Десантные корабли на воздушной
подушке в 70-80 годы прошлого века были настоящим символом советского флота,
современного и стремительно развивающегося. К моменту распада СССР его
Военно-морской флот был на пике своей боевой формы – технологической,
технической, профессиональной подготовки экипажей и опыта офицеров и мичманов. Один
лишь пример. В 1988 году при высадке десанта на учениях под Одессой, на ДКВП
типа «Зубр» на полном ходу началось возгорание в десантном отсеке. А там –
люди, техника… Командир, тогда еще молодой совсем офицер Сергей Кременчуцкий
принимает мгновенное решение на тушение пожара. В считанные секунды отсек
наполнился специальной воздушно-пенной массой, средством объемного
пожаротушения. Морские десантники не пострадали. И, корабль выполнил свою
боевую задачу, благополучно вернулся на базу – на озеро Донузлав, расположенную
на северо-западе Крымского полуострова.
На протяжении все службы автору,
мне, как военному журналисту, довелось встречаться с кораблями –
прообразом будущего флота и их экипажами.
Сегодня у России из прежней
внушительной эскадры ДКВП осталось всего несколько единиц. «Джейран» и «Кальмар»
- на Каспии, «Зубр» - на Балтике. Впервые, когда побывал в Каспийске, приятно
удивил сам факт расположения десантных кораблей в непосредственной близости от
морских пехотинцев. Песчаный каспийский берег для «Джейрана» и «Кальмара»
подходили наилучшим образом. Но бетонное покрытие за годы стоянки начинало
подмываться штормовыми волнами. Каспий обладает суровым погодным нравом.
Проект десантных кораблей на
воздушной подушке проекта 12321 «Джейран» (по классификации НАТО — Aist class)
был разработан в ПКБ «Алмаз» в 1964—1965 гг., главным конструктором был Л. В.
Озимов. Со стороны ВМФ за ходом разработки и строительства кораблей проекта
наблюдал капитан 1 ранга Б. А. Колызаев, а после него — капитан 2 ранга В. А.
Литвиненко.
Десантные корабли проекта «Джейран»
строились для Советского ВМФ в период с 1970 по 1985 гг. год на
судостроительном заводе «Алмаз», Ленинград. Всего по данному проекту было
построено 20 десантных кораблей. По классификации Советского ВМФ являлись
малыми десантными кораблями.
Созданию этого уникального десантного
корабля предшествовали большие проектно-исследовательские и экспериментальные
работы. Для выбора принципа формирования воздушной подушки, оценки
конструктивных мер обеспечения остойчивости, проверки устойчивости корабля на
курсе, управляемости, амфибийности, мореходности были построены и испытаны две
крупномасштабные модели водоизмещением 28-30 тонн с различными конструктивными
схемами формирования воздушной подушки. При эксперименте на этих моделях были
положительно решены и многие другие технические проблемы. Особо выделялись
значительные величины метацентрических высот данного проекта, благодаря которым
корабль имел практическую непотопляемость. Понтоны и трюм МДК обеспечивали его
положительную плавучесть в любой ситуации. Десантовместимость корабля была
рассчитана на два средних или три плавающих танка. Головной корабль по проекту
1232 был построен на судостроительном заводе в Ленинграде в 1970 г.
Десантные корабли проекта «Джейран»
стали первыми в мире серийными и самыми крупными (до середины 1980-х гг.)
десантными кораблями на воздушной подушке.
На 2011 г. в составе ВМФ России
находится 2 десантных корабля типа «Джейран» (бортовые номера 608 и 609). Они
несут службу в составе Каспийской флотилии.
Опытная эксплуатация первого малого
десантного корабля позволила учесть все недостатки в последующих серийных
кораблях проекта 12321. На серийных МДК было усилено оборонительное вооружение
(установлены 2 30-мм автомата АК-230 с РЛС управления «Рысь») и улучшены
условия обитаемости, а сам корпус корабля вместо клепанного на головном был
выполнен сварным из сплава АМГ-61.
Грузовой отсек имеет сквозной проезд
для техники и расположен у диаметральной плоскости. Служебные отсеки разнесены
по бортам. На полном ходу десантные корабли «Джейран» управляются воздушными
рулями, размещенными за движительным комплексом, а на малых скоростях —
струйными рулями с отбором воздуха от осевых вентиляторов-нагнетателей.
Маршевые движители представляют из себя четырехлопастные винты регулируемого
шага диаметром 3,5 метра в кольцевых насадках.
Полное водоизмещение кораблей
«Джейран» достигало 353 тонн, скорость полного хода 50 узлов, дальность
плавания 300 миль, автономность 5 суток. Главная энергетическая установка этого
малого десантного корабля состояла из двух газотурбинных двигателей ДТ-4 общей
мощностью 32000 л.с.. приводящих в действие нагнетатели и четыре воздушных
винта.
Десантная вместимость
Десантные корабли проекта рассчитаны
на перевозку 2 средних танков, или 3-4 плавающих танков ПТ-76, или 5 БТР, или
200 человек десанта. В десантно-штурмовом варианте: 2 ПТ-76 и 50 человек
десанта.
Основные ТТХ МДКВП проекта 12321:
Длина: 45,5 м (пр.1232 – 45,8)
Ширина: 17,4 м
Осадка: 1,6 м
Водоизмещение: стандартное 310 т., полное 360
(пр.1232 -350)
Скорость хода максимальная: 49 (пр.1232 50)
узлов.
Дальность плавания: 300 миль на 49 уз.
Силовая установка: 2х16000 л.с., ГТУ НК-12, 2
ДГ ДГ-30 по 30 кВт, 1 ГТГ 1Э20 40 кВт, 4 винта, 32000 л.с.
Вместимость: 2 средних танка или 4 легких танка
ПТ-76, или 5 БТР, или 80 человек
Вооружение: 2х2 30 мм АК-230 (2000 выстрелов)
– СУ МР-104 «Рысь» (пр.1232 – 1х2 30 мм АК-230 – без СУ МР-104 «Рысь»)
РТВ: НРЛС «Миус» (пр.1232 – «Донец-2»)
Десантная вместимость: 2 основных танка Т-72
или 4 легких танка ПТ-76 или 5 БТР или 80 чел или 73,2 т груза
Экипаж: 21 чел. (3 офицера)
Тренировка роты морской пехоты в
посадке-высадке на «Джейран»
О том, как проходит совместная боевая учеба морской
пехоты Каспийской флотилии и десантных кораблей на воздушной подушке – в
репортаже автора.
«Погода в районе Каспийска меняется
по нескольку раз на день. Горы и море «тянут» на себя климатическое «одеяло»,
наполняя весеннее утро туманом, обед - дождем, высыпая ночь ярчайшими звездами
небосклона. Сегодня в роте морской пехоты гвардии старшего лейтенанта
Александра Чоговадзе вполне обычные занятия по боевой подготовке. Необычно лишь
то, что у гвардейцев сейчас работают
комиссии Министерства обороны, прибыл первый заместитель министра обороны
России. Впрочем, плановость во флотской организации традиционно на первом
месте. Кроме того, подразделение почти полностью укомплектовано контрактниками.
Ротный начинает занятия с короткой
постановки задач взводным перед строем. Подразделение выдвигается к стоящей
неподалеку колонне бронетехники. Короткий марш предстоит выполнить по
пересеченной, заболоченной местности к стоянке десантных кораблей на воздушной
подушке (ДКВП) типа «Джейран» и «Кальмар». Предстоит потренироваться в погрузке
на ДКВП дивизиона капитана 2 ранга Олега Малкина. Механики-водители матросы
Михаил Бычкович и Константин Кадынцев прогревают двигатели боевых машин.
Санинструктор роты старший сержант Асият Рамазанова занимает привычное место на
броне. Звучит команда начать движение.
...Колонна преодолевает поросший
кустарником и камышами болотистый участок, стремительно разворачивается влево и
выскакивает на песчаный каспийский берег. Вдалеке в тумане показываются стоящие
на бетонной площадке «десантники». На прибрежной кромке следы недавнего шторма,
разбросан выброшенный ветром и волнами плавун, чуть подальше от воды лежит тело
тюлененка.
Десантные корабли и морские пехотинцы
связаны едиными задачами. Оттого и тренировки, учения по общим разделам
проходят совместно. Руководит занятиями заместитель командира бригады по
морской подготовке гвардии подполковник Ильгиз Имашев. Начальник штаба
дивизиона ДКВП капитан 3 ранга Алексей Луговой принимает доклады подчиненных о
готовности к совместной с морскими пехотинцами тренировке. Капитан 3 ранга
Денис Камышов, как опытный механик, проводит занятия с «черными беретами» о
корабельных аварийно-спасательных средствах, о действиях в нештатных ситуациях.
Теоретическая часть занятий
завершена. Начинается практика - погрузка техники на корабли. Командир взвода
лейтенант Иван Осипов уже обладает определенными навыками в этом простом лишь
на первый взгляд деле. Боцман старший мичман Музат Гамзатов по штатному
расписанию отвечает за размещение боевой машины в трюме, за закрепление
по-походному специально предусмотренными цепями. Старшие матросы Алексей
Хаверко и Евгений Житин действуют уверенно, им не привыкать работать с морской
пехотой.
...Бронированная машина осторожно
сдает задним ходом, точно, без огрехов, заезжает на аппарель, короткая
остановка - и через секунду она уже на своем «корабельном» месте в твиндеке. Заместитель командира взвода сержант
Виталий Кизеев дает команду, гранатометный расчет развертывается, занимает
позицию. Каждый на данном участке «бетонки» сейчас занят своим делом,
оттачивает необходимые навыки.
Погрузка завершена. Потом рота по
всем правилам проведет учения по высадке с развертыванием в боевой порядок и
учебной стрельбой. Словом, проявит себя в привычном амплуа. Но важность
совместных занятий с моряками сложно переоценить. Прежде чем «черные береты»
приступят к выполнению задач по предназначению, они должны быть доставлены в
назначенный район морем, далеко не всегда спокойным. И в этот период морской
пехотинец становится моряком, с непременными обязанностями по корабельному
расписанию, со своим штатным местом размещения.
Очередные совместные занятия моряков
дивизиона ДКВП и морских десантников завершены. Руководители занятий
подполковник Ильгиз Имашев и капитан 3 ранга Алексей Луговой подводят итог,
указывают на положительные моменты, проводят разбор недостатков. Обыденная,
обычная работа. Но без нее не может быть и речи о полноценной подготовке
морской пехоты по предназначению».
«Кальмар»
Впервые воочию мне довелось увидеть в
деле ДКВП «Кальмар» на одном из учений Каспийской флотилии. В предутренних
сумерках он был похож на нечто фантастическое, несмотря на свой
немалый возраст. Как все тогда происходило:
«Каспийский берег еще спит,
предутренние сумерки лишь только слегка осветляют ночной небосклон.
Стремительные десантные катера типа «Серна» покидают родные причалы и на
тридцатиузловой скорости отправляются
к назначенному участку побережья для погрузки
десанта морской пехоты. Пологий, почти вровень с уровнем моря, песчаный
берег как нигде подходит для применения
десантных кораблей на воздушной подушке и малых по размерам «Серн».
Бронированная машина, как только
катер старшего мичмана Валентина Шамсудинова подходит к берегу, занимает свое
место в его открытом твиндеке. Следующая боевая машина заезжает в десантный
корабль на воздушной подушке типа «Кальмар».
Морские пехотинцы из гвардейского
батальона, где командиром гвардии майор
Павел Зеленский, тренируются почти до самой погрузки на катер. Потом
звучит короткая команда ротного гвардии
старшего лейтенанта Виталия Самсоненко. И подразделение «черных беретов»
оказываются на катере буквально в секунды.
«Серны» стремительно отходят от
берега. «Кальмар», взревев двигателями, понимается на «подушку» и на высокой скорости направляется к месту
высадки десанта. Корабль, безусловно,
обладает прекрасными боевыми качествами. Но он уже не один десяток лет находится
в составе флота. Оттого на механика старшего лейтенанта Павла Ильюхина
возлагается особая ответственность по поддержанию его в назначенной технической
готовности. Экипажи действуют уверенно, при выполнении задачи отличаются
главный корабельный старшина Ильмудин Масумов, старший матрос Тимур
Абдуллаев и матрос Резван Гасанов.
С первыми лучами солнца начинается
стремительный бросок морской пехоты на берег, где по легенде учений находится
группа террористов. Корабль и катера
встречают гидрографы из манипуляторной партии, они уже осуществили разведку
глубин и назначили наиболее удобные подходы для высадки техники и морских
пехотинцев.
Едва глубина достигает метра, с
десантного катера прямо в воду высаживаются отделения, которыми командуют
гвардии младшие сержанты Тагир Магомедов, Александр Жертвин. Меры безопасности
сейчас на первом месте. «Полосатые дьяволы» облачены в спасательные нагрудники
нового образца.
Подразделение сразу же разворачивается
в боевой порядок и при поддержке бронетехники начинает продвижение вперед. Но
вскоре натыкается на превосходящего противника. После короткого боевого
столкновения командир батальона принимает решение не рисковать жизнями своих
«черных беретов», дает команду на отход. По замыслу учений, удар должны нанести
корабельная артиллерия и авиация. Только после мощной огневой подготовки бой
продолжат морские десантники».
Десантный катер на воздушной подушке
типа "КАЛЬМАР" (проект 1206), СССР, 1972 г. Водоизмещение в грузу 113
т. Длина 24,6 м, ширина 10,8 м, осадка на плаву 1,1 м. Две газовые турбины
общей мощностью 20000 л.с., скорость 55 узлов. Вооружение; спаренный 12,7-мм
пулемет. Вместимость: 80 человек или танк. В 1972-1981 годах построено 20 единиц.
проект 1206 "Кальмар"
Водоизмещение, т:
стандартное: 108, полное: 114
Размеры, м:
длина: 24,6 ширина: 10,8
осадка: 1,3
Скорость полного хода, уз: 55
Дальность плавания: 100 миль (50 уз).
Немного оговорюсь. «Кальмар» является постоянным участником военно-морского
парада на Дне ВМФ России в Астрахани. От Каспийска до Астрахани расстояние в два раза больше. И его ДКВП преодолевает
без каких-либо сложностей.
Автономность, суток: 1
Силовая установка: 2х10000 л.с., ГТУ
МТ-70, 2 ГТГ по 16 кВт
Вооружение: 1х2 12,7 мм
"Утес-М"
РТВ: РЛС "Кивач-2"
Десантовместимость: 1 средний танк
Т-54 (прим. автора - когда на вооружении морской пехоты Каспийской флотилии
были Т-72, он без проблем загружался в десантный отсек) или 2 легких танка
ПТ-76 или 120 чел или 37 т груза
Экипаж, чел: 6 (2 офицера)
К сожалению, при подготовке к
материалу не мог обойти всегда болезненную для любого военного моряка тему –
отказе от производства опробованных, современных кораблей. Из сообщений СМИ
стало известно о полном отказе строительства
для ВМФ России десантных кораблей на воздушной подушке проекта «Зубр».
«Газета "Известия" со
ссылкой на источник в штабе ВМФ России сообщает, что ВМФ России решил больше не
заказывать строительство малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта
12322 "Зубр". Два корабля проекта 12322 - "Мордовия" и
"Евгений Кочешков", стоящие на вооружении Балтийского флота,
планируется поддерживать в боевом состоянии, пока они не выработают полностью
свой ресурс.
Вместо "Зубров" для флота
планируется строить новые катера динамического и нединамического типа
поддержания на плаву, которые будут использоваться на различных десантных
кораблях, включая вертолетоносцы типа "Мистраль".
Подробнее:http://www.arms-expo.ru/049057054048124050054050053050.html»
Когда работал в Каспийске, встретил
своего давнего, еще с лейтенантских лет, знакомого – гвардии полковника
Владимира Белявского. Тогда он был еще заместителем командира гвардейской
Московско-Черниговской, Краснознаменной, ордена Суворова 2 степени бригады морской пехоты Каспийской флотилии. (Сейчас он командует вновь созданной бригадой
морской пехоты на Черноморском флоте).
До поступления в академию
Владимирович Анатольевич дослужился до
командира разведывательного батальона ЧФ, пользовался непререкаемым
авторитетом. Один из боевых эпизодов в послужном списке комбата иначе как
уникальным не назовешь. Историкам еще только предстоит дать оценку событиям
октября 1993 года, произошедшим возле берегов Абхазии. Несколько лет
необъявленной войны унесли жизни более 20 тысяч человек. Сотни тысяч беженцев
оказались изгоями на своей родине. С приходом к власти в Грузии Эдуарда
Шеварнадзе на многострадальной земле появилась надежда остановить жестокую
усобицу, и грузинам и абхазам, если не договориться о мире, то, по крайней
мере, перестать убивать друг друга.
Партия войны в те годы чувствовала
себя замечательно на некогда благословенной земле древней Колхиды. Ведь уж
точно, кому война, а кому мать родна… На возвращавшийся после переговоров кортеж президента Грузии в районе Кодорского
ущелья напала неуправляемая банда малопонятной принадлежности. Уже потом
грузины назвали ее абхазской. А те в свою очередь не остались в долгу, отметив
одну «пикантную» подробность, что у Шеварнадзе
в Грузии многократно больше врагов, чем в Абхазии. Ситуация требовала
немедленных действий. Рота российских миротворцев-десантников немедленно
выдвинулась на помощь президенту и с ходу вступила в бой. Вертолетчики из
Тбилиси получили драгоценное время для эвакуации Эдуарда Шеварнадзе и его
ближайшего окружения.
Крылатая русская пехота дралась
жестоко, под давлением многократно превосходящего противника она оказалась
прижата к берегу. Помочь, казалось, им могло только чудо. Тем паче
«оппозиционеры» вымещали злобу на миротворцах, такая ведь «птичка» упорхнула.
Но за сотни и сотни километров от места событий, в тишине штабов уже был
продуман план отхода десантников.
Тогда на соленом озере Донузлав в
северо-западной части Крыма российский флот
располагал современной военно-морской базой, где и находился дивизион
десантных кораблей на воздушной подушке. Лучшим
из них был ДКВП типа «Зубр» под командованием опытного и
решительного офицера Сергея
Кременчуцкого. После получения приказа стремительный «Зубр» взял курс на
Севастополь, где в районе бухты Казачьей взял на борт разведчиков старшего
лейтенанта Белявского.
Скорость десантного корабля казалось
фантастической – до 60 узлов, около 100 километров в час. Нескольких часов
хватило, чтобы проскочить почти половину Черного моря. В темноте подошли к
берегу, связались с нашими миротворцами. Рёв корабельных турбин сбил с толку противника. Они решили – со
стороны моря приближаются самолеты и открыли заградительный огонь по воздушной
цели. Над «Зубром» небо расцветилось
трассами артиллерийских орудий и крупнокалиберных пулеметов. Для операции все складывалось в один удачный
«пасьянс». Внезапность дополнялась высочайшей выучкой экипажа и морских
пехотинцев вкупе с боевыми возможностями летящего над гребнем волны корабля.
«Зубр» на предельной скорости
выскочил на берег. Разведчики под
командованием старшего лейтенанта Белявского действовали блестяще, время им
было отпущено в обрез. Ребят спасли. Правда,
остался тогда без награды, но не в том дело. Потом, с ближайшего порта
на перехват «Зубра» выскочит вооруженное судно на подводных крыльях. Тогда еще
капитан 3 ранга С. Кременчуцкий (впоследствии – капитан 1 ранга, начальник
командного пункта Черноморского флота) примет решение открыть огонь на
поражение корабельной реактивной установкой «Гроза» – морским аналогом «Града».
Комендоры не подведут, противник свою смертельную порцию реактивных
снарядов.
Невозможно переоценить события тех
октябрьских дней, возле кавказских берегов. Горстка отчаянных российских
крылатых и морских десантников, великолепно обученный экипаж корабля на
воздушной подушке изменили ход событий
уставшем от войны регионе.
Через пятнадцать лет, во время
августовского конфликта, вряд ли кто в Грузии вспомнил добрым словом Эдуарда
Шеварнадзе, президента, при котором была остановлена война».
К концу 1970-х годов советские
конструкторы обладали достаточно богатым опытом постройки кораблей на воздушной
подушке. В серию были запущены и давно эксплуатировались такие корабли как
«Скат», «Кальмар» и проект 12321 «Джейран».
Для развития концепции военных судов
на воздушной подушке в 1978 году командование ВМФ дало задание «ЦМКБ Алмаз» на
создание более мощного десантного корабля. КБ приступило к началу работ, назвав
проект 12322 под шифром «Зубр». В план входило увеличение скорости хода,
десантной нагузки и артиллерийского и радиоэлектронного вооружения. Проект,
ставший развитием «Джейранов», возглавили главные конструкторы Л.В. Озимов,
Ю.М. Мохов и Ю.П. Семенов под наблюдением капитана 2 ранга В.А. Литвиненко
(позднее капитана 2 ранга Ю.Н. Богомолова) от ВМФ. Оригинальная компоновка
корабля являлась заслугой заместителя главного конструктора Г.Д. Коронатова,
разработавшего эскизный проект.
Головной МДКВП под номером МДК-95
являлся опытным и был построен в 1986 году и после продолжительных испытаний
вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 году. По результатам этих испытаний остальные
корабли серии получили некоторые изменения в конструкции.
Привод нагнетателей воздушной подушки
и воздушных винтов на корабле осуществляется от установки М35 суммарной
мощностью 50 000 л. с. производства Государственного предприятия
«Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря» - «Машпроект».
Образованию воздушной подушки служат 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым
рабочим колесом диаметром 2,5 м. Создание тяги для движения судна
осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным
управлением шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках из
полимерных композиционных материалов производства КТБ «Судокомпозит». На
кораблях проекта 12322 имеются две электростанции, состоящие из двух
газотурбогенераторов мощностью по 100 кВт каждая и главных распределительных щитов.
Управление движением корабля и его техническими средствами происходит
централизованно, дистанционно и с использованием элементов автоматизации. Оно
осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и
выносных пультов.
Корпуса малых десантных кораблей
выполнены цельносварными из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого
сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая
прочность и непотопляемость судна, представляет собой понтон прямоугольной
формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными
переборками на три функциональных отсека. В средней части размещен отсек
техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках
размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава
десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и
защиты от ОМП (оружия массового поражения). Гибкое ограждение воздушной подушки
предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для
обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс).
Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами —
с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным
килями. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях
десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции,
кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из
вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и
питания экипажа.
Десантная вместимость
Корабль способен перевозить:
3 основных танка суммарной массой до 150 тонн
или как вариант 10 бронетранспортёров,
суммарной массой до 131 тонн и 140 человек десанта.
или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до
115 тонн
или 8 плавающих танков.
Для десанта предусмотрены 4 помещения
на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для
размещения дополнительно ещё 366 человек (всего около 500 человек).
Загрузка и высадка десанта
производится через откидные ворота расположенные на носу.
Строительство кораблей
Строительство первых четырёх ДКВП
началось в 1983 г. на судостроительных заводах Приморском судостроительном
заводе и Cудостроительном заводе «Море». Головной МДКВП пр.12322 под номером
МДК-95 фактически являлся опытным, был построен в 1986 г. и после продолжительных
испытаний вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 г. По результатам испытаний в
конструкцию серийных кораблей были внесены изменения, в первую очередь в состав
быстро меняющегося радиоэлектронного вооружения.
К началу 90-х в составе ВМФ СССР
числились 8 ДКВП. После распада СССР и раздела Черноморского флота Украине были
переданы 3 строевых корабля "Краматорск", "Горловка",
"Артемовск" и 2 недостроенных на верфях в Феодосии. Один из них
("Донецк") в июне 1993 г. был достроен и введен в состав ВМС Вооруженный
сил Украины.
Ввод в боевой состав ВМС ВС Украины
сложного в эксплуатации корабля был весьма затруднен из-за отсутствия
соответствующих специалистов. Так в 1995 году, летом, при попытке выйти в море, командир не
справился с управлением – если возможно
применить такой термин – и корабль не столкнулся с инженерным сооружением в
Саках. Там «Донецк» находился до передачи Крымской военно-морской базы из
состава Черноморского флота Военно-морским силам Вооруженных Сил Украины.
Ремонт был произведен. И «Донецк» после чего принимал участие в ряде учений. В
том числе и в совместных с флотами иностранных государств.
В 2001 году вовремя визита в Грецию
автор задавал вопрос относительно поставок ДКВП «Зубр» в состав ее
военно-морских сил. Для древней Эллады с ее 3000 островов, «Зубры» идеально
подходили для патрулирования непростой морской границы с Турцией, с которой уже
тогда были трения и споры. Греки, не располагающие достаточными средствами,
вели переговоры о закупке двух «Зубров» у России – они шли со стапелей. И еще
двух - в Украине, переданных их состава Черноморского флота по соглашению о
разделе ЧФ. Если к российским «Зубрам» особых претензий по техническому
состоянию не предъявлялось. То
украинские были проблемными с точки
зрения эксплуатации. Причем претензии предъявлялись…российским специалистам.
Греки тогда мало принимали Украину как отдельную и независимую сторону
контракта о поставке кораблей на воздушной подушке. Сейчас у России с
украинской стороной вновь возникают серьезные разногласия относительно передачи
технологий китайской стороне.
Впрочем, здесь уже началась другая,
экспортная история «Зубров». А сами по себе десантные корабли и катера на
воздушной подушке достойно отслужили и продолжают служить России на море. И если уходит время данных проектов, то
технологии, разработанные при их создании и в процессе эксплуатации, вполне
востребованы и продолжают использоваться. Время покажет, насколько эффективно.
Фото автора и из личного архива.