среда, 14 августа 2013 г.

Ракетные корабли типа «Гепард», «Молнии» для ВМС Туркменистана: виток гонки вооружений на Каспии? Или – реальное обновление корабельного состава ВМС, первая попытка создания ВМС Туркменистана.


В последнее время в средствах массовой информации все настойчивей звучит мысль об эскалации напряжения в каспийском регионе и подспудно звучит мысль о начале гонки военно-морских вооружений. Ввод в боевой состав Каспийской флотилии второго ракетного корабля типа  «Гепард», РК «Дагестан», развертывания берегового дивизиона, оснащенного  береговым ракетным комплексом «Бал», поставки Россией двух ракетных катеров типа «Молния» Туркменистану, обновление корабельного состава в Азербайджане и Казахстане внешне выглядит именно как бряцание оружием в регионе. Более того, отсутствие договоренностей по созданию Каспийской военно-морской группы оперативного взаимодействия КАСФОР, по образу BLASKSEAFOR на Черном море, подчас, воспринимается, как нежелание прикаспийских государств сотрудничать в военно-морской области.


Внешне все выглядит даже несколько зловеще. По причине неопределенности статуса Каспийского моря, наличия неурегулированных вопросов в разработке шельфов, государства готовы при необходимости применить силу в конфликте. Вместе с тем, во время работы в регионе автор реально увидел  состояние ВМС ряда прикаспийских государств. И пришел к совершенно противоположному мнению.

Впрочем, опасность конфликта на Каспии существует. Но причина кроется не в государствах, расположенных на его берегах. Россия и Азербайджан, Туркменистан и Казахстан, Иран, с его стремлением добиться  уважения к собственным интересам, последние десятилетия, а то, если брать более масштабный временной отрезок, уже и века, находят общий язык. Причем, язык не оружия и конфронтации, а переговоров и мирного решения всех возникающих спорных вопросов.  Как у стран-соседей их  может не возникать, человеческая история таких  взаимоотношений не знает.  

Из сообщений СМИ:



«Азербайджану не следует упускать из виду претензии Туркменистана на разработку крупных нефтяных месторождений на Каспии в свете создания Ашгабадом национальных Военно-морских сил". Об этом заявил военный эксперт Узеир Джафаров, комментируя подписание президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым указа о создании национальных Военно-морских сил, которые, по его словам, должны стать опорой военно-политической стратегии государства (Vesti.аz).

"Конечно, создание ВМС - сугубо внутреннее дело Туркменистана, являющегося независимым государством. Хотя ранее, при Сапармурате Ниязове, Туркменистан придерживался принципа нейтралитета. Безусловно, Азербайджан в этих условиях обязательно должен учитывать претензии Ашгабада на три крупных нефтяных месторождения на Каспии", - сказал эксперт.

Накануне Analitika.at.ua сообщило о том, что президент и верховный главнокомандующий вооруженными силами страны Гурбангулы Бердымухамедов утвердил "Программу развития военно-морских сил Вооруженных сил Туркменистана на период до 2015 года".

По словам У. Джафарова, создание ВМС - процесс весьма долгий, который может занять несколько лет. «На Каспии идет своеобразная милитаризация, создаются условия для дальнейшей эскалации напряженности в богатейшем нефтегазовом бассейне. В то же время не стоит забывать, что Азербайджан обладает на Каспии военно-морским флотом, вторым по мощи после российского, превосходя даже иранский. А поскольку Туркменистан обладает самыми слабыми ВМС среди пяти каспийских государств, то теперь Ашгабад пытается восполнить этот пробел. Поэтому, в свете создания туркменских ВМС, не следует упускать из виду и претензии этой страны к Азербайджану», - сказал эксперт.


В свою очередь политолог и дипломат Фикрет Садыхов также считает, что создание и усовершенствование военного флота - задача любого государства, имеющего выход к морским рубежам. Он напомнил о том, что выход к каспийскому морю имеют пять государств. "В целом, если у нас имеются определенные разногласия с Туркменистаном по каким-либо месторождениям, при отсутствии соглашения о разделе Каспия, это не означает, что мы находимся во враждебных отношениях, и для этого необходимо укреплять ВМС. Мне трудно оценить, чем вызвана такая поспешность, но не думаю, что это направлено против Азербайджана», - пояснил он в интервью "Эхо".

 

«Татарстан», в уме – «Дагестан»

На Каспий волей судьбы военного журналиста меня забросило в конце 2007 года, с Черного моря, где прошло почти двадцать лет службы. Первое, что немного удивило – расположение ракетных катеров в бухте Золотой Затон в Астрахани. Они тогда входили в состав 74 бригады кораблей охраны водного района Каспийской флотилии. Судите сами, несмотря на то, что астраханский край считается южным регионом, зимы здесь суровые. В январе нынешнего года здесь зафиксировали температурный максимум, 37 градусов ниже нуля. И с декабря, как становится лет на Волге, до того момента, как заканчивается ледоход, ориентировочно в середине-конце марта, год на год не приходится,  быстроходные ракетные корабли буквально примерзают к причалам. Весной, в середине апреля, во время одного из сбор-походов кораблей флотилии, наблюдал, как из-за сильного ветра на два дня был отложен выход катеров. Причем один из артиллерийских катеров даже навалился на катер командующего, не смог преодолеть прижимной ветер. Причем, по многолетним наблюдениям синоптиков, подобная погода в апреле повторяется постоянно.



Затем, после того, как ракетные катера вышли из бухты Золотой Затон, им предстояло пройти до 180 километров по Волго-Каспийскому каналу до собственно северной части Каспийского моря. Где и должны были использоваться по своему прямому предназначению, для нанесения ракетных ударов по надводным целям в составе корабельных ударных групп. Скорость перехода, понятно, зависела от погодных и навигационных условий. А сам переход затягивался на весь световой день. О каком-то оперативном выходе в море для нанесения стремительного ракетного удара не могло быть и речи.


Данная ситуация сохранялась с 1992   года, когда часть кораблей КФл, которая досталась России после раздела между странами СНГ прикаспийского региона перебазировалась из Баку в Астрахань. Тогда было важно сохранить боевые единицы с противокорабельными ударными комплексами.

На рубеже 20-21 веков опасная ситуация на Северном Кавказе не позволила перебросить корабельные ударные группы в Махачкалу  или Каспийск.   Но уже в 2008 году положение дел с явно неудачным с точки зрения военно-морской теории размещением ракетных катеров начала изменяться. Перед Каспийской флотилией поставили задачу перебросить в район Махачкалы, Каспийска ракетных катеров «Ступинец» (проект 12411Т), «Буденновск», «Карачаево-Черкесия», «Боровск» (проект 206МР). Почти сразу, как были обустроены причалы, катера к 25 декабря 2009 года совершили переход в Дагестан.

Явный тактический диссонанс в базировании корабельной ударной группы Каспийской флотилии, наконец, был преодолен. Пусть и через 17 лет.

Недавнее сообщение пресс-службы Южного военного округа о выходе в море на учения в марте  ракетного корабля  «Татарстан» и ракетный катеров «Боровск» и «Буденновск» подтверждает, насколько правильным оказалось решение о передислокации РК на дагестанские базы. Ведь в марте на Волге только начался ледоход. 

 

О каспийских «Гепардах»

 

Первый раз на «Гепарде», на ракетном корабле «Татарстан», побывал в январе 2008 года. Предварительно, перед поездкой в Махачкалу, ознакомился с информацией по «Гепардам».

История создания

На рубеже 70 и 80-х годов прошлого века возникла необходимость разработки нового сторожевого корабля прибрежной зоны. Это было обусловлено изменением предназначения сторожевого ракетного корабля (СКР) "Неустрашимый" пр.11540 в окончательном варианте для решения задач не в прибрежной, а в морской зоне и поступлением его на вооружение вместо кораблей пр.1135 "Буревестник". В связи с этим Зеленодольское ПКБ начало работы по проектированию небольшого СКР (пр.11660 "Гепард", главный конструктор Ю.А. Никольский, затем В.Н. Кашкин) как дальнейшее развитие малых противолодочных кораблей пр.1124.

Требование ВМФ по размещению мощной гидроакустической станции (ГАС) увеличило водоизмещение корабля до 2000 т., а появление конкурирующего проекта 12441 (ПКБ "Алмаз") с более мощными противокорабельными ракетами (ПКР) и вертолетом привело к соревнованию между ними. В конце 1988 г. был заложен головной СКР пр.11660, но через непродолжительное время его постройка была остановлена.

В результате Зеленодольское ПКБ разработало несколько вариантов улучшения корабля, в т.ч. и экспортный – пр.1166.1 "Гепард". На его основе был разработан СКР пр.1166.1 "Гепард-3.9". Первый корабль пр.11661 "Гепард" был заложен в 1993 г. на Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького и к 1995 г. он был практически готов, однако из-за прекращения финансирования его достройка была заморожена (с 1994 по 1996 г.). В 2001 г. под названием "Татарстан" он вступил в строй, а 12.07.2002 г. зачислен в списки кораблей ВМФ РФ и в 2003 году стал флагманским кораблем Каспийской флотилии.

Второй корабль пр.1166.1 "Дагестан" был спущен на воду в 2007 году. Вначале его предполагалось ввести в состав в 2008 году. Но вполне понятным причинам только в конце 2011 года началась передача его в эксплуатацию флоту, которая проходит в Новороссийской военно-морской базе.  Причем, процесс проходит сложно. Во время стоянки в порту Новороссийск РК «Дагестан» получил повреждения во время боры, сильнейшего ветра, «визитной» карточки региона.

Конструктивно корабль выполнен с традиционной гладкопалубной архитектурой с 10 водонепроницаемыми отсеками и надстройками из алюминиево-магниевых сплавов. Главная энергетическая установка двухвальная типа CODOG (дизель-генератор и 2 газовые турбины общей мощностью 29000 л.с.). Среднеоборотный дизель типа 61Д (8000 л.с.) через сложный редуктор обеспечивает все крейсерские режимы, а газовые турбины (по одной на каждый вал) обеспечивают полный ход до 28 узлов. Электроэнергетическая установка включает 3 дизель-генератора по 600 кВт каждый.

За счет увеличения водоизмещения была повышена автономность с 9 (у МПК пр.1124) до 15 суток и дальность плавания на скорости 14 узлов с 2500 до 3500 миль, корабль оснастили противокорабельным ракетным комплексом последнего поколения 3М24 "Уран", значительно увеличившего боевые возможности нового корабля, по сравнению с МПК старых проектов. Имеет высокий модернизационный потенциал.

 

Вооружение

Корабль оснащен мощным ракетным, зенитно-ракетным, артиллерийским, противолодочным и противоторпедным вооружением.

В качестве ракетного оружия на корабле установлен ударный комплекс "Уран" с дальностью стрельбы до 130 км в составе 2 счетверенных ПУ с противокорабельными крылатыми ракетами (ПКР) типа Х-35Э. Для отражения ударов низколетящих целей воздушного противника "Гепард" оснащен ЗРК "Оса-МА" с боезапасом 20 ракет, который, при необходимости, может быть использован для стрельбы по малоразмерным надводным целям. Артиллерийское вооружение включает 76,2-мм артиллерийский комплекс АК-176М (152 выстрела) и 30-мм автоматизированную спаренную артиллерийскую установку АК-630М (2000 выстрелов), которое обеспечивает борьбу с морскими, наземными и низколетящими воздушными целями. При скорострельности 60-120 выстрелов в минуту АК-176М обеспечивает поражение целей в зоне свыше 15 км по дальности и 11,5 км по высоте, а АК-630М (до 5000 выстрелов в минуту) - с высокой вероятностью поражения низколетящих целей, на дальности до 4000 м (легкие надводные цели – до 5000 м). Зона поражения самолетов (ПКР) составляет 1,5-10 (1,2-3,5) км по дальности и 15-6000 (15-6000) м по высоте. Поиск и опознавание осуществляется по информации общекорабельной РЛС типа "Позитив", а также штатной РЛС (на дальности до 30 км) зенитного комплекса.

В качестве противолодочного вооружения на корабле установлены два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, противоторпедного - одна реактивная бомбометная установка РБУ 6000, ГАС типа МГК-335. Для постановки пассивных помех могут использоваться 4 ПУ типа ПК-16, а для минных заграждений – 12-20 морских мин. В состав радиолокационного оборудования корабля входит РЛС общего обнаружения типа "Позитив-МЭ1" и навигационная РЛС МР-212/201. Управление оружием осуществляется БИУС "Требование-Э". Все виды оружия могут применяться при волнении моря до 5 баллов. Возможно оснащения корабля другими вариантами вооружения, в т.ч. и противолодочным вертолетом корабельного базирования типа Ка-28.

 

Состояние

В настоящее время на экспорт, по данным СМИ, предлагаются корабли проекта 1166.1 следующих вариантов:

"Гепард 1" - с вертолетной площадкой (без ангара), расположенной в корме на месте буксируемой ГАС;

"Гепард 2" - с вертолетной площадкой и ангаром, расположенным на месте ЗРК "Оса-М";

"Гепард 3" - с увеличенным до 2000 т водоизмещением, установкой ЗРАК "Кортик" вместо носовой установки АК-630, снятой кормовой установкой АК-630, ангаром на месте ЗРК "Оса-М" и вертолетной площадкой на месте буксируемой антенны ГАС;

"Гепард 4" - патрульный и спасательный корабль, без вооружения, с ангаром и вертолетной площадкой;

"Гепард 5" - со снятым КРК "Уран" и ЗРК "Оса", вертолетной площадкой, уменьшенной скоростью хода (23 узла) и увеличенной до 6000 миль дальностью плавания.

Автономность, суток,        15-20    

Вооружение:                         

ракетное       2х4 КРК типа "Уран"; ЗРК "Оса-МА" или ЗРАК "Каштан"; 1х1ё 76-мм АК-176, 2х6 30-мм АУ; 2х2 533-мм ТА; 1х12 РБУ-6000         

артиллерийско-стрелковое        .             

радиотехническое РЛС "Позитв-МЭ1", навигационная РЛС МР-212/201, БИУС "Требование-Э"              

Энергетическая установка         двухвальная типа CODOG (дизель и две газовые турбины)         

Главные размерения, м  102,2х13,1х3,5          

Источники электроэнергии        3 дизель-генератора           

Мощность, кВт        1800 кВт      

 

Теоретические выкладки – вещь незаменимая. Но практика сродни знаменитым строчкам Льва Толстого: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.  А по ним ходить». 

 

Снег, трескучий мороз, вмерзшие во льды Махачкалинской бухты корабли и суда – картина для здешних, южных краев, явно непривычная. Такими увидел здешние края в первый раз.

Впрочем, в первом же разговоре со мной каспийцы предупредили, Каспий, вряд ли,  назовешь тихим и спокойным морем. Условия плавания здесь далеко непростые. В ноябре 2007 года ракетный корабль «Татарстан» был направлен для поисков пропавшего судна «Комюст-1». Шесть суток поисков в штормящем море совместно с морскими пограничниками и гражданскими моряками  привели к спасению лишь трех гражданских моряков. Судьба остальных и самого теплохода сложилась трагически.


О том, что далеко не все спокойно в самом Дагестане, дважды повторять не следует. В первый день моей командировки в Махачкале проводилась спецоперация по уничтожению трех боевиков. Практически всю ночь слышны были выстрелы.  По левому борту на «Татарстане» был постоянно установлен крупнокалиберный пулемет. Вахтенный внимателен, несмотря на мороз и пронизывающий ветер.

Определенная неприспособленность к северным «вариантам» экипажа заметна и невооруженным глазом. Корабль  «оснащен» всего лишь парой валенок. И нет постовых тулупов, кои на протяжении веком верой и правдой служат многим поколениям российских часовых. Впрочем, вахтенные утепляются всеми доступными средствами, кое-что из морпеховского обмундирования компенсирует привычные для более высоких широт тулупы.

Флотский уклад службы здесь неуклонно соблюдается,  вне сносок на «аномальные» погоды и на «не спокойствие» региона. Старшина команды зенитно-артиллерийской батареи  и комендор проверяют скорострельную 30-мм артиллерийскую установку. На одном из соседних кораблей экипаж сдает первую курсовую задачу.   


Путь ракетного корабля в боевой состав флотилии до мельчайших изгибов повторял  изгибы новейшей российской истории. Первоначально, еще в 80-х года прошлого века, «Татарстан» закладывался на Зеленодольском судостроительном заводе как экспортный корпус для ВМС Индии. Оттого изначально не были предусмотрены обязательное для холодного климата утепление корпуса и помещений, не значился в проекте котел для обогрева. А установленный «сверх» проекта котел с аномальными морозами явно не справляется. В кубриках и помещениях корабля температура явно ниже положенных плюс 18-ти.

Кризис начала 90-х на целое десятилетие приковал к заводским причалам несостоявшегося «индийца». Пока на самом высоком уровне не приняли решение, кораблю быть в составе Каспийской флотилии. Всегда же трудно быть первыми. С учетом того, что «Татарстан» планировался совсем для иных морей, а достройка происходила в условиях хронического дефицита финансовых средств, пришлось на ходу решать многие технические и организационные задачи.

Одним из первых в военно-морском флоте здесь установили новый ударный ракетный комплекс. Первая стрельба, проведенная в 2005, показала его высокие боевые возможности. Определенные сложности  возникли с оснащением современной аппаратуры и техники, многое пришлось устанавливать уже устаревших образцов, не было времени ждать средства на закупку новых образцов. Корабельное пополнение остро требовалось флотилии. 

Вместе с тем, многое на корабле оказалось сделано весьма удачным. Ходовые качества «Татарстана» иначе как великолепными не назовешь. В нем сочетается высокая маневренность  и способность развивать весьма приличный ход благодаря  современной газотурбинной установке.


Все это в полной мере проявилось при выходе на боевую службу с выполнением задач визита в иранский порт Энзели. Сейчас сложился неплохой, болеющий за дело,  коллектив в электромеханической боевой части, которой тогда командовал  капитан-лейтенант Александр Мурашов.

Сегодня РК «Татарстан» - первый крупный боевой корабль не только Каспийской флотилии, но и в регионе. Уникальность проекта, особенности службы на нем определяют ряд  проблем, в первую очередь кадровых. Неизбежная ротация офицеров и мичманов зачастую возможна лишь внутри самого экипажа.  Но в любом случае через какое-то время он уйдет либо на повышение, либо поступит в академию. С достойной заменой здесь могут возникнуть сложности. Остальные корабли дивизиона совершенно не схожи с первенцем проекта, с «Татарстаном». Найти кандидата на все сто отвечающего требованиям командира флагмана флотилии будет непросто. Похожая ситуация возникает и с другими должностями. Все-таки многолетний опыт формирования корабельных частей и соединений боевыми единицами одного проекта происходит от насущных требований флотской организации. Но где сегодня набрать кораблей на целый дивизион  ракетоносцев?


Впрочем, данная проблема частично снимается с приходом однотипного  «Дагестана». Представители Зеленодольского судостроительного завода имени М. Горького и сам его генеральный директор  Сергей Ильин   постоянно работают в Махачкале, изучают опыт эксплуатации своего детища. На первом корпусе было невозможно избежать многих недоработок, их предстоит исправить на втором корабле серии. Флотские, понятное дело, высказывают свое мнение, ратуют за необходимость увеличения калибра корабельной артиллерии, установить новые зенитно-ракетные комплексы, продумать вопрос обитаемости, с тем, чтобы экипаж не мерз зимой и не изнывал от нестерпимой южной жары летом.  

Еще раз убедился в одном, каждый флотский коллектив, неважно на каких рубежах выполняет задачу, достойно несет в себе лучшие традиции русских моряков.

Вместе с тем, сами условия стоянки корабля в махачкалинской бухте снижали его  тактико-технические характеристики. Осадка «Татарстана», при полной заправке топливом и водой, не позволяла ему входить-выходить в относительно мелководную, бухту. Бухта ведь изначально рассчитывалась для «плоскодонных», бескилевых, распространённых на Каспийском море судов. Как следствие, запасы ГСМ и воды на первом «Гепарде» всегда были снижены. Автономность и дальность плавания без дозаправки в море из-за данного обстоятельства снижались. Сам выход из бухты Махачкалы требовал достаточно сложного маневрирования.

В 2008 году началась установка понтонного причала в районе Каспийска, откуда «Гепарды» могли бы беспрепятственно выходить в открытое море, с полными запасами воды и топлива, без дозаправки в море совершить переход в любую точку Каспия.

Личное впечатление.   За год-два до перевода на Каспийскую флотилию довелось побывать на базе Эрегли военно-морских сил Турции, построенной в 2000 году. Сравнивать не собираюсь. Понимая, насколько в сложных условиях, фактически войны, экономического кризиса, приходилось вводить в боевой строй ракетные корабль и катера, создавать новую инфраструктуру  на кавказском побережье Каспийского моря.

 



«Татарстан» в деле

Первым моим впечатлением от ходовых качеств ракетного корабля «Татарстан»  было… удивление. Настолько легко и стремительно флагман Каспийской флотилии разрезал волну своим форштевнем, изящно и стремительно – других эпитетов не подходит – маневрировал во время выхода в море. Моряки-каспийцы не раз хвалили ракетоносец за высокую мореходность. Но одно дело сто раз услышать, а другое, самому убедиться в правоте их слов.

О том, как проходит боевая подготовка корабля, судите по одному из репортажей автора.

«По легенде учений одно из незаконных вооруженных формирований под давлением мотострелковых частей  Северо-Кавказского округа отходит из горных районов к побережью. Благодаря умелому использованию сложного рельефа местности группе террористов удается оторваться от преследования, уйти из-под ударов нашей авиации. Именно сейчас из террористического «центра» предпринимаются все меры для спасения с воздуха и моря своих «воинов». К бандгруппе  направляется самолет с оружием и продовольствием, для ее эвакуации к назначенному участку берега совершает переход  зафрахтованное «центром» судно.

На флагмане Каспийской флотилии объявлена тревога. Обнаружена воздушная цель, на запросы она не отвечает, маневрирует, резко снизила высоту.  Командир радиотехнической боевой части старший лейтенант Владимир Гладких, как только рассчитаны  элементы движения цели, докладывает на ходовой мостик.  Командир корабля капитан 2 ранга Валерий Смирнов принимает  решение, с ее приходом в зону поражения средствами ПВО – уничтожить. Штурман лейтенант Егор Этмекчан предлагает расчеты курса и скорости корабля. Командир отделения рулевых старшина 1 статьи Артем Блинов с ювелирной точностью удерживает «Татарстан» на заданном курсе. Подчиненные механика корабля капитан-лейтенанта Александра Мурашова в поистине адских условиях, ведь температура на постах возле механизмов как в русской парной, обеспечивают назначенный ход и бесперебойную подачу   электропитания на все потребители. 


Командир зенитно-ракетной батареи лейтенант Рустам Нащанский  действует безукоризненно. Зенитная ракета уничтожает все надежды террористов получить помощь по воздуху. Именно в такие моменты как никогда проявляется единство всего экипажа,  стремление всех моряков на совесть выполнить поставленные задачи. После того, как был объявлен отбой тревоги, побеседовал с молодым офицером. Становление его как моряка и командира проходит вполне удачно. В его активе уже вторая успешная стрельба. Осенью, вскоре после выпуска из военно-морского института, Рустам принял участие в  морском походе «Татарстана» с визитом в Иран.

Перерыв в боевой учебе короток, вновь и вновь звучат перезвоны тревог.  Перед отрядом кораблей поставлена задача не допустить подход судна к террористам с последующей их эвакуацией. Средства визуального и технического обнаружения начинают поиск надводной цели. Сигнальщик старший матрос Роман Гаврилов напряженно вглядывается в залитое нестерпимым солнечным светом южное  море.

Боевая учеба приобретает свой наивысший накал. Выполняется постановка пассивных помех, по надводным и воздушным целям работает артиллерия. По обнаруженной плавающей мине ведется огонь из пулемета.

Едва завершаются запланированные боевые упражнения, корабли берут курс на север и полным ходом направляются в Астрахань для участия в параде честь празднования Дня  Военно-морского флота России».


«Молния» для Туркменистана

Общая картина обновления корабельного состава ВМС прикаспийских государств предприятиями ВПК России была бы неполной, если не упомянуть о ракетных кораблях типа «Молния», проекта 1244.1.

Открыто о создании своей современной военно-морской компоненты президент Туркменистана Г. Бердымухамедов заявил в 2009 году. Тогда были озвучены на самом высоком уровне планы создания военно-морской базы в Туркменбаши (Кисловодске). Закупки вооружений для ВМС производились и ранее. Но общее состояние военно-морских сил Туркменистана оставалось крайне удручающим. После раздела Каспийской флотилии ВМФ СССР в 1992 году туркменским военным морякам достались устаревшие катера, с полным отсутствием инфраструктуры по эксплуатации вооружений и  ремонтной базы. Не говоря о полном  отсутствии национальной системы  подготовки кадров для ВМС.




Первая информация о поставке для Туркменистана ракетного катера типа «Молния» появилась в 2008 году. Тогда для офицеров, мичманов и матросов однотипного ракетного катера  Каспийской флотилии «Ступинец» была поставлена задача отправляться в командировку в Рыбинск, на судостроительный завод «Вымпел», расположенный в Ярославской области. Здесь предполагалось принять от заводских специалистов «Молнию». И, затем,  внутренним водным путем перевести ее по Каспию в Махачкалу. Там предполагалось передать ракетный катер туркменской  стороне.

Информация о предстоящей работе была крайне скудной. Было известно, что ракетный катер вначале предполагалось поставить во Вьетнам. Но по ряду причин сделка не состоялась. Желание приобрести РК, вначале говорилось - на правах аренды, выразил только Туркменистан.  На уровне слухов говорили о том, что ракетный катер будет иметь на вооружении ударный противокорабельный комплекс «Москит» с уникальными боевыми возможностями.

Впрочем, данный противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) не состоит на вооружении и Каспийской флотилии. И обслуживание, хранение данного сложнейшего  в эксплуатации ракетного комплекса в Туркменистане вряд ли станет реальностью в ближайшие десятилетия.   Так, что в лучшем случае данный ракетный катер «Молния» будет оснащен ПКР «Термит». А ряд специалистов и вовсе утверждает, на переходный период в подготовке национальных военно-морских кадров в тактическом отношении катера больше будут представлять обычные патрульные катера. 

В последнее время появилось сообщение о поставке в состав ВМС Туркменистана двух ракетных катеров типа «Молния». Единственное, отмечу один нюанс. Когда 14 ноября 2008 года разговаривал на рейде Астрахани с представителями предприятия, от кого перегоняли на Каспий ракетный катер, они утверждали  следующее. Корабль построен на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске.  Впрочем, не столь важно, неважно, где строились ракетные катера для Туркменистана. Главное – они российской постройки.


14 ноября 2008 года «Молния» на буксире прибыла в Астрахань, где автор и сделал ряд снимков.  Процесс передачи в состав ВМС Туркменистана новых ракетных катеров занял достаточно долгий период времени.  Судите сами. День военно-морских сил стал отмечаться в Туркменистане только с осени 2011 года. Праздник учрежден в честь состоявшегося 9 октября того же года рабочего визита главы государства, президента Гурбангулы Бердымухамедов в одно из воинских формирований, расположенных в пригороде Туркменбаши.

Думаю, сам факт учреждения Дня ВМС Туркменистана всего лишь полгода года сам по себе весьма красноречив.

Сейчас, когда в ряде СМИ прикаспийских государств упорно утверждается тезис о начале гонки военно-морских вооружений на Каспии, необходимо  задать один вопрос – а так ли это на самом деле? Является ли гонкой вооружений передислокация трех ракетных катеров Каспийской флотилии из Астрахани в Дагестан? Где  они по канонам военно-морской тактики смогут реализовать свои боевые возможности, соединившись с ракетным кораблем «Татарстан» в корабельную ударную группу. Причем, сам первенец серии «Гепардов» - «Татарстан», как уже говорилось, достаточно проблемный с точки зрения эксплуатации корабль.


Первым всегда быть сложно. Особенно, когда на рубеже эпох рушилась система военно-промышленного комплекса, которая держала в рабочем состоянии всю сложную цепочку ввода в строй, обслуживания и ремонта наших кораблей, эксплуатации техники. Второй «Гепард», ракетный корабль «Дагестан», фактически, является всего лишь вторым полностью отработанным и доведенным до заданных тактико-технических характеристик крупным российским боевым кораблем в Каспийском море. Фактически, он следует сразу после малого артиллерийского корабля (МАК) типа «Буян», МАК «Астрахань».

Корабельный состав Каспийской флотилии традиционно, со времен еще единого государства, пополнялся по остаточному принципу. Общий физический износ  техники и вооружений здесь явно балансирует на грани требования безопасности в эксплуатации. Всему же есть предел, физический и технический. Когда же в рамках единой программы перевооружения армии и флота России военные моряки на Каспии готовятся получать новые боевые корабли и оружие, делают оптимальным базирование сил, начинаются разговоры о милитаризации Каспия.  Руководство Туркменистана, здраво рассудило - в условиях закрытого моря поставки кораблей и оружия из других, не прикаспийских стран, будут с неизбежностью сталкиваться с техническими и логистическими проблемами, особенно в обслуживании вооружений и техники. Оттого оснащать, вернее, создавать с нуля, ВМС корабельным составом планируют в первую очередь, из России, и, в меньшей степени,  из Ирана. То сразу звучат заявления – Ашгабат начинает бороться за месторождения нефти и газа на каспийском шельфе.

Российский флот на протяжении веков занимал доминирующее положение в регионе. И данное обстоятельство в ряде стран отнюдь не с «прикаспийской пропиской» сейчас начинают сбрасывать со всех счетов. Причина – первая, находится в конкуренции ряда иностранных государств, среди них доминируют Турция, Израиль, США, за рынки вооружений, в том числе военно-морские. Многим фирмам ВПК данных стран наличие опробованных российских проектов кораблей для действий в данном регионе, наличие веками отработанной инфраструктуры строительства кораблей и судов, их обслуживания и ремонта, явно не устраивает. И если нет возможности конкурировать в регионе экономически и технически, остается только поднимать волну информационной кампании по милитаризации Каспия – естественно, со стороны России.

Вторая причина, более перспективная и уходящая в будущее, лежит в начале борьбы очень крупных игроков в мировой политике и экономике за углеводородные запасы каспийского региона. Страны Евросоюза начали проникновение в Центральную Азию со вполне конкретными целями, контроль над нефтью и газом. События в Северной Африке в прошлом и нынешнем году показали серьёзные претензии ЕС на углеводородные ресурсы планеты. США с 1991 года настойчиво проникает в регион с той же  целью. Саудовская Аравия, Катар, династия Саудитов, является непримиримым врагом шиитского Ирана, в симбиозе с ЕС и США не прекращают попытки прибрать к рукам столь лакомый кусок нефтегазового «пирога» Каспия. Такой получается новый Тройственный Союз, новая Триада

Противодействие столь явно проявляемым и небезопасным для России, Казахстана, Ирана, Туркменистана, Азербайджана стремлениям Триады – задача номер один для мира в регионе. Мир позволит вести разработки природных богатств Каспия с максимальной выгодой для прикаспийских стран. Любой конфликт вызовет опробованную на Ираке, Северной Африке, Афганистане, Югославии реакцию нового Тройственного Союза – оккупацию под предлогом миротворческой операции, восстановления демократии. 


Мир на Каспии хранить необходимо как зеницу ока всем странам. Нам, народам Прикаспия, веками жившими бок о бок в мире и согласии, важно продолжить традицию мирного соседства во всем 3 тысячелетии. Тогда всем странам Каспийского моря хватит от него богатства.



   

Комментариев нет:

Отправить комментарий