среда, 31 октября 2012 г.

Командирский союз под знаком Причерноморья. Или - летом 2003 года








В сухих строчках планов всевозможных учений «BLACKSEAFOR - 2003» как-то не предусматривалось тесное общение между моряками-причерноморцами. И уже, судя по опыту предыдущих программ «Общего моря», само по себе решение единых задач, общие встречи, в том числе и на неформальном уровне, объединяют людей, способствуют возникновению дружеских связей. В данном контексте командир Черноморской военно-морской группы бригадный адмирал Георги Георгиев (ВМС Болгарии) сумел найти золотую середину в сочетании морской практики, сплаванности кораблей и появлению дружеских контактов между людьми в погонах из различных государств.
Кают-компанейское застолье и откровенные беседы способны сблизить моряков. Ведь на всех флотах атмосфера единых команды, офицерского коллектива и экипажа одинаково лелеется кают-компанией, как места отнюдь не только предназначенного для завтраков, обедов и ужинов. Причем, как довелось увидеть на приеме в Новороссийске, под обаяние моряцкого застолья попал и сугубо гражданский человек – заведующий сектором международных связей Новороссийской государственной администрации Александр Борисович Титов.
Языкового барьера - как такового – на «эскадре общего моря» не существовало. Уровень знания английского позволял осуществлять управление кораблями в море, проводить учения по коммуникации. Моряки из Болгарии, Грузии, Румынии, само собой Украины владели разговорным русским языком. Причем, кто-то даже пошутил – официальный язык учений один, общаемся между собой совершенно на другом, на «едином и могучем». Нечто, похожее происходило и на «командирских» приемах на болгарском фрегате «Смелом», проводимых командиром ЧВМГ в каждом порту захода кораблей «эскадры общего моря». Дружеская беседа здесь прекрасно подпитывалась вкуснейшей болгарской кухней и знаменитой ракией. Впрочем, российские моряки на СКР «Пытливый» также не ударили лицом в грязь, благодаря стараниям командира капитана 2 ранга Олега Криворога. Причем, старший мичман Александр Карась как всегда блистал мастерством в кулинарии и сервировке.
Так получилось, с хозяевами ходовых мостиков довелось близко познакомиться в Новороссийске, на «Смелом», именно во время приема командующего ЧВМГ. И дальнейшее общение происходило именно под добрым знаком «общей кают-компании».





Командир румынского корвета капитан 3 ранга Адриан Леподату



.

Хозяин ходового мостика «Мачеллариу» разговаривал с нами на хорошем русском языке. В свое время Адриан проходил подготовку в 30 учебном центре подготовки иностранных специалистов в Поти. И почти сразу попросил называть его на наш манер – Андреем. Как с юмором он говорит о себе, ему пришлось служить и «над водой и под водой». В его послужном списке значится и субмарина
Оказалось, несмотря на различия – в языке, в национальностях, у нас намного больше общего, нежели различий. Выяснилось, юмор и хорошую шутку одинаково хорошо воспринимают все, независимо от языка и менталитета. «Вспышки» смеха то и дело раздавались за столом в кают-компании. Вместе с тем не забывали, и поговорить о серьезных вещах, так или иначе, нас всех касающихся.
Пользуясь, случаем, поинтересовался у Адриана Леподату, как обстоит дело с комплектованием его корвета профессионалами. Командир «Контр-адмирала Мачеллариу» ответил – проблем нет, отбор матросов и старшин на корабль идет по конкурсу. Желающих более чем достаточно. Служба на флоте пользуется престижем благодаря стабильности в выплате денежного довольствия, определенным социальным гарантиям. Поинтересовался, за какую сумму, в среднем, ежемесячно расписывается в финансовой ведомости румынский профи. Оказалось, речь идет где-то о ста пятидесяти долларах.
-Андрей, как так у вас, получается? - сказал я, обращаясь к Леподату. - Наш контрактник на боевом российском корабле получает денежной довольствие, вполне сопоставимое со своими румынскими коллегами. Но процент профессионалов у нас не превышает десяти процентов.
-Мне сложно судить, почему у вас так происходит, а у нас так, - ответил Адриан.
-Все очень просто. – Поддержал разговор командир украинского корвета «Винница» капитан 3 ранга Александр Тарасов. – Адриан, скажи, во сколько вы у себя «закрываете море на замок»?
-В шесть вечера.
-А смены боевого обеспечения на вашем флоте предусмотрены?
-Нет, на корабле остается только дежурный и вахта.
Квартирный вопрос в ВМС Румынии решается в течение года полтора после прихода молодого офицера на корабль за счет служебного жилья. Причем благодаря системе кредитов государственную квартиру можно выкупить. И в этом случае вновь приобретается право на жилплощадь от правительства. «Не обижены» и матросы, старшины. После подобной вполне подробной информации о степени социальной защиты украинских моряков, вопросов, понятное дело, у меня поубавилось.







Командир турецкого фрегата «Явуз» капитан 3 ранга Тамер Зорлубаш.




С турецким офицером познакомился также в Новороссийске, на приеме по случаю прибытия в морские ворота юга России. Так случилось, в кают-компании болгарского фрегата «Смелый» наши места оказались напротив. Тамер - брюнет чуть выше среднего роста, приветливый, внимательный к собеседнику, как-то сразу расположил к себе. Причем, как говорили наша офицеры, командир «Явуза» пользовался всеобщим уважением именно благодаря личному обаянию.
В море капитан 3 ранга Тамер Зорлубаш действует решительно, даже красиво. Наблюдал, как корабли ЧВМГ выполняли очередной эпизод учений. Фрегат «Явуз» осуществляет перестроение в ордере. Теперь турецкий корабль идет прямо по курсу «Пытливого». Сейчас российским и турецким морякам предстоит отработать передачу «гуманитарного» груза с одной «единички» на другую. Погода благоприятствует. Море спокойное. В самой операции внешне нет ничего сложного, если учитывать отменную обученность экипажей. Турецкий фрегат и российский «сторожевик» - на траверзе друг друга. Отчетливо видны все небольшие вмятины на борту «Явуза», каждый элемент его надстройки. Его моряки одеты в спасательные жилеты, стоят вдоль борта в стальных шлемах американского образца, в строевой стойке вооруженных сил своего заокеанского партнера.
Грузами обмениваются носовые команды. Турки облачены в разноцветные жилеты. Бросательный конец сразу же попадает на палубу «Пытливого». Всего эпизод занимает несколько минут. В пакете с «Пытливого» несколько так называемых пресс-пакетов (в него входит буклет, фотография корабля и …. две бутылки отличного сухого вина). На прощание моряки машут друг другу головными уборами. С турецкого фрегата звучит популярная эстрадная песня на русском языке. Не знаю, насколько хорошо владеют языком северного соседа на «Явузе», чтобы понять нашу эстраду. Но с чувством юмора на «турке», похоже, все в порядке. В транслируемом сингле российских моряков больше всего рассмешили слова – «Я сошла с ума».
Тамер Зорлубаш принадлежит к новому поколению турецких морских офицеров. Вся его служба прошла на современном боевом корабле. На «Явузе», фрегате западногерманской постройке, он с лейтенантов. Предшественникам Тамера повезло меньше. Долгие десятилетия турецкий флот комплектовался из настоящего корабельного «секонд-хенда» преимущественно американских ВМС. Как следовало из разговоров с нм, отношение к вооруженным силам в Турции весьма почтительное. Офицеры – элита общества. Сегодня идет бурное перевооружение и обновление боевой техники в сухопутных войсках, корабельного состава ВМС.
Тамер с удовольствием откликнулся на мое желание побывать на «Явузе». Причем особо подчеркнул, он приглашает меня в любое время днем, а не в рамках официального «отрезка» для посещения фрегата.





Командир фрегата ВМС Болгарии капитан 2 ранга Огнян Колев.



Огнян в полной мере соответствует своему «пожароопасному» имени. К сожалению, в понедельник утром 25 августа, уже в Новороссийске, стало известно о террористических актах в Краснодаре. Командир отряда ЧВМГ болгарский бригадный адмирал Георги Георгиев тогда выразил искреннее сочувствие и понимание всей сложности проблемы международного терроризма во время протокольного визита главе администрации Новороссийска Владимиру Синяговскому.
-Одной из наших задач является противодействие терактам, общая координация действий флотов стран Причерноморья в борьбе с подобным злом», - было заявлено во время приема в администрации города.
Болгарский командир весьма эмоционально отреагировал на гибель людей в Новороссийске. Он не мог понять – как так, при наличии мощных правоохранительных структур в России происходят взрывы, гибнут люди. А огромная страна не в силах преодолеть до конца сепаратизм в Чечне.
-Распад Союза ослабил у нас государственную власть, - отвечаю болгарскому командиру, - ты же сам учился в Питере в 93-94 годах. Неужели не помнишь, как все происходило? Сейчас возвращаем все на круги своя. Но, как, видишь, все происходит очень тяжело.
Огнян еще больше разгорелся, когда узнал – я из флотской газеты. Оказывается, на болгарском языке журналист звучит как «дописник». Даже немного пошутили, - дескать, главное моряки уже сделали в море, мне же остается лишь «дописать». Особой популярностью в среде военных печатный еженедельник «Болгарская армия» не пользуется. Хотя, судя по качеству полиграфии и содержанию публикуемых материалов, выглядит вполне достойно. Главное, что не устраивает болгарских военнослужащих – официозность, отсутствие критических материалов в их газете.
-Пресса должна быть властью, настоящей властью. А не плестись в хвосте чьего-то мнения и писать так, как ей скажут.
Взгляды взглядами, с Огняном вполне возможно поспорить относительно места масс-медиа в политической структуре общества. В любом случае, он согласился со мной – на основании того, что по утрам открываешь газету, нельзя утверждать, что разбираешься во всех тонкостях журналистики. Но в открытом море, на ходовом мостике «Смелого» Колев ведет с настоящей виртуозностью профессионала. Фрегат, похоже, он воспринимает как стальное продолжение своего тела. «Единичка» послушна ему на все сто. Маневрирование происходит с предельной скоростью, по-моряцки лаконично. Дай Бог, Огнян, еще раз встретиться на учениях «эскадры общего моря». Доспорим!






Командир катера ВМС Грузии капитан-лейтенант Роин Джиджелава.





Грузинским морякам во время учений приходилось весьма непросто. Мореходность камера была явно несопоставима с остальными участниками ЧВМГ. «Тбилиси» держался на воле своего экипажа и командира – Роина Джиджелавы.
Путь Роина в военно-морские силы, в общем-то, типичен для молодого флота Грузии. Гражданский моряк по образованию, он участвовал в конфликте в Абхазии как раз на одном из первых грузинских катеров. Один раз даже чуть не вступили в перестрелку друг с другом с нынешним командиром бригады капитаном 3 ранга Романом Пипия. Во время «той» войны погиб его дед. И каждый раз, когда причерноморцы собирались вместе, он говорил один и тот же тост – за мир.
По результатам участия «Тбилиси» в международных учениях капитан-лейтенант Джиджелава представлен досрочно к присвоению очередного воинского звания капитан 3 ранга.






Командир «Винницы» капитан 3 ранга Александр Тарасов (Украина).





Александр – выпускник Севастопольского военно-морского института имени П. С. Нахимова 1996 года. На переломе эпох, еще курсантом, принял решение о приеме присяги на верность народу Украины. Довольно быстро стал командиром корабля.
На подходе к турецкому Гельджюку на корвете ВМС ВС Украины произошел несчастный случай. Тяжело был травмирован моряк. В совместных действиях моряков-причерноморцев его жизнь была спасена. В Севастополь украинского матроса доставили на российском «Пытливом». Представляю, насколько тяжело переживал за произошедшее командир. Ведь, несмотря на внешнюю сдержанность, он искренне переживает за корабль, за экипаж.
«Винница», несмотря на громкое название – корвет – есть ничто иное, как известный всем морякам - овровцам малый противолодочный корабль типа «Альбатрос», приспособленный для службы в морских частях пограничных войск. Именно из состава балаклавской морской пограничной бригады ее и передали в состав ВМС. Служба на подобных единичках – малоприятное «удовольствие». Корабль бросает даже на небольшой волне. Бытовые условия в кубриках и каютах оставляют желать лучшего. Оттого, характер моряков с «альбатросов» одинаково тверд, они всегда в готовности к испытаниям.






Командир СКР «Пытливый» капитан 2 ранга Олег Криворог


О хозяине ходового мостика «Пытливого» рассказано очень многое на страницах флотской газеты. Четыре месяца сторожевой корабль Черноморского флота провел на просторах морской стихии. Причем, все время на ходу. Олег Леонидович показал себя и на учениях ЧВМГ с наилучшей стороны, сумел стать настоящей душой «командирского клуба», нештатного, но искреннего объединителя хозяев командирских мостиков эскадры причерноморцев. «Эскадра общего моря» в третий раз провела свое «рандеву» на просторах Черного моря. Одной из ее традиций уже стало проведение парада-прощания кораблей перед возвращением к родным берегам. Поочередно место флагмана занимают все участники ЧВМГ. Импровизированный салют возвещает одновременно и радость предстоящей встречи с домом. И – сожаление от расставания с новыми друзьями.
….Каждый командир-причерноморец на прощание желает своим коллегам еще раз встретиться. Все ведь живем и служим на берегах одного моря!

Комментариев нет:

Отправить комментарий