среда, 18 декабря 2013 г.

Хранитель Земли Русской



«Мама… Что мне сказать ей? Как она переживет все это». Первая мысль, когда в октябре 2005 пограничник Александр Стрыгин пришел в себя после подрыва на противопехотной мине, была, как бы не огорчить,  мать – Тамару Александровну.

Непостижима ты душа, русского солдата. В середине осени 2005-го,   Саша чудом остался жить. Он лежит с оторванной взрывом ногой в палате ростовского госпиталя. Здесь ждет отправки в Москву еще восемь таких же, как он искалеченных войной  двадцатилетних пацанов. С трудом, волнуясь до дрожи в руках, Александр берет предложенный товарищем по тяжелому ранению мобильник, набирает номер и произносит: «Мама,   я в госпитале, мне оторвало ногу». То, отчего-то, при этом весьма удивлен материнскому спокойствию в словах: «Слава Богу, сынок, ты, жив».

Сын и мать еще долго разговаривали. Тамара Александровна ни малейшим звуком не выдала того плача души, что буквально разрывала сердце. Ведь готовилась принять самые худшие известия. Только нельзя сейчас плакать. Для сына как воздух необходима материнская поддержка. Ведь кому как не ее, медработнику со стажем, знать – сыновни испытания на крепость духа и терпение только начинаются.

Современная связь удобное изобретение человечества.  И в 2004 и 2005 годах, когда Саша служил в Чечне, сотовый телефон был почти у каждого солдата. Он, младший из пяти братьев, звонил едва не каждый день. Приблизительно через год после прихода Аргунский погранотряд, пулеметчик Стрыгин заключил контракт. Денежное  довольствие с учетом боевых и надбавок составляло приличную сумму. Так что экономить   на  звонках домой даже не приходило в голову.

А здесь вдруг как отрезало, как кануло в пропасть, ни звонка, ни сообщения от сына. Друзьям, товарищам – молодым и неискушенным в жизненных перипетиях ребятам  не хватило смелости сказать матери о Сашином ранении. Они не растерялись, увидев обезноженного друга, который только-только о чем-то с ними разговаривал, вкололи антидот – противошоковое средство, перетянули хлещущий кровью обрубок, в считанные минуты доставили до вертолета. Но  не смогли сказать матери, что сын, плоть от плоти, родная кровиночка, уже никогда не пройдет в жизни на обеих ногах, ею данных при рождении.  А о чем думать ей, матери, бессонными ночами, в бездне неизвестности. Звонок из Ростова снял невероятную тяжесть безвестности, коя страшней смерти,  с материнского сердца.

В Чечню Александр попал вскоре после призыва в погранвойска. «откосить» как-то не было и в мыслях. Отец, Владимир Иванович, четверо старших братьев честно отдали свой долг Отечеству. А на вопросы – как там, в армии, отвечали просто, заочно о ней не узнаешь и службу на словах не понять и не объяснить. Сам как придет срок и разберешься, что к чему, без подсказок.     Ему, природному жителю астраханских степей, был непривычен вид гор в Геленджике, где располагается учебный отряд стражей границ. Еще на два года горные леса и ущелья северокавказской республики, где жители сызмала привычны к видам войны, станут местом выполнения его воинского долга. 

Саша, крепкий парень не понаслышке знакомый с детства с физическим трудом, был зачислен на штат пулеметчика моторизованной мобильной группы пограничного отряда. Первый раз, как облачился во все снаряжение, с родным «пэка», в бронежилете и с полным боекомплектом, то едва не упал,  сделав лишь пару шагов. Ребята постарше сразу ввели в курс дела. В горах ты, земеля, много не навоюешь с таким весом. Туда, в «зеленку», брать надо только самое необходимое. А потоптать по тем лесам и ущельям  не одну сотню километров в густых, как джунгли, зарослях, за два года пришлось немало. Александр, терпеливый русский солдат, не задавал вопросов,  куда и зачем ему выходить на бесчисленные задания. Командир отдавал приказ, надо – прикрывали колонны, надо - уходили в дозоры, надо – защищали офицеров с особой спецификой даже для пограничников службы при контактах с местными жителями.

Где-то в этих местах осенью 1999-го входили в немирную Ичкерию гвардейцы псковской воздушно-десантной дивизии. Здесь, невдалеке обрела вечную славу и бессмертие 6 рота. В том, что гибель ребят из того первого десанта на переломе тысячелетий была не напрасной, сам Александр убеждался, общаясь с местными жителями. Многие, очень многие простые чеченцы не за страх, а по глубокому убеждению сотрудничали с пограничниками, искренне считая – настоящее зло для их родной земли идет от бесноватых «воинов ислама».  До открытых боевых столкновений дело доходило лишь считанные разы. Минная война, ее вернее эхо, стоило же жизни и здоровья многим гражданским людям и «зеленым фуражкам». 

В госпитале, в Голицыне, у Александра произойдет  встреча с курсантом-пятикурсником института пограничных войск. Тот, оказывается, хорошо знал тот участок границы, где служил Саша. Лет пять до этого без пяти минут лейтенант корпуса стражей границ сам «тянул лямку» на тех горах. Тот откровенно и поведал, тогда минные поля выставляли на горных тропах все, кому не лень: мотострелки, десантники, внутренние войска, пограничники, само собой разумеется и «духи». Карт  минных заграждений, понятное дело, не осталось и в помине. Оттого «потаенная смерть» вдвойне опасна. Вполне возможно, что Александр, нарвался на своими же, русскими,  поставленную мину. Но искать на войне виновных – бессмысленное дело.

В госпитале, поразило отношение врачей и медсестер. «Белые халаты» были к раненым вежливы, сострадательны, внимательны, предупредительны, лечили на совесть. Но ни словом, ни взглядом не проявляли даже намека на слезливую жалость – мол, какие вы бедные, убогие, несчастные. Они как бы давали понять, что бы не произошло, вы все молоды и жизнь ваша только начинается. Начальник хирургического отделения на первом же осмотре    скажет Стрыгину: «Если захочешь, продолжишь служить в пограничных войсках, возможно даже офицером, как выучишься. К нестроевой службе ты будешь вполне пригоден».   

Терпи и лечись, словом, «зеленая фуражка».

Александр и терпел. Потом, как пошел на поправку, ему назначили военно-врачебную комиссию. Лечащий врач  говоря ему насчет дальнейшей службы,  не был голословен. Документы оказались им составлены очень грамотно,   с правом Сашиного выбора.  Словом, после выписки он снова отправился в Чечню, в родной погранотряд. В первый же день начальник пограничного отряда внимательно с ним побеседовал, предупредил – запрос с просьбой перевести младшего сержанта Стрыгина    в родную ему Астраханскую область уже направлен в соответствующие инстанции. Потом, вручил ему Орден Мужества.

Новая жизнь и службы оказались не в пример спокойней и размеренней прежней, «чеченской». 22-летнему ветерану-орденоносцу определили дежурные технические  средства пограничного контроля и   связи на Контрольно-пропускном пункте «Астрахань».    Работы хватает, через динамично развивающийся регион поток грузов на экспорт и импорт возрастает  с каждым годом. Мать, как решили на семейном совете, уговорили выйти на пенсию и больше не работать. Пятеро сыновей могут вполне помочь пусть и нестарым еще родителям. Планов на жизнь у Александра, точно, громадье.  Он мечтает поступить в институт, а со временем, как получит вузовский диплом, и надеть офицерские погоны.  А пока, недавно ему присвоили звание прапорщика.

Дай Бог, ему удачи. А лет через десять, если доведется встретиться, хотел бы написать, как сложится у моего тезки  жизнь и  служба. Но в любом случае, ни у кого уже не повернется язык назвать его представителем «потерянного поколения». Ведь как Хранитель Земли Русской, человек с твердым внутренним стержнем, волей к жизни он, вне всякого сомнения, состоялся. 


пятница, 22 ноября 2013 г.

Тревожная радость подольских новоселов


 

 

В контексте новоселья

 

Новоселье в отдельно взятой семье, вне сомнений, радость почти вселенского масштаба.  Только завершится переезд в обретенное жилье, наутро возникают вполне обыденные житейские заботы: как добираться взрослым на работу, детям в детские сады и школы. Где, если есть личное авто, парковаться? Удобно ли будет подвозить в случае неизбежного ремонта строительные материалы? В рамках отдельно взятой семьи и ее переезда в отлаженную структуру обустроенного микрорайона задача вполне разрешимая простыми переговорами с соседями по парковке. Местные старожилы подскажут,  куда поставить семейный автомобиль, на каком номере троллейбуса теперь сыну или дочери добираться в институт или детский сад, в зависимости от возраста подрастающего поколения и в каком магазине дешевле всего прикупать продукты к семейному столу. Словом, неделя-другая и происходит полная интеграция новых жителей к имеющейся инфраструктуре.

Переселение же в новое жилье сотен и сотен тысяч семей порождает помимо масштабной радости и огромные социальные проблемы. Особенно там, где данная инфраструктура явно не «заточена» под столь серьезные задачи. Главная из которых, вне всяких сомнений, создание и работа с поминутной точностью всей транспортной системы.

 

Проблемное совещание

К сожалению, далеко не всегда жилищное строительство идет параллельно с развитием городского транспорта. Судить приходится на примере из ближайшего Подмосковья. Здесь, в одном только Подольске в рекордно короткие временные сроки был построен настоящий город в городе, два расположенных по соседству микрорайона – «Подольские просторы» и «Кузнечики», рассчитанные принять белее 70 тысяч жителей.

Вместе с тем, по оценке специалистов, официально озвученной в августе 2012 года тогда еще губернатором Подмосковья Сергеем Шойгу, более половины построенного жилья в Московской области недостаточно обеспечено  социальной инфраструктурой. Именно так поставил вопрос глава региона на выездном совещании правительства Москвы с руководителями различного уровня в  Подольске.

На данном заседании были подняты в первую очередь проблемы строительства жилья для уволенных в запас военнослужащих.

-Мы детально проработали вопросы финансового обеспечения социальной инфраструктуры. Общая стоимость составляет 8 миллиардов 579 миллионов рублей, — заявил в своем интервью СМИ тогдашний
губернатор. - Подмосковье же и городской округ Подольск смогли выделить на эти цели в 2010-2012 годах 2 миллиарда 844 миллионов рублей. До сих пор не определены источники финансирования в объеме 5 миллиардов 735 миллионов.  В течение ближайших дней попробуем решить этот вопрос. Пришло время начать строительство инфраструктуры и дорожных коммуникаций.

Микрорайон «Кузнечики» Подольска  создан по программе строительства 75 многоэтажных жилых домов общей площадью 949,7 тысячи квадратных метров для расселения уволенных в запас военнослужащих и членов их семей. Сегодня  заселено 3 тысячи квартир из 12,2 тысячи построенных. Причем, из запланированных 75 домов  построено 65.

 

Ситуация в Подольске

Из разговоров на близлежащих к Подольским просторам и Кузнечикам остановках:

-Как же так, не подумали о людях, как нам всем – и старожилам и новоселам  - теперь ездить? Всем ведь транспорт как воздух необходим. Кому на работу, кому в школу, кому в больницу или детский садик.

Причем, утверждать о том, что в городской администрации Подольска не поднимались загодя уже возникающие транспортно-дорожные проблемы, явно грешить против истины. Все предложения подольского руководства по техническим условиям застройки оказались, к сожалению, под «сукном». На вопрос, как будет решаться транспортная проблема, руководитель управления по транспортному обслуживанию населения и связи администрации города Подольска Владислав Тарасов, ответил кратко:

-Задача, поставленная губернатором Московской области, открыть с 10 августа автобусный маршрут в Кузнечики,  будет с нашей стороны выполнена. Дело за застройщиками, необходимы дороги.

Специалисты-транспортники обстоятельно разъяснили суть проблемы. Город изначально строился с преимущественно двухпололосным движением. Относительно лишь недавно дорожное полотно по улице Кирова стало в шесть полос. Впрочем, от пресловутых пробок в часть пик данное обстоятельство не спасает. Только за последнее десятилетие число легковых автомобилей в частном владении в городе увеличилось в десять раз и сейчас достигло 40 тысяч на двести с лишним тысяч городского населения. А дорога с шестью полосами движения для транспорта в городе фактически одна. Причем, для поездки в Москву или в лечебные учреждения жителем тех же новостроек приходится ехать через весь город, создавая дополнительную нагрузку на транспорт.

Как следствие, в непредназначенном для такого количества авто Подольске обострилась проблема автостоянок. Свои машины владельцы паркуют уже в не заполненных до отказа дворах, а на разрешенной для стоянок проезжей части. Отчего пропускная способность дорог еще более снижается.

Не так давно столкнулись в городе и с проблемой парковки личного транспорта возле железнодорожного вокзала. Очень многие работающие в Москве подольчане едут на своих машинах до вокзала, возле которого их и оставляют, сами уезжая на электричках. Отчего уже затруднена работа общественного транспорта. Опять, надо создавать дополнительные места для парковок. Если добавить к частным легковым автомобилям всевозможный грузовой автотранспорт, предназначенный для подвоза продуктов питания, строительных материалов, перевозки других грузов, то на трех-четырех горожан придется в среднем по одному авто. Проблема парковок на дорогах лишь увеличивает автомобильные заторы.

С другой стороны, сам Подольск, расположенный на пересечении нескольких федеральных трасс – в частности, старых Симферопольском, Варшавском шоссе – давно стал излюбленным транзитным путем для большегрузных автомобилей. Дорожная инфраструктура в городе уже перегружена. Как будет складываться транспортная ситуация в ближайшей перспективе, стоит только догадываться. Но в любом случае прогнозы неутешительны. После того, как в новостройки въедут все 70 тысяч новоселов, как то предусматривает их проект,  добираться на работу в ту же Москву станет весьма затруднительно. Впрочем, поездка и в городской черте на автобусах, троллейбусах станет занимать для горожан намного больше времени.

Немного отвлекусь, мне не довелось услышать каких-либо принципиальных нареканий граждан к работе подольского общественного транспорта. Подвижный состав городского троллейбусного управления относительно новый. В Москву поездка на коммерческом маршруте сама по себе весьма комфортна. Фирма недавно закупила  автобусы буквально с заводского конвейера. Но сама по себе хорошая работа предприятий пассажирского транспорта в одночасье станет неэффективной из-за пропускной способности наших дорог. По большому счету ведь все равно, сколько троллейбусов застрянет в пробках, десять, двадцать или все сорок, какого года производства автобусы. Необходимо принципиальное решение проблемы, строительство дорожных развязок, новых дорог, увеличение пропускной способности старых трасс и расширение проезжей части. Возникает сразу вопрос, где брать средства, если при достаточно мощном жилищном строительстве транспортный вопрос оказался если не на задворках, то на второй позиции.

 

Федеральная проблема

Местные бюджеты, особенно городские, вряд ли вытянут самостоятельно создание новых маршрутов общественного транспорта, строительства тех же дорог, когда речь идет о федеральных программах строительства жилья. Слишком уж несопоставимы их масштабы и реальные возможности местных бюджетов. С похожими как в Подольске проблемами уже сталкиваются в подмосковной Балашихе, в Санкт-Петербурге, в Краснодаре, в Астрахани и Волгограде, везде, где в рамках федеральных программ по строительству жилья для ветеранов Великой Отечественной войны и военнослужащих возведены новые микрорайоны.

Новый жилой комплекс «Кузнечики - Подольские просторы» вместе с тем всего лишь прелюдия, первое серьезное предупреждение к возникающей транспортной проблеме федерального уровня. 

Российское государство с начала нового тысячелетия четко ориентировано  на развитие жилищного строительства. Федеральные программы поддержки молодых семей, расселения из ветхого и аварийного жилья, обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, уволенных в запас военнослужащих уже сделали счастливыми обладателями ключей от новых квартир сотни и сотни тысяч российских граждан.

Вместе с тем продолжаются серьезные шаги для  создания доступных условий ипотечного кредитования. Здесь хотел бы обратить внимание на Указ Президента РФ от 07 мая 2012 N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

В день своей инаугурации Президент России  Владимир Владимирович Путин подписывает нормативный документ, социальную значимость которого сложно переоценить.  Речь идет о том, чтобы впервые в нашей истории, наконец, была решена жилищная проблема. Основополагающий принцип Указа, добиться «до 2020 года - предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия». До 2018 года поставлена задача «снижение показателя превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) по отношению к индексу потребительских цен до уровня не более 2,2 процентных пункта; увеличение количества выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 815 тысяч в год».

Нетрудно  подсчитать, что речь идет об улучшении жилищных условий для миллионов и миллионов россиян в ближайшие восемь лет. Маховик гигантской отечественной строительной индустрии уже запущен. Строительство  объектов для проведения зимней Олимпиады-2014 в Сочи, предназначенных для проведения форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в Владивостоке, обеспечения ветеранов, военнослужащих жильем стали всего лишь его пробными оборотами. Микрорайоны подобные подольским «Кузнечикам», петербургской «Осиновой роще» будут возникать повсеместно. Хотя, термин «микрорайон», здесь неточен. Речь скорее идет о мини-городах.  

В любом случае «Кузнечикам» уже суждено стать прообразом, одной из первых ласточек будущих жилых комплексов.  Сейчас вряд ли стоит назвать удачным опыт  одновременного жилищного строительства и развития объектов инфраструктуры, куда входит и общественный транспорт, при столь объемном недофинансировании «социалки»….

Сложно понять логику предоставления жилья огромному количеству людей при весьма затруднительных условиях проживания в новых микрорайонах. Как новоселам, к примеру,  добираться на работу? Все ложится повышенной нагрузкой на транспорт, в первую очередь на  троллейбусы и автобусы.  Они же начинают стоять в общих для всех пробках на дорогах. А до тех же не знающих проблем с пробками на дорогах метро и электричек еще надо добраться.

 

Социальная «десятина»

В любом случае сейчас важно как никогда добиться одновременного строительства не просто жилых домов, а комплексов – с развитыми коммуникациями, современными дорогами и готовыми маршрутами общественного транспорта. Странная арифметика, ведь получается, на строительство тех же «Кузнечиков» и «Подольских просторов» потрачены средства в размере многих десятков миллиардов рублей. А менее десяти процентов на социальную инфраструктуру от общего объема финансирования, найти так и не смогли…














Наступает настоящий момент истины для всех органов государственной власти, строительных и транспортных организаций, время сдавать серьезный экзамен и отвечать на вопрос – насколько справедливо созидать микрорайоны с недостаточной социальной составляющей. Ведь как получается, если рассуждать по-житейски. В контексте отдельно взятой семьи новоселов с обретением квартиры происходит улучшение жилищных условий. Но общие их условия жизни  одновременно и ухудшаются. Ведь затруднительно становится добираться на работу, в детские садики, школы, делать ремонт, совершать дорогостоящие покупки мебели и бытовой техники. А всего-то надо было при строительстве заложить в проектную смету социальную «десятину». С тем, чтобы людей из очередей на квартиру не перемещать в бесконечные очереди на троллейбусные и автобусные остановки.


 

 

 

четверг, 24 октября 2013 г.

Коллективный портрет покорителей Вселенной


Материал написан автором в сентябре 2004 года

 
Руководитель российского государственного научно-исследовательского центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина Герой Советского Союза генерал-майор Василий Циблиев с борта ВМ-125 внимательно наблюдает за своими подопечными, выходящими из капсулы на поверхность моря. Начальник   управления подготовки космонавтов в экстремальных условиях Герой России полковник Юрий Гидзенко отвечает на его вопросы, дает какие-то пояснения. Впрочем, еще десять лет назад они оба также «барахтались» на морских тренировках возле Кудепсты, что на кубанском побережье. А нынешний руководитель флотской «епархии» заместитель начальника управления поисковых и аварийно-спасательных работ капитан 1 ранга Андрей Чабаненко  организовывал и принимал  участие в тех тренировках десятилетней давности.
 
Начало
 
Подготовка покорителей вселенной к действиям в случае нештатного приводнения обязательная часть программы. И ни один экипаж, начиная с 1963 года не «прошел» мимо Черноморья, где наши спасатели оказывали помощь специалистам ЦПК в организации тренировок. Только до 1991 года тренировки проходили в районе Феодосии. Потом – переместились на кавказский берег. А в 2004 году впервые попробовали полностью задействовать потенциал главной базы Черноморского флота. Оказалось, выгодно во всех отношениях. Хотя потребовало немалых согласований, в том числе и на межправительственном уровне. Трения были успешно преодолены. Таможня дала «добро» и на провозку необычного багажа – спускаемого космического аппарата. Так что, в конце мая – в начале июня Севастополь вновь открыл космические «ворота». На СБ «Шахтер» капитана Виталия Макарова появились экипажи для будущих полетов на околоземную орбиту. Впрочем, для «шахтеров» работать «на космос» - не привыкать. Поистине, они настоящие универсалы.


Обычно, когда речь заходит о важности морской компоненты в бучении наследников Юрия Гагарина, инструктора приводят слова Николая Руковишникова – ничто так не сплачивает экипаж, как отработка совместных действий на случай нештатного приводнения.
 
Учителя для виртуозов
 
Первое впечатление от офицеров и специалистов испытательной бригады самое благоприятное. При   невероятной коммуникабельности и отличном чувстве юмора каждый из них виртуоз в своем деле, самодисциплинирован  и организация тренировок подобна работе великолепно отлаженного механизма швейцарских часов. Начальник штаба бригады испытателей подполковник Валерий Несмеянов  держит на контроле все нюансы. А их возникает более чем достаточно. Все-таки не считая космических экипажей, приехало сорок три человека, с аппаратурой и техникой. Но на «эпизоде» с питанием на спасателе моментально ставится автоматический «зачет». Отличные хозяйки и кулинары Татьяна Михайлова, Анна Ермолова, Татьяна Бодай, Мария Логинова потчуют дорогих гостей настоящим флотским борщом и блюдами, достойными лучших ресторанов. Валерий сам родом из  Крыма. Мол, если сам Королев – крымчанин, то и мне сам бог велел приблизиться к космосу.  В Ялте живет его отец – подполковник в отставке Валерий Несмеянов, морской авиатор, летчик-истребитель, который летал вместе с легендарным генералом Тимуром Апакидзе.  Так совпало, в один из дней тренировки Несмеянов-старший отметил свое шестидесятилетие на борту «Шахтера», наблюдая за действиями коллектива, где служит его сын. Отцовская гордость легко читается в глазах ветерана авиации. Ведь до Центра сын летал на родных его сердцу МИГах. 
В любом деле важна преемственность – традиций, поколений.  И особенно приятен сыновний «повтор» отцовского пути. Вряд ли задумывался Константин Эдуардович Циолковский о том, что его внук от дочери Марии – Сергей Самбуров, станет космическим инженером-связистом известнейшей в мире стартовой «площадки» - научно-производственного объединения «Энергия». Причем, именно он впервые применит новые коммуникационные методики для безвоздушного пространства. Там, в Калуге, на улице Константина Циолковского в доме номер один прошло   детство Сергея. Первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин вскоре после своего полета побывал у его матери, Марии Константиновны. И подобная традиция встреч покорителей Вселенной с потомками отца космонавтики продержалась довольно долго. Впрочем, и сейчас в доме Сергея рыцари безвоздушного пространства частые гости. Только… Новое поколение, его сыновья, образованные и серьезные молодые люди, выбирают отнюдь не романтику звездных дорог. А прагматичные, оттого  и высокооплачиваемые профессии. Но что, делать, когда-то стремление к звездам было национальной идеей, объединяющей всех жителей «единого и могучего». Сегодня, в условиях   дефицита средств, в том числе и на разработку передовых технологий  неземной степени сложности, заоблачные сферы все менее привлекательны для молодежи.   Словом, правнуки великого мечтателя из Калуги на предложение руководителей ЦПК подать документы в отряд космонавтов  ответили категорическим отказом. Мол, что мы там забыли. На следующий год мир космонавтики, и не только, готовится отметить тройной юбилей. 150 лет со дня рождения К. Э. Циолковского, 100-летие Сергея Королёва и полвека запуска первого искусственного спутника Земли.   Возможно, подобные даты  заставят вспомнить руководителей о приоритетной и поныне передовой на планете отрасли российской экономики.


Группа специалистов-испытателей постоянно в напряжении. Но внешне никто из них не проявляет переживаний – спокойствие на тренировках здесь в приоритете. Заместитель начальника управления полковник Павел Долгов – Пал Палыч, как его еще величают испытатели, в Центре с 1978 года, попал сразу после училища. Опыт подобных тренировок у него огромный. Команда профессионалов – иначе нельзя в их деле, подполковники Александр Герман,  Анатолий Забрусков, майоры Павел Крежановский, Александр Савченко, Алексей Хоменчук, Сергей Голицын, капитаны Дмитрий Иванов, Сергей Лунин.  
На «Шахтере» находится группа врачей подполковника м/с Олега Федорова, в ней помимо руководителя входят старшие лейтенанты м/с Владимир Зайцев и Кирилл Киреев. Судовой врач-хирург подполковник м/с в запасе Валерий Хвостиков  немного  даже завидует коллегам, те оснащены весьма приличным оборудованием и даже температуру измеряют специальным электронным приспособлением, изрядно подзабыв об архаичных градусниках.
 


Космический психолог
 
Ростислав Богдашевский – человек с невероятным чувством юмора. В 1961-м, после военно-медицинской академии получил назначение в  воздушно-десантные войска. Но через год, считает ему, просто, улыбнулось счастье,  попадает в ЦПК. В профессионально активе космического психолога – работа с около 300 покорителей Вселенной из самых разных стран. Ростислав Борисович бесконечно внимателен к собеседнику, любой, с кем он разговаривает, ему искренне интересен. Он говорит о далеких от космических высот понятиях успешности личности, о необходимости человеческих переживаний как двигателя развития нашего внутреннего мира. Среди его наиболее друзей – космонавт Александр Степанович Викторенко. «Человек доброй силы и сильного добра», так отзывается о нем космический психолог номер один. 
Полковник м/с Николай Филатов сейчас исполняет обязанности начальника отдела, занимающегося подготовкой космонавтов к выживанию в различных климатогеографических зонах. «Болтанку» в море, «строительство» чумов и убежищ из снега и прочие робинзоновские приёмы  освоены им в совершенстве. Относительная молодость толкает его подопечных, подчас,  на эксперименты.  Под Дикси, на тренировке по выживанию в снежной пустыне,  один экипаж решил построить из снежных кирпичиков более просторную, чем говорили им инструкторы иглу. Мол, чтоб костер удобней было разводить. Филатов молчал, пока ученики не поняли – завершить свод не удается именно из-за большого изначального диаметра снежного убежища, не хватает роста. А найти в пустыне стремянку или полено под ногу практически невозможно. Словом, усовершенствовать снежное ноу-хау мирового значения, стать «умнее» эскимосов не удалось. Время же было потеряно. Полярное солнце уже клонилось к закату. Экспериментаторам пришлось срочно зарываться в снежный покров, рыть подобие пещеры, спасаясь от надвигающейся ледяной ночи.
 
Дружба профи
 
Профессионал умеет найти общий язык с партнером в одно мгновение, повинуясь интересам дела. Но подружиться в одночасье коллегам удается  далеко не всегда. Но на «Шахтере» между моряками-спасателями и космонавтами сложились невероятно теплые отношения. Механическая «партия» буксира под руководством Максима Вуса выкладывались на все сто, обеспечивая заданные параметры электричества, подачу воды. Алексей Андрияхин, Сергей Сорокин, Юрий Танько, Сергей Лисов, Виктор Чмерёв и Максим Серебряков заслужили слов благодарности. Так сложилось, на спасателе сегодня работает династия Полторацких. Старший – Петр Петрович, боцман, непосредственно управлял грузовой стрелой, несколько раз с превеликими предосторожностями поднимал с палубы и ставил обратно спускаемый космический аппарат с экипажами. Пусть крымская погода   не подвела в эти тренировочные дни, оставив дождь на «резерв». Но даже волнение в один бал при отсутствии опыта  может доставить немало неприятных минут во время тренировок. Но боцман показал настоящий класс, виртуозно справился с заданием. Пример для сынов – Андрея Петровича и   Петра Петровича – достойный.
Старпом Александр Силин пользуется всеобщим уважением, и что нечасто встретишь для его «сословия» - любовью экипажа. Он всегда собран, подтянут,  постоянно в движении, принадлежит к плеяде корабельных офицеров крейсерской, эталонной, школы.  Непосредственно обеспечением работы витязей безвоздушного пространства занимались электронавигатор Виктор Руденко, матросы 1 класса Александр Балан, Сергей Старчиков, старший матрос Владимир Ревковский и матрос 2 класса Андрей Рябов. 
Теплый летний дождик при сияющем солнце поставил точку в космической эпопее «Шахтера». Сделаны фотографии на память. Огромный дельфин на прощание немного лениво обошел наше судно. В столовой команды собрались все моряки, кто не находился на вахте, космонавты, испытательная бригада. Герой России генерал-лейтенант Василий Васильевич Циблиев сердечно благодарит «шахтеров» за помощь,  вручает почетные грамоты, памятные календари, галантно целует морячек, чьими стараниями сотня с лишком здоровенных мужчин были вкусно накормлены. А потом, такова традиция   - откупоривается шампанское, поднимаются стаканчики с искрящимся изделием Золотой Балки, звучит троекратное ура в честь экипажа «Шахтера». Заслужили. А на прощание говорили – до встречи в следующем году!

понедельник, 2 сентября 2013 г.

Малые артиллерийские корабли типа «Буян»: «Астрахань», «Волгодонск» и другие. Но что придет на смену «Шмелям»?

Здесь в низовьях Волги, понимаешь, какой красотой наделил Господь нашу родную землю. За Астраханью великая русская река начинает распадаться на множество рукавов, причем точное их число неизвестно. Говорят,  до раскатов – места, где Волга приближается к Каспию, и огромный поток ее воды разливается на десятки и десятки километров от горизонта до горизонта – доходит до 600 проток, рукавов и ериков.



 


Сейчас,  в апреле - мае великое множество птиц создают свои гнездовья. Тысячи и тысячи лебедей, орланов, уток, цаплей объединяются в пары. Рыба начинает свое весеннее движение на нерест. На раскатах, где Волга теряет окончательно свое русло и нескончаемым от горизонта до горизонта водным потоком встречается с Каспийским   морем, соединение речной и морской жизни дарит новые картины. Здесь, то и дело мелькнет в буквально сантиметре от поверхности, сазан или севрюженок, сверкнет серебром чешуи каспийская селедка. А если повезет, то на мгновенье невдалеке от борта катера вынырнет всегда осторожный каспийский тюлень, настоящий символ древнего Хвалынского, седого Каспийского,  моря. Названия бесчисленных островов и проток звучат под стать здешней красоте: остров Жемчужный, Тюлений…







Здесь, на великих просторах, как нигде приходит понимание – у нас есть те бесценные сокровища, которые стоит беречь и  защищать как зеницу ока. О кораблях, предназначенных для действий в низовьях великих российских рек и прилегающих участках морей.

 

Обычно, когда говорят о бесконечных сухопутных и морских границах России, то забывают о рубежах нашей Родины, проходящих по рекам. Но в одних только Волжских низовьях в разлив, или как здесь говорят, на раскатах, великая река разливается из сотен и сотен проток на 600 с лишним километров бескрайней глади. Глубины здесь достигают от 80 сантиметров,  до полутора метров, и лишь в Северном Каспии – до 5, максимум 15 метров. Понятно, на раскатах движение судов и кораблей стандартной постройки осуществляется только по каналам – наиболее известные из них Волго-Каспийский, Кировский и ряд других. Вместе с тем, ВМФ России всегда с особым вниманием относился к кораблям, катерам, способным действовать на реках. Очередным поколением, преемником легендарных мониторов, и стал проект «Буян».







Проект речного корабля нового поколения, получивший номер 21630 и шифр «Буян», был разработан предприятием (ФГУП) «Зеленодольское ПКБ» под руководством главного конструктора Я. Е. Кушнира, научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля для ВМФ осуществлял 1 ЦНИИ МО. Корабль был спроектирован Зеленодольским проектно-конструкторским бюро с учетом особенностей Каспийского моря и дельты Волги, при этом основными требованиями были одновременно высокая мореходность и возможность прохождения корабля на незначительных глубинах северной части Каспийского моря и дельты реки Волги. Среди требований тактико-технического задания была заданная дальность плавания, чтобы корабль был способен совершать переходы по всей протяженности Волги и Каспия.







Немного отвлекусь, автору довелось служить на кораблях, разработанных и построенных в Зеленодольске – проект 11-24 «Альбатрос». При бесспорно прекрасных ходовых и маневренных качествах, зеленодольские корабли страдали откровенно спартанскими бытовыми условиями для экипажей. Вместе с тем, две недели, проведенные в море на МАК «Астрахань» убедили автора в том, что и данный бытовой «пунктик» успешно преодолен.







Головной корабль «Астрахань» (2004-2006 гг. постройки), находится в составе Каспийской флотилии. Для Каспийской флотилии строятся - второй корабль «Волгодонск» заложенный в 2005 году и третий «Махачкала» заложенный в 2006 году. Всего в планах строительство 10-ти кораблей. Заках на их строительство размещен на   «Судостроительная фирма «АЛМАЗ», ранее «Приморский судостроительный завод» — завод в Санкт-Петербурге.







Назначение: для усиления надводных сил Каспийской флотилии в ближней морской зоне и в речных участках, корабли этого типа предназначены для охраны и защиты двухсотмильной экономической зоны государства.

 




Особенности: Архитектурный облик нового корабля создавался в соответствии с требованиями по снижению радиолокационной заметности (наклонные плоские поверхности надстройки, наличие фальшбортов, значительное сокращение выступающих дельных вещей, скрытые в плоскостях надстройки и палубы двери и люки) и снижения уровня других полей (т.н. технология «Стелс»). При создании проекта 21630 были применены передовые достижения в области военного кораблестроения. При этом использовалось вооружение и комплектующее оборудование российского производства и на отечественной элементной базе.

 




Базовые ТТХ

 

Водоизмещение, т – примерно 500,

Длина, м – 62,

Ширина, м – 9,6,

Высота, м – 6,57,

Осадка, м – 2,

Силовая установка - двухвальная дизельная энергетическая установка, работающая по схеме CODAD,

Винты - водомётный движитель,

Скорость, уз. – 28,

Дальность плавания, миль – до 1500,

Автономность, сут. – 10,

Экипаж, чел. – 29-36 (фактически 56 – включая офицеров, мичманов, старшин и матросов).

 




Вооружение:

 

Навигационное вооружение - 1 х РЛС МР-231 БИУС Сигма,

Радиолокационное вооружение - 1 х РЛС «Позитив», 1 х РЛС МР-123 «Вымпел» для АУ и ЗАК,

Радиоэлектронное вооружение - 2 х 10 ПУ ПК-10 «Смелый»,

Артиллерийское вооружение - 1х1 100-мм АУ А-190 «Универсал», 2х1 14,5-мм пулемётная установка, 1х40 122-мм РСЗО А-215 «Град-М»,

Зенитная артиллерия - 2х6 30-мм ЗАК АК-306,

Зенитное ракетное вооружение - 1х4 ПУ 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М».

Может нести мины на верхней палубе.

 

Модификации: 1-я – это проект 21631 «Буян-М» — Малый ракетный корабль на базе проекта 21630 типа «Буян» с водоизмещением 949 т. Оснащён вертикальной пусковой установкой комплекса 3Р-14УКСК на 8 ракет «Калибр» или «Оникс».

 




2-я – это проект 21632 «Торнадо», экспортная версия проекта 21630 типа «Буян». Основное отличие проекта от 21630 — наличие на нём вооружения в экспортном исполнении, а также наличие возможности замены систем вооружения в зависимости от конкретных требований заказчика.

 

ВМФ России 20 декабря 2011 года принял на вооружение новый малый артиллерийский корабль "Волгодонск" проекта 21630 «Буян». Это первый серийный корабль проекта, построенный петербургской судостроительной фирмой «Алмаз». «Волгодонск» поступил на вооружение Каспийской флотилии, в составе которой с 2006 года несет службу головной корабль проекта «Буян» - «Астрахань».

 




МАК  «Волгодонск», заложенный 25 февраля 2005 года, был спущен на воду 20 декабря 2011 года. Ранее планировалось, что корабль прибудет на Каспий до закрытия навигации в 2011 году, однако теперь передача корабля запланирована на 2012 год. Задержка связана с поздним началом государственных испытаний, вызванных опозданием в поставке артиллерийской установки А190-1. Местом постоянного базирования «Волгодонска» станет Астрахань.

 





Корабли проекта «Буян» спроектированы «Зеленодольским проектно-конструкторским бюро».  Они обладают водоизмещением 600 тонн при длине 62 метра, ширине 9,6 метра и осадке 2,04 метра. Корабли могут развивать скорость до 28 узлов, а дальность их хода составляет 1500 миль.

 

«Волгодонск» вооружен одной 100-миллиметровой артиллерийской установкой А190-1, двумя 30-миллиметровыми артустановками АК-306, двумя пулеметными установками МПТУ калибра 14,5 миллиметра, одной пусковой установкой зенитных ракет «Гибка» и одной пусковой установкой «Град-М».


Автору посчастливилось совершить двухнедельный выход в море на современнейшем корабле ВМФ России. О том, как «держит волну» современный потомок мониторов, репортаж военного журналиста.

 

«Сильный ветер осложнил начало рейдового сбора кораблей и сил Каспийской флотилии. Первыми в назначенный район боевой подготовки направились ракетные и артиллерийские катера. Их экипажам сейчас выпали все «радости» моряцкой службы: изматывающая качка - непогода тяжелей всего воспринимается на малых "единичках". Моросящий дождь начался, как только стихли резкие порывы ветра. Малый артиллерийский корабль «Астрахань» снимается со швартовых, начинает движение по Волге.

 




Командир МАК «Астрахань» гвардии капитан 3  ранга Сергей Бабсков далеко не новичок на великой русской реке. Волжский "Буян" - так называется проект самого современного корабля, предназначенного для действий, как на небольших речных глубинах, так и в открытом море. Сейчас мы проходим по Волжско-Каспийскому каналу. До берега буквально рукой подать, видны проезжающие машины, непосредственно возле воды расположены дома. До моря еще несколько часов неторопливого хода. Сигнальщик внимательно следит за обстановкой, постоянно докладывая в ходовую рубку об обнаруженных надводных целях.

 




Для штурмана, лейтенанта Михаила Щербака, кстати, оказался моим земляком с Керчи, данный маршрут уже знаком. Осенью прошлого года, вскоре после окончания военно-морского института, уже приходилось спускаться вниз по Волге. От подчиненных старшины - команды мотористов мичмана Владимира Трофимова - зависит бесперебойный ход корабля, сейчас, пожалуй, это самое важное. Радиометрист, штурманский матрос Алексей Черемшанов, отслеживает надводную обстановку, судоходство здесь оживленное, небольшие рыболовецкие катера постоянно проходят поблизости от "Астрахани". Вахтенный рулевой, командир отделения старшина 1 статьи Василий Федоров, уверенно держит постоянно меняющийся курс.

 

С первого дня выхода в море учения и тренировки на «Астрахани» чередуются с короткими перерывами. Большинство членов экипажа - как призывников, так и контрактников - впервые вышли в море. Впрочем, «оморячивание» проходят не только каспийцы.




Для решения вопросов взаимодействия с флотилией на корабле находятся авиаторы - подполковник Сергей Гончаров и капитан Денис Острецов. Офицеры довольно быстро осваиваются в непривычном для себя ритме корабельной жизни. Одновременно они проводят испытания новой аппаратуры, предназначенной для… поиска подводных лодок. Все подробности, понятно, тайна. И, несмотря на то, что в первые два дня качка была весьма чувствительна, летчики не страдали "морской болезнью". Потом они объяснили: их вестибулярный аппарат прошел серьезную тренировку в течение многих лет. А что такое «болтанка», они знают не понаслышке, в воздухе приходилось не раз и не два попадать в полосы турбулентных потоков.

 

Авиация в районе учений работает довольно интенсивно, для прикрытия кораблей в один из дней в небе появляется истребитель МИГ-29 с аэродрома, расположенного невдалеке от Астрахани.

 




Короткая каспийская волна довольно ощутима на плоскодонном корабле. Кое-кто из молодых матросов даже укачался в первый день. Но потом все вошло в свое русло, молодежь довольно скоро привыкла не обращать внимания на качку.

 

«Буян», похоже, сам еще не знает до конца своей силы. Когда идем по каналу, кильватерная волна надвое расходится мощным потоком далеко за кормой, накрывая берег. Причем на баке поражаешься той легкости и тишине, с которой его форштевень режет волну. За неделю в море не происходит ни одной сколько-нибудь серьезной неисправности. Кораблестроители-питерцы и проектировщики из Татарстана сработали на совесть, объединив в первенце серии все новейшие, основанные на своем богатом опыте разработки. От проектных 28 узлов скорости корабль на выходе фактически «сделал» 25. В условиях половодья на величайшей реке Европы, впечатляет весьма сильно.    

 

На корабле работают представители Федерального государственного унитарного предприятия «КБ «Аметист» Юрий Кирнос и Владимир Моруженко. На «Астрахани» впервые наведение всего оружия осуществляется одной радиолокационной станцией. Преимущество очевидно: РЛС управления артиллерийским огнем занимает в несколько раз меньше места, чем при традиционной схеме. Новая техника, понятно, требует к себе самого внимательного отношения.

 

Природа только пробуждается в здешних краях. Волга - на Пасху приходится пик половодья - разливается от горизонта до горизонта. Подчас и не понять, где заканчивается река и начинается Каспий. Далеко, почти до середины моря, встречается плавун, небольшие частицы дерна с торчащими, подобно антеннам, камышинками. На них время от времени садятся отдыхать перелетные птицы. Над поросшими камышом бескрайними низовьями проносятся бесчисленные птичьи стаи. Орлиная пара присела на стоящие в воде деревья. Южнее, возле острова Чечень, заметил, как неподалеку от борта вынырнул морской котик – «мишка», как его зовут здешние старожилы. Зверек что-то достал из съестного со дна и в своем излюбленном положении, на спине, наслаждается завтраком.

 

«Астрахань» подходит к острову Чечень, расположенном в северной части Каспия. Здесь предстоит выполнить артиллерийские стрельбы. Преимущество корабля, одинаково уверенно чувствующего себя как на малых, так и больших глубинах, проявляется со всей очевидностью. До дна здесь она всего несколько метров, обычный ныряльщик, без акваланга и ласт, достигнет его с легкостью. Но «Буян» спокойно маневрирует, развивает весьма приличный ход, от работы водометного двигателя клубы ила поднимаются на поверхность. Для артиллерийской боевой части наступает момент экзамена на профессионализм. Сейчас предстоят боевые стрельбы, как по береговым, так и воздушным и морским целям.

 

Корабль осуществляет огневое маневрирование, приступает к выполнению боевых упражнений. Сейчас поневоле поражаешься, как на его небольшом пространстве удалось сконцентрировать столько вооружения. Мощное 100-мм орудие бьет без промаха. Снаряд достигает берега секунд через двадцать, отчетливо видно, как в небо взметаются огромные столбы разрывов. В «симфонии» из огня и металла вскоре приходит черед «партии» системы реактивного залпового огня "Град М". Скорострельные 30-мм автоматические пушки буквально извергают из своих блоков стволов море огня, завершая учебный бой. Комендоры мичманы Алексей Рустамов, Бахтугул Жармуханов, матросы Роман Плужников и Иван Сморкалов чуть позже будут принимать заслуженные поздравления сослуживцев, сегодня они настоящие герои дня.

 

Жизнь не останавливается ни на минуту. Вечером для командира капитана 3 ранга Бабского приходит долгожданная телеграмма о рождении сына. Трудно представить, насколько искренними были поздравления экипажа. Ведь авторитет командира здесь сочетается с искренним уважением команды - а этого не купить, и не добиться никакими силовыми методами и не прописать никакими  приказами.

 

Значительная часть экипажа впервые вышла в море. Но на уровне организации, похоже, не особенно сказывается. На «Астрахани» есть костяк профессионалов, таких как мичманы Алексей Спицын, Олег Кузьминых, Андрей Гайдуков, Владимир Родионов. Напряженные задачи решаются спокойно, без суеты. А морская практика у «астраханцев» находится на высоком уровне.

 

Несколько непривычно было, что на ограниченном по запасам корабле на протяжении всего выхода в море перебоев с подачей воды не было. Но "секрет" открылся весьма скоро - все дело в забортной воде, которая берется насосом с двухметровой глубины. Здесь, в низовьях великой русской реки и северном Каспии, она почти пресная, вполне пригодная для гигиенических целей. Причем после бритья на коже не возникает даже раздражения.



 



 

 
Обитаемость корабля, налаженный быт и питание вместе с исправностью оружия и технических средств одинаково важны при выполнении любой задачи. Использование забортной воды позволяет экономить питьевую, увеличивает автономность плавания. А на обратном пути в Волго-Каспийском канале во время большой приборки была смыта соль с палубы и надстроек. Своевременное опреснение внешнего контура корабля уменьшает коррозию. Каспийцам в деталях знакомы любые особенности здешних мест, моряки используют с пользой для службы все привычные и непривычные для других морей и океанов нюансы.
 

Стараниями старшего баталера мичмана Николая Свечникова, коков Юрия Царегородцева, Евгения Шутова экипаж, прикомандированные офицеры, специалисты были всегда вкусно и вовремя накормлены. А уже на четвертый день мини-хлебопекарня порадовала свежеиспеченными булочками с изюмом.

 

Неделя в море проходит незаметно, в тревогах и тренировках. Задачи решены успешно. «Астрахань» на приличной скорости против мощного волжского течения движется к родным причалам Золотого затона.

 

Как только возвращаемся в зону действия мобильных телефонов, первым делом, как по команде, звоним домой. Возвращение к родным берегам одинаково радует сердце моряка, не важно, на море, океане или реке он служит.

 

Речные «танки»

 

Думаю, рассказ о наших речных кораблях на Каспии и в низовьях Волги, был бы неполным, если не упомянуть об артиллерийских катерах типа «Шмель». Всего на судостроительных заводах Украины, в Керчи и Николаеве,  в 60-70 годы прошлого века было построено почти 120 единиц данного проекта. До сих пор они находятся в боевом составе ВМФ России, ВМС вооруженных сил Украины, ВМС Абхазии, по некоторым данным и в составе погранчастей Туркменистана и Узбекистана.

 

Сегодня вполне обычный день в жизни раскрашенных в защитные, камуфлированные цвета артиллерийских катеров гвардейского дивизиона.  Одна из боевых единиц сейчас находится, как говорят на флоте, «под знаком «рцы», несет дежурство. Экипажи других заняты содержанием, как и положено, катеров. Морская культура в полной мере присутствует на «речных танках», таковы неизменные традиции стиля службы «от гвардии».




 

Время, казалось, не властно над небольшими «Шмелями», так называется данный проект  артиллерийского катера. Они впитали в себя все наилучшие достижения конструкторской мысли в строительстве боевых единиц,  предназначенных для успешных действий на мелководье прибрежных районов и на речных протоках, рукавах и затонах. За более чем, сорокалетний срок службы «акашки», простые и надежные в эксплуатации как автомат Калашникова,  прошли тысячи и тысячи полноценных морских миль. Где-то до весны 1995 года гвардейцы базировались на Дунае, в Измаиле, в Одесской области в ныне независимой Украине. Потом, после передачи части кораблей речной бригада в состав «незалежных» военно-морских сил, большая часть   досталась российской стороне. Кстати, до 1994 года «Шмели» были непременными участника парада на Дне ВМФ в Севастополе, без труда преодолевая сотни миль от Измаила до главной базы российского Черноморского флота.

 

После раздела бригады между еще совсем недавно двумя составными частями единого государства - безжалостного, по живому, катера перешли в непростых погодных условиях  в Севастополь. Дальнейшее же их место службы было определенно в низовье Дона, в Темрюке. Впрочем, долго оставаться в тех краях артиллерийским катерам не пришлось. Буквально через три-четыре года они бросили якоря в Золотом Затоне в Астрахани.

 

В годы Великой Отечественной войны «речные танки» - именно так окрестили отчаяннее катера, которые своим огнем поддерживали не менее отчаянных храбрецов-десантников, прошли от Волги до Дуная. Теперь же путь пришлось повторять обратно…

 

Каждый раз, когда доводится бывать у гвардейцев, невольно преклоняешься перед тем чувством справедливости, которое присутствовало у наших дедов и прадедов, военных моряков Великой Отечественной. Ведь высокого гвардейского звания тогда удостаивались далеко не только крейсера и другие большие корабли, такие как гвардейские крейсера «Красный Крым»  и «Красный Кавказ»,   но и малые катера. Ведь именно они, торпедоносцы, малые охотники, «речные танки», тральщики вынесли на себе львиную долю тяжести боев на море, именно они понесли самые большие потери. По-разному их называли в годы войны – «морская кавалерия», «москитный флот». Но уважению к настоящим героям у моряков военного лихолетья, вне сносок на показатели «тоннажа»,  стоит лишь учиться.

 

Дань памяти, уважения, справедливости было отдана и артиллерийским катерам.  Высокое звание «гвардейского» и почетное наименование «Белградского»  стократно заслуженно в конце войны было присвоено дивизиону «речных танков».

 

Наш разговор с командиром АК-047 гвардии старшим мичманом Вячеславом Чижевским происходит в перерыве между занятиями и малой приборкой – самое спокойное время на корабле. В должности он уже четыре года, до этого столько же был здесь помощником. В свое время призывался матросом в дивизион, когда тот еще находился в Темрюке. Так в нем и остался. Сложно или нет, проходит служба на небольшом по водоизмещению катере, отвечает коротко – нормально. Только весной мне довелось на рейдовом сборе наблюдать за «Шмелями» при их выходе в море через Волго-Каспийский канал. Сильный прижимной ветер и небольшая речная волна казалось, сделал почти невозможным сам отход от причала катеров. Но для гвардейцев то, что считается невозможным для больших кораблей, действительно, определены как нормальные условия выполнения задач по предназначению.

 

Катерники тогда, невзирая на непогоду, уверенно прошли по каналу, выполнили с высоким результатом свойственные им упражнения в волжских низовьях. О своих моряках – так они предпочитают себя называть, невзирая на преимущественно «речной» характер боевой работы, отзывается с уважением. Старший комендор гвардии матрос Дмитрий Ярощук, рулевой – сигнальщик гвардии матрос Евгений Шалганов прекрасно проявил себя в августе на сбор-походе кораблей и сил Каспийской флотилии.

 

На соседнем катере, они ошвартованы рядом, если бы не суровые корабельные правила, с одного на другой легко можно было бы перепрыгнуть, меня встречает помощник командира гвардии мичман Олег Толкачев. О том, насколько престижна корабельная служба, помощник командира  говорит исходя из собственного опыта.  После всех мер по повышению престижа плавсостава он реально почувствовал разницу, прежде всего, на собственном денежном довольствии. Материальный стимул, особенно в наше время, весьма существенный аргумент в пользу повышения качества корабельной службы. Но далеко не основной. 

-Чего греха таить, приходится наблюдать и то, как повышение денежного довольствия никак не влияло на улучшение качества выполнения своих обязанностей иными горе – профессионалами. С ними расстаемся без сожаления,  - говорит гвардии мичман О. Толкачев.

 

Вместе с тем, сам подход к службе именно у гвардейцев, показывает, насколько важны традиции в решении экипажами любых поставленных командованием задач. Командир отделения комендоров гвардии старшина 1 статьи Александр  Шладгауэр, человек аккуратный. При содержании своей «родной» артиллерийской установки он не допускает ни одной погрешности или отступления от правил. Не преминул случая, задаю ему вопрос, отчего на катерах так мало моряков-контрактников, всего по три командира отделения-профессионала на каждом.  Может, место службы у профессионалов считается не престижным. Нет, следует ответ Александра, таков приказ командующего флотилией - оставить на катерах по три командира отделения из числа контрактников. Остальных же отправить на малый артиллерийский корабль (МАК) «Астрахань», самый современный на флотилии.  МАК, кстати,   входит в состав гвардейского дивизиона.

 

Время службы гвардейских «речных танков» неумолимо близится к завершению. Новые средства вооруженной борьбы у морских пехотинцев – преодолевающая водные преграды броневая техника, сам преклонный возраст артиллерийских катеров, делает их моральное устаревание куда разительней физического. Несомненно,  благодаря грамотной эксплуатации и бережной заботы экипажей   боевые катера находятся в высокой степени технической готовности.  Но требования современной войны давно диктуют уже свои условия  задач…

 

Сейчас для современных наследников речных мониторов, важно обладать не только мощными орудиями, но и радиолокационными станциями дальнего действия,   средствами защиты от нападения с воздуха, быть «невидимыми» для РЛС противника. Несколько таких кораблей, как «Астрахань» могут отслеживать воздушную и надводную обстановку на таких огромных пространствах, как низовье Волги и северный Каспий.  Но именно здесь воочию убеждаешься, традиции не уходят на слом, подобно отходившим свои тысячи и тысячи  миль по морям и рекам кораблям. Стиль службы гвардейцев-катерников, ответственность, моряцкая верность долгу, остаются востребованными на качающейся палубе самых современных кораблей флота.

 




Все же, уверен, есть необходимость в постройке современного варианта-преемника АК «Шмель»? По тактике действий той же «Астрахани»,   предстоит выполнять задачи головного корабля артиллерийской ударной группы.

 

Фактически, совмещая в себе боевой корабль и плавучую базу для малотоннажных боевых единиц. При необходимости ударная группа – понятно, не в мирное время – может усиливаться пограничными катерами и вооруженными гражданскими плавсредствами. Но как быть, после того как, срок службы   АК «Шмель», завершится? Уповать на пограничников и скоростные катера рыбохраны и конфискованные браконьерские байды?

 

Поясню, умельцы-судостроители для браконьеров строят плоскодонные деревянные или пластиковые катера, идеально подходящие под требования браконьерского лова в низовьях Волги и Северном Каспии. Скорость – до 120 км/час, с грузом до 2 тонн. На прямой линии преследования ни один пограничный катер их не перехватывает.   Борьба с ними возможна лишь их засады и с вертолета. Но на байдах полностью отсутствует броневая защита и ограничены возможности для установки тяжелого стрелкового вооружения. Не говоря уж об артиллерии. Вместе с тем пограничники используют конфискованные байды при проведении своих операций по задержанию браконьеров.

 

Вопросов по созданию надежной защиты наших речных и прибрежных районов пока больше, чем ответов.  Вместе с тем, откровенно радует то обстоятельство, что в состав Каспийской флотилии вводятся новые боевые корабли, способные решать специфические задачи.

 

«Буян-М»

 

Сегодня идет обновление корабельного состава, предназначенного для действий в речной и ближней морской зоне. И к малым артиллерийским «Буянам» добавляются их ракетные варианты.

 

На ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького» 22 июля состоялась церемония закладки второго серийного малого ракетного корабля проекта 21631 «Буян-М».

 

Головной корабль этого проекта "Град Свияжск" был заложен 27 августа 2010 года со сроком сдачи в 2013 г. Всего планируется строительство 5-ти кораблей пр.21631, которые пополнят состав Черноморского и Каспийского флотов.

 

Малые ракетные корабли проекта 21631 являются многоцелевыми кораблями класса «река-море». Проект разработан специалистами Зеленодольского проектно - конструкторского бюро для ВМФ России. Назначение малых ракетных кораблей этого проекта - охрана и защита экономической зоны государства. В отличие от своего прототипа - малого артиллерийского корабля проекта 21630 - МРК имеет почти в два раза большее водоизмещение и оснащён ракетным вооружением, позволяющим наносить удары высокоточными крылатыми ракетами, как по морским, так и наземным целям.

 

Основные характеристики корабля:  длина - 74,1 м, ширина - 11 м., осадка - 2,6 м., водоизмещение - 949 т., скорость - 25 узлов.

 

При автономности плавания 10 суток может действовать на дальность до 1500 миль с экипажем 29-36 человек.

 

В состав вооружения входят:

ракетное ударное – 1 х 8 ракет «Калибр» или «Оникс»;

артиллерийское – 1 х 1 100-мм АУ А-190 "Универсал", 2 х 1 14,5-мм и 3 х 1 7,62-мм пулемётных установки; зенитное – 2 х 6 30-мм ЗАК "Дуэт" (АК 630-М2)

2 х 4 ПУ 3М47 "Гибка" с ЗУР "Игла" или "Игла-М".

Кроме ракетно-пушечного вооружения корабль оснащен средствами радиоэлектронного противодействия.

 

Сегодня в государстве очень многое делается для создания жесткого щита для защиты наших речных границ, береговой черты. В состав ВМФ России вводятся, вне всякого сомнения, достойнейшие по своим боевым возможностям корабли. Вместе с тем, все усилия необходимо четко согласовывать со всеми структурами, способными решать данные задачи – в первую очередь пограничниками, соответствующими структурными подразделениями полиции и внутренних войск. Определенные силы защиты в низовьях Волги есть. Но действовать необходимо в едином ордере всех силовых структур.