суббота, 12 января 2013 г.

Капитан 1 ранга Александр Мыршу:«Step by step» мы совершенствуем «BLACKSEAFOR»


ВМС Румынии для российских моряков в силу определенных обстоятельств с начала 90-х годов прошлого века превратились в «неизвестный» флот. Хотя до тех же портов Констанца или Мангалия от Севастополя меньше суток перехода. В нынешнем году командование Черноморской военно-морской группой оперативного взаимодействия принял старший офицер румынских ВМС, капитан 1 ранга Александру Мыршу. И вполне понятно, отчего во время его интервью корреспонденту в конечном пункте первого, летнего, этапа учений ЧВМГ речь шла не только о совместной работе кораблей эскадры «Общего моря». А речь заходила и о перспективах развития военного флота нашего ближайшего соседа по Причерноморью, о возможностях сотрудничества и взаимных связях российских и румынских моряков. Интервью с командующим Черноморской военно-морской группы пятой активации состоялось летом 2005 года.

Капитан 1 ранга А. Мыршу родился 17 июня 1962 года в Констанце. В 1984 году стал обладателем диплома об окончании военно-морской академии. В послужном списке – исполнение должностей дивизионного специалиста противолодочного вооружения, начальника штаба и заместителя командира дивизиона. Образовательный уровень весьма высок. Помимо нескольких офицерских классов, в конце 90-х годов закончил высшую военную академию в Бухаресте.

Если провести параллель с офицерским составом эпохи Варшавского договора, то Александр Мыршу являет собой характерный образец военного руководителя переходного периода. Начиная с 2000 года он прошел поэтапно серьезную подготовку по стандартам Северо-Атлантического союза. На лингвистическом семинаре в американском Ньюпорте в 2000 году, в Канаде, на ежденародных ориентационных курсах штабных офицеров в голландском Делфте, в командном коллеже в Ватчфилде, Великобритания, его знания и само мировоззрение формировались в полном соответствии с западными военными стандартами. Нынешняя должность, которую занимает с декабря 2004 года капитан 1 ранга А. Мыршу, возможно перевести как начальник оперативного управления штаба ВМС Румынии. Летом 2005 года мне довелось интервьюировать командующего ЧВМГ, представителя ВМС Румынии. Переводчиком тогда выступил старший лейтенант Никола Георгиев, ВМС Болгарии.

-Господин капитан 1 ранга, нынешнее развертывание кораблей Причерноморья проходит уже в пятый раз. Скептики в разных странах предрекали окончание каких либо совместных действий военно-морской группы едва ли не с самого начала. Насколько идея «BLFCKSEAFOR» оказалась жизнеспособной? И в чем его объединяющая сила?

-Действительно, под флагом румынской стороны корабли военно-морских сил собираются уже в пятый раз. Если до прошлого года мы однократно развертывались и участвовали в совместных тренировках и учениях в море в течении примерно месяца. То с 2004 года ситуация изменилась. Активации разделились на два этапа – летний и весенний. Сегодня под флагом ЧВМГ собралось пять кораблей, 713 офицеров, петти-офицеров (мичманов), матросов. Нами в едином ордере пройдено 1590 морских миль. «BLFCKSEAFOR» совершил заходы в Констанцу, Варну, Эрегли. Поочередно над нашими кораблями поднимались флаги стран визитов – Румынии, Болгарии, Турции. Всего же с 2001 года в состав ЧВМГ направлялось более тридцати кораблей, причерноморцами в полной мере себя могут называть около четырех тысяч военных моряков шести стран. У нас, в Румынии есть корабль – ветеран ЧВМГ, корвет «Адмирал Хорио Мачеллариу». Для украинского «Славутича» данное развертывание также далеко не первое. Фрегат УРО «Фатих» ВМС Турции был в первом составе нашей общей «команды» еще в 2001 году.

Сегодня есть все основания утверждать – опыт создания и совместной работы в море единой группы боевых кораблей оказался далеко не пустой затеей и бессмысленной тратой денег. Рост мастерства и непрерывное развитие проводимых маневров по сложности выполняемых задач вполне очевидны. Другое дело, насколько повысилась наша готовность продвинуться вперед, усовершенствовать учения и добиваться более значимых целей. Здесь должен срабатывать принцип «step by step» - шаг за шагом.

На мой взгляд, есть политическая основа для существования группы кораблей черноморских стран. Все страны Причерноморья желают жить в мире и процветании. Морская составляющая экономики слишком значима для Украины, Турции, Румынии, Болгарии, России, Грузии. И мореплавание, перспективные отрасли нефтегазодобычи в континентальном шельфе следует сделать максимально безопасной как от угроз террористических атак, так и от возможных ударов стихии и техногенных катастроф. Сделать же в данном направлении предстоит еще очень и очень многое, причем явно выходящее за границы «BLFCKSEAFOR».

Вместо отступления. Статус официального военного журналиста не позволил мне из соображений политической корректности задать один вопрос. Но не вдаваясь в комментарии, считаю необходимым довести до читателя следующую информацию. Незадолго до церемонии активации в Констанце по СМИ прошло сообщение об обращении правительства Румынии в международный суд в Гааге с иском к Украине о разделе экономического континентального шельфа. В начале сентября украинская сторона обязана определить свое отношение по данной проблеме. После чего европейский судебный орган примется за рассмотрение дела. В общей сложности тяжба продлится два года.

Напряженность в румынско - украинских отношениях началось вскоре после распада Советского Союза, с обретением Киева независимости. До 1991 года, вполне понятно, о подобном развитии событий не шло и речи. Но примерно в тот период времени в районе острова Змеиный и в континентальном шельфе нефтеразведка обнаружила значительные запасы углеводородного сырья. До прямых территориальных споров, к счастью, дело не дошло – сработала сложившаяся система безопасности и сотрудничества в Европе. Но разногласия по использованию прибрежных ресурсов остались и приобретают форму судебной тяжбы.

-Один из прежних командующих эскадрой «Общего моря» болгарский адмирал Георги Георгиев на пресс-конференции заявил: «Под моей командой сейчас лучшие корабли Черного моря». Вы готовы присоединится к его словам?

-Вне всякого сомнения. Фрегат УРО «Марашешти» уже несколько лет является флагманом и наиболее боеспособным кораблем румынских военно-морских сил. 8 июня «Марашешти» выполнил совместные стрельбы с ракетным катером «Зборул» и береговым ракетным дивизионом. Причем, они были признаны одними из самых успешных в современной истории наших ВМС.

Турецкий фрегат УРО «Фатих» так же признан одним из лучших в своем классе. Отдельно хотел бы сказать о российском «Ямале». И по морским качествам, и по содержанию он сделает честь любому флоту. А командир капитан 1 ранга Игорь Гавриш по праву заслужил называться мастером-капитаном, настоящим морским волком. Нельзя сказать, что все учения и маневрирования проходили идеально. Такое невозможно, ведь все мы призваны тренироваться. Но главное способность и желание развиваться по всем направлениям.

Наш клуб командиров Причерноморья в который входят капитан 1 ранга Игоь Гавриш, капитаны 2 ранга Адриан Иордаше, Геннадий Касько, Мустафа Коч, капитан 3 ранга Павлин Штерев - высокопрофессионален. Такими офицерами их страны могут только гордиться.

-Так складываются обстоятельства, что ВМС Румынии сегодня становятся для российских моряков «неизвестным» флотом. Некогда тесные контакты между нами во многом потеряны. Не могли бы вы подробней рассказать о перспективах военно-морского строительства в вашей стране, о роли в системе обороноспособности и внимании высшего руководства страны к проблемам военных моряков?

-Я так полагаю, общие закономерности развития примерно одинаковы для всех флотов мира. Все будет зависеть от тех целей, которые ставит перед ВМС политическое руководство. Шаг за шагом, в полном соответствии с возможностями экономики Румынии состав ВМС будет обновляться. Возможности нашей национальной судостроительной промышленности вы сами могла наблюдать на примере «Марашешти», корветов «Адмирал Хорио Мачеллариу», «Контр-адмирал Себастьян» и других кораблей.

Наш фрегат построен на верфи в Мангалии и является наиболее крупным боевым кораблем, построенным в Румынии. Если пройтись по нему и внимательно прочитать надписи на оружии, технике и оборудовании, то нетрудно заметить, что они на русском языке. Впрочем, во время постройки Румыния входила в состав стран Варшавского договора и иного вооружения, чем советское, не имела возможности ни производить по лицензии, ни закупить. Производство собственных систем вооружения в состоянии и позволить себе лишь технологически и экономически развитые страны. При всех наших трудностях румынская промышленность оказалось способной производить модернизацию многих систем ракетной и авиационной техники, оружия и боеприпасов.

За несколько последних месяцев в составе наших ВМС появились корабли английской постройки, обозначенные во всех военно-морских справочниках как тип 22. Я считаю, после вступления нашей страны в НАТО, именно на основе подобных кораблей будет в превосходной степени осуществляться организационный, профессиональный и технический переход на стандарты Северо-Атлантического Альянса. Причем президент Румынии господин Траян Басеску встречал первый корабль английской постройки – фрегат УРО «Ригеле Фердинанд». На торжествах в Констанце он заявил: «Теперь мы надежно будем защищены с моря». Относительно недавно к нам прибыл и фрегат УРО «Регина Мария». Сейчас на кораблях проводится необходимый курс подготовки. Есть значительные успехи. На дне ВМС вы сами наблюдали за посадкой вертолетов на палубу «Ригеле Фердинанда».

Как и принято во всех странах, относящихся к демократическим, мы твердо выполняем политическую волю законно избранного народом высшего руководства страны. Сейчас Румыния интегрируется в структурах Альянса, стремится к вступлению в единый европейский дом.

-Какими вы видите перспективы развития сотрудничества с российским военно-морским флотом?

-Сам я выступаю за самые тесные контакты с вашим флотом, желал бы как можно чаще видеть корабли под Андреевским флагом и в Констанце, и Мангалии. Но из всех программ нашего сотрудничества действует лишь одна - «BLACKSEAFOR».

-В какой взаимной связи находится программа «BLACKSEAFOR» и операция «Черноморская гармония»: они существуют совершенно независимо, одна является логическим развитием другой, дополняют друг от друга?

-Вы знаете, наверное – ни одно, ни другое, ни третье. Черноморская военно-морская группа действует в соответствии с одними соглашениями. «Черноморская гармония» создается на иной договорной основе. Но данные обстоятельства на исключают, а даже предполагают совместные учения в море, тесные контакты. Собственно, что и произошло на второй морской фазе учений при подходе к Босфору. Совместная работа с турецкими фрегатами УРО «Салихреис» и «Гемлик» оказалась полностью выполненной. А участвовать или нет в «Гармонии» - в компетенции руководства стран Причерноморского региона.

-В завершении нашего разговора, скажите, насколько высоко вы оцениваете уровень профессионализма и способность найти общий язык в работе вашего многонационального штабы?

-Все слова только в превосходной степени. Российский начальник штаба капитан 1 ранга Михаил Сухвал обладает колоссальным опытом планирования операций, участвовал во всех без исключениях развертываниях ЧВМГ. Более молодые его коллеги капитаны 3 ранга Ондер Челеби и Вадим Попалов успешно справились со своими обязанностями. Офицер по связям с общественностью старший лейтенант Никола Георгиев так же оказался достойным членом команды. Офицер связи капитан-лейтенант Звиад Кочалидзе также достоин хорошей оценки. Всех моряков, которые были в моем подчинении, благодарю за усилия при выполнении планов учений.

вторник, 8 января 2013 г.

Капитан 1 ранга ВМС Грузии Геннадий Хайдаров: «Под моей командой были лучшие корабли Причерноморья»


Четвертая активация Черноморской военно-морской группы завершилась. Эскадра «общего моря» прошла очередной этап в своем развитии. Впереди несколько месяцев до очередного развертывания ОБК Причерноморья под командованием румынского командующего.Сейчас наступает время осмысления уже накопленного опыты совместного решения задач. Вниманию читателя предлагается интервью с четвертым командующим«БЛЭКСИФОРа» капитаном 1 ранга Геннадием Хайдаровым, ВМС Грузии, которое состоялось в апреле 2005 года на фрегате УРО ВМС Турции.
 

-Господин капитан 1 ранга, еще до начала учений, в августе 2004 года на пресс-конференции в Батуми, на вопрос журналистов относительно подготовленности кораблей и экипажей к решению задач совместного плавания вы ответили – я уверен,  под мое командование направлены  лучшие боевые единицы Причерноморья. Насколько подтвердилась ваша уверенность  за два месяца активных фаз развертывания группировки «общего моря»?

-Подтвердилась на все сто процентов. Не стану скрывать, в море все обстояло далеко не так гладко, как планировали. Но как иначе, мы все учимся, техника имеет свойство выходить из строя, подчас в самый неподходящий момент на всех, без исключения, флотах.  Важно другое,  стремление  экипажей достойно представить свои военно-морские силы на международном уровне, выполнить с честью свою настоящую мужскую работу.

Походный штаб «БЛЭКСИФОРа» разместился на фрегате УРО «Йылдырым» капитана 2 ранга Мурата Деде. И по этой причине, волне понятно, я обладаю  наиболее полным впечатлением об организации именно  турецкого корабля. Здесь есть чему поучиться.  Бессменный участник эскадры «общего моря» - корвет  ВМС Румынии «Контр-адмирал Хория Мачеллариу» капитана 2 ранга Флорина Танасе. Офицеры, экипажи здесь накопили огромный опыт в совместной работе. И, несомненно, все это чувствовалось.

Корабль управления ВМС Украины «Славутич» капитана 2 ранга Геннадия Касько также ранее принимал участие в учениях ЧВМГ. Болгарский средний десантный корабль «Антарес» капитан-лейтенанта Радко Пенева впервые присоединился к нам уже во время второго развертывания в апреле 2005 года. Но о каких-то  проблемах, связанных с недостатком опыта, речи даже не заходило. Командир, его офицеры и матросы вполне оказались готовы занять достойное место в едином  строю.

Российский БДК «Цезарь Куников» капитана 2 ранга Сергея Синкина, считаю, полностью подготовлен для решения задач любого уровня сложности.  Насколько я владею информацией, именно «Куников» будет представлять ВМФ в 2006 году, когда морской палаш командующего ЧВМГ перейдет в руки российского офицера.

В силу вполне понятных причин размещение нашего штаба  на грузинском патрульном катере «Диоскурия» невозможно. Приятно, что в Батуми все командиры предложили свои боевые единицы для весьма хлопотной роли корабля управления. Всем им выражаю признательность. Мы остановили свой выбор отнюдь не по политическим пристрастиям на «Йылдырыме». По условиям размещения и работы  он как нельзя лучше подходит для подобных целей.

--Командование боевыми кораблями одновременно из шести стран   весьма непростое дело. Как удалось справиться, объединив то, что раньше считалось невозможным совместить?

--Роль офицеров штаба сложно переоценить. Я вполне доволен  уровнем подготовки и отношения   к выполнению поставленной задачи начальника штаба капитана 1 ранга Никулае Вилсона, он представляет ВМС Румынии. Во время пребывания в Бургасе еще раз поблагодарил болгарского бригадного адмирала Георги Георгиева за помощь. Опыт его командования в 2003 году Черноморской ВМГ оказался ля меня весьма кстати и очень полезен.

--В свою очередь, есть ли у вас какое-то видение решения проблемы именно с передачей опыта на уровне командующего и его органа управления?

--Неоднократно в узком круге общения обсуждался вопрос о том, чтобы на церемонию каждой активации прибывали все прежние командующие «БЛЭКСИФОРа». Каких-либо технических и финансовых трудностей для того, чтобы один раз в году собрать вместе нескольких офицеров из причерноморских стран я не вижу. Польза же от этого, несомненно, будет огромная.

Намного более болезненна другая проблема.  Успех любого серьезного  дела невозможен без кропотливой организационной работы и хорошо поставленного управления. ЧВМГ не исключение. Но реальное положение сейчас, если говорить корректно, далеко не оптимально.  Штаб работает впервые два месяца в году. С одной стороны, срок явно недостаточен для приведения управленческого «механизма» в нормальное, работающее состояние. Но и  это для нас прогресс. Ведь до недавнего   времени все ограничивалось временными рамками. Подготовить все необходимые документы, произвести все положенные согласования, как показывает опыт, невозможно. Другой вопрос, кадры управленцев необходимо готовить применительно к специфике театра, с учетом особенностей всех кораблей.

Обратимся к мировому опыту. Соединение, подобное Черноморской военно-морской группе действует на Средиземноморье, причем вполне успешно, в составе восьми стран-участников. Там существует единое управление на постоянной основе, от каждой страны направляются офицеры. Мы также высказываем предложение рассмотреть на компетентном уровне вопрос о размещении постоянного штаба ЧВМГ в том же Эрегли, или в Севастополе. Все подобные моменты  решаемы. Главное достижение, найдено понимание важности и необходимости создания постоянного действующего организма, как ее образно называют, эскадры «общего моря».

--В чем, на ваш взгляд, актуальность для причерноморских стран многонационального военно-морского объединения?

--Впервые в своей многотысячелетней истории военные моряки всех народов стран, расположенные на берегах древнего моря, одной из колыбели цивилизации,  ходят вместе по черноморским просторам в едином ордере Согласия. Мне хочется верить в одно, наши усилия не окажутся напрасны. А   «БЛЭКСИФОР» переживет надолго первых своих участников.

Моряки во все времена выступали в роли  первых народных дипломатов. Именно нам, служителям морской стихии легче всего  находить общий язык.  Если удается договориться на нашем уровне, то Причерноморье получает великолепный шанс объединить усилия во имя единых целей. А они есть, важные для безопасности и экономики всех стран. Судите сами. Только в порты родной моей Грузии заходит ежедневно от 3 до 5 судов. За год данная цифра составляет более тысячи. Стамбул, со мной согласится даже несведущий человек, морской транспортный узел мирового значения.

Одесса, Новороссийск, Бургас, Варна и Констанца при не всегда схожей структуре грузооборота объединены одним общим знаменателем – они приносят значительные доходы в бюджет своих государств, здесь созданы десятки и сотни тысяч рабочих мест. Любая нестабильная ситуация на морских коммуникациях способна привести к нежелательным последствиям, к финансовым потерям. Для Грузии, которая пережила две войны, любая нестабильность будет восприниматься очень болезненно. Вы были в Батуми, воочию могли убедиться, единственное успешно работающее предприятие города и региона – морской порт. Он дает нам жизнь, вселяет надежду на лучшее будущее. 

Мы живем в  эпоху, как говорят политологи, асимметричных угроз. Мир после трагедии  11 сентября действительно, изменился. Всем нам предстала  со всей очевидностью истина, что от терроризма не  спасают барьеры национальных границ. Помните, как сказано у великого писателя  «не спрашивай, по ком звонит колокол, колокол звонит по тебе». И только единство людей доброй воли способно  остановить  угрозу.  Грузия, Россия, Турция на себе не раз прочувствовали террористические атаки.

Пример с захватом пассажирского теплохода «Аврасия» более чем убедительно доказал, на море угроза актов бесчеловечности столь же реальна, как и в воздухе, так и на земле. Наш регион не застрахован от угрозы. Более того, так сложилось, преступные синдикаты избрали Причерноморье в качестве пути для переброски оружия, наркотиков, нелегальных мигрантов – а если называть вещи своими именами, то рабов 21 века.

Создание надежного заслона на морских рубежах сейчас как никогда необходимо.  И практически все страны региона предпринимают в данном направлении те или иные меры. В Турции подобная программа, например, получила название «Черноморская гармония». Время разрозненных усилий как эффективного средства борьбы с угрозой без границ безвозвратно ушло в прошлое. Страны Причерноморья обладают достаточными военно-морскими силами. Но главное, появилась общая добрая воля объединиться для достижения конкретной цели, для безопасности мореплавания в регионе.  

Совершенно естественно  стремление причерноморцев контролировать   ситуацию в своих «внутренних» водах. Для этого есть все необходимые условия. Четвертая, успешная активация, убедительней всяческих слов.

--Насколько сложно было добиться высокого уровня взаимодействия в столь разнородном соединении, которое и в мире имеет  не столь уж много аналогов? Насколько причерноморцы сегодня подготовлены к движению вперед в своем морском искусстве?

--Уровень профессионализма командного центра, командиров и экипажей следует развивать и дальше.   Здесь, как известно не может быть пределов совершенства. Оговорюсь сразу, мы не столкнулись ни с одной трудностью, принципиально неразрешимой.

Другое дело, каждая страна обладает с военной, экономической стороны не одинаковыми возможностями, ставит перед собой на учения разные задачи. Для молодых грузинских ВМС, скажем, сложно решить проблему длительного нахождения  в море в составе группы. Автономность и мореходность наших катеров несравнима с тем же «Славутичем» или «Йылдырымом». Оттого мы, вероятнее всего, будем рассматривать следующий алгоритм: морская часть – 72 часа, стоянка в порту – 96.

Или, есть еще другой вариант. Корабли группы делятся на два отряда. Первый отряд однородных  боевых единиц, например,  класса фрегат решает наиболее свойственные ему задачи по перехвату судна-нарушителя, по поиску подводной лодки, по ПВО, осуществляет международное эмбарго. Другой ОБК, из тральных сил, проводит через зону минных постановок конвой с гуманитарными грузами. После выполнения плана учений все встречаются в назначенной точке или в порту захода.

Если подойти с точки зрения поддержания высокой готовности ЧВМГ отреагировать на любую возникающую угрозу, то двух  месяцев активной фазы явно недостаточно. Мы предлагаем назначать корабли в группу сроком на один год, с несением дежурства  в постоянной готовности к выходу в назначенный район Черного моря.

Схема примерно следующая. По мере возникновения необходимости, командующий  объявляет своей группировке «большой сбор». В срок от 72 часов, максимум до 5 суток – временные рамки здесь не принципиальны, эскадра Причерноморья, либо ее часть, собирается в назначенном районе.

Вариантов использования нашего разнородного соединения  можно спланировать несколько. Но для этого, повторюсь, требуется постоянно действующий командный центр.

Дорогу может осилить только идущий вперед.  В своей небольшой истории причерноморская эскадра уже пережила несколько стадий развития. При целенаправленной, скоординированной работе всех заинтересованных сторон прогресс обязательно будет.

--В нашем разговоре было бы не совсем правильно остановиться лишь на теме «БЛЭКСИФОРа». Как сейчас строится жизнь в Грузии?

--Последние перемены в нашей стране, надеемся, приведут к повышению уровня жизни в стране, восстановят в полное мере гражданский мир  и спокойствие. Больной вопрос для Грузии – восстановление территориальной целостности. И пока суверенитет центральной власти не будет восстановлен над ее неотъемлемыми частями, Абхазией и Южной Осетией, не может быть и речи о полноценном развитии Грузии.

Как человек, испытывающий искрение чувства к России, не могу без сожаления говорить о многих камнях преткновения в отношения между нашими странами. Грузины не стали любить меньше народ России, своего северного великого соседа, который принес нам свободу. Но любое резкое заявление определенных кругов в России, попытки давления весьма болезненно воспринимаются грузинами.

Предположим, в России звучат голоса – мол, отключим электроэнергию.  Весьма странно слышать, подобные слова предназначены скорее для непосвященных. Через территорию нашей страны в Турцию экспортируется электроэнергия. По соглашению в счет транзита мы получаем ее часть. И если  в такой ситуации «вырубать свет», то это означает нарушать внешнеторговые соглашения – линия ведь одна.  Во многом неопределенные российско-грузинские отношения негативно отражаются на экономике. Если честно, то мое мнение как гражданина, все участники переговоров ведут не диалог, а монолог. И слушают не друг друга, только лишь себя. Давно пора всем сторонам, грузинской и российской, прийти к взаимопониманию.

Батуми для меня родной и любимый город. Во времена Советского Союза курортный сезон продолжался на нашем побережье с мая по октябрь, отдыхающие заполоняли все санатории, дома отдыха, гостиницы, частный сектор. Сейчас туристический «бум» продолжается всего две недели в августе за счет жителей Тбилиси, центральной и западной части Грузии.

Отечественный товаропроизводитель отнюдь не желанный гость на зарубежных рынках. И  наш товар, те же знаменитые грузинские апельсины и мандарины, найдут своего покупателя только на просторах СНГ.

--Насколько реально воссоединение Грузии, ведь и в Южной Осетии и Абхазии с той и другой стороны пролилось немало крови?

-Время лечит.  Нам сейчас необходимо одно, чтобы в переговорный диалог, в процесс урегулирования между центральной властью и Абхазией, Южной Осетии не вмешивались никакие «потусторонние» силы (прим. – разговор состоялся в апреле 2005 года).

-На каком этапе сейчас  находится становление ваших наиболее молодых в регионе военно-морских сил?

-Процесс происходит достаточно сложно. Для развития столь дорогостоящего вида вооруженных сил как флот, необходима прочно стоящая на ногах экономика. Наиболее наши боеспособные катера переданы в соответствии с программами сотрудничества из иностранных ВМС. Патрульные катера «Кутаиси», «Диоскурия», "Тбилиси" получены соответственно от Турции, Греции и Украины.  Малые десантные корабли нам передала Болгария. Если поможет Россия или другое государство, то, может быть, появятся более крупные боевые корабли. До недавнего времени наши курсанты, кадеты обучались в военно-морских академиях Турции, Греции, в России.


В области военного образования  сейчас завершается реформирование. Проблема для меня, как начальника военно-морского училища весьма актуальна. Вкратце ее смысл в максимальном приближении к общемировым, западным стандартам. Сейчас мы пришли к той ситуации, что все кадры офицеров готовим у себя на родине. Для этого у нас созданы все необходимые условия. Потребности ВМС невелики, на курсе у нас учатся от 12 до 17 курсантов.