Весной 2001 года в Стамбуле были
подписаны межправительственных соглашений по созданию Черноморской
военно-морской группы оперативного взаимодействия. Или, более известной под
названием-аббревиатурой «BLACKSEAFOR». Тогда мало кто из участников
договора сил «общего моря» мог предположить, насколько плодотворна, окажется
сама идея объединения в ордере Согласия шесть совершенно не похожих между собой
флотов Причерноморья. Прошлое буквально
довлело над участниками отряда боевых кораблей, который через два-три года
станут называть эскадрой Согласия, кораблями «Общего моря».
История слишком долго с невероятным
упорством разъединяла народы, живущие на
берегах Черного моря. Во всех военно-морских музеях наших флотов в изобилии хранятся
немые свидетели прошлых конфликтов. В
Стамбуле на пресс-конференции на борту турецкого фрегата УРО «Йылдырым»,
флагмана Эскадры Согласия-2005 журналисты обратили внимание на одну из
иллюстраций в буклете «Болгарская
армия». На второй странице юбилейного
сборника была опубликована фотография взятия болгарами одной из турецких
крепостей в ходе балканских войн начала 20 века. Победители там стояли на телах побежденных. К
чести турецкой стороны, они достаточно корректно отреагировали на снимок – дескать,
в нашей истории есть неприятные и жестокие страницы. Но все подобное необходимо
оставить в прошедшем времени.
В центре Варны до сих пор
находится как памятник миноносец. Почти столетие назад он открыл свой боевой счет потопление турецкого
корабля. Но в музее ВМС Болгарии есть и немало свидетельств боевых действий
против русских и советских кораблей в годы первой и второй мировых войн. Один из румынских тральщиков –
«Лейтенант Николеску», назван в честь героя войны с Турцией. В военно-морском
журнале «Флот Румынии» регулярно публикуются исторические снимки. Картины быта хорошо известной ветеранам
советского Черноморского флота субмарины «Дельфинул», чередуются с фотографиями
ведения огня береговой артиллерии ВМБ Констанца по лидеру «Москва». Почти бессменный участник
ЧВМГ корвет «Контр-адмирал Хорио Мачеллариу» ВМС Румынии назван в честь высшего румынского
высшего офицера, который три года небезуспешно вел боевые действия против
советского Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны. Впоследствии
он был осужден судом военного трибунала.
Но вскоре после смещения с должности и суда над бывшим президентом Румынии
Чаушеску на волне реабилитаций был восстановлен в чинах и наградах, правда,
посмертно.
В Аджарии, в Батуми, люди
помнят, был период, когда их благословенная земля находилась под турецким
владычеством. А само название города российского причерноморского города
Геленджик говорит об его основании в
эпоху рассвета Блистательной Порты. И лишь силой русского штыка эти земли вошли
в состав Российской империи.
Впрочем, история – наука
точная, богиня Клио не знает сослагательного наклонения. Также точно она
фиксирует все события, начиная от войн, заканчивая примерами, когда прежние
противники становятся союзниками. В частном разговоре турецкий лейтенант Бюлент
Улкосай показал мне довольно потрепанный томик биографии первого президента
Турции Ататюрка Кемаля. Где отдельной
строкой говорилось о поддержке советским
правительством турецкой республики. В
1921 году делегация турецкого правительства совершила визит в Москву. И её
результатом было предоставление Россией военной помощи только что образованной
турецкой республике. Причём, тогда речь зашла именно о том, что объединят или
разъединяет наши народы в современной
истории.
Болгары вполне искренне
высказывали благодарность россиянам за освобождение от османского владычества,
старшее поколение даже с некоторой ностальгией вспоминало тесные связи времен
СЭВ и Варшавского договора. На приеме в Констанце ко мне подошел в прошлом заместитель командующего
ВМС Румынии и на чистом русском стал рассказывать насколько «плотно» было
взаимодействие наших флотов в «эпоху Чаушеску». Кстати, сейчас он представитель
известного российского производителя спортивного и охотничьего оружия в
Балканских странах.
Словом, история дает нам
примеры как непримиримой – казалось –
вражды, так и поддержки, дружбы и взаимного сотрудничества. Словом, оглянись
назад, и сможешь на любой аргумент «за» или «против» единства Причерноморья
найти несть числа примеров. Вопрос лишь в том, через какие фильтры пропускать
нашу историю. Или – воспринимать ее вне политических веяний современности, а
жить реалиями настоящего, прагматичными понятиями современного мира.
В современном потоке
политической и экономической жизни в государствах Черноморского региона
по-прежнему скрыто немало подводных
камней. Сегодня непросто, конфликтно, вплоть до вооруженного противостояния, строятся
взаимоотношения России с Грузией. В 2009 году от ВМС Грузии в учениях ЧВМГ
принял участие патрульный катер «Сухуми». Во всех эволюциях в море и на всех
учениях он полностью был обособлен от российского корабля-участника именно по
инициативе грузинской стороны. Румыния через
международный суд в Гааге оспорило права Украины на природные ресурсы
континентального шельфа в северо-западной части Черного моря. Есть и
противоречия, и немалые, между Россией и Украиной.
Определенные круги в Турции
оказывают поддержку боевикам на Северном Кавказе. Представители посольства
России в Турции неоднократно предъявляли местным властям турецкие паспорта убитых в Чечне боевиков. Ответ их,
как правило, вполне логичен: мы не несем ответственности за частные действия
свои граждан на территории других государств. А сепаратизм, несомненно,
осуждаем. Со своими курдами проблем
вполне достаточно.
Очередные выборы в парламент
Болгарии показали о появлении в стране новой, организованной силы -
союза этнических турок. Оппоненты
по предвыборной гонке открыто обвиняли их лидеров в том, что они получают
помощь со своей исторической родины. О подобной поддержке крымским татарам
немало говорилось и в
российско-украинской прессе. В данном контексте необходимо помнить насколько
неоднородно само турецкое общество по национальному составу. Так совершенно
случайно в ходе непринужденной беседы выяснилось, семейные корни механика
турецкого фрегата УРО «Фатих» находятся на Кавказе. После присоединения к
России новых земель в середине 19 века его предки-черкесы покинули
родину и поселились в Блистательной Порте. В таких условиях всегда есть благоприятная
почва для реваншистских настроений.
Турция как страна с преимущественно мусульманским вероисповедованием
населения в известной мере подвержено
фундаментализму. В том же Эрегли, последнем порте захода эскадры «Общего моря»
российским морякам в одном из магазинчиков предложили брошюру на русском
примерно следующего содержания. Мол, вы, православные христиане не
предполагаете, насколько правильна мусульманская вера. А когда узнаете, тотчас
обратитесь к Корану. Отсюда вполне понятно, откуда образуется почва в Турции
для поддержки сепаратизма в России на Северном Кавказе.
Вместе с тем неоспоримы и
факты теснейшего сотрудничества. Россия
и Болгария после многих лет договорились о строительстве нефтепровода
Бургас-Александропулос, в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Товарооборот между нашими странами постоянно
увеличивается. Сегодня даже идет речь о
начале переговоров о поставке российской авиационной технике для турецкого
оборонного ведомства. Не могут не
импонировать высказывания политических и военных руководителей Анкары о
прекращении американского присутствия в зоне Черного моря. «Только народы,
населяющие берега нашего древнего моря вправе заботиться о собственной
безопасности». – Такая точка зрения неоднократно звучала как с официальных трибун,
так и в приватных беседах в ходе всех активаций Черноморской военно-морской
группы.
Следует также заметить, в
последнее время все чаше звучит мнение
критиков искренности намерений турецкой стороны объединить в деле безопасности
на море все страны Причерноморья. Внешний антиамериканизм официальных турецких
деятелей носит вполне прикладной характер. Когда речь доходит до заявлений
вроде «вытеснить янки с Черного моря», следует помнить о финансовом и военном
могуществе США. И не Блистательной Порте, страны с безусловными показателями
экономического роста, «бороться» со «звездами и полосами». Вашингтон, исходя из
оценки ситуации, попросту передал
Причерноморье под контроль одной из стран Североатлантического блока с более
чем полувековым стажем – Турции. Но заведомая договоренность ситуации
великолепно используется для роста популярности правительства, президента, для
подъема национального самосознания. Причем, политические дивиденды Анкары от
демонстрации сближения с Россией весьма высоки. На той же встрече в Сочи
президентов России и Турции помимо ряда принципиальных заявлений не было
подписано ни одного договора или соглашения. А возможность взаимного
сотрудничества в области поставок и производства вооружений пока и вовсе
загоризонтная перспектива.
Пока налицо лишь явное
желание турок доминировать в регионе. Но оно наталкивается на Россию и
традиционно её высокое влияние в регионе. Кроме того, Болгария и Румыния
занимают осторожную позицию относительно сотрудничества с Анкарой. И не
считаться с ними их оппонент на берегах Босфора не может. Так уж выходит по
срокам, что в Европейский Союз София и Бухарест при любом раскладе ситуации
вступят намного раньше Турции. А какую позицию они займут относительно своего соседа по Причерноморью,
во многом будет зависеть от самих турок.
Кроме того, в 1998 году
между странами южной Европы были подписаны ряд соглашений о региональном
сотрудничестве. В военной сфере они выразились в создании целого соединения –
южно-европейской мотопехотной бригады, штаб которой сейчас расположен в
Констанце. В том случае, если Турции станет слишком явно стремиться
господствовать в регионе, то Болгария и Румыния присоединится либо к
международной программе обеспечения
безопасности на море «Эктив Индевер». Либо они, вполне возможно,
попытаются создать нечто схожее с ЧВМГ в
рамках соглашений между странами южной Европы. Тем более что с 1999 года в
рамках той же межнациональной бригады уже накоплен опыт в совместном
командовании, в участии в миротворческих
операциях. От общих действий на суше страны Южной Европы вполне в
состоянии перейти к планированию и
осуществлению операций по поддержанию режима безопасности на море.
В таких условиях схема «BLACKSEAFOR» пока представляется единственно правильной
в условиях всех существующих противоречий между странами-участниками
соглашений. И благодаря именно
соединению всех векторов в одном направлении одновременно
устраивает Россию, Украину, Грузию,
Болгарию, Румынию и Турцию. В августе 2005
года, в турецком порту Эрегли автор
задал вопрос командующему Ч
ВМГ-2005, капитану 1 ранга Александру Мыршу (ВМС Румынии) - насколько идея «BLFCKSEAFOR» оказалась жизнеспособной?
-Под флагом
румынской стороны корабли
военно-морских сил собираются уже в пятый раз. Если до прошлого года мы
однократно развертывались и участвовали в совместных тренировках и учениях в
море в течении примерно месяца. То с 2004 года ситуация изменилась. Активации
разделились на два этапа – летний и весенний. Сегодня под флагом ЧВМГ собралось
пять кораблей, 713 офицеров, петти-офицеров (мичманов), матросов. Нами в едином
ордере пройдено 1590 морских миль. «BLFCKSEAFOR» совершил
заходы в Констанцу, Варну, Эрегли. Поочередно над нашими кораблями поднимались
флаги стран визитов – Румынии, Болгарии,
Турции. Всего же с 2001 года в состав ЧВМГ направлялось более тридцати
кораблей, причерноморцами в полной мере себя могут называть около четырех тысяч
военных моряков шести стран. У нас, в Румынии есть корабль – ветеран ЧВМГ,
корвет «Адмирал Хорио Мачеллариу», он четыре раза участвовал в международных
учениях. Для украинского корабля управления «Славутича» данное развертывание
также далеко не первое. Фрегат УРО «Фатих» ВМС Турции был в первом составе
нашей общей «команды» еще в 2001 году.
Сегодня
есть все основания утверждать – опыт создания и совместной работы в море единой
группы боевых кораблей оказался далеко не пустой затеей и бессмысленной тратой
денег. Рост мастерства и непрерывное совершенствование проводимых маневров, постоянное усложнение
выполняемых задач очевидны. Другое дело, насколько повысилась наша готовность
продвинуться вперед, усовершенствовать учения и добиваться более значимых
целей. Здесь должен применяться принцип
«step by step» - шаг за
шагом.
На мой взгляд, есть политическая
основа для существования группы кораблей черноморских стран. Все страны
Причерноморья желают жить в мире и процветании. Морская составляющая экономики
слишком значима для Украины, Турции, Румынии, Болгарии, России, Грузии. И мореплавание, перспективные отрасли
нефтегазодобычи в континентальном шельфе следует сделать максимально безопасной
как от угроз террористических атак, так и от возможных ударов стихии и
техногенных катастроф. Сделать же в данном направлении предстоит еще очень и
очень многое, чем явно выходящее за границы Черноморской военно-морской группы
оперативного реагирования.
Мнение румынского «COMBLFCKSEAFOR» явно перекликается со
словами грузинского командующего ЧВМГ
капитана 1 ранга Геннадия Хайдарова. На вопрос – чем актуальность для причерноморских стран
многонационального военно-морского объединения, он охарактеризовал ситуацию
следующим образом
-Впервые в своей многотысячелетней истории военные моряки всех народов
стран, расположенные на берегах древнего моря, одной из колыбели цивилизации, ходят вместе по черноморским просторам в
едином ордере Согласия. Мне хочется верить в одно, наши усилия не окажутся
напрасны. А «БЛЭКСИФОР» переживет
надолго первых своих участников.
Моряки во
все времена выступали в роли первых
народных дипломатов. Именно служителям морской стихии легче всего находить общий язык. Если удается договориться на нашем уровне, то
Причерноморье получает великолепный шанс объединить усилия во имя единых целей.
А они есть, важные для безопасности и экономики всех стран. Судите сами. Только
в порты родной моей Грузии заходит ежедневно от 3 до 5 судов. За год данная
цифра составляет более тысячи. Стамбул, со мной согласится даже несведущий
человек, морской транспортный узел мирового значения.
Одесса, Новороссийск, Бургас, Варна и
Констанца при не всегда схожей структуре грузооборота объединены одним общим
знаменателем – они приносят значительные доходы в бюджет своих государств,
здесь созданы десятки и сотни тысяч рабочих мест. Любая нестабильная ситуация
на морских коммуникациях способна привести к нежелательным последствиям, к
финансовым потерям. Для Грузии, которая пережила две войны, любая
нестабильность будет восприниматься очень болезненно. Вы были в Батуми, воочию
могли убедиться, единственное успешно работающее предприятие города и региона –
морской порт. Он дает нам жизнь, вселяет надежду на лучшее будущее.
Мы живем в эпоху, как говорят политологи, асимметричных
угроз. Мир после трагедии 11 сентября
действительно, изменился. Всем нам предстала
со всей очевидностью истина, что от терроризма не спасают барьеры национальных границ. Помните,
как сказано у великого писателя «не
спрашивай, по ком звонит колокол, колокол звонит по тебе». И только единство
людей доброй воли способно
остановить угрозу. Грузия, Россия, Турция на себе не раз
прочувствовали террористические атаки.
Пример с захватом пассажирского
теплохода «Аврасия» в 1996 году более чем убедительно доказал, на море угроза
актов бесчеловечности столь же реальна, как и в воздухе, так и на земле. Наш регион
не застрахован от угрозы. Более того, так сложилось, преступные синдикаты
избрали Причерноморье в качестве пути для переброски оружия, наркотиков,
нелегальных мигрантов – а если называть вещи своими именами, то рабов 21 века.
Создание надежного заслона на морских
рубежах сейчас как никогда необходимо. И
практически все страны региона предпринимают в данном направлении те или иные
меры. В Турции подобная программа, например, получила название «Черноморская
гармония». Время разрозненных усилий как эффективного средства борьбы с угрозой
без границ безвозвратно ушло в прошлое. Страны Причерноморья обладают
достаточными военно-морскими силами. Но главное, появилась общая добрая воля
объединиться для достижения конкретной цели, для безопасности мореплавания в
регионе.
Совершенно естественно стремление народов Черного моря
контролировать ситуацию в своих
«внутренних» водах. Для этого есть все необходимые условия. Каждая очередная
успешная активация говорит в свою пользу
убедительней всяческих слов. Другой аспект проблемы, насколько государства
Причерноморья сегодня подготовлены к движению вперед к единству.
Несколько последних месяцев
произвели значительные изменения в систему безопасности мореплавания в
Причерноморье. Еще весной турецкой стороной предлагалась идея операции «Черноморская гармония»,
предполагающая контроль за безопасностью
судоходства. Сейчас она приобрела реальность в виде первых, пока еще
робких шагов - совместных учений по контролю над судоходством в районе Босфора.
Для Анкары «Гармония» весьма важна. Турецкие военные с ее помощью предполагают
в частности перекрыть поставки оружия
курдским сепаратистам в районе юго-восточной части Черного моря. Россия
согласилась примкнуть к программе. И в скором времени вполне возможно на ВМБ Турции
в Эрегли начнет нести дежурство и российский корабль. Болгария пока находится в
стадии принятия решения относительно «Гармонии». Румыния, по всей видимости, не
поддержит новой программы как не вполне отвечающей собственным ее интересам.
При всех нововведениях «BLACKSEAFOR» остается наиболее общей
программой регионального сотрудничества именно в силу своего широкого спектра
задач. Ведь, начиная от создания барьеров против террора, ЧВМГ ставит перед
собой и гуманитарные цели, отрабатывает поисково-спасательные операции. И здесь
далеко не полный спектр возможностей программы ордера Согласия. В чем его и
отличие от узконаправленных операций «Черноморская гармония» и «Черноморское
партнерство», которые предлагаются турецкой стороной. Опять таки в силу некоторой
«тесноты» предлагаемого «кафтанчика», если позволить себе некоторую образность.
Так, что виват, корабли
Согласия!
Комментариев нет:
Отправить комментарий