Воскресенье, накануне Пасхи, апрель 2006 года, встретил в Грузии. В городах и селах благословенной Грузии от костров возле церквей и часовен высоко в небо поднимается дым. Православные грузины при входе в храмы бросают в пламень веточки вечнозеленых растений и вербы как память о вхождении Иисуса в Иерусалим. В Батуми, невдалеке от храма святого Николая замечаю, как в небо взметнулись минареты мечети. Достопочтенный седовласый мулла неторопливо прошествовал немного в стороне от стремящегося в церкви христианского потока людей. На улицах меня то и дело о чем-то спрашивают на грузинском языке, а, услышав классическое «что-что», тотчас же переходят на русский. Полный интернационал в проживании горожан привел к тому, что наличие славянской внешности не предполагает автоматического незнания местного диалекта грузинского языка.
Веками и тысячелетиями древняя Колхида находится на перекрестье политических интересов великих держав, на границе религиозных различных конфессий, и, если брать глобально – диаметрально противоположных мировоззрений и образов жизни. Не раз и не два над той же автономной республикой Аджарией менялись флаги, территория переходила под юрисдикцию различных государств. Оружейные казематы выводимой в Россию 12 военной базы строились во времена Блистательной Порты турецкими военными инженерами надежно, со знанием дела. Первый удачный залп российского торпедного оружия был выполнен русским кораблем «Великий князь Константин» именно на рейде Батуми. Но одни из самых желанных и дорогих гостей в нынешней, безусловно, турецкие военные корабли. Огромный южный сосед проявляет интерес к своей некогда вотчине, потерянной в результате войны. Родной дед нынешнего председателя Верховного Совета Аджарии Михаила Махарадзе был верховным муфтием турецкой провинции Аджария. И перечень подобных соединенных во времени и пространстве противоречий, возможно, продолжать чуть ли не до бесконечности.
Хотя, в чем, собственно заключаются противоречия? Ключевое положение на Кавказе Грузии и определяет стремление контролировать у всех, кто обладает реальной силой. Несомненно, века постоянной угрозы и нашествий сформировали мало понятный для других народов менталитет. Прагматизм – любим тех, кто платит деньги, доведенный до высших пределов, сегодня во многом определяет политику грузинского руководства. Но, как и все «блюда» в здешней кухне, она весьма щедро приправлены местными специями – бурным темпераментом, межэтническими противоречиями, общим экономическим упадком.
Понятно, в эпоху распада великой державы Грузия весьма быстро, как и бывало не раз в прошлом, сменила ориентиры, обратилась в сторону западных стран. Визуально, на полках грузинских супермаркетов появилось весьма дорогие игристые вина совместного с французами производства. В районе поселка Супса на черноморском побережье вырос огромный нефтяной терминал, построенный на американские деньги. На рекламных плакатах бравый грузинский солдат-профессионал лихо призывает пополнить ряды доблестных защитников с наброшенным на грудь в натовском стиле автоматом Калашникова. Вместе с тем в местных продуктовых магазинах в ассортименте представлена колбаса сочинского производства. Самая популярная «грузинская» водка – разлита в известном городе Немирове. Туалетная бумага, пардон за пикантную подробность, привезена с Украины. К маршрутным «Мерседесам», «Фольксвагенам» на дорогах здесь все чаще добавляется «Богдан» украинской сборки. И современная Колхида становится вновь картой – причем козырной масти - в игре серьезных политических и весьма азартных игроков в регионе.
Вместе с тем, все самое ценное, чем располагает эта страна Закавказья, уходит далеко на Запад. Знаменитые воды Боржоми едва ли не самолетом отправляются прямиком в Германию, где в чести экологически чистая минералка. Но то, что остается на родине и продается в фирменно закупоренных бутылках, больше напоминает обычную воду, с чуть добавленной содой для вкуса и до предела насыщенной углекислым газом. Королева грузинских вин – хванчкара – сегодня также обладает весьма подпорченной репутацией. Если говорить строго о марке благородного напитка, то достойный виноград для его производства выращивают жители трех-четырех села в одноименной долине. Но если собрать воедино все бутылки с надписью «Хванчкара», то получатся объемы, вполне сопоставимые с годовым производством вина во всей Грузии. И речь идет уже о серьезном падении престижа местного виноделия.
Коньяк, выдержанный и разлитый на местных заводах также начал терять свой прежний авторитет на рынке. Причина, весьма тривиальна. Одна их французских фирм-производителей известного в мире коньяка приняла участие в приватизации предприятия, фактически является его собственником. Все необходимое сырье и уже выдержанный коньячный спирт самого высокого качества отправляется во Францию. Другой статьей экспорта стала древесина ценных пород. Причем под топор идет зачастую лес с горных склонов. Об опасности подобного «бизнеса», нет необходимости долго говорить. Появляется опасность экологических катастроф, оползней.
Причем, винить только нынешнее политическое руководство в подобной ситуации – несправедливо. Слабость власти появилась как следствие глубокого кризиса во всех сферах. И оттого откровенно прикладное значение имеют антироссийские настроения. Ведь внешним врагом проще всего прикрыть собственные ошибки и просчеты. У нас дорогой бензин – виновата Россия, поставляя его по высоким ценам. Нет электричества, и опять таки по вине северного соседа. И газ, разумеется, не по карману многим грузинам только из-за ценовой политики крупнейшего российского монополиста.
Впрочем, есть еще один грузинский парадокс – после всенародных выборов президента, почти стазу начинать его ругать. Гамсахурдия, Шеварнадзе, Саакашвили – никто из них не избежал проклятий и откровенной ненависти своих граждан. Но, если говорить объективно, то Михаил Саакашвили пользуется достаточно большой популярностью у себя на родине. Все прогнозы на батумских рынках о скором завершении его срока полномочий, не более чем особенности национального темперамента.
В памяти батумцев еще свежи воспоминания о революции роз, о наметившемся тогда противостоянии с Тбилиси, о картинном умывании в море президента Саакашвили. Внешне, мало, что изменилось в жизни аджарцев за это время. Пенсии, правда, увеличились в среднем в два раза. Но до сих пор остается загадкой для самих пенсионеров, как вообще можно прожить на 15 лари (40 гривен или около 200 рублей) в месяц, если на них можно купить пусть и вкусных, но всего лишь 15 хлебных булок.
Грузинским военным благодаря полученным под эти цели кредитам Североатлантического блока удалось существенно поднять оклады с 50 долларов до примерно 250. Но как они сами говорят, «мы из нищих превратились в бедных». Ведь с теми достаточно высокими ценами, больше половины денежного довольствия уходит на оплату коммунальных услуг, на бензин – у кого есть машины, на питание. По крайней мере командир патрульного катера «Диоскурия» капитан 3 ранга Мамука Аладашвили на мой вопрос, отчего до сих пор ходит в холостяках, отвечал – да кому, мол нужен, нищий грузинский офицер. Но вдоль побережья, в городе как грибы после дождя вырастают особняки, открываются магазины, кафе, небольшие и весьма фешенебельные рестораны. При всех коллапсах экономики около одной пятой горожан обладают вполне приличными доходами.
Другой, несомненно, положительный момент, после заката звезды Абашидзе, малый и средний бизнес получил определенный импульс в развитии. Тенгиз – в прошлом пилот гражданской авиации, учился в Кировограде, в Санкт-Петербурге. Правда, в бытность его еще Ленинградом. Сейчас у него на семейном подряде кафе как бы случайно названное «Мимино», где делают один из лучших в Батуми шашлыков. Он как истинный грузин никогда не начнет первым разговор с незнакомцем. Но когда мы разговорились, то не было запретных тем для беседы. Во времена Аслана (Абашидзе) заниматься предпринимательством мог только друг, знакомый, родственник тогдашнего аджарского правителя. Сейчас в Аджарии начался по местным представлениям, деловой бум. Близость и дружба с Россией для Аслана Абашидзе носила скорее внешний, рекламный характер, в той ситуации, когда Тбилиси и Батуми пусть не применяя оружие, но противостояли друг другу.
Впрочем, отношение к российским военным в тот период было куда лояльней. По крайней мере, о задержании наших военнослужащих в городе за нарушения формы одежды грузинскими патрулями речи не шло. Где-то в марте представители грузинской комендатуры остановили служебный автомобиль с представителем руководства 12 базы. Таможенные формальности, и без того бюрократические, для командования наших десантных кораблей превратились в подобие бумажного «эшафота». Но «вдруг» поступила некая команда во все органы государственной власти. Все противоречия оказались забыты. Перед выводом наших войск было, похоже, с самого высокого правительственного уровня поступило указание – «дружить».
Тбилиси сейчас откровенно заигрывает с общественным мнением аджарцев. За два года, прошедшие после возвращения аджарской земли в лоно центральной власти не идет и речи о процветании города и республики. Но определенные вливания в городскую инфраструктуру происходят. Дороги и тротуары ремонтируются, здесь идет строительство вполне европейского уровня зданий. Но путь к сердцу грузин, как известно, лежит через … вино. И они сами с большим сожалением говорят, что в Грузии очень трудно найти хорошую «кровь земли». Но один небольшой магазин в Батуми открылся через год, после восстановления центральной власти. Тео Данелия, его хозяин, закупает вино, коньяк непосредственно на Визиани, Тбилисском винзаводе.
Больной вопрос, прекращение импорта в Россию грузинских вин, будоражит здесь всех, без исключения. Тео знает цену своему товару и болезненно реагирует на любое упоминание о случаях отравлений людей в Москве и других российских городах. Бутылка хванчкары здесь, в пересчете, вам обойдется примерно в 40 гривен. Немного дешевле – киндзмараули, алазани. Данели гордится своим делом. Но сетует, что из-за политики и откровенного попустительства государства за качеством продукции, страдает репутация самого настоящего национального достояния. Один из его постоянных клиентов – консул Украины в Батуми. Причем, сейчас ведутся переговоры об увеличении поставок в украинском направлении. Но время покажет, насколько они успешны.
Даже сегодня отношения между Россией и Грузией нисколько не влияют на сердечность простых грузин к нам, русским. Но молодежь смотрит на мир другими глазами. На набережной в Батуми, на весеннем солнце сидят на скамеечках парочки влюбленных студентов университета, в перерывах между поцелуями они готовятся к экзаменам. Самые распространенные учебники - оксфордовские, английского языка. Но говорить о том, что эти юноши и девушки смотрят только в западную сторону, погрешить против истины. Похоже, они еще не задумываются, какой мир оставят взрослые дяди и тети, в своих геополитических изысках. А сегодня молодым людям тепло и хорошо, для них на набережной открыты дискотеки, есть где «оттянуться по полной». И здесь как никогда наступает момент ответственности для политиков России и Грузии. Или – пресечется на них живая ниточка многовековой дружбы наших православных народов. Или, наши сердца окажутся вновь полны прежним чувством симпатии, уважения друг к другу.
(Прим. автора - материал написан в мае 2006 года)
Комментариев нет:
Отправить комментарий