европе металлургических комбинатов «ЭРДЕМИР». На заводе сегодня занято в производстве около семи тысяч рабочих, инженеров. И благополучие городского бюджета в огромной мере зависит от успешной работы предприятия.
Муниципальное руководство с гордостью говорило о несомненных успехах в социальной сфере. Внешне улицы, особенно в центре, выглядят ухоженными. Набережная являет собой удачное сочетание из скверов, кафе, хорошо оборудованных  детских площадок. Здесь же идет бойкая торговля сувенирами. В отличие от шумного и европеизированного Стамбула   здесь относительно тихо. А жители большей частью одеваются традиционные для турецкой глубинки одежды и совершенно не говорят ни на каком другом языке, кроме родного. Отчего общение с ними было затруднено.  К морякам «общего моря» они отнеслись с интересом, приветливо.
В Эрегли на борт корабля прибыл военный атташе при посольстве России в Турции капитан 1 ранга Владимир Григорьев. По его словам, турецкое руководство сегодня весьма заинтересовано в  политическом сотрудничестве с нашей страной. И тому более чем убедительное подтверждение – недавняя встреча в Сочи глав наших государств. Если говорить относительно участия России в программе «Черноморская гармония», то мы практически готовы подписать на сей счет все необходимые документы.  С остальными странами Причерноморья ведутся интенсивные переговоры. Та же румынская сторона весьма настороженно относится к новой программе. Сам город на черноморском побережье Турции явится своеобразной точкой опоры для «Гармонии». Здесь развернут пост наблюдения за судоходством  в районе Босфора. В Эрегли предполагается базирование кораблей-участников программы защиты судоходства.  Если говорить в общем плане, то отношения между военными моряками России и Турции расширяются, мы стали больше доверять друг другу. В том же Эрегли произошло ранее невозможное событие – на субмарину  «Превезе» были приглашены капитаны 1 ранга  Михаил Сухвал и Игорь Гавриш.
«Необходимо учитывать мнение каждой стороны причерноморского региона. Ведь в противном случае нарушается сам принцип консолидации всех народов по предотвращению террористических угроз на море», - отметил военный атташе.
Вместе с тем, нельзя списывать в историю и деятельность Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия. Эскадра «Общего моря» доказала свою жизнеспособность. И нет смысла сворачивать успешно   действующий ордер Согласия. Тем более, «БЛЭКСИФОР» ставит перед собой намного более широкие цели сотрудничества, нежели конкретного направления программа «Черноморской гармонии».
На итоговом совещании командующий ЧВМГ капитан 1 ранга Александр Мыршу назвал корабли лучшими на Причерноморье. «Для меня большая честь ими командовать. Первый этап оказался плодотворен. Весной мы значительно усложним задачи», - заявил он, подводя итоги первого развертывания эскадры «Общего моря».
В последний день пребывания кораблей Причерноморья в Эрегли, командир ВМБ бригадный адмирал Ибрахим Акын дал фуршет в честь гостей. Моряки встретились уже как добрые знакомые. В совместной работе на просторах стихии рождается настоящее морское братство.
27 августа 2005 года ордер Согласия покинул гостеприимный порт. Прощальный парад кораблей уже стал традицией. Каждый из причерноморцев говорил – до скорой встречи в апреле следующего года. На сей раз – в Батуми.