понедельник, 27 мая 2013 г.

«Источник благополучия Грузии лежит в союзе с Россией»


События «бархатной революции роз» в Грузии привели к многочисленным политическим, экономическим и прочим изменениям не только в Тбилиси. Без пяти минут суверенная Аджария с, казалось бы, незыблемым в своём кресле Асланом Абашидзе, уже более пяти лет безоговорочно признаёт приоритет центральной власти. В 2004 году председателем Верховного Совета Аджарии был избран академик Академии наук Грузии, доктор философии, профессор Тбилисского университета Михаил Махарадзе. Во время пребывания большого десантного корабля «Цезарь Куников» в Батуми в рамках международной программы «Блэксифор» глава законодательной ветви власти автономной республики в составе Грузии согласился встретиться с автором. Несмотря на то, что беседа состоялась в августе 2004 года, предлагаю данное интервью без изменений, предоставив право читателю самому сделать выводы.


Председатель Верховного Совета Аджарии

Михаил Махарадзе:

 

«Источник благополучия Грузии лежит в союзе с Россией»


Михаил Махарадзе – академик академии наук Грузии, профессор, автор шестнадцати книг  и  более пятисот публикаций в различных научных журналах, по праву принадлежит к интеллектуальной элите современного грузинского общества. В библиотеке конгресса США также представлена одна из его монографий. Член союза писателей Грузии. Своим учителем М. Махарадзе называет русского философа Алексея Фёдоровича Лосева.
Руководитель представительного органа власти Аджарии родом из этих краёв, родовое его селение – Хуло, в нескольких десятках километров от Батуми. Прадед в середине 19 века избирался верховным председателем (муфтием) мусульман Аджарии. Причём в дальнейшем практически весь род Махарадзе принял, вернее, вернулся вновь в православие. Таковы были перипетии истории на благословенной, и одновременно неспокойной, аджарской земле. Дед в 1915 году основал и руководил первой грузинской школой.
Тринадцать лет М. Махарадзе находился в непримиримой оппозиции к режиму – как он называет – Аслана Абашидзе. Даже в разговоре старается не употреблять его имени. В начале 90-х годов прошлого века даже предупреждал тогдашнего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе о  серьёзной тенденции к обретению независимости Аджарии. Избирался депутатом парламента Грузии.



Господин Махарадзе женат, отец четверых детей, есть внуки. Один из сыновей учатся в политической академии в Тбилиси, планирует избрать беспокойную, и надо сказать небезопасную, стезю грузинского политика. Хотя второй сын учится в театральном институте, помышляя лишь о подмостках Мельпомены.   
-Господин Махарадзе, в чём вы видите причины недавнего обострения политического кризиса во взаимоотношениях между Тбилиси и Батуми. Ведь он назревал не один и не два года, в течение десятилетия. И благодаря чему его удаётся преодолевать мирными средствами?



-Сегодня со всей определенностью, возможно, сказать – при Аслане Абашидзе Аджария была почти независимым государством, где практически не действовали грузинские законы. Центральное правительство до недавнего времени не предпринимало в силу ряда обстоятельств никаких сколько-нибудь решительных мер по разрушению рычагов аджарского суверенитета. Отчего так сложилось…. Во-первых, надо  признать где-то слабость, а где-то и непоследовательность политики Тбилиси в отношении своей автономии. Ведь  прежний президент Грузии Эдуард Шеварднадзе был мудрым, но весьма осторожным политиком. И во многом слабость государства не давала возможности ему действовать твёрдыми, но не силовыми методами.



В 1993-м Эдуард Амвросиевич при встрече со мной задал вопрос – что бы я сделал в отношении Аджарии, будь на его месте. На что ответил, на месте президента Грузии вы, господин Шеварднадзе. И никто не вправе принимать на себя определённый выбором народа груз вашей ответственности. Относительно же развития ситуации в Батуми могу дать следующий прогноз. Если ничего не изменится во взаимоотношениях между центром и автономией,  то через 10-12 лет Аджария обретёт фактическую независимость.



Грузия, как и любое другое суверенное государство,  никогда не  смириться с потерей суверенитета над частью своей территории. Выход из сложившегося политического кризиса один, в твёрдой и последовательной позиции центрального правительства на основе конституции и закона. Ведь решение аджарской проблемы началось в первую очередь с принятия парламентом Грузии Закона о статусе Аджарской автономной республики.

-В России, федеральном государстве до недавнего времени была весьма остра проблема «войны законов», несоответствия нормативных актов регионов с  федеральной правовой базой. Как преодолевается кризис несоответствия законов центра и автономии?

-Так называемой «войны законов» между Центром и автономией сегодня попросту не существует. Хотя над решением данной проблемы мне, как председателю Верховного Совета Аджарии также пришлось немало поработать.   

-В чём вы видите свою роль как главы законодательной ветви власти автономии в решении наболевших социальных проблем, в развитии экономики?

-Сейчас правительство автономии возглавляет молодой, способный  и весьма энергичный человек – Левон Варшаламидзе. Под его командой разрабатываются и уже начинают действовать ряд экономических проектов. Но сегодня для нас многократно важнее стабильность и спокойствие на нашей земле. Если будет мир, правопорядок, то в аджарскую экономику потекут денежные вливания в виде иностранных инвестиций, кредитов. А моя задача, как человека  старшего поколения, вместе с коллегами из парламента обеспечить его достаточной законодательной базой.  Интересы  и права инвесторов обязаны быть защищены, прежде всего, силой закона.

-Какие изменения произошли в Аджарии после окончательного восстановления суверенитета  центральной власти над этой территорией?

-Ещё год назад (прим. - в 2003 году) для грузинских граждан-аджарцев не существовало права свободно ходить по городу, высказывать вслух собственные мысли без боязни быть подслушанными с последующими репрессиями. Вы не смогли бы так просто как сейчас даже пройти мимо государственных учреждений, все подходы к ним охранялись вооружёнными людьми из незаконных формирований, перегораживались железными решётками целые улицы. Говорить о серьёзных изменениях в лучшую сторону уровня жизни здесь, в Батуми, по меньшей мере, преждевременно. Вся Грузия переживает состояние экономического кризиса.



Впрочем, и при Абашидзе здесь не было и речи о каком-то пресловутом «экономическом чуде». Из восемнадцати промышленных предприятий в Батуми практически все прекратили работу. Бесперебойно функционировал лишь морской торговый порт, морское пароходство. Но куда девалась прибыль от их деятельности – большой вопрос.

-Какие страны вы рассматриваете в качестве потенциальных вкладчиков в грузинскую и в частности аджарскую экономику?

-Готовность инвестировать средства в нашу экономику, развивать сотрудничество в сфере экономики  демонстрируют, прежде всего, Россия, Украина, Турция. В меньшей степени   проявляют заинтересованность наши западные партнёры.

Впрочем, сейчас и всегда мы понимали – восстановление промышленности возможно лишь в первую очередь в опоре на собственный труд, инициатива и желание жить лучше должна исходить от нас, от грузин.

-Насколько вы заинтересованы в развитии экономических связей с Россией?

-Северный сосед наш традиционный, многолетний партнёр. Вся грузинская экономика формировалась и развивалась благодаря единым связям, что сложились в советское время. Причина столь затянувшегося кризиса в разрушении этих связей – с одной стороны. С другой, экономический кризис поразил  и российскую промышленность. И сама Россия не могла до недавнего времени поддерживать на прежнем уровне существовавшие некогда экономические связи.

Процветание Грузии невозможно без главного условия – расцвета российских и украинских экономик, как наиболее значимых и мощных на территории постсоветского пространства. Будут хорошо жить в России, и в русло благополучия вернётся Грузия.



…А насчёт развития промышленности собственными силами, то приведу пример. За несогласие с  прежним режимом мэр Батуми Тенгиз Асанидзе просидел в тюрьме двенадцать лет. Тенгиз даже обращался и был оправдан решением международного, европейского суда по правам человека в Страсбурге. После революции он получил свободу, был полностью реабилитирован.  Казалось, успокойся, отдохни после стольких испытаний. Но не тот человек Асанидзе, чтобы оставаться равнодушным. В свое время, до избрания на пост мэра города, он был директором нашей табачной фабрики. Кризис фактически уничтожил некогда прибыльное предприятие. Тенгиз взялся сейчас восстановить свою фабрику, нашёл друзей, которые ему помогают.   Через два-три года, думаю, аджарский потребитель – хоть курение и вред, как утверждает медицина  - будет пользоваться нашей продукцией высокого качества.

-Насколько важна роль России в деле поддержания мира и стабильности в вашем регионе?



-Исторически Россия играла и играет в Грузии, и, несомненно, в Аджарии важнейшую роль. Начнем с того, что своей свободой  - политической, духовной мы обязаны своим русским братьям по вере. И освободив и защитив Грузию в 18 и 19 веках от османского ига, Россия выполнила свой православный долг. Спасибо ей за  это.  Но надо продолжать идти последовательно и дальше в своей политике.

Скажите, как бы отнеслись россияне, если бы грузинские парламентарии приехали в нестабильный регион Российской Федерации, начав ратовать за его отделение от государства, поддерживать его стремление к суверенитету?

-Полагаю, весьма негативно.

-Правильно, суверенитет и территориальная целостность не относятся к таким понятиям, с которыми возможны такие, с позволения сказать, «шутки». А как нам, грузинам, реагировать на заявления и демарши таких политиков как известные всем Жириновский и  Рогозин? Мы понимаем,  отнюдь не политики подобного толка отражают взгляды и настроения по отношению к грузинской проблеме  российской политической элиты.



На протяжении многих лет истории мы, грузины, не раз убеждались в государственной мудрости российского руководства. И  взвешенность при принятии решений вновь возобладает в   проводимой на Кавказе деятельности  вашего правительства. В мощном течении российской политики в современном мире найдется достойное  место для Грузии.

-Как известно, Россия располагает военными базами на территории Грузии. В частности, в районе Батуми находится 12 военная база под командованием полковника Анатолия Данилова.  Насколько оправдан курс президента и правительства Грузии на полный вывод российских частей с территории вашей страны? Ведь по схожей проблеме относительно базирования Черноморского флота российская и украинская стороны сумели договориться.

-Как государственный человек я обязан и полностью поддерживаю линию президента, правительства и парламента. Любая страна и любой гражданин искренне хочет видеть свою страну свободной от иностранных военных частей. Есть определённая установка руководства государства, её необходимо неукоснительно выполнять. Но ваши военные силы на нашей территории – реальность, с которой нельзя не считаться. Согласен, вывод российских баз необходимо осуществлять в соответствии с принятыми соглашениями, цивилизованно, после создания соответствующих условия для размещения военнослужащих и членов их семей на новом месте базирования в России.  



Если говорить неофициально, то лично имею мнение, несколько отличное от принятого на общегосударственном уровне. Вести речь о выводе российских войск из Грузии пока преждевременно. Ведь в сепаратистских территориях Южной Осетии и Абхазии накоплен значительный военный потенциал. В качестве сдерживающего фактора в регионе сегодня выступают именно ваши части. Но, подчёркиваю, я высказал только своё личное мнение. Руководство Грузии придерживается другой точки зрения.

-Насколько разрешимы в ближайшее время проблемы Абхазии и Южной Осетии?

-В том, что эти территории рано или поздно вновь окажутся под властью центрального правительства – я нисколько не сомневаюсь. Другое дело, сам процесс окажется намного сложней, чем «бархатная революция» в Абхазии. Если здесь, в нашей автономии, живут преимущественно грузины, то этнический состав населения Южной Осетии и Абхазии иной. Впрочем, их экономические связи с Грузией по-прежнему продолжаются.



Формула восстановления территориальной целостности Грузии, на мой взгляд, следующая. Экономическая и политическая ситуация в нашей стране должна быть такой, чтобы все её земли стремились жить вместе. Но очень многое зависит от того, насколько сумеют договориться между собой Москва и Тбилиси.

Моё мнение – необходимо при государственном суверенитете каждой страны восстанавливать прежнее единство экономических, политических и культурных связей.



Как говорится – комментарии делать вам, читатели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий