Сколько раз в своей жизни
убеждался - музыкант, он в любой ситуации остается артистом, художником звука, не
укладывающимся ни в какие узковедомственные рамки. Предконцертная лихорадка в одинаковой степени
распространяется на все творческие коллективы, вне зависимости от того,
облачены они в сценические костюмы, или в парадную военную форму. Помню, как
наблюдал со стороны за творческим
коллективом оркестра Каспийской флотилии за два часа до концерта. Музыкантам еще
только предстояло выступать перед молодыми ребятами из Военно-морского института
министерства обороны Казахстана. (Мне выпала журналистская удача познакомиться
и пообщаться с военными оркестрантами во время визита отряда кораблей флотилии
в казахстанский порт Актау в 2008 году).
Прежде всего, творческий
коллектив во время выступления просто
обязан быть в прекрасном настроении. Иначе, как здесь говорят, без вариантов.
Сыграно хоть и будет технически грамотно, но с художественной точки зрения композиции
будут звучать совершенно безлико. Одним словом, без воодушевления, вне единого
музыкального порыва исполнительской удачи не видать. И о какой - то музыкальной изюминке вкупе с импровизацией виртуозов на
концерте не может быть и речи.
Начальник оркестра
подполковник Владислав Ивасенко собирает своих музыкантов в кружок на юте
ракетного корабля и о чем-то рассказывает. Вдруг одновременно все десять весьма почтенно и
солидно выглядящих служителя искусств буквально взрываются дружным смехом. Понятно,
Владислав Ивасенко, дирижер с именем и опытом, ни с кем не делится своими
секретами психологического воздействия на творческих личностей. Концертмейстер старший
прапорщик Сергей Бондарев, в волнении, еще и еще раз «притирает» к рукам, к губам свою неразлучную
трубу. Кто-то, немного отрешено глядя в небесную центральноазиатскую синеву – такого простора нигде, как не здесь, на пересечении
величайших пустынь, степей и седого Каспия, не найти, «играется» во всех
плоскостях с барабанными палочками.
Еще чуть раньше, до
творческой «разминки» дирижер в разговоре со мной посетовал. Мол, неведомые
«темные силы» включили в походный список всего девять оркестрантов. А на визите
в другое государство, где творческим лицом флота является именно оркестр,
подобным составом не блеснуть. Требование же командования, обеспечить – этак
звучит четко, по-военному, полтора часа непрерывной игры на концерте, практически
невыполнимы. Если только… Здесь
Владислав посмотрел на меня и вдруг предложил выступить в роли конферансье.
Мол, у вас, у журналистов, как и у нас, артистов, музыкантов, нестандартное
мышление и подвешенный язык. Словом, как и любой конферансье, ты поможешь
немного потянуть время, дав музыкантов хоть немного отдышаться, размять
занемевшие губы. Поначалу немного опешил от подобного развития ситуации. Но,
едва взглянув в дирижерские глаза, понял – мой отказ нанесет жестокий удар прямо
в его творческое сердце. Словом, срочно пришлось осваивать очередную профессию.
О чем впоследствии ни на секунду не пожалел.
Виртуозность вместе с
внешней изящной легкостью игры музыкантов
военного оркестра достигается титаническим трудом. В прописной, казалось бы,
истине еще раз убеждаюсь, когда готовлюсь к непривычной для себя роли ведущего
концерта.
В списке исполнения
произведений на концерте значатся восемнадцать композиций. Причем, напомню, все
это надо сыграть на самом высоком уровне исполнительского мастерства лишь девяти
участникам творческого коллектива. Все оркестранты в разное время получили
высшее музыкальное образование. Пять из них неоднократно становились лауреатами
международных исполнительских конкурсов. В творческой палитре представлен широчайший
диапазон произведений: от непременного «Прощания славянки» и классического
старинного марша «Гренадер», до эстрадной «Бразилии» с французским вальсом «Под небом Парижа». Но будет ли публика, большинство ее составляют
молодые ребята не старше 20 лет, благосклонна к духовой музыке, кою не знают,
не слышали, не понимают?
Немного забегу вперед.
Курсанты – казахстанцы великолепно приняли российский оркестр. Музыкальные композиции,
как оказалось, не были для них неизвестны и непознаваемы. Особенно, когда
игрались знакомые до слез всем жителям постсоветского пространства мелодии из кинофильма «Цыган»,
«Иван Васильевич меняет профессию».
Великий язык творчества объединяет народы. Кстати, года три
назад у подполковника Ивасенко на международном фестивале военных
оркестров в Москве произошла
удивительная встреча с коллегой, начальником президентского оркестра
военно-воздушных сил США. Ни американский, ни наш дирижеры не понимали слов
друг друга. Но оба одинаково великолепно владели универсальным языком
музыкального творчества. Как выяснилось чуть позже, партитуры российского и
американского оркестров прекрасно читаются всеми профессионалами. Произошел
равноправный творческий обмен.
С тех пор и появилась в
репертуаре нашего оркестра знаменитое на весь мир шуточное произведение Ф.
Колдица «Барабан и труба».
Стоит ли удивляться, что и
в Западном Казахстане, выступление российского творческого коллектива вызвало восторги
молодежной зрительской аудитории, бурю оваций и непременное «бис».
Работа настоящего
музыканта трудна невероятно. Даже небольшое по времени выступление выматывает
физически и душевно. Как и любые другие
творческие люди, время от времени, они задаются вопросом – а в чем, собственно, необходимость
каждодневного, изматывающего труда, над собственным профессиональным ростом. Причем,
труд ведь этот не обходится без такого непременного «атрибута», как
профессиональных заболеваний. Тяжелейшую болезнь зубов, пародонтоз, испытал,
будучи курсантом военно-дирижерского факультета Московской консерватории и сам
трубач высокого уровня Владислав Ивасенко, начальник оркестра. В середине 90-х
прошлого века пришлось играть в составе сводного оркестра московского гарнизона
буквально на износ, и в слякоть, и в жару, и в трескучий мороз. Едва не потерял
тогда зубы. Ведь в солидной клинике запросили баснословную для нищего курсанта
сумму. Но, нашлись почитатели у русских военных музыкантов и в то не особо
«отягощенное» моральными нормами период российской истории.
Вместе с тем, единожды начав
движение на своем пути в искусстве, невозможно остановится. Ведь каждый из
оркестрантов – Андрей Гусев, Сергей
Бондарев, Андрей Крутилов, Александр Таценко, Алексей Кузнецов, Дмитрий
Кострыкин, Алексей Назариков, Денис Кузнецов и гражданский, артист Владимир
Новокрещённых – являет собой лишь внешнее, личностное отражение великой
российской музыкальной школы. Имена
ведущих профессоров из Москвы и Саратова Тимофея Александровича Докшицера,
Анатолия Дмитриевича Селянина звучат для военных музыкантов именами великих
учителей. Поистине, они себя воспринимают опирающимися на плечи исполинов
отечественной школы мастерства, великолепно известной во всем мире. А подобное чувство не дает успокоиться в своем
творческом росте на мгновение.
В чем и есть величие
русского военного оркестра.