Разговор с начальником
кафедры ВМС Военно-морского института Министерства Обороны Казахстана (он
находится в Актау, ранее город назывался Шевченко) капитаном 3 ранга Константином
Маловым, он состоялся в сентябре 2008 года, носитлоткровенный характер. Начальник кафедры буквально в прошлом году
стал обладателем диплома об окончании Военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова
в Санкт-Петербурге. Первое впечатление от всего увиденного в институте: здесь
явно присутствует симбиоз различных военно-морских культур, оказался наиболее
верным. В отделанном по-современному холле, кстати, на американские средства
полученные в качестве помощи на развитие учебной базы,
расположен музей одного из самых
молодых флотов на Каспии. Среди экспонатов замечаю натовского образца кепи со знакомой надписью «T. C. G. Fatih».
-Уж не капитан 2 ранга
Мустафа Коч вам ее подарил для музея, - задаю вопрос.
Мои собеседники немного
удивлены. Мол, откуда, мне известно имя командира турецкого фрегата типа
«МЕКО-200», одного из самых современных в ВМС Блистательной Порты. Все просто, отвечаю. Несколько раз принимал
участие в активациях Черноморской военно-морской группы оперативного
взаимодействия. Кроме «Фатиха» побывал на фрегатах ВМС Турции «Явуз»,
«Йлдырым», подводной лодке проекта 209 «Первезе». Дважды заходил вместе с
экипажами БДК «Цезарь Куников» и «Ямал» в турецкую военно-морскую базу Эрегли. О
командире «Йылдрыма» капитане 2 ранга Мурате Деде даже написал очерк, он был
опубликован в «Красной Звезде» ровно три года назад. А в моем кабинете до сих пор на самом почетном
месте находятся памятные тарелки с
символикой фрегата «Йылдырым» и города «Клубничных полей», так на русском языке
звучит название города Эрегли.
Первый пример подобного
симбиоза российского и западного военно-морского искусств увидел на кафедре
устройства и живучести корабля. Здесь, выполненном на русском языке стенде
дается в разрезе схема фрегата типа «МЕКО-200», разработанного, на рубеже 70-80
годов прошлого века в ФРГ. Кстати,
офицер-преподаватель так же получил образование в военно-морской академии в
Стамбуле. Причем, по словам капитана 3 ранга Малова, его подчиненные как то даже немного поспорили.
Капитан-лейтенант Нуржан Рамазанов, выпускник стамбульской ВМА, считал, что
размерения необходимо давать в ярдах, как его учили на западный
манер. Но, капитан-лейтенант Ислам Жалпанов, сейчас он на должности начальника
учебного отдела, возражал: их необходимо давать в милях, более
привычных для российской военно-морской школы. Победила его точка
зрения. Ведь военно-морская организация
здесь, в Казахстане, ничем не отличается от
любой другой. Аргумент, «читайте руководящие документы, там все
написано», оказался столь же убедителен, как и в любом другом флоте.
Впрочем, подавляющее
большинство офицеров, в том числе и молодых, являются выпускниками советских, российских
военных учебных заведений. Так капитан-лейтенант Данияр Хайрушев, сейчас он
исполняет обязанности начальника штаба дивизиона катеров, учился вместе с одним
из молодых офицеров ракетного корабля «Татарстан».
Отдельной страницей
проходит сотрудничество с военными моряками Южной Кореи. В апреле 2007 года с
Тихого океана, из Военно-морской база в Пусане были переведены три
артиллерийских катера южнокорейского производства – АК «Шапшан», «Батыл»,
«Ожет». Причем, если до турецкой военно-морской базы Пендик в Босфоре корейская
сторона доставила катера своими силами, то дальше переход осуществляли сами
казахстанцы. Через Эрегли и Синоп (Турция), Керчь (Украина), наш Азов,
Волго-Донским каналом, далее – через Астрахань и уже Волго-Каспийским каналом (ВКК), катера
пришли в назначенную базу в Баутине, она находится невдалеке от Актау.
Более десяти лет назад,
подобная попытка осуществить переход полученных от НАТО катеров привела к
затоплению катеров при выходе из устья Волги. Уровень подготовки казахстанских
экипажей при переходе явно не соответствовал той категории сложности. Каспий
ведь обладает очень суровым нравом. И пословица – «Тот настоящий моряк, кто
прошел экватор и Каспийское море», в полной мере соответствует действительности.
На сей раз все прежние
ошибки были учтены. Командир перехода – капитан 1 ранга Сириккали Бимурзаев,
выпускник Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища имени В.
Ленина, начальник походного штаба капитан 2 ранга Булат Сарсенбаев, он закончил
Черноморское ВВМУ им. П. С. Нахимова, с подчиненными справились со сложнейшей
задачей. Причем, сами казахстанские военные моряки с огромным уважением
отзываются о мичмане Владимире Цуканове, в недалеком прошлом тихоокеанце, который
сумел сделать очень много для успешного
перехода.
В качестве образцов
корабельного артиллерийского вооружения на кафедре используют артиллерийские
установки «Бофорт» и «Эрликон», соответственно, шведского и швейцарского
производства. В свое время они были установлены на одном из артиллерийских
катеров, переданных в ВМС Казахстана по программе сотрудничества с НАТО. Образцы костюмов для досмотровых партий так же
турецкого производства. Один из них, «REDMEN», выполненный из легкого полимерного
материала красного цвета сразу привлек мое внимание. Его преимущества очевидны.
С одной стороны, он жесткий, выполнен в форме панциря, чем достигается
дополнительная защита для человека. При этом «красный человек» весьма подвижен.
Похоже, начкафедры весьма
сведущ, причем, не понаслышке, в организации иностранных флотов. Так он
замечает, что в Анаполисе, в
военно-морской академии ВМС США для названия кадетских подразделений не
используются слова «взвод, класс, рота, батальон». А кадеты стоят в строю, разделенные под
табличками с названиями наиболее славных кораблей – «Миссури», «Айова». Заряд
патриотизма у них закладывается изначально.
Лейтенант, вчерашний выпускник вуза, не корабельного
звена, получает где-то в районе 650 долларов (прим. - речь идет об осени 2008 года). Довольно успешно действует
программа жилищного строительства. Но одновременно при наличии в составе ВМС
батальона морской пехоты одновременно нет сколько-нибудь серьезных десантных высадочных
средств. Оттого на вопрос российских
моряков, когда же, собственно, вы, друзья и соседи по Каспию, пожалуете к нам
на боевых кораблях, они скромно улыбаются – мол, скоро. А пока, подобный визит
даже с технической точки зрения весьма затруднителен.
Впрочем, особого
преклонения перед западной военно-морской наукой среди казахстанских моряков, не
заметил. Скорее речь идет об уважении к традициям и достижениям в строительстве
отечественных флотов в других странах.
После того, как посмотрел
аудитории, пообщался с курсантами и офицерами, рассказал о встрече наших
моряков с одним индийским адмиралом, во время дальнего похода в Индийский
океан. Тот произнес одну фразу, которая
вызвала восхищение у российских моряков: «Если корабли еще возможно купить за
деньги, то флот - никогда».
-Точней не скажешь. - Примерно такова была реакция, услышанная мною
от военных моряков Казахстана, от капитанов 1 ранга до курсантов.
Строительство военно-морских
сил Казахстана происходит в отнюдь не простых условиях. Необходимо понимать, страна расположена на
огромных территориях в Центральной Азии. Похоже, данное обстоятельство во
многом и определяет сухопутное мышление государственной элиты. Если темпам развития морской торговой,
гражданской, инфраструктуры на
казахстанском берегу Каспия стоит только позавидовать, то ВМС находятся далеко
не в приоритетном направлении военного строительства.
Судите сами по фактам.
Грузооборот порта Актау приближается к 10 миллионам в год. Инфраструктура его
отвечает мировым стандартам, создана уже в 21 веке на кредитные средства
Европейского банка реконструкции и развития. Для решения задач защиты
территориальных вод, охраны
биологических ресурсов создана дивизия морских пограничных частей, ею командует
контр-адмирал Кенжемерген Абикеев. Но в морской доктрине, если так возможно
выразиться, четко определенного места ВМС пока, по мнению самих казахстанских военных
моряков, не находится.
Речь здесь не идет о
какой-либо нехватке средств. Наш сосед по Каспию сегодня, в чем мы убедились
воочию, страна с динамично развивающейся многоплановой экономикой, высокотехнологичным производством,
металлургической и добывающей промышленностью, мощным сельским хозяйством. В
том же Актау, нефтедобывающей и морской столице Западного Казахстана, зарплата
в 1000 долларов считается весьма умеренной для портовиков, гражданских моряков
и нефтяников. Об уровне социальной защищенности военнослужащих судите сами по
следующим показателям.
Здесь несложно найти
некоторые аналогии с нашим собственным Отечеством. Сколько раз в России,
морской, океанской стране разгорались жаркие дебаты, а какой, собственно, нам
необходим флот, малотоннажный, вспомогательный к сухопутным войскам, способный
лишь к обороне побережья. Или, полностью сбалансированный ВМФ, с прицелом в
дальнюю морскую зону, уверенно решающий задачи в любой точке Мирового Океана.
Сегодня к руководству ВМС
Казахстана пришли искренние патриоты флота. Тот же командующий региональным
командованием «Запад» контр-адмирал Ратмир Комратов, в первую очередь исполняющий
обязанности Главнокомандующего казахстанских ВМС капитан 1 ранга Аблай Лекеров
и другие, вполне резонно ставят вопрос, об особой необходимости для безопасности государства создание
полноценного морского щита.
В данной связи создание
военно-морского института рассматривается как одно
из необходимых условий в формировании собственных взглядов на
военно-морское искусство, основанной на не заимствованной системе подготовке
национальных кадров. Согласитесь,
ситуация, когда в одних ВМС служат представители совершенно разных
военно-морских школ, довольно абсурдна. Ведь
хрестоматийный пример, когда на заре российского флота государь Петр 1 лишь на
первом этапе отправлял на учебу в Голландию будущих навигаторов и капитанов.
Почти одновременно с появлением первых русских военных кораблей в Москве была
образована Навигацкая школа, прообраз будущего Морского кадетского корпуса.
Флот любой страны
составляют в первую очередь люди.
Военно-морской институт ВС
Казахстана переживает весьма непростой период своего становления в своей
небольшой истории. Ему ведь лишь недавно исполнилось восемь лет. Состоялся лишь
первый выпуск офицеров, он составил всего шесть офицеров. «Лучше меньше, да
лучше», приводят здесь слова мало цитируемого ныне классика. И еще добавляют, отсев составил в полтора
раза больше, чем собственно выпуск. Учиться и служить в институте
непросто. Но ребята дорожат своим
выбором в пользу морской службы. Есть свои знаменитости – братья-близнецы курсанты
Аскар и Мурат Баймухановы, преподаватели
высоко отзываются о способном ученике, старшине 2 статьи Ерболате Калишеве.
Словом, здесь, на берегах
полуострова Мангышлак, все только начинается.