суббота, 9 февраля 2013 г.

Оркестр мечты





Сколько раз в своей жизни убеждался - музыкант, он в любой ситуации остается артистом, художником звука, не укладывающимся ни в какие узковедомственные рамки.  Предконцертная лихорадка в одинаковой степени распространяется на все творческие коллективы, вне зависимости от того, облачены они в сценические костюмы, или в парадную военную форму. Помню, как наблюдал со стороны за  творческим коллективом оркестра Каспийской флотилии за два часа до концерта. Музыкантам еще только предстояло выступать перед молодыми ребятами из Военно-морского института министерства обороны Казахстана. (Мне выпала журналистская удача познакомиться и пообщаться с военными оркестрантами во время визита отряда кораблей флотилии в казахстанский порт Актау в 2008 году).

Прежде всего, творческий коллектив во время выступления  просто обязан быть в прекрасном настроении. Иначе, как здесь говорят, без вариантов. Сыграно хоть и будет технически грамотно, но с художественной точки зрения композиции будут звучать совершенно безлико. Одним словом, без воодушевления, вне единого музыкального  порыва  исполнительской удачи не видать. И о  какой - то музыкальной  изюминке вкупе с импровизацией виртуозов на концерте не может быть и речи.

Начальник оркестра подполковник Владислав Ивасенко собирает своих музыкантов в кружок на юте ракетного корабля и о чем-то рассказывает. Вдруг  одновременно все десять весьма почтенно и солидно выглядящих служителя искусств буквально взрываются дружным смехом. Понятно, Владислав Ивасенко, дирижер с именем и опытом, ни с кем не делится своими секретами психологического воздействия на творческих личностей. Концертмейстер старший прапорщик Сергей Бондарев, в волнении, еще и еще раз  «притирает» к рукам, к губам свою неразлучную трубу. Кто-то, немного отрешено глядя в небесную центральноазиатскую синеву – такого  простора нигде, как не здесь, на пересечении величайших пустынь, степей и седого Каспия, не найти, «играется» во всех плоскостях с барабанными палочками.

Еще чуть раньше, до творческой «разминки» дирижер в разговоре со мной посетовал. Мол, неведомые «темные силы» включили в походный список всего девять оркестрантов. А на визите в другое государство, где творческим лицом флота является именно оркестр, подобным составом не блеснуть. Требование же командования, обеспечить – этак звучит четко, по-военному, полтора часа непрерывной игры на концерте, практически невыполнимы. Если только…  Здесь Владислав посмотрел на меня и вдруг предложил выступить в роли конферансье. Мол, у вас, у журналистов, как и у нас, артистов, музыкантов, нестандартное мышление и подвешенный язык. Словом, как и любой конферансье, ты поможешь немного потянуть время, дав музыкантов хоть немного отдышаться, размять занемевшие губы. Поначалу немного опешил от подобного развития ситуации. Но, едва взглянув в дирижерские глаза, понял – мой отказ нанесет жестокий удар прямо в его творческое сердце. Словом, срочно пришлось осваивать очередную   профессию. О чем впоследствии ни на секунду не пожалел.

Виртуозность вместе с внешней изящной легкостью  игры музыкантов военного оркестра достигается титаническим трудом. В прописной, казалось бы, истине еще раз убеждаюсь, когда готовлюсь к непривычной для себя роли ведущего концерта.

В списке исполнения произведений на концерте значатся восемнадцать композиций. Причем, напомню, все это надо сыграть на самом высоком уровне исполнительского мастерства лишь девяти участникам творческого коллектива. Все оркестранты в разное время получили высшее музыкальное образование. Пять из них неоднократно становились лауреатами международных исполнительских конкурсов. В творческой палитре представлен широчайший диапазон произведений: от непременного «Прощания славянки» и классического старинного марша «Гренадер», до эстрадной «Бразилии» с французским вальсом  «Под небом Парижа».  Но будет ли публика, большинство ее составляют молодые ребята не старше 20 лет, благосклонна к духовой музыке, кою не знают, не слышали, не понимают?

Немного забегу вперед. Курсанты – казахстанцы великолепно приняли российский оркестр. Музыкальные композиции, как оказалось, не были для них неизвестны и непознаваемы. Особенно, когда игрались знакомые до слез всем жителям постсоветского  пространства мелодии из кинофильма «Цыган», «Иван Васильевич меняет профессию».

Великий язык  творчества объединяет народы. Кстати, года три назад у подполковника Ивасенко на международном фестивале военных оркестров  в Москве произошла удивительная встреча с коллегой, начальником президентского оркестра военно-воздушных сил США. Ни американский, ни наш дирижеры не понимали слов друг друга. Но оба одинаково великолепно владели универсальным языком музыкального творчества. Как выяснилось чуть позже, партитуры российского и американского оркестров прекрасно читаются всеми профессионалами. Произошел равноправный творческий обмен.

С тех пор и появилась в репертуаре нашего оркестра знаменитое на весь мир шуточное произведение Ф. Колдица «Барабан и труба».

Стоит ли удивляться, что и в Западном Казахстане, выступление российского творческого коллектива вызвало восторги молодежной зрительской аудитории, бурю оваций и непременное «бис».

Работа настоящего музыканта трудна невероятно. Даже небольшое по времени выступление выматывает физически и душевно. Как и любые другие  творческие люди, время от времени, они задаются вопросом – а  в чем, собственно, необходимость каждодневного, изматывающего труда, над собственным профессиональным ростом. Причем, труд ведь этот не обходится без такого непременного «атрибута», как профессиональных заболеваний. Тяжелейшую болезнь зубов, пародонтоз, испытал, будучи курсантом военно-дирижерского факультета Московской консерватории и сам трубач высокого уровня Владислав Ивасенко, начальник оркестра. В середине 90-х прошлого века пришлось играть в составе сводного оркестра московского гарнизона буквально на износ, и в слякоть, и в жару, и в трескучий мороз. Едва не потерял тогда зубы. Ведь в солидной клинике запросили баснословную для нищего курсанта сумму. Но, нашлись почитатели у русских военных музыкантов и в то не особо «отягощенное» моральными нормами период российской истории.

Вместе с тем, единожды начав движение на своем пути в искусстве, невозможно остановится. Ведь каждый из оркестрантов –  Андрей Гусев, Сергей Бондарев, Андрей Крутилов, Александр Таценко, Алексей Кузнецов, Дмитрий Кострыкин, Алексей Назариков, Денис Кузнецов и гражданский, артист Владимир Новокрещённых – являет собой лишь внешнее, личностное отражение великой российской музыкальной школы.  Имена ведущих профессоров из Москвы и Саратова Тимофея Александровича Докшицера, Анатолия Дмитриевича Селянина звучат для военных музыкантов именами великих учителей. Поистине, они себя воспринимают опирающимися на плечи исполинов отечественной школы мастерства, великолепно известной во всем мире.  А подобное чувство не дает успокоиться в своем творческом росте на мгновение.

В чем и есть величие русского военного  оркестра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий