ВМС Румынии для российских моряков в силу определенных обстоятельств с начала 90-х годов прошлого века превратились в «неизвестный» флот. Хотя до тех же портов Констанца или Мангалия от Севастополя меньше суток перехода. В нынешнем году командование Черноморской военно-морской группой оперативного взаимодействия принял старший офицер румынских ВМС, капитан 1 ранга Александру Мыршу. И вполне понятно, отчего во время его интервью корреспонденту в конечном пункте первого, летнего, этапа учений ЧВМГ речь шла не только о совместной работе кораблей эскадры «Общего моря». А речь заходила и о перспективах развития военного флота нашего ближайшего соседа по Причерноморью, о возможностях сотрудничества и взаимных связях российских и румынских моряков. Интервью с командующим Черноморской военно-морской группы пятой активации состоялось летом 2005 года.
Капитан 1 ранга А. Мыршу родился 17 июня 1962 года в Констанце. В 1984 году стал обладателем диплома об окончании военно-морской академии. В послужном списке – исполнение должностей дивизионного специалиста противолодочного вооружения, начальника штаба и заместителя командира дивизиона. Образовательный уровень весьма высок. Помимо нескольких офицерских классов, в конце 90-х годов закончил высшую военную академию в Бухаресте.
Если провести параллель с офицерским составом эпохи Варшавского договора, то Александр Мыршу являет собой характерный образец военного руководителя переходного периода. Начиная с 2000 года он прошел поэтапно серьезную подготовку по стандартам Северо-Атлантического союза. На лингвистическом семинаре в американском Ньюпорте в 2000 году, в Канаде, на ежденародных ориентационных курсах штабных офицеров в голландском Делфте, в командном коллеже в Ватчфилде, Великобритания, его знания и само мировоззрение формировались в полном соответствии с западными военными стандартами. Нынешняя должность, которую занимает с декабря 2004 года капитан 1 ранга А. Мыршу, возможно перевести как начальник оперативного управления штаба ВМС Румынии. Летом 2005 года мне довелось интервьюировать командующего ЧВМГ, представителя ВМС Румынии. Переводчиком тогда выступил старший лейтенант Никола Георгиев, ВМС Болгарии.
-Господин капитан 1 ранга, нынешнее развертывание кораблей Причерноморья проходит уже в пятый раз. Скептики в разных странах предрекали окончание каких либо совместных действий военно-морской группы едва ли не с самого начала. Насколько идея «BLFCKSEAFOR» оказалась жизнеспособной? И в чем его объединяющая сила?
-Действительно, под флагом румынской стороны корабли военно-морских сил собираются уже в пятый раз. Если до прошлого года мы однократно развертывались и участвовали в совместных тренировках и учениях в море в течении примерно месяца. То с 2004 года ситуация изменилась. Активации разделились на два этапа – летний и весенний. Сегодня под флагом ЧВМГ собралось пять кораблей, 713 офицеров, петти-офицеров (мичманов), матросов. Нами в едином ордере пройдено 1590 морских миль. «BLFCKSEAFOR» совершил заходы в Констанцу, Варну, Эрегли. Поочередно над нашими кораблями поднимались флаги стран визитов – Румынии, Болгарии, Турции. Всего же с 2001 года в состав ЧВМГ направлялось более тридцати кораблей, причерноморцами в полной мере себя могут называть около четырех тысяч военных моряков шести стран. У нас, в Румынии есть корабль – ветеран ЧВМГ, корвет «Адмирал Хорио Мачеллариу». Для украинского «Славутича» данное развертывание также далеко не первое. Фрегат УРО «Фатих» ВМС Турции был в первом составе нашей общей «команды» еще в 2001 году.
Сегодня есть все основания утверждать – опыт создания и совместной работы в море единой группы боевых кораблей оказался далеко не пустой затеей и бессмысленной тратой денег. Рост мастерства и непрерывное развитие проводимых маневров по сложности выполняемых задач вполне очевидны. Другое дело, насколько повысилась наша готовность продвинуться вперед, усовершенствовать учения и добиваться более значимых целей. Здесь должен срабатывать принцип «step by step» - шаг за шагом.
На мой взгляд, есть политическая основа для существования группы кораблей черноморских стран. Все страны Причерноморья желают жить в мире и процветании. Морская составляющая экономики слишком значима для Украины, Турции, Румынии, Болгарии, России, Грузии. И мореплавание, перспективные отрасли нефтегазодобычи в континентальном шельфе следует сделать максимально безопасной как от угроз террористических атак, так и от возможных ударов стихии и техногенных катастроф. Сделать же в данном направлении предстоит еще очень и очень многое, причем явно выходящее за границы «BLFCKSEAFOR».
Вместо отступления. Статус официального военного журналиста не позволил мне из соображений политической корректности задать один вопрос. Но не вдаваясь в комментарии, считаю необходимым довести до читателя следующую информацию. Незадолго до церемонии активации в Констанце по СМИ прошло сообщение об обращении правительства Румынии в международный суд в Гааге с иском к Украине о разделе экономического континентального шельфа. В начале сентября украинская сторона обязана определить свое отношение по данной проблеме. После чего европейский судебный орган примется за рассмотрение дела. В общей сложности тяжба продлится два года.
Напряженность в румынско - украинских отношениях началось вскоре после распада Советского Союза, с обретением Киева независимости. До 1991 года, вполне понятно, о подобном развитии событий не шло и речи. Но примерно в тот период времени в районе острова Змеиный и в континентальном шельфе нефтеразведка обнаружила значительные запасы углеводородного сырья. До прямых территориальных споров, к счастью, дело не дошло – сработала сложившаяся система безопасности и сотрудничества в Европе. Но разногласия по использованию прибрежных ресурсов остались и приобретают форму судебной тяжбы.
-Один из прежних командующих эскадрой «Общего моря» болгарский адмирал Георги Георгиев на пресс-конференции заявил: «Под моей командой сейчас лучшие корабли Черного моря». Вы готовы присоединится к его словам?
-Вне всякого сомнения. Фрегат УРО «Марашешти» уже несколько лет является флагманом и наиболее боеспособным кораблем румынских военно-морских сил. 8 июня «Марашешти» выполнил совместные стрельбы с ракетным катером «Зборул» и береговым ракетным дивизионом. Причем, они были признаны одними из самых успешных в современной истории наших ВМС.
Турецкий фрегат УРО «Фатих» так же признан одним из лучших в своем классе. Отдельно хотел бы сказать о российском «Ямале». И по морским качествам, и по содержанию он сделает честь любому флоту. А командир капитан 1 ранга Игорь Гавриш по праву заслужил называться мастером-капитаном, настоящим морским волком. Нельзя сказать, что все учения и маневрирования проходили идеально. Такое невозможно, ведь все мы призваны тренироваться. Но главное способность и желание развиваться по всем направлениям.
Наш клуб командиров Причерноморья в который входят капитан 1 ранга Игоь Гавриш, капитаны 2 ранга Адриан Иордаше, Геннадий Касько, Мустафа Коч, капитан 3 ранга Павлин Штерев - высокопрофессионален. Такими офицерами их страны могут только гордиться.
-Так складываются обстоятельства, что ВМС Румынии сегодня становятся для российских моряков «неизвестным» флотом. Некогда тесные контакты между нами во многом потеряны. Не могли бы вы подробней рассказать о перспективах военно-морского строительства в вашей стране, о роли в системе обороноспособности и внимании высшего руководства страны к проблемам военных моряков?
-Я так полагаю, общие закономерности развития примерно одинаковы для всех флотов мира. Все будет зависеть от тех целей, которые ставит перед ВМС политическое руководство. Шаг за шагом, в полном соответствии с возможностями экономики Румынии состав ВМС будет обновляться. Возможности нашей национальной судостроительной промышленности вы сами могла наблюдать на примере «Марашешти», корветов «Адмирал Хорио Мачеллариу», «Контр-адмирал Себастьян» и других кораблей.
Наш фрегат построен на верфи в Мангалии и является наиболее крупным боевым кораблем, построенным в Румынии. Если пройтись по нему и внимательно прочитать надписи на оружии, технике и оборудовании, то нетрудно заметить, что они на русском языке. Впрочем, во время постройки Румыния входила в состав стран Варшавского договора и иного вооружения, чем советское, не имела возможности ни производить по лицензии, ни закупить. Производство собственных систем вооружения в состоянии и позволить себе лишь технологически и экономически развитые страны. При всех наших трудностях румынская промышленность оказалось способной производить модернизацию многих систем ракетной и авиационной техники, оружия и боеприпасов.
За несколько последних месяцев в составе наших ВМС появились корабли английской постройки, обозначенные во всех военно-морских справочниках как тип 22. Я считаю, после вступления нашей страны в НАТО, именно на основе подобных кораблей будет в превосходной степени осуществляться организационный, профессиональный и технический переход на стандарты Северо-Атлантического Альянса. Причем президент Румынии господин Траян Басеску встречал первый корабль английской постройки – фрегат УРО «Ригеле Фердинанд». На торжествах в Констанце он заявил: «Теперь мы надежно будем защищены с моря». Относительно недавно к нам прибыл и фрегат УРО «Регина Мария». Сейчас на кораблях проводится необходимый курс подготовки. Есть значительные успехи. На дне ВМС вы сами наблюдали за посадкой вертолетов на палубу «Ригеле Фердинанда».
Как и принято во всех странах, относящихся к демократическим, мы твердо выполняем политическую волю законно избранного народом высшего руководства страны. Сейчас Румыния интегрируется в структурах Альянса, стремится к вступлению в единый европейский дом.
-Какими вы видите перспективы развития сотрудничества с российским военно-морским флотом?
-Сам я выступаю за самые тесные контакты с вашим флотом, желал бы как можно чаще видеть корабли под Андреевским флагом и в Констанце, и Мангалии. Но из всех программ нашего сотрудничества действует лишь одна - «BLACKSEAFOR».
-В какой взаимной связи находится программа «BLACKSEAFOR» и операция «Черноморская гармония»: они существуют совершенно независимо, одна является логическим развитием другой, дополняют друг от друга?
-Вы знаете, наверное – ни одно, ни другое, ни третье. Черноморская военно-морская группа действует в соответствии с одними соглашениями. «Черноморская гармония» создается на иной договорной основе. Но данные обстоятельства на исключают, а даже предполагают совместные учения в море, тесные контакты. Собственно, что и произошло на второй морской фазе учений при подходе к Босфору. Совместная работа с турецкими фрегатами УРО «Салихреис» и «Гемлик» оказалась полностью выполненной. А участвовать или нет в «Гармонии» - в компетенции руководства стран Причерноморского региона.
-В завершении нашего разговора, скажите, насколько высоко вы оцениваете уровень профессионализма и способность найти общий язык в работе вашего многонационального штабы?
-Все слова только в превосходной степени. Российский начальник штаба капитан 1 ранга Михаил Сухвал обладает колоссальным опытом планирования операций, участвовал во всех без исключениях развертываниях ЧВМГ. Более молодые его коллеги капитаны 3 ранга Ондер Челеби и Вадим Попалов успешно справились со своими обязанностями. Офицер по связям с общественностью старший лейтенант Никола Георгиев так же оказался достойным членом команды. Офицер связи капитан-лейтенант Звиад Кочалидзе также достоин хорошей оценки. Всех моряков, которые были в моем подчинении, благодарю за усилия при выполнении планов учений.