воскресенье, 1 сентября 2013 г.

Рубеж против терроризма на Черном море- 2004

 
Об учениях кораблей шести причерноморских государств «Блэксифор-2004» рассказывалось немало.  Вниманию читателей предлагаются наиболее интересные их эпизоды, очевидцем которых стал автор материала.


 
Центральная часть Черного моря в начале августа 2004 года встречает моряков хорошей погодой. Температура днем держится возле отметки 25 градусов. На море – один-два балла, не больше. Атмосферные фронты обходят стороной курс необычного отряда боевых кораблей – БДК «Цезарь Куников» ВМФ России и СДК «Кировоград» ВМС ВС Украины.
Российский и украинский корабли следуют в порт Батуми (Грузия) для участия в международных военно-морских учениях в рамках программы сотрудничества причерноморских государств. Грузинская сторона на нынешней, уже четвертой, активации «эскадры общего моря» выступает в роли хозяев.
В море вскоре после начала перехода к берегам древней Колхиды происходит одинаково неприятный сюрприз и для российских, и для украинских моряков. На СДК «Кировоград» 3 августа около 14.00 вышел из строя один из главных двигателей. Скорость хода резко уменьшилась. Соответственно уменьшил обороты двигателей и БДК «Цезарь Куников».

Все попытки украинцев ввести в строй стальное корабельное «сердце» оказались безуспешны. Наутро «Кировоград» и вовсе лег в дрейф. Старший похода капитан 1 ранга Евгений Крылов вышел на связь с украинским коллегой и предложил взять его на буксир. В противном случае их корабль прибудет в Батуми с немалым опозданием. Начальник штаба Черноморского флота России вице-адмирал Александр Татаринов незамедлительно дал разрешение на начало буксировочной операции. В течение нескольких минут прошло полное согласование всех ее деталей с украинскими моряками.
БДК «Цезарь Куников» капитана 2 ранга Сергея Синкина делает циркуляцию, подходит к идущему малым – около трех узлов – ходом «Кировограду». Старший помощник капитан 3 ранга Ларчук, командир ютовой швартовной группы капитан-лейтенант Александр Серебров, старший боцман старший мичман Иван Колун уверенно руководят действиями подчиненных.
 

После начала буксировки скорость перехода возросла. Моряки двух составных частей Черноморской военно-морской группы получили первый практический опыт взаимодействия при оказании друг другу помощи. На кораблях начинается непосредственная подготовка к заходу в Батуми.
 
 Здравствуй, «Блэксифор» и Батуми!
 


БДК «Цезарь Куников» капитана 2 ранга Сергея Синкина 5 августа прибыл к месту общего сбора кораблей Черноморской военно-морской группы в порт грузинского города Батуми. Возле причалов морского вокзала уже стояли грузинский патрульный катер «Диоскурия», турецкий фрегат УРО «Йылдырым», румынский корвет «Контр-адмирал Мачелариу», болгарский СДК «Сириус». На «Цезаре Куникове» сразу по его приходу в порт побывал старший военно-морской начальник порта Батуми капитан 1 ранга Геннадий Хайдаров (ВМС Грузии) вместе с группой офицеров штаба ЧВМГ. Именно капитан 1 ранга Хайдаров после официальной церемонии передачи руководства и станет командующим «эскадры общего моря».

Задержание и досмотр корабля
 Утром 15 августа было проведено совместное учение по взаимодействию с авиацией Черноморского флота. Ан-26 ВВС флота успешно выполнил все поставленные перед ним задачи по разведке огромного участка моря. Причем российский офицер наведения авиации капитан Андрей Гейда работал непосредственно с турецкого фрегата и великолепно справился с поставленной задачей.
 

По легенде учений, с помощью средств воздушного и радиоэлектронного наблюдения обнаружено судно, где предположительно находится незаконный груз и члены незаконных воинских формирований. Судно движется в один из неспокойных регионов Причерноморья. Совместное командование получает приказ на его задержание и досмотр. Роль судна-нарушителя по планам учений отведено БДК «Цезарь Куников».
Наиболее зрелищным эпизодом учений суждено стать операции по задержанию и досмотру судна – нарушителя зоны эмбарго. Несколько раз над «Цезарем Куниковым» пролетает турецкий вертолет с фрегата УРО «Йылдырым». На винтокрылой машине находятся военнослужащие специального подразделения ВМС Турции. Группой командует капитан-лейтенант Туран Эджевит.

 

Пилот и боевые пловцы с воздуха внимательно осматривают внешний контур нашего корабля. Затем с фрегата к десантному кораблю направляется катер с семью вооруженными членами досмотровой группы. Когда быстроходный надувной катер приближается к нашему борту, с вертолета по тросу на бак высаживаются и тотчас занимают оборону двое в полном боевом снаряжении. У них в руках автоматы германского производства «Хеклер-Кох» и 22-зарядные шведские пистолеты. Вскоре по штормтрапу на корабль поднимаются еще шесть человек в аналогичной экипировке. Катер с одним «морским котиком» занимает позицию в непосредственной близости от борта корабля. По условному сигналу он возвращается на свой фрегат за вторым «эшелоном» досмотровой партии.
После необходимой процедуры согласования с представителями корабля начинается учение по досмотру «террористического» судна. Членов его экипажа изображают переодетые моряки.

Турки действуют слаженно, без условностей, на высоком профессиональном уровне производят личный «досмотр» задержанных. Но когда очередь доходит до штурмана «Цезаря Куникова», происходит нечто, вызывающее удивление у турецких «морских котиков». Старший лейтенант Федор Подложнов на спор без видимых усилий разрывает надетые на его руки пластиковые наручники. В свое время Федор был абсолютным чемпионом ввмузов по армреслингу, и уж ему точно нет необходимости плавать за силой в заем на турецкий берег.

В соответствии с легендой учений турецкие военные поднимаются на ходовой мостик БДК, выходят на связь со своим кораблем, а затем отправляются в машинное отделение для установления полного контроля над судном. Осмотр трюма приводит к результатам: найдены «наркотики» – пакет с мукой и… бутылка русской водки на память бойцам турецкого специального подразделения.
 

Учения по досмотру подозрительного судна завершены. Все обнаруженные «террористы» обезврежены, найденный нелегальный груз арестован. Всегда бы так просто и в реальных условиях!
К сожалению, из-за возникших неполадок в учениях ЧВМГ не смогли принять участие украинский «Кировоград» и болгарский «Сириус». Командующий ЧВМГ направил их в Новороссийск для ремонта.
 
 Школа русской хирургии
 

По легенде, на турецком фрегате произошел взрыв, тяжело ранен матрос по имени Хасан. Доктор – старший лейтенант Гокхан Арслан – в силу небольшой хирургической практики не в состоянии оказать ему квалифицированную медицинскую помощь. На «Цезаре Куникове» находится в составе походного штаба начальник хирургического отделения 110-й поликлиники ЧФ РФ подполковник медицинской службы Валентин Очетов. Опытный российский врач на высоком профессиональном уровне провел фактически показное занятие для своего молодого коллеги.
Очередной этап учений завершен. Моряки-причерноморцы увидели себя в настоящем деле, приобрели ценный опыт взаимодействия. Впереди – еще более напряженная и ответственная работа.
 
 В Новороссийске
 
Утром 17 августа корабли ЧВМГ подошли к Новороссийску. Капризная погода внесла свои коррективы в план учений. Знаменитая бора преподнесла сюрприз – ветер достигал скорости до 20 метров в секунду. И корабли шести стран смогли ошвартоваться у причалов морского вокзала лишь вечером.
18 августа командиры кораблей во главе с командующим «Блэксифор» капитаном 1 ранга Хайдаровым нанесли протокольные визиты в городскую администрацию и к старшему военно-морскому начальнику. От имени руководства города моряков приветствовал заместитель главы администрации Новороссийска Сергей Алексеенко. Командир Новороссийской военно-морской базы вице-адмирал Владимир Рогатин также радушно встретил командиров ЧВМГ.
Первое подведение итогов совместных действий проходило на БДК «Цезарь Куников». Помимо положительного опыта совместной работы отмечался и ряд серьезных недостатков. Разговор шел корректно, но без пресловутого сглаживания острых углов.
Утром 20 августа «Эскадра общего моря» покинула гостеприимные морские ворота юга России и взяла курс на Севастополь. Морякам-причерноморцам предстояло еще пять дней напряженной работы.
 
 Воздух!
 


На переходе в Севастополь корабли ЧВМГ приступили к выполнению следующего этапа совместных учений. По одному из условных вариантов развития событий в регионе, «эскадра общего моря» подверглась нападению воздушного противника. Пара российских самолетов Су-24 МР одной из российских армий ВВС и ПВО на малой высоте произвела облет кораблей причерноморцев. На всех кораблях были проведены учения по противовоздушной обороне. В совместных действиях с моряками шести стран принял участие МПК «Ейск» и МТЩ «Валентин Пикуль» Новороссийской ВМБ.
Черноморский флот РФ предоставил на учения весьма серьезную авиационную поддержку. Для разведки и отработки взаимодействия в спасательных операциях в район учений были направлены «летающая лодка» Бе-12 и вертолет Ка-27. Кроме того, часто поднимался в воздух вертолет с фрегата УРО «Йылдырым». Функции контролера «воздушного судоходства» с высокой степенью надежности выполнил капитан Андрей Гейда.
Моряки и авиаторы получили немалый опыт решения совместных задач. И, кстати говоря, пришли к выводу, что для осуществления наведения авиации наша отечественная аппаратура связи более надежна.
 
 «Пожар» и скорая помощь
 
Оказание помощи кораблям, терпящим бедствие, считается важнейшей составляющей учений. Идея Черного моря как единого спасательного пространства, где любой корабль или судно обязаны оказать и одновременно сами вправе рассчитывать на помощь, является одной из ключевых для государств Причерноморья.
По легенде, на болгарском «десантнике» произошел пожар. Команда оказалась не в состоянии самостоятельно справиться с огнем. Первым на помощь болгарам пришла аварийно-спасательная группа российских военных моряков. Уверенно руководили действиями спасателей старший помощник командира «Цезаря Куникова» капитан 3 ранга Ларчук, капитан-лейтенант Александр Серебров, старший мичман Иван Колун. На случай выхода из строя радиостанции связь с помощью флажного семафора с нашим кораблем установил старший матрос Александр Грядов. Разведчик АСГ матрос Иван Журавлев выяснил обстановку. И дальше действия моряков были уверенными и слаженными. Отличились матросы Сергей Лычков, Андрей Стребулев, Александр Савельев, Андрей Тебеньков, Роман Баштаненко. Впрочем, действия наших спасателей облегчались тем, что болгарский корабль еще советской постройки и во многом схож по оборудованию с нашими кораблями.
Затем пришел черед БДК «Цезарь Куников» принимать помощь от турецких моряков. По сценарию учений, пожар произошел теперь уже на российском корабле, при этом получил ожоги один из матросов. «Потерпевшего» с известной долей юмора наши морячки «закамуфлировали» посредством весьма дефицитного на «единичке» в конце похода томатного соуса. Но на какие только жертвы не пойдешь ради того, чтобы все происходящее выглядело натурально! Турецкие спасатели справились со своей задачей вполне успешно. На «Куников» прибыла и группа медиков во главе с турецким военным врачом старшим лейтенантом Гокханом Арсланом. Фельдшер корабля мичман Вячеслав Юрченко сумел организовать работу коллег наилучшим образом.

23 августа корабли ЧВМГ занимались выполнением плановых упражнений, отрабатывали совместное хождение в различных ордерах в море. Около двух часов пополудни с флагманского корабля ЧВМГ турецкого фрегата УРО «Йылдырым» поступил сигнал. Потребовалась квалифицированная хирургическая помощь для грузинского моряка с патрульного катера «Диоскурия» ВМС Грузии. Наш черноморский хирург подполковник м/с Валентин Очетов вместе с фельдшером БДК «Цезарь Куников» мичманом Вячеславом Юрченко на турецком катере отправились на «Диоскурию». Затем, уже в операционной «Цезаря Куникова», оказали больному квалифицированную медицинскую помощь.
 
 В Севастополе
 


25 августа корабли ЧВМГ зашли в Севастополь. Здесь, в главной базе российского Черноморского флота и ВМС ВС Украины, и завершилось первое развертывание сил «эскадры общего моря» четвертой активации.
Командиры кораблей во главе с капитаном 1 ранга Хайдаровым нанесли визит в штаб ВМС ВС Украины. Главнокомандующий военно-морскими силами ВС Украины вице-адмирал Игорь Князь радушно принял причерноморцев. Затем с представителями «эскадры общего моря» встретился председатель городской государственной администрации Севастополя Леонид Жунько.
Уже традиционный парад кораблей в море ставит точку под «восточным» этапом «четвертого созыва» ЧВМГ. Причерноморцы «четвертого созыва» расстаются. Но лишь затем, чтобы в том же составе встретиться в апреле 2005-го. На этот раз – в западной части Черного моря, у берегов Турции, Болгарии и Румынии. Но о следующей встрече, будет уже другой репортаж, "Большой сбор "Эскадры Причерноморья".

суббота, 31 августа 2013 г.

«Дерзкий» - прорыв в НАТО



В соответствии с межправительственными соглашениями  в рамках общей политики Североатлантического блока  болгарским правительством был закуплен фрегат УРО бельгийской постройки, ранее не один год верой и правдой охранявший морские рубежи своей родины. После длительного перехода вокруг Европы экс-бельгиец прибыл в военно-морскую базу Бургас. Здесь и состоялась церемония поднятия нового флага. В ВМС Болгарии корабль получил наименование «Дерзкий». Предшественник его, миноносец «Дерзкий» (на фото), сейчас находится на вечной стоянке в Военно-морском музее в Варне, в советские времена его еще называли болгарской «Авророй».  В одной из балканских войн в начале 20 века, миноносец достойно показал себя в одном их морских боев, потопив турецкий корабль, превосходящий его по вооружению  и водоизмещению.  

Новый «Дерзкий» обладает водоизмещением порядка 2000 тонн, оснащен  французским противокорабельным ударным комплексом «Экзосет», ЗРК «Си Спарроу», достаточно современной аппаратурой радиолокации, связи, управления, его экипаж ранее составлял 152 моряка, из которых 13 - офицеры. О каких-то изменениях в штатной структуре экипажа корабля после смены «гражданства» неизвестно. В открытых источниках информации пока не поступало подтверждения того, что вместе с кораблем бельгийское правительство передало болгарской стороне ракетное оружие. Так, что в скором времени бессменный уже на протяжении пятнадцати лет флагман болгарского военно-морского флота «Смелый», отдаст пальму первенства на «Дерзкий».

В государствах западной и юго-восточной части Черного моря четко обозначилась тенденция пополнения корабельного состава за счет боевых единиц, выведенных из состава ВМС НАТО.   В декабре 2004 года президент соседней Румынии господин Траян Басеску встречал первый корабль английской постройки – фрегат УРО тип 22 «Ригеле Фердинанд». Летом прибыл и его «двойник», фрегат УРО «Регина Мария».  Ранее, немногочисленные ВМС Грузии уже принимали в свой состав патрульные катера «Кутаиси» и «Диоскурия» от, соответственно, Турции и Греции. 

По словам представителей командования ВМС Румынии, Болгарии, Грузии после вступления их стран в НАТО, именно на основе подобных кораблей будет в превосходной степени осуществляться организационный, профессиональный и технический переход на стандарты Северо-Атлантического Альянса.

суббота, 24 августа 2013 г.

Два Героя

       


В эти сентябрьские дни 2005 года полигон Опук стал берегом славы поколений, здесь строгими экзаменаторами были ветераны морской пехоты. «Отвага разбивает камень» - девиз перешел в наследство «черным беретам» еще с тех  героических времен.  Российские организации ветеранов – морских пехотинцев «Сатурн» и «Тайфун» прибыли на Черноморский флот, чтобы воочию увидеть в ратном деле тех, для кого остались по-настоящему дороги тельняшка – «морская душа» и служба в морском десанте.  Среди убеленных сединами ветеранов особый почет и уважение черноморских морских пехотинцев нынешнего поколения вызвала Герой Советского Союза Екатерина Демина.
Морской десантный полигон в районе горы и одноименного мыса Опук давно стали школой ратного мастерства для «чёрных беретов». Здесь учились морские десантники  в 70-х годах прошлого столетия, перед тем как уйти на долгие месяцы на боевую службу в Атлантический океан. В сентябре 1999 года усиленная разведывательная рота Черноморского флота, пройдя «обкатку» в здешних полевых «университетах» отправилась на Северный Кавказ, в самое горнило необъявленной войны.  А потом наступил экзамен перед памятью прежних поколений «полосатых дьяволов». Ветераны морской пехоты приехали на зачетное тактическое учение десантно-штурмового батальона героя России подполковника Владимира Карпушенко.

Шестьдесят с лишним лет назад в здешних краях шла жестокая битва. Эльтиген и Керчь познали ярость русского морского десанта и сердечную горечь от гибели  десятков тысяч воинов нашего единого Отечества. Цвет нашего народа полег в здешних местах…. Но сама природа радостью жизни из года в год  свидетельствует – не напрасны были те жертвы на Той самой страшной в истории человечества войне.   Из осени в  осень стада дельфинов как обычно охотятсясь на стаи серебристых пеленгасов. Несколько крупных рыб, как-то, даже в страхе выбросились на прибрежный песок. Между горой и бескрайним диким полем пролегло естественным барьером неглубокое соленое Узунларское озеро. Летом оно время от времени пересыхает. И его дно начинает сверкать преломленным светом в мириадах кристаллов соли. Перепелки летают в небе беспокойно, стремительные соколы настоящие властители почти по-летнему теплого воздуха в местных высотах. На земле замечаю какое-то незнакомое для себя растение с темно-зелёными листьями. Спрашиваю одного из «черных беретов» его название. Тот удивлён, как не узнать пусть и притаённый до поры в земле дикий тюльпан. По весне степные крымские просторы  покрываются алым ковром чудесных цветов. 

Но за красоту и право жить на нашей прекрасной земле, надо платить, – высокой готовностью наших эскадрилий, дивизионов и батальонов, полков и дивизий, кораблей. С тем, чтобы мир оставался неразменным богатством наших стран.
-Красиво в здешних краях, кто спорит. Молодым матросам, призванным из российской глубинки, так вообще за счастье побывать на полигоне. И в море есть возможность искупаться. Но, главное, боевая подготовка. Здесь есть все возможности ею заняться всецело, не отвлекаясь на остальные виды деятельности. Но матросы и сержанты, конечно, устают. Судите сами, боевое снаряжение пехотинца весит около 40 килограммов. Минометчики, мало того, что  переносят на себе свое штатное оружие и снаряжение, им еще требуется «поняньчить» и сам миномет. А одна только опора - стальной «диск» на  восемьдесят килограмм. 

Словом, денек побегают парни по полю, да еще на свежем воздухе, так у старшины  никаких проблем  с отбоем не возникает. Все «выключаются» едва закроют глаза. Но всем им нравится полигонное время. Интересно все происходящее молодежи, ведь  еще и находимся на берегу южного моря.   А физические нагрузки только закаляют морпеха. Потом же проблем не возникает, как уложится в норматив на марш-броске. - говорит подполковник Вадим Клименко, в Чечне он был командиром флотских разведчиков. 


Впрочем, скоро полевая жизнь черноберетной  пехоты завершится. Уже идет погрузка техники и личного состава на БДК «Ямал» и «Николай Фильченков». Симфония морского десанта ждет сигнала начала.
Ветераны, морские пехотинцы, знакомятся с новыми образцами российского снаряжения и оружия. Особый интерес вызывают автомат «Абакан», снайперская винтовка «Винторез», пистолет «Кедр», защитный комплект механика-водителя. 
Наступает звездный час крылатых пехотинцев с черноморской «пропиской». Прозрачное небо над крымским берегом расцвечивается парашютами. Разведывательная рота морской пехоты показывает высокий класс наследников легендарных пластунов,  для которых суша, море и небо – арена боя. И если морская пехота – флотская элита, то разведчики – ее гордость и гвардия особого предназначения.
Сегодня у  флота много ратной работы. В корабельных твиндеках замерли в ожидании батальон черноберетной пехоты героя России подполковника Владимира Карпушенко. В воздухе с ревом проносятся фронтовые штурмовики СУ-24. Над полем учебного боя, поднимая облака землисто-коричневой пыли, зависают вертолеты. Гидрографы манипуляторной группы  начинают выставлять подвижные створные знаки, они обеспечивают подходы десантных кораблей.
Над склоном сопки Кончекская поднимаются черные облака разрывов. Удар черноморских «соколов» точен, бомбы и ракеты накрывают цель. Теперь важно как никогда закрепить успех. Авиаторы передают огненную эстафету  морякам десантных кораблей. 


Комендоры артиллерийской боевой части БДК «Ямал» на дальнем подходе к берегу приступают к «обработке» целей огнем реактивных установок.  В настоящем бою каждый точный выстрел, каждый снаряд, попавший в цель, бережет жизни наших людей. Кому как не десантникам знать горечь потерь, им ведомы отчаянные стычки с «духами» на горных перевалах Северного Кавказа.   Подполковник Вадим Клименко, герой России подполковник  Владимир Карпушенко, майор Денис Ермишко, капитан Александр Горин и десятки их боевых товарищей   по высшей мере доказали преданность Вооруженным Силам, нелицемерную любовь к Отечеству.
Сильный боковой ветер  не позволил «Ямалу» при всем опыте командира ровно встать к берегу. Несколько мгновений командир черноморских морских десантников полковник Дмитрий Краев оценивает обстановку. Потом бросает отрывистую фразу, обращаясь к Герою России подполковнику Карпушенко: «Комбат, убедитесь на месте сами, техника пойдет или нет». Владимир стремительно, здесь солидность совершенно неуместна, проскакивает на корабль. Еще немного, он возвращается обратно, на бегу жестом показывая – все в порядке, техника может высаживаться.
Группа разграждения тем временем начинает готовить «нарезанный» участок  в инженерном отношении – расчищает подходы, разминирует. У сапера, словом, на войне, хоть и ненастоящей, всегда работы в избытке.  Первыми бой с «противником» принимают  десантно-штурмовые группы. Ратная «страда» началась. На поле, облюбованном для охоты соколами, теперь «убирается» итоговый урожай в воинской учебе.
Атака, оборона, вновь  - вперед. От жаркого солнца пересыхает в горле. Пыль забивается во все мельчайшие щели и дым не даёт дышать, камуфляжи пропитываются запахом пота и гари, лица десантников обожжены солнцем и обветрены. Но на мелочи нет времени обращать внимание. Вперед и только вперед. Острие атаки постоянно меняет направление. Огневую мощь демонстрирует зенитная самоходная установка «Шилка». Каскад боевых упражнений и тактических маневров завершается стрельбой 122-мм орудий по глади Узунларского озера. Вверх высоко вздымаются водяные столбы взрывов.

Запыленная техника и усталые люди  с поля учебного боя выдвигаются к месту сбора. Звучит команда и в строй становится весь ударный батальон.  Еще не остыли от горячки сражения бронетранспортеры, оружейные стволы накалены так, что к ним не прикоснуться. На лицах морпехов легко читается  усталость. «Полевой» месяц был труден для всех. Но сейчас каждый «черный берет» уверен в собственном владении оружием, в каждом своем товарище. И, «если завтра война», каждый способен проявить себя как настоящий воин. 
….А завершилось построение тогда уникальное встречей – Героя Советского Союза Екатериной Деминой и Героем России подполковником Владимиром Карпушенко.
-Тот самый немецкий генерал  Гудериан говорил своим воякам, инструктируя как надо с нашим братом воевать: «Русского морского пехотинца мало убить, его еще надо повалить на землю, пригвоздить штыком. Тогда есть шанс, что он не поднимется». – Герой Советского Союза Екатерина Демина говорит это с улыбкой и гордостью. Мол, вот как  нас боялся и уважал противник. Но минутой позже, когда вспоминает своих боевых собратьев, так и оставшихся  навек в земле, в бескрайних морских  просторах на той войне, роняет слезу.
Пятнадцатилетняя Катюша в июне 1941 года решила съездить к брату-летчику в западные района Белоруссии, в Коврин. Вместе с ней в поезде находились жены и дети красных командиров. Первые бомбы рокового 22 июня убили мирно спящих детей и их матерей…. Екатерина осталась жива. Но отступать в бесконечной колонне беженцев отказалась. Накануне войны она окончила курсы Российского общества Красного Креста. Медсестрой одной из частей  молоденькая еще девочка отступала с боями  до города-колыбели советской гвардии – Ельни. Здесь, на этом направлении  и получила свое первое тяжелое ранение. Потом был госпиталь на далеком Урале, как выздоровела – вновь стала в строй. Волей судьбы попала на госпитальное судно «Красная Москва» только созданной Волжской флотилии.

Кошмар Сталинграда девочки-санитарки и медсестры видели в образе тысяч и тысяч раненых, изувеченных наших бойцов. Когда немецкая авиация разбомбила нефтеналивные баржи, Волга-матушка запылала как вся наша земля. Каждый рейс на Сталинградский берег  мог закончиться смертью. Враг нисколько не обращал внимания на красные креста. Взрывной волной ее как-то сбросило в кипящую от разрывов воду. Но на судне с аварийно-спасательной подготовкой было все в полном порядке, вовремя подняли оглушенную, дрожащую от холода Катюшу на   борт. Через четыре дня она вновь начала перевязывать раненых, оказывать им медицинскую помощь.
Сколько же вы Катюша, многоуважаемая Екатерина Илларионовна спасли человеческих жизней, сколько сотен людей и поныне молятся за вас, в благодарность за великий дар в том смертоносном огненном горниле. Награда в то время регламентировалась. Лётчик-истребитель удостаивался звезды Героя за пятнадцать сбитых самолетов. Санитару надо для этого было под огнем вынести восемьдесят наших   солдат и офицеров….
Позже, в составе разведроты 369 отдельного добровольческого батальона морской пехоты Катюша дойдет до середины Дуная. Только официально будет подтверждено спасение   150 десантников. Заслуженная награда найдет ее уже в 1990-м, к 45-летию Великой Победы. Но это уже – другая страница ее боевой биографии.
В 1942-м, в дагестанском городе Каспийске, где ее госпитальное судно стояло на ремонте, Екатерина узнала о формировании добровольческого батальона. Причем в него еще надо было добиться зачисления, шли лучшие из лучших. Первый «визит» молоденькой медсестренки к грозному комбату  ковторангу Воронову завершился полным фиаско. Разговор напоминал взбучку фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова  лже-корнету Шурочке Азаровой из «Гусарской баллады» - мол,   без такой подмоги мы не перебьем Бонапарту ноги. Женщин в батальоне не будет. И точка.
Комбат потом погибнет при высадке возле Темрюка. Но сейчас он меньше всего хотел рисковать Катиной жизнью.
В семнадцать лет напористости Екатерины Илларионовны только остается позавидовать. Как только она вернулась на судно, тотчас написала письмо Верховному Главнокомандующему Иосифу Виссарионовичу Сталину. Как может меня, которая воюет с июня 41-го, не взять к себе этот капитан 2 ранга Воронов. У нас, в стране Советов, равноправие между мужчинами и женщинами, а он допускает полнейшую дискредитацию.
Ровно через месяц   пришел ответ. Не распечатывая письмо Катюша опрометью бросилась в штаб батальона. Читайте все, мол,  что Сталин ответил на тот счет, будут или нет женщины в морской пехоте.
-Пойдешь в разведроту, - сказал грозно Воронов.
-Ой, спасибо, я именно к разведчикам и хотела!
Светлая память вам, комбат.  Под Темрюком  он разделил всю трагедию судьбы своих пяти сотен павших  добровольцев. Начальник артиллерии береговых войск Черноморского флота полковник Сергей Тутуев  сейчас, слушая слова ветерана, молчит. В январе 1995-го он, старший лейтенант 699 отдельного батальона Уральского военного округа неделю дрался в окружении в Грозном. В тот горячий снег тогда легли навек сотни и сотни российских солдат и офицеров. Его друзей, тем, кому остался обязан жизнью.

В разведке свои законы, подобран особый народ. В роте  наследников легендарных пластунов было много курсантов военно-морских училищ. В 45-м, кто из них останется в живых, получат лейтенантские погоны. Юра Водолазкин и Алеша Михайлов дослужатся после войны до капитанов 1 ранга, им упадет на погоны одной звездой больше, нежели у первого комбата.
Азовское и Черные моря, Дунай, Эльтиген и  Севастополь…. Ребята в морской пехоте подобрались рослые, под два метра. Такого и на земле, как ранят,  не утащишь. А немцы на десантно-опасных направлениях в воде устанавливали в воде 6-7 заграждений их колючей проволоки. Ночью, когда не видно ни зги,   десантники цеплялись в «колючке» и гибли, не сделав ни единого выстрела. Катенька, маленькая девчушка, ножом отрезала куски обмундирования, царапаясь в кровь, распутывала  своих моряков и вытаскивала на спасительный берег. Как вы могли справиться,  такая хрупкая? Вместо ответа Екатерина Илларионовна обеими руками сжимает мою ладонь, и я поражен ее силе.
Традиция побеждать даже там, где нет шансов на победу, рождалась в тех огненных годах.  В ноябре 1944 года начались жестокие бои за Будапешт. Для поддержки  сухопутных армий моряки Дунайской флотилии высаживали десанты,  вели поддерживающий огонь, доставляли грузы.  На границе Венгрии и Югославии,  на высоком берегу воспетого в песнях Дуная, с незапамятных времён   стоит крепость Илок как ключи от великой реки. Пехота безуспешно пыталась взять  ее укрепленные за века стены. Матросская молва рассказывала потом как легенду – сухопутный прославленный генерал обратился к адмиралу, командующему флотилией за помощью.  Тот ответил – я дам вам тех людей, которые совершат невозможное.
Под покровом темноты две усиленные роты  «полосатой смерти» на шлюпках добрались до крепости. Бой был короток и жесток. Но победу в нем пришлось отстаивать на рассвете, когда немцы и их венгерские приспешники салашисты   пошли  атаку.  На исходе последней атаки всего тринадцать морских пехотинцев отбивались от сотен и сотен врагов. Погиб последний пулеметный расчет. Катюша стреляла до тех пор, пока в спину не ударила автоматная очередь….
-Я живу и радуюсь жизни за всех друзей. Иначе нельзя. И как только появилась возможность побывать на тех берегах, где навек молодыми остались мои настоящие братья, я приехала. Я достойно прожила жизнь, я стала по-настоящему счастлива в работе,  в семье, я дышу полной грудью благодаря вам, мои разведчики, мои добровольцы.
Разведка, десант, в лихих кинофильмах мало правды о той войне. Гвардии главный старшина Юрий Александрович Фомичев в составе добровольцев-тихоокеанцев прибыл на Запад, штурмовал тот самый Невский пятачок. Разведчик. Был ранен впервые под Равой Русской. Но самое страшное   ранение настигло его в корейском Сейсине. Потом было пять лет госпиталей, первая группа инвалидности. Пробовал устроиться на работу  - везде следовал вежливый отказ. Мол, люди позарез необходимы,  но как вам с таки здоровьем работать. Не выдержал однажды,  направился в райком партии. В  кабинете первого секретаря Яковлева начался разговор на высоких тонах. Отчего это вам, Юрий Александрович, да на пенсию не живется, все свои долги перед Родиной вами отданы. Я, молодой мужик, да на эти копейки как жить буду? Не кипятись, сам воевал, понимаю. Будет тебе работа, да такая, что всю жизнь благодарен будешь. На режимном заводе только-только начали  производство радиоэлектронной аппаратуры для ракетного щита Отечества. Фомичев долгие годы отработал на предприятии,  действительно, вспоминая добрым словом того первого секретаря.
Наши разведчики внимают каждому слову героя, разговор носит профессиональный характер, воинское искусство не теряет своей актуальности. На что обращали внимание при боевой подготовке? На первом месте находилось умение метать ножи, незаменимое средство для бесшумного боя. Сегодняшним морские десантники на разведвыходах оснащаются бесшумными пистолетами, есть даже арбалеты. Но все это означает дополнительный вес на выматывающих переходах, имеет свойство выходить из строя.  А простой десантный нож часто оказывается незаменим благодаря простоте и становится грозным оружием в руках мастера. На втором месте у разведчиков шло владение приемами рукопашного боя. Причем,  когда в недавние годы нас буквально захлестнул поток боевиков в стиле Джеки Чана, то он, разведчик от Бога, смеялся над гонконговской видеопродукцией от души. В бою, когда устал, когда каждое мгновение несет смерть, не до «пируэтов» в стиле киногероев. Расклад в рукопашной схватке предельно ясен прост – бей коротко, убивай с одного удара, если не надо брать в плен и «вырубай», если поставлена задача - взять «языка», чтобы немец как очухается, выдал все на допросе.
Екатерина Илларионовна с восхищением смотрит на пропыленных, еще не остывших от горячки только завершенного «боя» внуков своих дорогих разведчиков. На лицах десантников она видит то, что заметно ей одной –  решимость, уверенность, мужество. Она знает своим опытом женщины, прошедшей самые страшные испытания – «черные береты» стали достойной сменой «полосатых дьяволов» прошлой войны. И морской десант не дрогнет в бою, не проявит малодушие, не струсит. 
На то и живет в веках слава и память поколений.
 
 

воскресенье, 18 августа 2013 г.

Волго-Каспийский, «островной», судоремонтный завод: военный заказ как реклама




Из сообщений информационных агентств

 

«26 Мая 2011 года. Флагман Каспийской флотилии в июне вернется в её состав после ремонта. Сейчас корабль завершает плановый ремонт на Волго-Каспийском судоремонтном заводе, сообщает управление пресс-службы и информации Минобороны РФ по ВМФ.

 

На июнь 2011 года запланированы его ходовые испытания, после которых корабль возвратится к месту постоянного базирования».

 

Следующее сообщение:

«25 апреля 2012 года в ходе выполнения комплекса задач, включающих бой с надводным кораблём условного противника, экипаж флагмана Каспийской флотилии — ракетного корабля «Татарстан» успешно поразил крылатыми ракетами морскую цель на полигоне в акватории Каспийского моря (прим. – предыдущие ракетные стрельбы проводились в 2005 году).

 

Ракетная стрельба выполнена двумя противокорабельными крылатыми ракетами (ПКР) типа Х-35 из счетверённых пусковых установок корабельного ракетного комплекса «Уран». Надводный корабль условного противника был успешно поражен ПКР на дальности более 100 км. Противника имитировал специально предназначенный для этих целей буксируемый корабельный щит-мишень.

 

Морской полигон общей площадью 2600 кв. км, где проходили учения, был закрыт для гражданского судоходства. Задачи по закрытию полигона выполняют около 20 надводных кораблей и судов обеспечения Каспийской флотилии».

 

Ракетный корабль «Татарстан», как уже писал автор Александр Кудрявцев, весьма сложный в эксплуатации корабль. Необходимость ремонтных работ, технического обслуживания корабельной техники и механизмов здесь постоянна. Основной объем работ на «Татарстане» выполняет ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ВОЛГО-КАСПИЙСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД». Регион - Астраханская область, Камызякский район. Генеральный директор компании Шуреков Николай Александрович.

 

Немного истории. Волго-Каспийский судоремонтный завод образован в 1943 году и расположен на территории 12,08 гектар на пересечении рек Бахтемир (главный банк – или рукав, в Каспийское море) и Старая Волга.

 


Завод располагает хорошей материально-технической базой: блок цехов, состоящий из судокорпусного, механического и трубопроводного участков; малярно-деревообрабатывающий цех; изолировочный участок, кузнечный цех; электроучасток; деревообрабатывающий цех; кислородная станция; котельная на газовом топливе; автомобильный гараж.

 

Имеет квалифицированные кадры рабочих и специалистов признанных Российским Морским Регистром судоходства, Российским Речным Регистром для осуществления деятельности по ремонту и строительству судов.

 

Предприятие оснащено всем необходимым для ремонта и строительства судов, технологическим оборудованием. Имеется плавучий неавтономный шестипонтонный док, грузоподъемностью 2500 тонн, глубиной погружения 8,2 м., оснащенный портальным краном г/п 5 тонн и самоходными рештованиями, грузоподъемностью по 600 кг. Макимальная длина докуемых судов составляет 125 м.

 

Слип предприятия позволяет поднять мелкие и средние суда весом до 150 тонн.

  


 

Общая длина слиповых путей 340 м, подводных 72 м. Из прочих грузоподъемных средств имеются два портальных крана грузоподъемностью 32 и 10 тонн, козловой кран грузоподъемностью 30 тонн три мостовых крана грузоподъемностью 2,3,5 тонн.

 

Предприятие имеет опыт строительства судов речного и озерного класса.

 

С 1973 по1995 год заводом построено 101 единица судов ПТС-20 «Колонок» научно-исследовательские суда – 3 единицы, суда технического флота СТС, СВМ.

 

Предприятие осуществляет следующие виды деятельности: строительство, ремонт, переоборудование и модернизация судов различного назначения и типа, метало- и деревообработка, изготовление металлоконструкций и нестандартного оборудования, производит ремонтно-строительные работы, оказывает транспортно-заготовительские услуги и услуги складского характера, Очистка корпусов судов и их окраска соответствуют стандарту и производятся как под наблюдением, так и без наблюдения представителей иностранных и российских фирм производителей окрасочных материалов. Имеется оборудование для гидравлической и пескоструйной очистки. Имеет лицензии и осуществляет деятельность, обозначенную кодами ОКВЭД:

 

61.10.2 – деятельность морского грузового порта;

61.20.2 – деятельность внутреннего водного грузового транспорта;

61.10.3 – Аренда морских транспортных судов;

61.20.3 – Аренда внутренних водных транспортных средств;

63.11.2 – Транспортная обработка прочих грузов

 

ОАО «ВК СРЗ» является владельцем ряда судов :

 

«Деловой» - буксирный теплоход;

«Москва» - буксирный теплоход;

«БТ -185» - буксирный теплоход,

БСН-47 – несамоходное, транспортировка топлива и масла;

СПВ – несамоходное, сбор и выдача подсланевых вод.

 

Предприятие имеет лицензию Российского Агентства по судостроению на ремонт вооружения и военной техники, признание Российского Морского Регистра Судоходства за №05.60512.141 от 04.05.2005г. Российского Речного Регистра №0397-1.

 

Завод тесно сотрудничает с другими предприятиями области и России по выполнению ими услуг для ремонта радионавигационного оборудования систем автоматики, электрооборудования и других.

 

Крупнейшими заказчиками являются:

 

АО «Арктикморразведка»; г.Мурманск (суда специального назначения).

 

ООО «Лукойл»; г.Калининград, г.Астрахань, г.Волгоград.

 

ООО «Судоходная компания «АРК»; г.Москва (морские буксиры, баржи, суда специального назначения).

 

Иностранные судовладельцы Турции, Казахстана (суда специального назначения, транспортные суда).

 

Судоходные компании городов: Астрахань, Волгоград, Архангельск, Омск, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и других. (рыболовный флот, танкерный флот, сухогрузы типа Волгобалт и Амур, суда специального назначения, ледоколы).

 

Автор побывал на Волго-Каспийском судоремонтном заводе. Вниманию читателя предлагается репортаж.

 

 

«Тральщик «Магомед Гаджиев», малый артиллерийский корабль Каспийской флотилии, пограничный сторожевой корабль «Валентин Пикуль», несмотря на ведомственные различия,  сегодня стоят на соседних причалах Волго-Каспийского судоремонтного завода (СРЗ).  

 

Время, кажется, вновь возвращает к своим истокам неуклонное течение размеренной заводской жизни. В далеком 1943-м году именно здесь на одном из островов в старом русле великой русской реки вскоре после битвы за Сталинград, появились судоремонтные мастерские. Фарватеры главной водной артерии европейской части России тогда изобиловали минами. Для безопасности судоходства тральщики, их база располагалась здесь же, на острове,  работали буквально на износ, постоянно нуждались в ремонте.

 

В послевоенные годы предприятие оказалось весьма кстати для мирной жизни. Здесь освоили многие виды судоремонтных работ. Причем, начали строить и некоторые типы речных судов, те же  плавбазы для рыболовецких колхозов. С окрестных поселков из поколения в поколение приходили в цеха волжане, росли и множились трудовые династии. Астраханские профильные учебные заведения готовили для завода, впрочем, и сейчас продолжают готовить, кадры специалистов. СРЗ для жителей острова  становилось основной и, главное, весьма престижной  работой.

 

Главное преимущество предприятия, в учете специфики заказов. Прежде всего, необходимо понимать особенность деятельности судовладельцев в здешних водах. Транспортники и рыбаки выдерживают интенсивные сезонные нагрузки с тем, чтобы зимой, как Волга покроется  льдом, стать на стоянку. Наступает наиболее удобное  время для ремонта. Но опять-таки ледовый панцирь не дает возможности доковаться с использованием обычных технологий в проведении корпусных работ. Судно попросту вмерзает в лед. Вместе с тем, волго-каспийцы нашли еще много лет назад способ проведения ремонта в самый неблагоприятный период года.

 

Смысл доковой операции судна при низких температурах напоминает создание водяной чаши на поверхности льда за счет подогрева корпуса снаружи и из внутренних помещений. Безусловно, растопить весь волжский лед невозможно. Но непосредственно  возле судна или корабля для проведения необходимых работ – вполне реально. Впрочем, технологический арсенал судоремонтников на этом не ограничивается.  Здесь всегда были в чести и рабочая смекалка соединенная воедино с инженерной мыслью. Гордость профессии, такие мастера как  Геннадий Трофимов, Владимир Гранкин, начальник участка Александр Гоманов.

 

Преимущество предприятия проявились еще в 70-е годы, когда на относительно небольшом заводе был создан почти полностью замкнутый цикл производства. Причем, немаловажно, он функционировал вблизи мест постоянной приписки основных заказчиков, рыбаков и транспортников. Затраты собственно на производства свелись к минимуму. А квалификация специалистов и возможности восстановительных работ как на первоклассном СРЗ. Именно в те годы и был создан тот станочный парк, до сих пор успешно используемый по назначению.

 

-Сказать, годы экономического кризиса нас совершенно не затронули, погрешить против истины. Пришлось выживать, как и всем.  Только нас спасло два обстоятельства. Первое, сочетание цены и качества и та рентабельность, которая была заложена экономистами еще  в советские времена. А второе, для жителей островных поселков завод всегда был нечто большим, чем просто предприятие.  Здесь ведь и судьба,  и династии, и главный источник доходов для многих семей. Коллектив, главное, удалось сохранить, он наша опора, надежда на будущее. – Генеральный директор Волго-Каспийского судоремонтного завода Николай Шуреков немногословен.

 

Впрочем, здесь как раз тот случай, когда дела красноречивей любых слов. Командование Каспийской флотилией  выбор предприятия как основного для восстановления технической готовности кораблей охарактеризовало просто – надежностью и порядочностью делового партнера. 

 

Начальник блока цехов Владимир Конев более определен в своем отношении к военным заказам. Защита Родины для него отнюдь не пустой звук. Но помимо того, что примерно четверть всех работ приходится именно на корабли и суда Каспийской флотилии, морские части пограничных войск, здесь есть и сугубо профессиональный интерес.

 

Когда впервые к заводским причалам прибыл флагман Каспийской флотилии ракетный корабль «Татарстан», то при постановке в док столкнулись с его непривычной конфигурацией корпуса.  Обычно бортовые опорные клетки устанавливались по схеме с технологическим названием «мальтийский крест». Но данный способ идеально подходит для плоскодонных судов, кои предназначены для речного судоходства. А здесь, килевой, совершенно непривычный корпус. Как быть, ведь необходимо и работу выполнить в срок и не навредить, какой тогда смысл в ремонте?

 

Словом, инженерам-технологам была поставлена очередная задача. Справились. Для чего им пришлось съездить в командировку  к производителю, на Зеленодольский судостроительный завод имени М. Горького в Татарстан.  Там в конструкторском бюро совместными усилиями разработали индивидуальную схему постановки в док для кораблей данного типа.

 

Для неискушенного в кораблестроительных тонкостях человека, базовые тральщики сразу попадают в ранг «простых» в технологическом отношении  кораблей. Вместе с тем, их корпус являет собой искусное изделие высококлассных столяров-краснодеревщиков, Он буквально набирается в три слоя крест-накрест из особого качества. обработки дощечек. Причем, далеко не все породы деревьев подходят для данной роли.  Для повышения срока службы корпуса он дополнительно покрывается слоем из полимера. Когда на ремонт пришел первый базовый тральщик, то после тщательного обследования поневоле удивились.   Та часть корпуса, которая находилась в воде, оказалась в идеальном состоянии. А верхняя его часть, на стыке с палубой, прогнила.  Как производить их замену,  нашли хоть и не сразу, но надежный способ.

 

Заводские специалисты единодушны. Ремонт боевых кораблей требует высоких технологий, нестандартных решений, взаимодействия со многими контрагентами. Оттого способность предприятия восстанавливать техническую готовность кораблей ВМФ означает его высокие технологические, организационные возможности, на деле показывает уровень производства и служит для потенциальных заказчиков лучшей рекламой.

 

Так, что сотрудничество с флотом здесь ценят не только за своевременную оплату заказов».