Ракетные корабли на воздушной подушке (РКВП) типа "Сивуч" сегодня вне всяких сомнений олицетворяют собой символ современного Черноморского флота. "Бора" и "Самум" напротяжении многих лет открывают военно-морской парад в Севастополе на День ВМФ России. На трибунах жители и гости города с нескрываемым интересом и гордостью наблюдают за прохождением кораблей с конфигурацией корпуса словно из фантастических фильмов, в камуфлированном окрасе. Сейчас даже не хочется думать о том, что если бы не совместная борьба за их жизнь многих и многих людей - инженеров, конструкторов, моряков - боевых единиц, олицетворяющих российский флот начала третьего тысячелетия, попросту бы не было.
Ракетоносец с боевыми уникальными возможностями на своем пути до мельчайших деталей повторил все перипетии нашего переломного времени. Первоначально планировалось построить десять кораблей «крылатого» проекта. Но когда уже был приготовлен металл для изготовления третьего корпуса, наступил 1991 год. Судостроительный завод, расположенный в городе на Волге - Зеленодольске, из-за отсутствия финансирования был вынужден прекратить строительство очередного «Сивуча». А судьба «Боры» и «Самума» еще надолго окажется неопределенной. Впрочем, совместными усилиями всех неравнодушных к судьбе новых кораблей удалось преодолеть все препоны на их пути в боевой состав флота. Ныне, боевые катамараны непременные участники всех флотских учений. Во многом благодаря их вкладу в общую «копилку» Призы ВМФ России практически «прописались» в части ракетных катеров.
Ракетный корабль на воздушной подушке пр.1239
Первым ракетным кораблем на воздушной подушке пр.1239 стал РКВП "Бора", заложеный в 1984 г. на заводе в Зеленодольске под Казанью, сданный ВМФ в 1989 г. и после опытной эксплуатации вошедший в 1997 г. в состав сил постоянной готовности Черноморского флота. По ударному потенциалу этому РКВП на ЧФ нет равных.Он является крупнейшим в своем подклассе в практике российского и мирового кораблестроения быстроходным боевым кораблем, использующим гидродинамическую платформу - катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой.
Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран. Два газотурбинных двигателя мощностью по 60 тысяч л.с. позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) - более 40 узлов. Высокая скорость позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, по той же самой причине его не успевает догнать торпеда. Для экономичного хода установлены два дизеля. Мореходность - до 8 баллов
.
Спасение крылатых "Сивучей"
Осенью 1994 года автор, тогда начинающий военный корреспондент, для подготовки очередного материала приехал в штаб 41 бригады ракетных кораблей Черноморского флота. Там и встретился с командиром части капитаном 1 ранга Юрием Костырко. Впоследствии он станет начальником полигона ВМФ России в Феодосии, дослужится до контр-адмирала.
Разговор начинался как обычно, о боевой подготовке его катерников-ракетчиков. Тогда они очередной раз завоевали Приз Военно-Морского флота России по ракетной подготовке. Юридически Черноморский флот хоть и был в совместном подчинении России и Украины. По всем же важнейшим вопросам ЧФ замыкался на Москву. Черноморцы искренне считали себя частью российского флота.
-Другое сейчас беспокоит. - Вдруг поменял тему разговора командир бригады. - Флот может потерять новый и самый современный ракетный корабль, "Бору". В техупре (прим. - техническом управлении флота) считают, что содержание подобного корабля и ввод в строй для флота задача неосуществимая. Денег на ремонт и содержание кораблей и так нет. "Бора" же потребует для своей эксплуатации больших затрат. А ведь еще даже на вооружение его не приняли. Все в стадии заводских испытаний, приема-передачи в боевой состав флота. Но все, отвечаю за свои слова, упирается... в цветные металлы. Что этим хапугам до уникального корабля, фактически, нового тысячелетия. Корпус его сделан из "крылатого", дорогого, сплава. Они, поди, уже деньги от планируемой продажи поделили. Одна надежда, на командующего флотом.
Черноморским флотом в тот период командовал герой Советского Союза адмирал Эдуард Балтин, ныне покойный. Комфлота он был волевой, имел прямой выход на тогдашнее высшее руководство России и Украины. Решение о сохранении и вводе в строй современного ракетоносца принял немедленно, жестко потребовал его выполнения. Деньги при том тотальном дефиците нашлись, буквально по копейкам.
Борьба за корабль будущего началась, она стала экзаменом на настоящий, не показной патриотизм, преданность флоту.
Время ведь было смутное. Из всех щелей, откуда только и взялись, повылазили всякого рода тёмные личности. На "иголки" в Индию продали два вертолетоносца, противолодочные крейсеры "Ленинград" и "Москва". Причем, "Москва" только-только в 1991 году вышла из ремонта, выполнила дальний поход в Средиземное море. Но ценность еще способных послужить Родине кораблей была измерена не в их боевых возможностях, а в долларах за вырученные тонны черного металла. Правда, бюджет от той сделки не получил ни копейки. Средства испарились со счетов фирм однодневок. И разве только "Москва" и "Ленинград" ушли в небытие, прервав последовательность в развитии отечественных вертолетоносцев? Речь шла о десятках и десятках боевых, вполне годных, боевых единиц.
...Сейчас, когда во Франции будут строить для флота "Мистрали", обосновав, причем вполне грамотно, данный проект отсутствием соответствующих технологий в России, нельзя не сказать честно - свои вертолетоносцы мы уничтожили, свои технологии мы не развивали и попросту потеряли на изломе эпох.
Ракетный корабль с необычным корпусом, окрашенный в "камуфляж", где-то с начала 1990 года привлекал всеобщее внимание в севастопольской бухте. О нем было тогда известно немного. Таковы требования секретности. Даже когда первый раз "Бору" поставили в док, то закрыли корпус щитами. И те фотолюбители, которые пытались сделать снимок на память, нарывались на вежливый вопрос людей в штатском, собственно, для какой разведки, работаете, товарищ?
Впрочем, морякам кое-что из общих сведений о данном необычном проекте было известно от представителей промышленности. Разговоры, разговорами. Из слухов, впрочем, полноценный материал для серьезной статьи не склеится.
Первая встреча с командиром "Боры" состоялась в 1995 году. Капитан 2 ранга Николай Гончаров, впоследствии капитан 1 ранга, был немногословен. Корабль, говорил он, вне всякого сомнения уникален.
Фактическая скорость, на которую способен "Сивуч", более 50 узлов в час, нетрудно пересчитать, 90 км/час. Немного забегу вперед, максимальная скорость, испытанная мною на "Боре" - 44 узла. Сознание тогда отказывалось верить происходящему. Берег проносился с непривычной скоростью. От гребней волн, как бы "срезаемых" стремительно несущимся кораблем, приподнятым на воздушной подушке над поверхностью моря, исходил непривычный, тонкий и обновременно шуршащий звук. Но, сразу уточнил командир, на полной скорости РКВП становится неуправляем, подобный скоростной режим целесообразен в момент противоторпедного или противоракетного маневра. Самым запоминающим событием для командира при испытаниях в Феодосии был четырехракетный залп противокорабельными ракетами "Москит" из восьми, состоящих на вооружении. Камуфлированный окрас корабля, не дань моде, а серьезная разработка НИИ. Причем, здесь был учтен опыт Великой Отечественной войны, когда подобный раскрас применяли для эсминцев на Северном флоте. По отечественной программе, аналогичной "Стелз", выполнены конфигурация и материалы корпуса корабля. Скорость такова, что увидеть с воздуха корабль, по свидетельству экипажей самолетов и вертолетов, весьма затруднительно. Облако водяной пыли, при движении на воздушной подушки, сродни объемной постановке дымовой защиты, также снижает вероятность его визуального обнаружения.
С юмором командир вспомнил, как по просьбе военного атташе из одного азиатского государства запустил воздушную подушку возле причала. Мельчайшие частицы воды в избытке оросили белый мундир гостя похлеще муссонного дождя на родине высокоуважаемого гостя.
Командир как гостеприимный хозяин предложил показать свой корабль. Главный командный пост корабля (ГКП) был выполнен в экспериментальном формате. И скорее напоминал кабину не морского, а воздушного ракетоносца. Рулевое устройство было представилось в виде весьма схожем с авиационным штурвалом. Управление всеми корабельными механизмами также осуществлялась централизованно, с применением всех принципов полной автоматизации.
Нечто похожее сейчас можно наблюдать на пассажирских судах на воздушной подушке, курсирующих в австралийских водах. "Сивуч" опередил своих младших "братьев" из других стран минимум на 10-15 лет.
"Бора" являла собой невероятный по насыщенности, сгусток конструкторских, технических достижений. Но реалии середины 90-х прошлого века диктовали ей свои условия борьбы за существование. Изначально, при начале развития проекта, предполагалось формировать на каждом флоте корабельные ударные группы, организационно сведенные в дивизионы. В кадровом отношении это позволило бы готовить и предоставлять перспективу служебного роста для офицеров, сохранять кадру опытных специалистов-мичманов, матросов и старшин-профессионалов. На деле, жаловался командир, только-только его подчиненный - старпом, командир боевой части - становится опытным и знающим свое дело профессионалом, так ему приходит срок уходить на повышение, вполне очевидно, на корабль иного проекта. Где все полученные знания устройства и тактики применения ракетного корабля на воздушной подушке неприменимы.
"Бору" еще называли "кузницей кадров", для бригады, флота, но отнюдь не для своего проекта. И каждые два-три года для командира все приходилось начинать вновь. С кандидатами на должность командира электромеханической боевой части (БЧ-5), механика, вообще долгое время все складывалось не совсем удачно. Ни один выпускник высшего военно-морского училища, впоследствии переименованных в военно-морские институты, не имел достаточной базовой подготовки для полноценного выполнения своих обязанностей на "Сивучах".
Одновременно, служба на современном корабле в кадровом отношении воспринималась престижной и перспективной для дальнейшего карьерного роста. Оттого на должность командира БЧ-5 назначались малоподготовленные, подчас, офицеры, с влиятельными связями. Один такой карьерист не разобрался с аппаратурой нефизической защиты корпуса корабля, выполненного не из обычной, корабельной стали, а из сверхлегкого, скорее авиационного, сплава. Как результат, в корпусе появились отверстия, иначе называемые свищи, причем, не один десяток. Пришлось ставить до срока корабль в док, приглашать специалистов по аргонной сварке, платить немалые деньги.
Капитан 1 ранга Гончаров тогда принял нестандартное решение. Вся сложная механическая составляющая в середине 90-х держалась на мичмане Викторе Леонидове, он пришел на корабль еще на испытаниях в Феодосии. Знал и понимал технику Виктор на высоком уровне. Талант, другого слова здесь и не подобрать. Гончаров предложил ему поступить заочно в один из технических вузов Севастополя. По окончании ему присвоили первичное офицерское звание лейтенанта и назначили механиком корабля. Многие проблемы эксплуатации современного корабля из категории пресловутого "человеческого фактора" буквально улетучились.
Недавно на одном из севастопольских форумов прочитал, мол газотурбинная установка на "Боре" очень хорошая, практически никогда не выходила из строя. Оттого РКВП "никогда не приводили на буксире в севастопольскую бухту". Патриотизм и любовь к флоту севастопольцев нет необходимости комментировать. Крылатый "Сивуч" любим на берегах белокаменного города русской славы с украинским "гражданством". Есть же такое выражение у флотских механиков: "Корабль прошел 90-е". И оно значит, необходимого технического обслуживания и ремонта тогда не получил, продержавшись лишь на энтузиазме своих экипажей. Необходимый и возможный только в заводских услових ремонт требовали проводить "силами экипажа".
Как требовать качественного ремонта от молодого офицера, мичмана или матроса-срочника, пусть старательного, но не владеющего специальными знаниями? Ведь задача экипажа состоит в грамотной эксплуатации корабля, а не в его ремонте на заводском уровне. Кстати, именно так и обстоит дело на натовских флотах, в том числе и ВМС Турции, где с корабля на время ремонта уходит экипаж. А сам корабль полностью передается заводу для производства необходимых работ.
Поломки, выходы из строя материальной части на "Боре" происходили постоянно. Наиболее мне запомнился, как при выходе в море корабля с первым заместителем министра обороны России, с командующим Черноморским флотом и множеством чинов пониже рангом, на борту, на траверзе Качи был потерян ход. Хорошо, что первый зам министра был сухопутчик в звании генерал-полковника и толком так ничего и не понял.
Так, через тернии, к звездам, лежал путь крылатого "Сивуча" в его долгой корабельной жизни морского защитника России.
Валерьян Корольков
Первая встреча с главным конструктором проекта "Сивуч" состоялась весной 1997 года.
Главный конструктор санкт-петербургского ЦМКБ Валерьян Иванович Корольков, на Черноморском флоте самый известный представитель «Алмаза». Много лет назад его творческая жизнь неразрывно соединилась с крылатыми «Сивучами» - ракетными кораблями на воздушной подушке «Бора» и «Самум».
Федеральное государственное унитарное предприятие Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» в Санкт-Петербурге известно во всем мире. Но, что вполне закономерно, особую благодарность к его инженерам-конструкторам испытывают в отечественном флоте. Ведь все самые скоростные проекты боевых единиц, коими Россия обладает на море – ракетные «Молнии», корабли на воздушной подушке типа «Сивуч», «Зубр» - задумывалось в «алмазной» тиши.
Весной 1997 года РКВП "Бора" впервые принял участие в сбор-походе кораблей Черноморского флота. И "первый блин" был по всем правилам "военно-кулинарного" искусства. Ракетная стрельба противокорабельным ударным комплексом "Москит" выполнялась с новым тактическим приемом, в воздухе ракета выполнила "доворот", поразила цель. Как результат, осенью командующий Черноморским флотом вручил "борянам" первый в их истории, но далеко не крайний, Приз ВМФ России.
Главный конструктор, человек выдержанный, интеллигентный, спортивного вида, в молодости чемпион по самбо, был емок в своих словах. Первый успех, ввод в боевой состав флота первого ракетного корабля на воздушной подушке ему весьма приятен. Но...
-В наше время конструктор обязан быть бойцом. Доводить дело до финишной ленточки. - Произнес он в самом начале нашего разговора. - Там, на Балтике, у причала стоит "Самум", фактически его корпус, без "начинки". По международным соглашениям с прибалтийскими государствами, кстати, он даже не может выполнить ракетную стрельбу "Москитами". На Черном же море для России необходим дуэт из "Сивучей". Легче будет во всех отношениях, и с ремонтом, и кадровым ростом.
Когда через пять лет на одном с "Борой" причале появился второй ракетоносец, "Самум", слова - "конструктор в наше время должен быть прежде всего бойцом" - были первыми, которые пришли на ум.
Экипаж на "Самума" оказался не меньшим патриотом своего корабля, нежели "Бора". При переходе по шлюзам через Волго-Донский канал, зазор от борта корабля до их гранитных стен составлял несколько десятков сантиметров. Матросы становились вдоль бортов и руками отталкивались от стен, сохраняя корпус от повреждений.
Одновременно с появлением в Севастополе "Самума", в бухту вошли корабли Черноморской фоенно-морской группы оперативного взаимодействия. С турецкого корабля, едва он ошвартовался, буквально слетел офицер Блистательной Порты с фотоаппаратом. Потом, в интернете прочитал высказвание одного из турецких адмиралов, дескать с появлением на Черном море у русских "Сивучей" можно расценивать как их, то есть нашу технологическую победу.
Репортаж из района учений
Для понимания, как проходит боевая жизнь ракетного корабля на воздушной подушке, хотел бы предложить читателю один из своих репортажей с выхода в море на учения "Боры".
"Предутренние сумерки только-только начали вытеснять звездную ночь, как над причалом дивизиона ракетных кораблей зазвучали команды по трансляции, в шум работающих двигателей вплелись звонки тревоги. Ранним утром, когда город, освещенный ночными фонарями, еще спит и редко промелькнет по дороге огонек проезжающего автомобиля, ударные силы флота выходят на главный экзамен года, на ракетную стрельбу. На РКВП «Бора» развевается флаг командующего Черноморским флотом.
Рассвет ракетоносцы встречают в открытом море.
Стихия вновь показывает свой характер. Здесь, ближе к северо-западной части полуострова, задувает ветер, весьма ощутима качка. Но характер моряка проявляется именно в таких ситуациях, иначе не воспитываются те его качества, крои еще именуют морской выносливостью. Старший рулевой старший матрос Дмитрий Мирошниченко умело подгадывает под волну, держит наиболее удачно курс. Сам он родом из Новороссийска и весьма искушен в капризах местной «достопримечательности» - боры.
На самом видном месте кают-компании «Боры» находится подарок председателя Государственной Думы России, точная копия нательного креста адмирала Павла Степановича Нахимова. Иногда возникает даже чувство, что небесные покровители нашего Отечества помнят и ведут своей необъяснимой силой корабли, символизирующие будущее нашего флота.
Командир ракетно-артиллерийской боевой части корабля капитан 3 ранга Александр Рогов уверен в своих подчиненных. Комбат старший лейтенант Алексей Юрков сделал все возможное для подготовки своей аппаратуры. Старший мичман Игорь Мартынов обладает достаточным опытом, ответственен. Старшина команды операторов крылатых ракет мичман Роман Фомин производит последние проверки. Впрочем, на ракетоносце все прекрасно понимают важность боевого упражнения. Ракетчики старшина 2 статьи Роман Петров, матрос Денис Масасин сейчас на своих боевых постах завершают последние приготовления к предстоящей «симфонии» корабельных ударных групп. Большая помощь корабельным ракетчикам была оказана представителем одной из береговых частей капитаном 3 ранга Сергеем Федорченко, настоящим мастером своего дела. Примечательно, что на «Боре» находятся для учебы моряки с не участвующих в учениях кораблей. Успешно стажируется в условиях морских учений матрос Дмитрий Казаков с МРК «Штиль».
На сигнальном мостике напряженно вглядываются в залитую ярким весенним солнцем главный старшина Андрей Хвостов. Технический прогресс, казалось, нивелировал настоящую моряцкую специальность сигнальщика. Но опыт современного плавания свидетельствует об обратном. Верный морской глазомер визуального наблюдателя не заменит никакая даже самая совершенная техника.
Вместе с командующим Черноморским флотом на ходовом мостике находятся старшие офицеры штаба и управлений ЧФ. Но их опыт не заменит собственной выучки экипажа. Сейчас вырабатываются свои навыки, совершенствуются собственные знания моряков «Боры».
Навигаторы крылатого «Сивуча» работают в море наравне со всем экипажем. На них возлагается задачи по расчетам безопасных и наиболее оптимальных курсов. Возможно, командир первой боевой части корабля старший лейтенант Роман Костырко (прим. - сын контр-адмирала Ю. Костырко) в силу молодости еще не обладает большим опытом, во многом его училищные знания необходимо отрабатывать на практике. Но в молодом офицере есть главное, старание и стремление добиться результатов в морской службе, желание совершенствоваться. В конечном успехе всего экипажа есть и весомая часть его труда. Старший электрик штурманский старшина 2 статьи Сергей Гвоздев сделал все зависящее от него для бесперебойной работы оборудования, успешно выполнял обязанности на ходовой вахте.
Наступает самый ответственный момент. Год напряженного труда целого экипажа концентрируется в нескольких минутах перед выполнением боевых стрельб. Ракетный удар точен, средства объективного контроля фиксируют попадание "Москитов", которые подобно реактивным молниям поражают цель.
Победитель
Сбор-поход кораблей и сил Черноморского флота вступает в завершающую фазу. Первые итоги уже видны воочию по ракетным атакам, выполненным учениям и тренировкам. Еще только предстоит обработать полученные данные, подготовив документы на соискание основного свидетельства успеха – Приза ВМФ России по ракетной подготовке. Главный же результат достигнут. Корабли и моряки готовы выполнять все поставленные задачи в реальных условиях.
Ракетный дуэт, если говорить тактически точно - корабельная ударная группа в составе РКВП "Бора" и "Самум", возвращается после выполнения ракетной стрельбы на Приз ВМФ России в родную базу. Главный конструктор сейчас находится один в каюте, отдыхает после напряжения последних лет. Дело всей его жизни состоялось. Ударные корабли проекта "Сивуч" доказали свою уникальность, его идеи стали общепризнанными в мире, по данному пути пошло современное кораблестроение. И не в России, а в Японии, Израиле, США, а теперь и в Китае, переснимают наше ноу-хау. Валерьян Иванович, впрочем, отдыхает недолго, выходит в коридор, просит вестового пригласить корреспондента. Обещал, ведь. Мы располагаемся в каюте корабля, им созданного, начинаем разговор на те же темы, что и десять с лишним лет назад.
-Валерьян Иванович, насколько сама по себе ценна плодотворная идея в конструкторском творчестве?
-Вообще-то, как известно «вначале было Слово». Откуда профессор Новочеркасского института в 1940 году мог предполагать, что его идея вездехода на воздушной подушке, предназначенного для преодоления болотистых местностей, станет востребована через десятилетия, при создании принципиально новых кораблей катамаранного типа, тех же «Зубров», «Сивучей». Сейчас, как вы знаете, у нас, в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе «Северная верфь» начинаются государственные испытаний первого корвета типа «Стерегущий» (прим. автора - корвет "Стерегущий" в настоящее время уже входит в боевой состав флота). Именно при его создании была опробованы российские технологии «невидимости», более известные как «Стелс». Прежде всего, конфигурация корпуса и надстроек создана таким образом, что эффективная отражающая поверхность сводится к наименьшему значению. Как видно даже невооруженным взглядом нечто подобное применялось и при строительстве «Сивучей», спроектированных еще в конце 70-х, начале 80-х годов прошлого века. Но мировое военное судостроение, понятно, проделало за те десятилетия огромный путь. Французы при строительстве своих новых корветов применили технологию покрытия металла надстроек полимерами. После чего довольно большой по водоизмещению надводный корабль стал на экранах радиолокаторов похож по размерам на небольшой катер или базовый тральщик.
В начале 21 столетия оказалась вполне востребована и современна идея применения пластмасс в судостроении, которая появилась еще более полувека назад. Ведь до недавних пор в составе ВМС независимого Туркменистана находился тральщик, построенный в год первого полета человека в космос, корпус которого выполнен из полимерных материалов. За сорок пять лет эксплуатации в условиях повышенной солености воды каких-либо серьезных проблем с его корпусом не возникло.
Опыт работы с полимерами весьма пригодился при строительстве современных российских корветов. Понятно, пришлось применять новейшие технологии. Но одно дело начинать с «абсолютного нуля», другое – совершенствовать уже реально действующую производственную базу.
-Как сегодня складывается жизнь Центрального конструкторского бюро, над какими новыми проектами работаете, какие сюрпризы готовите военным морякам?
-Относительно многих предприятий и КБ военно-промышленного комплекса «Алмаз» находится в достаточно неплохих условиях. Мы были третьими в стране, кто начал участвовать во внешнеэкономической работе по продаже лицензий на строительство кораблей по нашим проектам. Сегодня на индийских заводах в Бомбее и Гоа осуществляется модернизация на лицензионной основе экспортного варианта известной «Молнии». Во Вьетнаме также строятся по лицензии катера наших проектов. В Кронштадте прошли ремонт и модернизацию ракетные катера, переданные еще в советские времена в состав ВМС Алжира. По договорам, определенный процент от сделок получают и разработчики технической документации, конструкторские бюро. Определенная финансовая самостоятельность дает ЦМКБ возможность направлять средства в собственных интересах, на исследовательские работы.
Интерес в мире к нашим разработкам есть и немалый. Десантные корабли на воздушной подушке «Зубр» закупили ВМС Греции. ДКВП типа «Мурена» недавно отправился в Южную Корею. Недавно американцы попытались приобрести через Египет наши «Молнии» с боекомплектом современных ракет типа «Москит». Сделка по вполне понятным причинам не состоялась. Военных моряков США весьма интересовало, как ведет себя боеголовка «Солнечного ожога» на последнем этапе своего сверхзвукового полета.
-Иными словами, несмотря на все заявления о мире и партнерских отношениях между Россией и США, за океаном весьма интересуются возможностями нашего оружия…
-Как вам известно, в правительственных кругах США воспринята система тех взглядов на будущее строительство вооруженных сил, согласно которым стратегическое оружие не обязательно может быть и ядерным. В войнах очередного, шестого поколения, точечные удары по жизненно важным объектам, по мнению американцев, способны при минимальных потерях достичь победы. Оттого в ближайшей перспективе Пентагон планирует иметь в полной боевой готовности под своим началом 30 тысяч «Томагавков» отнюдь не «миротворческого» назначения. Значительная их часть будет морского базирования.
Соответственно, американцами принята долгосрочная концепция «Морская сила 21 века». Они не без оснований исходят из того, что в Мировом океане ВМС США не в состоянии противостоять никакой другой флот. Здесь – полное господство за их большими кораблями – авианосцами, крейсерами. Но для обеспечения экспедиционных операций необходимы быстроходные малые боевые корабли, непосредственно взаимодействующие с десантом, расширяющие так называемую зону боя. Соответственно, проявила себя определенная диспропорция в развитии ВМС.
Сейчас на пять направлений программы разработки проектов подобных боевых единиц выделено полмиллиарда долларов. Вполне понятно, что ныне с особенно пристальным вниманием изучается тактика действий, вооружение, боевые возможности относительно небольших по водоизмещению кораблей разных стран. Ведь в любом случае наш опыт или тех же французов может быть полезен и для американцев. Среди одной из перспективных разработок в США значится создание корабля-платформы на воздушной подушке.
-Иными словами, разрабатывается американский вариант нашей «Боры»?
-Не совсем. Схожими путями мы и американцы в создании судов с новыми принципами динамического поддержания шли с 70-х годов. Но отчего-то катамаран на воздушной подушке фирмы «
Bell Aircraft» тогда не «приглянулся» высокопоставленным чиновникам военно-морского ведомства. Идея воплотилась на тот момент лишь в трех маломерных катерах береговой охраны, предназначенных пресекать незаконные перевозки наркотиков в Мексиканском заливе. Насколько я знаю, они уже выслужили свой срок, отправлены на слом.
В новых условиях старая идея оказалась вполне востребована. Вполне возможно, через какой-то период времени в составе ВМС США появится корабль на воздушной подушке катамаранного типа. Но, насколько владею информацией, за океаном разрабатываются и проекты экранопланов.
В любом случае, первейшая в мире по военно-морскому потенциалу страна внимательно изучает все существующие кораблестроительные тенденции на планете.
-Какие перспектива строительства у флота России?
-Вопрос, прежде всего, в экономических возможностях государства и общей политики в военной области государства. Россия не планирует в ближайшие годы обладать новыми крупными боевыми кораблями. Сейчас речь идет о вводе в боевой состав ВМФ корветов и фрегатов для ближней морской зоны. Но их необходимо строить с технологическим учетом существующей концепции войны шестого поколения, с применением самых современных материалов, разрабатывать достойные образцы высокоточного оружия. Начало со спуском на воду корвета «Стерегущий», думаю, уже положено. Вместе с тем аппаратура и техника будущих боевых единиц должна быть наиболее проста в эксплуатации и обслуживании, ее следует приспосабливать под средний уровень способностей и образования моряков. Ведь среди матросов и старшин весьма мал процент выпускников вузов и техникумов. А перевод на службу по контракту сам по себе не поднимет образовательный уровень экипажей.
-Непосредственно, над чем вы сейчас трудитесь?
-От военно-морского флота в наш ЦМКБ поступило ряд заявок для выполнения работ с целью продления сроков эксплуатации кораблей. За два года мне довелось побывать на всех четырех флотах и Каспийской флотилии. Везде я сталкивался с пониманием важности своего труда, с желанием выходить в море. На Севере, на морских тральщиках, разговор касался одной темы – как конструктивно продлить срок службы. Ведь МТЩ выполняют важные задачи, в том числе, и по обеспечению атомных подводных лодок, гаранта безопасности Отечества. Уныния и упадка воинского духа я не почувствовал ни на одном из флотов. Характер русского моряка везде одинаково силен.
Приходит время уже переходить от слов к делу. Главная цель, сохранить корабли, достигнута. Пора начинать строить флот – уже шестого, если брать принятое в мире определение, поколения для предстоящих задач в будущем.
...Ближе к вечеру мы проходили южный берег Крыма, в уходящих лучах солнца над морем нависли величественные горы. Валерьян Иванович Корольков взял свою неизменную видеокамеру и начал снимать закат над морем. Конструктор-победитель, человек, определивший путь развития флота, чьей волей и мыслью был создан корабль 21 века, вел себя как обычный турист в Крыму.
Александр Кудрявцев
Фото из архива автора
Для справки
Биография В. И. Королькова.
Род. 22.VI.1935 г. в г. Куйбышеве (ныне г. Самара). Окончил Ленинградский кораблестроительный институт (1959), Академию народного хозяйства при СМ СССР (1981). Техник-конструктор, ст. инженер-конструктор ЦКБ-19 (1959-1962). Инженер-конструктор 1 категории - главный инженер ПКБ Западного конструкторского бюро (1962-1979). Начальник и главный конструктор ЦМКБ "Алмаз" - зам. генерального директора Производственного объединения "Алмаз" Центрального морского конструкторского бюро "Алмаз" Производственного объединения "Алмаз" (1981-1989). Главный конструктор проектов Центального морского конструкторского бюро "Алмаз" (ныне Государственного унитарного предприятия "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз", с 1989 г.). Участвовал в проектировании, организации строительства, испытаний и сдачи на Дальнем Востоке минно-тральных кораблей проекта 257, 257ДМ; в проектировании, испытаниях и сдаче на экспорт минно-тральных кораблей проекта 257ДМЭ (1959-1969). Руководил проектированием большого противоминного корабля проекта 923 с авиационным вооружением (1969-1971); проектированием и организацией работ в Западном проектно-конструкторском бюро по номенклатуре ответственности главного инженера (1971-1979). Обеспечил проведение испытания и сдачи инозаказчику первых четырех минно-тральных кораблей проекта 266МЭ (1971-1979). Руководил организацией работ и проектированием по всей номенклатуре ответственности начальника и главного конструктора (1981-1989); освоением системы автоматизированного проектирования в ЦМКБ "Алмаз"; организацией работ, формулированием основных положений и обеспечением выполнения (вперые в СССР и судостроительной промышленности) обязательств государства по оказанию технического содействия на лицензионной основе Республике Индия в строительстве ракетных кораблей проекта 1241РЭ; организацией работ по проектированию, испытаниям и сдаче ВМФ ракетных катеров с опытными комплексами ударного ракетного и зенитного ракетного оружия "Москит" и "Корти
к" - первых и самых крупных в мире, корабля на воздушной подушке амфибийного типа "Зубр" и ракетного корабля на воздушной подушке типа "Сивуч". Руководил испытаниями и сдачей ВМФ опытного корабля на воздушной подушке "Бора"; обеспечением проведения опытной эксплуатации корабля "Бора", введением его в состав сил постоянной готовности (с 1989 г.); строительством, испытаниями и сдачей ВМФ головного корабля на воздушной подушке "Самум"; проектированием и обеспечением строительства модулей автомобильной газонаполнительной компрессорной станции АГНКС-МБКИ-125/250 по техническому заданию ОАО "Киров-Энергомаш".
ТТД
ракетного корабля на воздушной подушке "Бора", аналогично "Самум":
Водоизмещение: 1050 т. Размеры: длина - 65,6 м, ширина - 17,2 м, осадка - 3,3 м (>1 м при работе нагнетателей) Скорость хода максимальная: 55 узлов Дальность плавания: 2500 миль при 12 узлах, 800 миль при 45 узлах Силовая установка: 2 ГТУ М10-1 36000 л.с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках), два дизеля М-511А 20000 л.с.( на 2 винта), два дизеля М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы) Вооружение: 2х4 пусковые установки ПКР "Москит" (8 ракет 3М80), 1x2 ПУ ЗРК "Оса-М" (20 ракет), 1 76-мм артустановка АК-176, 2x6 30-мм артустановки АК-630 Экипаж: 68 чел.