понедельник, 2 сентября 2013 г.

Малые артиллерийские корабли типа «Буян»: «Астрахань», «Волгодонск» и другие. Но что придет на смену «Шмелям»?

Здесь в низовьях Волги, понимаешь, какой красотой наделил Господь нашу родную землю. За Астраханью великая русская река начинает распадаться на множество рукавов, причем точное их число неизвестно. Говорят,  до раскатов – места, где Волга приближается к Каспию, и огромный поток ее воды разливается на десятки и десятки километров от горизонта до горизонта – доходит до 600 проток, рукавов и ериков.



 


Сейчас,  в апреле - мае великое множество птиц создают свои гнездовья. Тысячи и тысячи лебедей, орланов, уток, цаплей объединяются в пары. Рыба начинает свое весеннее движение на нерест. На раскатах, где Волга теряет окончательно свое русло и нескончаемым от горизонта до горизонта водным потоком встречается с Каспийским   морем, соединение речной и морской жизни дарит новые картины. Здесь, то и дело мелькнет в буквально сантиметре от поверхности, сазан или севрюженок, сверкнет серебром чешуи каспийская селедка. А если повезет, то на мгновенье невдалеке от борта катера вынырнет всегда осторожный каспийский тюлень, настоящий символ древнего Хвалынского, седого Каспийского,  моря. Названия бесчисленных островов и проток звучат под стать здешней красоте: остров Жемчужный, Тюлений…







Здесь, на великих просторах, как нигде приходит понимание – у нас есть те бесценные сокровища, которые стоит беречь и  защищать как зеницу ока. О кораблях, предназначенных для действий в низовьях великих российских рек и прилегающих участках морей.

 

Обычно, когда говорят о бесконечных сухопутных и морских границах России, то забывают о рубежах нашей Родины, проходящих по рекам. Но в одних только Волжских низовьях в разлив, или как здесь говорят, на раскатах, великая река разливается из сотен и сотен проток на 600 с лишним километров бескрайней глади. Глубины здесь достигают от 80 сантиметров,  до полутора метров, и лишь в Северном Каспии – до 5, максимум 15 метров. Понятно, на раскатах движение судов и кораблей стандартной постройки осуществляется только по каналам – наиболее известные из них Волго-Каспийский, Кировский и ряд других. Вместе с тем, ВМФ России всегда с особым вниманием относился к кораблям, катерам, способным действовать на реках. Очередным поколением, преемником легендарных мониторов, и стал проект «Буян».







Проект речного корабля нового поколения, получивший номер 21630 и шифр «Буян», был разработан предприятием (ФГУП) «Зеленодольское ПКБ» под руководством главного конструктора Я. Е. Кушнира, научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля для ВМФ осуществлял 1 ЦНИИ МО. Корабль был спроектирован Зеленодольским проектно-конструкторским бюро с учетом особенностей Каспийского моря и дельты Волги, при этом основными требованиями были одновременно высокая мореходность и возможность прохождения корабля на незначительных глубинах северной части Каспийского моря и дельты реки Волги. Среди требований тактико-технического задания была заданная дальность плавания, чтобы корабль был способен совершать переходы по всей протяженности Волги и Каспия.







Немного отвлекусь, автору довелось служить на кораблях, разработанных и построенных в Зеленодольске – проект 11-24 «Альбатрос». При бесспорно прекрасных ходовых и маневренных качествах, зеленодольские корабли страдали откровенно спартанскими бытовыми условиями для экипажей. Вместе с тем, две недели, проведенные в море на МАК «Астрахань» убедили автора в том, что и данный бытовой «пунктик» успешно преодолен.







Головной корабль «Астрахань» (2004-2006 гг. постройки), находится в составе Каспийской флотилии. Для Каспийской флотилии строятся - второй корабль «Волгодонск» заложенный в 2005 году и третий «Махачкала» заложенный в 2006 году. Всего в планах строительство 10-ти кораблей. Заках на их строительство размещен на   «Судостроительная фирма «АЛМАЗ», ранее «Приморский судостроительный завод» — завод в Санкт-Петербурге.







Назначение: для усиления надводных сил Каспийской флотилии в ближней морской зоне и в речных участках, корабли этого типа предназначены для охраны и защиты двухсотмильной экономической зоны государства.

 




Особенности: Архитектурный облик нового корабля создавался в соответствии с требованиями по снижению радиолокационной заметности (наклонные плоские поверхности надстройки, наличие фальшбортов, значительное сокращение выступающих дельных вещей, скрытые в плоскостях надстройки и палубы двери и люки) и снижения уровня других полей (т.н. технология «Стелс»). При создании проекта 21630 были применены передовые достижения в области военного кораблестроения. При этом использовалось вооружение и комплектующее оборудование российского производства и на отечественной элементной базе.

 




Базовые ТТХ

 

Водоизмещение, т – примерно 500,

Длина, м – 62,

Ширина, м – 9,6,

Высота, м – 6,57,

Осадка, м – 2,

Силовая установка - двухвальная дизельная энергетическая установка, работающая по схеме CODAD,

Винты - водомётный движитель,

Скорость, уз. – 28,

Дальность плавания, миль – до 1500,

Автономность, сут. – 10,

Экипаж, чел. – 29-36 (фактически 56 – включая офицеров, мичманов, старшин и матросов).

 




Вооружение:

 

Навигационное вооружение - 1 х РЛС МР-231 БИУС Сигма,

Радиолокационное вооружение - 1 х РЛС «Позитив», 1 х РЛС МР-123 «Вымпел» для АУ и ЗАК,

Радиоэлектронное вооружение - 2 х 10 ПУ ПК-10 «Смелый»,

Артиллерийское вооружение - 1х1 100-мм АУ А-190 «Универсал», 2х1 14,5-мм пулемётная установка, 1х40 122-мм РСЗО А-215 «Град-М»,

Зенитная артиллерия - 2х6 30-мм ЗАК АК-306,

Зенитное ракетное вооружение - 1х4 ПУ 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М».

Может нести мины на верхней палубе.

 

Модификации: 1-я – это проект 21631 «Буян-М» — Малый ракетный корабль на базе проекта 21630 типа «Буян» с водоизмещением 949 т. Оснащён вертикальной пусковой установкой комплекса 3Р-14УКСК на 8 ракет «Калибр» или «Оникс».

 




2-я – это проект 21632 «Торнадо», экспортная версия проекта 21630 типа «Буян». Основное отличие проекта от 21630 — наличие на нём вооружения в экспортном исполнении, а также наличие возможности замены систем вооружения в зависимости от конкретных требований заказчика.

 

ВМФ России 20 декабря 2011 года принял на вооружение новый малый артиллерийский корабль "Волгодонск" проекта 21630 «Буян». Это первый серийный корабль проекта, построенный петербургской судостроительной фирмой «Алмаз». «Волгодонск» поступил на вооружение Каспийской флотилии, в составе которой с 2006 года несет службу головной корабль проекта «Буян» - «Астрахань».

 




МАК  «Волгодонск», заложенный 25 февраля 2005 года, был спущен на воду 20 декабря 2011 года. Ранее планировалось, что корабль прибудет на Каспий до закрытия навигации в 2011 году, однако теперь передача корабля запланирована на 2012 год. Задержка связана с поздним началом государственных испытаний, вызванных опозданием в поставке артиллерийской установки А190-1. Местом постоянного базирования «Волгодонска» станет Астрахань.

 





Корабли проекта «Буян» спроектированы «Зеленодольским проектно-конструкторским бюро».  Они обладают водоизмещением 600 тонн при длине 62 метра, ширине 9,6 метра и осадке 2,04 метра. Корабли могут развивать скорость до 28 узлов, а дальность их хода составляет 1500 миль.

 

«Волгодонск» вооружен одной 100-миллиметровой артиллерийской установкой А190-1, двумя 30-миллиметровыми артустановками АК-306, двумя пулеметными установками МПТУ калибра 14,5 миллиметра, одной пусковой установкой зенитных ракет «Гибка» и одной пусковой установкой «Град-М».


Автору посчастливилось совершить двухнедельный выход в море на современнейшем корабле ВМФ России. О том, как «держит волну» современный потомок мониторов, репортаж военного журналиста.

 

«Сильный ветер осложнил начало рейдового сбора кораблей и сил Каспийской флотилии. Первыми в назначенный район боевой подготовки направились ракетные и артиллерийские катера. Их экипажам сейчас выпали все «радости» моряцкой службы: изматывающая качка - непогода тяжелей всего воспринимается на малых "единичках". Моросящий дождь начался, как только стихли резкие порывы ветра. Малый артиллерийский корабль «Астрахань» снимается со швартовых, начинает движение по Волге.

 




Командир МАК «Астрахань» гвардии капитан 3  ранга Сергей Бабсков далеко не новичок на великой русской реке. Волжский "Буян" - так называется проект самого современного корабля, предназначенного для действий, как на небольших речных глубинах, так и в открытом море. Сейчас мы проходим по Волжско-Каспийскому каналу. До берега буквально рукой подать, видны проезжающие машины, непосредственно возле воды расположены дома. До моря еще несколько часов неторопливого хода. Сигнальщик внимательно следит за обстановкой, постоянно докладывая в ходовую рубку об обнаруженных надводных целях.

 




Для штурмана, лейтенанта Михаила Щербака, кстати, оказался моим земляком с Керчи, данный маршрут уже знаком. Осенью прошлого года, вскоре после окончания военно-морского института, уже приходилось спускаться вниз по Волге. От подчиненных старшины - команды мотористов мичмана Владимира Трофимова - зависит бесперебойный ход корабля, сейчас, пожалуй, это самое важное. Радиометрист, штурманский матрос Алексей Черемшанов, отслеживает надводную обстановку, судоходство здесь оживленное, небольшие рыболовецкие катера постоянно проходят поблизости от "Астрахани". Вахтенный рулевой, командир отделения старшина 1 статьи Василий Федоров, уверенно держит постоянно меняющийся курс.

 

С первого дня выхода в море учения и тренировки на «Астрахани» чередуются с короткими перерывами. Большинство членов экипажа - как призывников, так и контрактников - впервые вышли в море. Впрочем, «оморячивание» проходят не только каспийцы.




Для решения вопросов взаимодействия с флотилией на корабле находятся авиаторы - подполковник Сергей Гончаров и капитан Денис Острецов. Офицеры довольно быстро осваиваются в непривычном для себя ритме корабельной жизни. Одновременно они проводят испытания новой аппаратуры, предназначенной для… поиска подводных лодок. Все подробности, понятно, тайна. И, несмотря на то, что в первые два дня качка была весьма чувствительна, летчики не страдали "морской болезнью". Потом они объяснили: их вестибулярный аппарат прошел серьезную тренировку в течение многих лет. А что такое «болтанка», они знают не понаслышке, в воздухе приходилось не раз и не два попадать в полосы турбулентных потоков.

 

Авиация в районе учений работает довольно интенсивно, для прикрытия кораблей в один из дней в небе появляется истребитель МИГ-29 с аэродрома, расположенного невдалеке от Астрахани.

 




Короткая каспийская волна довольно ощутима на плоскодонном корабле. Кое-кто из молодых матросов даже укачался в первый день. Но потом все вошло в свое русло, молодежь довольно скоро привыкла не обращать внимания на качку.

 

«Буян», похоже, сам еще не знает до конца своей силы. Когда идем по каналу, кильватерная волна надвое расходится мощным потоком далеко за кормой, накрывая берег. Причем на баке поражаешься той легкости и тишине, с которой его форштевень режет волну. За неделю в море не происходит ни одной сколько-нибудь серьезной неисправности. Кораблестроители-питерцы и проектировщики из Татарстана сработали на совесть, объединив в первенце серии все новейшие, основанные на своем богатом опыте разработки. От проектных 28 узлов скорости корабль на выходе фактически «сделал» 25. В условиях половодья на величайшей реке Европы, впечатляет весьма сильно.    

 

На корабле работают представители Федерального государственного унитарного предприятия «КБ «Аметист» Юрий Кирнос и Владимир Моруженко. На «Астрахани» впервые наведение всего оружия осуществляется одной радиолокационной станцией. Преимущество очевидно: РЛС управления артиллерийским огнем занимает в несколько раз меньше места, чем при традиционной схеме. Новая техника, понятно, требует к себе самого внимательного отношения.

 

Природа только пробуждается в здешних краях. Волга - на Пасху приходится пик половодья - разливается от горизонта до горизонта. Подчас и не понять, где заканчивается река и начинается Каспий. Далеко, почти до середины моря, встречается плавун, небольшие частицы дерна с торчащими, подобно антеннам, камышинками. На них время от времени садятся отдыхать перелетные птицы. Над поросшими камышом бескрайними низовьями проносятся бесчисленные птичьи стаи. Орлиная пара присела на стоящие в воде деревья. Южнее, возле острова Чечень, заметил, как неподалеку от борта вынырнул морской котик – «мишка», как его зовут здешние старожилы. Зверек что-то достал из съестного со дна и в своем излюбленном положении, на спине, наслаждается завтраком.

 

«Астрахань» подходит к острову Чечень, расположенном в северной части Каспия. Здесь предстоит выполнить артиллерийские стрельбы. Преимущество корабля, одинаково уверенно чувствующего себя как на малых, так и больших глубинах, проявляется со всей очевидностью. До дна здесь она всего несколько метров, обычный ныряльщик, без акваланга и ласт, достигнет его с легкостью. Но «Буян» спокойно маневрирует, развивает весьма приличный ход, от работы водометного двигателя клубы ила поднимаются на поверхность. Для артиллерийской боевой части наступает момент экзамена на профессионализм. Сейчас предстоят боевые стрельбы, как по береговым, так и воздушным и морским целям.

 

Корабль осуществляет огневое маневрирование, приступает к выполнению боевых упражнений. Сейчас поневоле поражаешься, как на его небольшом пространстве удалось сконцентрировать столько вооружения. Мощное 100-мм орудие бьет без промаха. Снаряд достигает берега секунд через двадцать, отчетливо видно, как в небо взметаются огромные столбы разрывов. В «симфонии» из огня и металла вскоре приходит черед «партии» системы реактивного залпового огня "Град М". Скорострельные 30-мм автоматические пушки буквально извергают из своих блоков стволов море огня, завершая учебный бой. Комендоры мичманы Алексей Рустамов, Бахтугул Жармуханов, матросы Роман Плужников и Иван Сморкалов чуть позже будут принимать заслуженные поздравления сослуживцев, сегодня они настоящие герои дня.

 

Жизнь не останавливается ни на минуту. Вечером для командира капитана 3 ранга Бабского приходит долгожданная телеграмма о рождении сына. Трудно представить, насколько искренними были поздравления экипажа. Ведь авторитет командира здесь сочетается с искренним уважением команды - а этого не купить, и не добиться никакими силовыми методами и не прописать никакими  приказами.

 

Значительная часть экипажа впервые вышла в море. Но на уровне организации, похоже, не особенно сказывается. На «Астрахани» есть костяк профессионалов, таких как мичманы Алексей Спицын, Олег Кузьминых, Андрей Гайдуков, Владимир Родионов. Напряженные задачи решаются спокойно, без суеты. А морская практика у «астраханцев» находится на высоком уровне.

 

Несколько непривычно было, что на ограниченном по запасам корабле на протяжении всего выхода в море перебоев с подачей воды не было. Но "секрет" открылся весьма скоро - все дело в забортной воде, которая берется насосом с двухметровой глубины. Здесь, в низовьях великой русской реки и северном Каспии, она почти пресная, вполне пригодная для гигиенических целей. Причем после бритья на коже не возникает даже раздражения.



 



 

 
Обитаемость корабля, налаженный быт и питание вместе с исправностью оружия и технических средств одинаково важны при выполнении любой задачи. Использование забортной воды позволяет экономить питьевую, увеличивает автономность плавания. А на обратном пути в Волго-Каспийском канале во время большой приборки была смыта соль с палубы и надстроек. Своевременное опреснение внешнего контура корабля уменьшает коррозию. Каспийцам в деталях знакомы любые особенности здешних мест, моряки используют с пользой для службы все привычные и непривычные для других морей и океанов нюансы.
 

Стараниями старшего баталера мичмана Николая Свечникова, коков Юрия Царегородцева, Евгения Шутова экипаж, прикомандированные офицеры, специалисты были всегда вкусно и вовремя накормлены. А уже на четвертый день мини-хлебопекарня порадовала свежеиспеченными булочками с изюмом.

 

Неделя в море проходит незаметно, в тревогах и тренировках. Задачи решены успешно. «Астрахань» на приличной скорости против мощного волжского течения движется к родным причалам Золотого затона.

 

Как только возвращаемся в зону действия мобильных телефонов, первым делом, как по команде, звоним домой. Возвращение к родным берегам одинаково радует сердце моряка, не важно, на море, океане или реке он служит.

 

Речные «танки»

 

Думаю, рассказ о наших речных кораблях на Каспии и в низовьях Волги, был бы неполным, если не упомянуть об артиллерийских катерах типа «Шмель». Всего на судостроительных заводах Украины, в Керчи и Николаеве,  в 60-70 годы прошлого века было построено почти 120 единиц данного проекта. До сих пор они находятся в боевом составе ВМФ России, ВМС вооруженных сил Украины, ВМС Абхазии, по некоторым данным и в составе погранчастей Туркменистана и Узбекистана.

 

Сегодня вполне обычный день в жизни раскрашенных в защитные, камуфлированные цвета артиллерийских катеров гвардейского дивизиона.  Одна из боевых единиц сейчас находится, как говорят на флоте, «под знаком «рцы», несет дежурство. Экипажи других заняты содержанием, как и положено, катеров. Морская культура в полной мере присутствует на «речных танках», таковы неизменные традиции стиля службы «от гвардии».




 

Время, казалось, не властно над небольшими «Шмелями», так называется данный проект  артиллерийского катера. Они впитали в себя все наилучшие достижения конструкторской мысли в строительстве боевых единиц,  предназначенных для успешных действий на мелководье прибрежных районов и на речных протоках, рукавах и затонах. За более чем, сорокалетний срок службы «акашки», простые и надежные в эксплуатации как автомат Калашникова,  прошли тысячи и тысячи полноценных морских миль. Где-то до весны 1995 года гвардейцы базировались на Дунае, в Измаиле, в Одесской области в ныне независимой Украине. Потом, после передачи части кораблей речной бригада в состав «незалежных» военно-морских сил, большая часть   досталась российской стороне. Кстати, до 1994 года «Шмели» были непременными участника парада на Дне ВМФ в Севастополе, без труда преодолевая сотни миль от Измаила до главной базы российского Черноморского флота.

 

После раздела бригады между еще совсем недавно двумя составными частями единого государства - безжалостного, по живому, катера перешли в непростых погодных условиях  в Севастополь. Дальнейшее же их место службы было определенно в низовье Дона, в Темрюке. Впрочем, долго оставаться в тех краях артиллерийским катерам не пришлось. Буквально через три-четыре года они бросили якоря в Золотом Затоне в Астрахани.

 

В годы Великой Отечественной войны «речные танки» - именно так окрестили отчаяннее катера, которые своим огнем поддерживали не менее отчаянных храбрецов-десантников, прошли от Волги до Дуная. Теперь же путь пришлось повторять обратно…

 

Каждый раз, когда доводится бывать у гвардейцев, невольно преклоняешься перед тем чувством справедливости, которое присутствовало у наших дедов и прадедов, военных моряков Великой Отечественной. Ведь высокого гвардейского звания тогда удостаивались далеко не только крейсера и другие большие корабли, такие как гвардейские крейсера «Красный Крым»  и «Красный Кавказ»,   но и малые катера. Ведь именно они, торпедоносцы, малые охотники, «речные танки», тральщики вынесли на себе львиную долю тяжести боев на море, именно они понесли самые большие потери. По-разному их называли в годы войны – «морская кавалерия», «москитный флот». Но уважению к настоящим героям у моряков военного лихолетья, вне сносок на показатели «тоннажа»,  стоит лишь учиться.

 

Дань памяти, уважения, справедливости было отдана и артиллерийским катерам.  Высокое звание «гвардейского» и почетное наименование «Белградского»  стократно заслуженно в конце войны было присвоено дивизиону «речных танков».

 

Наш разговор с командиром АК-047 гвардии старшим мичманом Вячеславом Чижевским происходит в перерыве между занятиями и малой приборкой – самое спокойное время на корабле. В должности он уже четыре года, до этого столько же был здесь помощником. В свое время призывался матросом в дивизион, когда тот еще находился в Темрюке. Так в нем и остался. Сложно или нет, проходит служба на небольшом по водоизмещению катере, отвечает коротко – нормально. Только весной мне довелось на рейдовом сборе наблюдать за «Шмелями» при их выходе в море через Волго-Каспийский канал. Сильный прижимной ветер и небольшая речная волна казалось, сделал почти невозможным сам отход от причала катеров. Но для гвардейцев то, что считается невозможным для больших кораблей, действительно, определены как нормальные условия выполнения задач по предназначению.

 

Катерники тогда, невзирая на непогоду, уверенно прошли по каналу, выполнили с высоким результатом свойственные им упражнения в волжских низовьях. О своих моряках – так они предпочитают себя называть, невзирая на преимущественно «речной» характер боевой работы, отзывается с уважением. Старший комендор гвардии матрос Дмитрий Ярощук, рулевой – сигнальщик гвардии матрос Евгений Шалганов прекрасно проявил себя в августе на сбор-походе кораблей и сил Каспийской флотилии.

 

На соседнем катере, они ошвартованы рядом, если бы не суровые корабельные правила, с одного на другой легко можно было бы перепрыгнуть, меня встречает помощник командира гвардии мичман Олег Толкачев. О том, насколько престижна корабельная служба, помощник командира  говорит исходя из собственного опыта.  После всех мер по повышению престижа плавсостава он реально почувствовал разницу, прежде всего, на собственном денежном довольствии. Материальный стимул, особенно в наше время, весьма существенный аргумент в пользу повышения качества корабельной службы. Но далеко не основной. 

-Чего греха таить, приходится наблюдать и то, как повышение денежного довольствия никак не влияло на улучшение качества выполнения своих обязанностей иными горе – профессионалами. С ними расстаемся без сожаления,  - говорит гвардии мичман О. Толкачев.

 

Вместе с тем, сам подход к службе именно у гвардейцев, показывает, насколько важны традиции в решении экипажами любых поставленных командованием задач. Командир отделения комендоров гвардии старшина 1 статьи Александр  Шладгауэр, человек аккуратный. При содержании своей «родной» артиллерийской установки он не допускает ни одной погрешности или отступления от правил. Не преминул случая, задаю ему вопрос, отчего на катерах так мало моряков-контрактников, всего по три командира отделения-профессионала на каждом.  Может, место службы у профессионалов считается не престижным. Нет, следует ответ Александра, таков приказ командующего флотилией - оставить на катерах по три командира отделения из числа контрактников. Остальных же отправить на малый артиллерийский корабль (МАК) «Астрахань», самый современный на флотилии.  МАК, кстати,   входит в состав гвардейского дивизиона.

 

Время службы гвардейских «речных танков» неумолимо близится к завершению. Новые средства вооруженной борьбы у морских пехотинцев – преодолевающая водные преграды броневая техника, сам преклонный возраст артиллерийских катеров, делает их моральное устаревание куда разительней физического. Несомненно,  благодаря грамотной эксплуатации и бережной заботы экипажей   боевые катера находятся в высокой степени технической готовности.  Но требования современной войны давно диктуют уже свои условия  задач…

 

Сейчас для современных наследников речных мониторов, важно обладать не только мощными орудиями, но и радиолокационными станциями дальнего действия,   средствами защиты от нападения с воздуха, быть «невидимыми» для РЛС противника. Несколько таких кораблей, как «Астрахань» могут отслеживать воздушную и надводную обстановку на таких огромных пространствах, как низовье Волги и северный Каспий.  Но именно здесь воочию убеждаешься, традиции не уходят на слом, подобно отходившим свои тысячи и тысячи  миль по морям и рекам кораблям. Стиль службы гвардейцев-катерников, ответственность, моряцкая верность долгу, остаются востребованными на качающейся палубе самых современных кораблей флота.

 




Все же, уверен, есть необходимость в постройке современного варианта-преемника АК «Шмель»? По тактике действий той же «Астрахани»,   предстоит выполнять задачи головного корабля артиллерийской ударной группы.

 

Фактически, совмещая в себе боевой корабль и плавучую базу для малотоннажных боевых единиц. При необходимости ударная группа – понятно, не в мирное время – может усиливаться пограничными катерами и вооруженными гражданскими плавсредствами. Но как быть, после того как, срок службы   АК «Шмель», завершится? Уповать на пограничников и скоростные катера рыбохраны и конфискованные браконьерские байды?

 

Поясню, умельцы-судостроители для браконьеров строят плоскодонные деревянные или пластиковые катера, идеально подходящие под требования браконьерского лова в низовьях Волги и Северном Каспии. Скорость – до 120 км/час, с грузом до 2 тонн. На прямой линии преследования ни один пограничный катер их не перехватывает.   Борьба с ними возможна лишь их засады и с вертолета. Но на байдах полностью отсутствует броневая защита и ограничены возможности для установки тяжелого стрелкового вооружения. Не говоря уж об артиллерии. Вместе с тем пограничники используют конфискованные байды при проведении своих операций по задержанию браконьеров.

 

Вопросов по созданию надежной защиты наших речных и прибрежных районов пока больше, чем ответов.  Вместе с тем, откровенно радует то обстоятельство, что в состав Каспийской флотилии вводятся новые боевые корабли, способные решать специфические задачи.

 

«Буян-М»

 

Сегодня идет обновление корабельного состава, предназначенного для действий в речной и ближней морской зоне. И к малым артиллерийским «Буянам» добавляются их ракетные варианты.

 

На ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького» 22 июля состоялась церемония закладки второго серийного малого ракетного корабля проекта 21631 «Буян-М».

 

Головной корабль этого проекта "Град Свияжск" был заложен 27 августа 2010 года со сроком сдачи в 2013 г. Всего планируется строительство 5-ти кораблей пр.21631, которые пополнят состав Черноморского и Каспийского флотов.

 

Малые ракетные корабли проекта 21631 являются многоцелевыми кораблями класса «река-море». Проект разработан специалистами Зеленодольского проектно - конструкторского бюро для ВМФ России. Назначение малых ракетных кораблей этого проекта - охрана и защита экономической зоны государства. В отличие от своего прототипа - малого артиллерийского корабля проекта 21630 - МРК имеет почти в два раза большее водоизмещение и оснащён ракетным вооружением, позволяющим наносить удары высокоточными крылатыми ракетами, как по морским, так и наземным целям.

 

Основные характеристики корабля:  длина - 74,1 м, ширина - 11 м., осадка - 2,6 м., водоизмещение - 949 т., скорость - 25 узлов.

 

При автономности плавания 10 суток может действовать на дальность до 1500 миль с экипажем 29-36 человек.

 

В состав вооружения входят:

ракетное ударное – 1 х 8 ракет «Калибр» или «Оникс»;

артиллерийское – 1 х 1 100-мм АУ А-190 "Универсал", 2 х 1 14,5-мм и 3 х 1 7,62-мм пулемётных установки; зенитное – 2 х 6 30-мм ЗАК "Дуэт" (АК 630-М2)

2 х 4 ПУ 3М47 "Гибка" с ЗУР "Игла" или "Игла-М".

Кроме ракетно-пушечного вооружения корабль оснащен средствами радиоэлектронного противодействия.

 

Сегодня в государстве очень многое делается для создания жесткого щита для защиты наших речных границ, береговой черты. В состав ВМФ России вводятся, вне всякого сомнения, достойнейшие по своим боевым возможностям корабли. Вместе с тем, все усилия необходимо четко согласовывать со всеми структурами, способными решать данные задачи – в первую очередь пограничниками, соответствующими структурными подразделениями полиции и внутренних войск. Определенные силы защиты в низовьях Волги есть. Но действовать необходимо в едином ордере всех силовых структур. 








Комментариев нет:

Отправить комментарий