воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Самое синее «Общее море» моё....

Весной 2001 года в Стамбуле были подписаны межправительственных соглашений по созданию Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия. Или, более известной под названием-аббревиатурой  «BLACKSEAFOR». Тогда мало кто из участников договора сил «общего моря» мог предположить, насколько плодотворна, окажется сама идея объединения в ордере Согласия шесть совершенно не похожих между собой флотов Причерноморья.  Прошлое буквально довлело над участниками отряда боевых кораблей, который через два-три года станут называть эскадрой Согласия, кораблями «Общего моря».


История слишком долго с невероятным упорством разъединяла  народы, живущие на берегах Черного моря. Во всех военно-морских музеях наших флотов в изобилии хранятся немые  свидетели прошлых конфликтов. В Стамбуле на пресс-конференции на борту турецкого фрегата УРО «Йылдырым», флагмана Эскадры Согласия-2005 журналисты обратили внимание на одну из иллюстраций  в буклете «Болгарская армия». На второй странице  юбилейного сборника была опубликована фотография взятия болгарами одной из турецких крепостей в ходе балканских войн начала 20 века.  Победители там стояли на телах побежденных. К чести турецкой стороны, они достаточно корректно отреагировали на снимок – дескать, в нашей истории есть неприятные и жестокие страницы. Но все подобное необходимо оставить в прошедшем времени.

В центре Варны до сих пор находится как памятник миноносец. Почти столетие назад он открыл  свой боевой счет потопление турецкого корабля. Но в музее ВМС Болгарии есть и немало свидетельств боевых действий против русских и советских кораблей в годы первой и второй  мировых войн. Один из румынских тральщиков – «Лейтенант Николеску», назван в честь героя войны с Турцией. В военно-морском журнале «Флот Румынии» регулярно публикуются исторические снимки.  Картины быта хорошо известной ветеранам советского Черноморского флота субмарины «Дельфинул», чередуются с фотографиями ведения огня береговой артиллерии ВМБ Констанца по  лидеру «Москва». Почти бессменный участник ЧВМГ корвет «Контр-адмирал Хорио Мачеллариу» ВМС  Румынии назван в честь высшего румынского высшего офицера, который три года небезуспешно вел боевые действия против советского Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны. Впоследствии он  был осужден судом военного трибунала. Но вскоре после смещения с должности и суда над бывшим президентом Румынии Чаушеску на волне реабилитаций был восстановлен в чинах и наградах, правда, посмертно.
В Аджарии, в Батуми, люди помнят, был период, когда их благословенная земля находилась под турецким владычеством. А само название города российского причерноморского города Геленджик говорит об его основании  в эпоху рассвета Блистательной Порты. И лишь силой русского штыка эти земли вошли в состав Российской империи.
Впрочем, история – наука точная, богиня Клио не знает сослагательного наклонения. Также точно она фиксирует все события, начиная от войн, заканчивая примерами, когда прежние противники становятся союзниками. В частном разговоре турецкий лейтенант Бюлент Улкосай показал мне довольно потрепанный томик биографии первого президента Турции Ататюрка Кемаля.  Где отдельной строкой говорилось  о поддержке советским правительством турецкой республики.  В 1921 году делегация турецкого правительства совершила визит в Москву. И её результатом было предоставление Россией военной помощи только что образованной турецкой республике. Причём, тогда речь зашла именно о том, что объединят или разъединяет наши  народы в современной истории.
Болгары вполне искренне высказывали благодарность россиянам за освобождение от османского владычества, старшее поколение даже с некоторой ностальгией вспоминало тесные связи времен СЭВ и Варшавского договора. На приеме в Констанце ко  мне подошел в прошлом заместитель командующего ВМС Румынии и на чистом русском стал рассказывать насколько «плотно» было взаимодействие наших флотов в «эпоху Чаушеску». Кстати, сейчас он представитель известного российского производителя спортивного и охотничьего оружия в Балканских странах.  
Словом, история дает нам примеры  как непримиримой – казалось – вражды, так и поддержки, дружбы и взаимного сотрудничества. Словом, оглянись назад, и сможешь на любой аргумент «за» или «против» единства Причерноморья найти несть числа примеров. Вопрос лишь в том, через какие фильтры пропускать нашу историю. Или – воспринимать ее вне политических веяний современности, а жить реалиями настоящего, прагматичными понятиями современного мира.
В современном потоке политической и экономической жизни в государствах Черноморского региона по-прежнему скрыто немало подводных  камней. Сегодня непросто, конфликтно,  вплоть до вооруженного противостояния, строятся взаимоотношения России с Грузией. В 2009 году от ВМС Грузии в учениях ЧВМГ принял участие патрульный катер «Сухуми». Во всех эволюциях в море и на всех учениях он полностью был обособлен от российского корабля-участника именно по инициативе грузинской стороны.  Румыния через международный суд в Гааге оспорило права Украины на природные ресурсы континентального шельфа в северо-западной части Черного моря. Есть и противоречия, и немалые, между Россией и Украиной.
Определенные круги в Турции оказывают поддержку боевикам на Северном Кавказе. Представители посольства России в Турции неоднократно предъявляли местным властям турецкие  паспорта убитых в Чечне боевиков. Ответ их, как правило, вполне логичен: мы не несем ответственности за частные действия свои граждан на территории других государств. А сепаратизм, несомненно, осуждаем. Со своими курдами  проблем вполне достаточно. 
Очередные выборы в парламент Болгарии показали о появлении в стране новой, организованной силы  -  союза этнических турок.  Оппоненты по предвыборной гонке открыто обвиняли их лидеров в том, что они получают помощь со своей исторической родины. О подобной поддержке крымским татарам немало говорилось и  в российско-украинской прессе. В данном контексте необходимо помнить насколько неоднородно само турецкое общество по национальному составу. Так совершенно случайно в ходе непринужденной беседы выяснилось, семейные корни механика турецкого фрегата УРО «Фатих» находятся на Кавказе. После присоединения к России  новых земель  в середине 19 века его предки-черкесы покинули родину и поселились в Блистательной Порте. В таких условиях всегда есть благоприятная почва для реваншистских настроений.  Турция как страна с преимущественно мусульманским вероисповедованием населения  в известной мере подвержено фундаментализму. В том же Эрегли, последнем порте захода эскадры «Общего моря» российским морякам в одном из магазинчиков предложили брошюру на русском примерно следующего содержания. Мол, вы, православные христиане не предполагаете, насколько правильна мусульманская вера. А когда узнаете, тотчас обратитесь к Корану. Отсюда вполне понятно, откуда образуется почва в Турции для поддержки сепаратизма в России на Северном Кавказе.
Вместе с тем неоспоримы и факты  теснейшего сотрудничества. Россия и Болгария после многих лет договорились о строительстве нефтепровода Бургас-Александропулос, в обход проливов Босфор и Дарданеллы.  Товарооборот между нашими странами постоянно увеличивается.  Сегодня даже идет речь о начале переговоров о поставке российской авиационной технике для турецкого оборонного ведомства.  Не могут не импонировать высказывания политических и военных руководителей Анкары о прекращении американского присутствия в зоне Черного моря. «Только народы, населяющие берега нашего древнего моря вправе заботиться о собственной безопасности». – Такая точка зрения неоднократно звучала как с официальных трибун, так и в приватных беседах в ходе всех активаций Черноморской военно-морской группы.
Следует также заметить, в последнее  время все чаше звучит мнение критиков искренности намерений турецкой стороны объединить в деле безопасности на море все страны Причерноморья. Внешний антиамериканизм официальных турецких деятелей носит вполне прикладной характер. Когда речь доходит до заявлений вроде «вытеснить янки с Черного моря», следует помнить о финансовом и военном могуществе США. И не Блистательной Порте, страны с безусловными показателями экономического роста, «бороться» со «звездами и полосами». Вашингтон, исходя из оценки ситуации,  попросту передал Причерноморье под контроль одной из стран Североатлантического блока с более чем полувековым стажем – Турции. Но заведомая договоренность ситуации великолепно используется для роста популярности правительства, президента, для подъема национального самосознания. Причем, политические дивиденды Анкары от демонстрации сближения с Россией весьма высоки. На той же встрече в Сочи президентов России и Турции помимо ряда принципиальных заявлений не было подписано ни одного договора или соглашения. А возможность взаимного сотрудничества в области поставок и производства вооружений пока и вовсе загоризонтная перспектива.
Пока налицо лишь явное желание турок доминировать в регионе. Но оно наталкивается на Россию и традиционно её высокое влияние в регионе. Кроме того, Болгария и Румыния занимают осторожную позицию относительно сотрудничества с Анкарой. И не считаться с ними их оппонент на берегах Босфора не может. Так уж выходит по срокам, что в Европейский Союз София и Бухарест при любом раскладе ситуации вступят намного раньше Турции. А какую позицию они займут  относительно своего соседа по Причерноморью, во многом будет зависеть от самих турок.
Кроме того, в 1998 году между странами южной Европы были подписаны ряд соглашений о региональном сотрудничестве. В военной сфере они выразились в создании целого соединения – южно-европейской мотопехотной бригады, штаб которой сейчас расположен в Констанце. В том случае, если Турции станет слишком явно стремиться господствовать в регионе, то Болгария и Румыния присоединится либо к международной программе обеспечения  безопасности на море «Эктив Индевер». Либо они, вполне возможно, попытаются  создать нечто схожее с ЧВМГ в рамках соглашений между странами южной Европы. Тем более что с 1999 года в рамках той же межнациональной бригады уже накоплен опыт в совместном командовании, в участии в миротворческих  операциях. От общих действий на суше страны Южной Европы вполне в состоянии перейти  к планированию и осуществлению операций по поддержанию режима безопасности на море. 
В таких условиях схема «BLACKSEAFOR» пока представляется единственно правильной в условиях всех существующих противоречий между странами-участниками соглашений. И благодаря именно  соединению всех векторов в одном направлении одновременно устраивает  Россию, Украину, Грузию, Болгарию, Румынию и Турцию.  В августе 2005 года, в турецком порту Эрегли автор  задал вопрос  командующему Ч ВМГ-2005, капитану 1 ранга Александру Мыршу (ВМС Румынии) - насколько идея «BLFCKSEAFOR» оказалась жизнеспособной?
-Под флагом румынской стороны   корабли военно-морских сил собираются уже в пятый раз. Если до прошлого года мы однократно развертывались и участвовали в совместных тренировках и учениях в море в течении примерно месяца. То с 2004 года ситуация изменилась. Активации разделились на два этапа – летний и весенний. Сегодня под флагом ЧВМГ собралось пять кораблей, 713 офицеров, петти-офицеров (мичманов), матросов. Нами в едином ордере пройдено 1590 морских миль. «BLFCKSEAFOR» совершил заходы в Констанцу, Варну, Эрегли. Поочередно над нашими кораблями поднимались флаги стран визитов – Румынии, Болгарии,  Турции. Всего же с 2001 года в состав ЧВМГ направлялось более тридцати кораблей, причерноморцами в полной мере себя могут называть около четырех тысяч военных моряков шести стран. У нас, в Румынии есть корабль – ветеран ЧВМГ, корвет «Адмирал Хорио Мачеллариу», он четыре раза участвовал в международных учениях. Для украинского корабля управления «Славутича» данное развертывание также далеко не первое. Фрегат УРО «Фатих» ВМС Турции был в первом составе нашей общей «команды» еще в 2001 году.

Сегодня есть все основания утверждать – опыт создания и совместной работы в море единой группы боевых кораблей оказался далеко не пустой затеей и бессмысленной тратой денег. Рост мастерства и непрерывное совершенствование  проводимых маневров, постоянное усложнение выполняемых задач очевидны. Другое дело, насколько повысилась наша готовность продвинуться вперед, усовершенствовать учения и добиваться более значимых целей. Здесь должен применяться  принцип «step by step» - шаг за шагом.

На мой взгляд, есть политическая основа для существования группы кораблей черноморских стран. Все страны Причерноморья желают жить в мире и процветании. Морская составляющая экономики слишком значима для Украины, Турции, Румынии, Болгарии, России, Грузии.  И мореплавание, перспективные отрасли нефтегазодобычи в континентальном шельфе следует сделать максимально безопасной как от угроз террористических атак, так и от возможных ударов стихии и техногенных катастроф. Сделать же в данном направлении предстоит еще очень и очень многое, чем явно выходящее за границы Черноморской военно-морской группы оперативного реагирования.

Мнение румынского «COMBLFCKSEAFOR» явно перекликается со словами грузинского командующего  ЧВМГ капитана 1 ранга Геннадия Хайдарова. На вопрос – чем  актуальность для причерноморских стран многонационального военно-морского объединения, он охарактеризовал ситуацию следующим образом

-Впервые в своей многотысячелетней истории военные моряки всех народов стран, расположенные на берегах древнего моря, одной из колыбели цивилизации,  ходят вместе по черноморским просторам в едином ордере Согласия. Мне хочется верить в одно, наши усилия не окажутся напрасны. А   «БЛЭКСИФОР» переживет надолго первых своих участников.

Моряки во все времена выступали в роли  первых народных дипломатов. Именно служителям морской стихии легче всего  находить общий язык.  Если удается договориться на нашем уровне, то Причерноморье получает великолепный шанс объединить усилия во имя единых целей. А они есть, важные для безопасности и экономики всех стран. Судите сами. Только в порты родной моей Грузии заходит ежедневно от 3 до 5 судов. За год данная цифра составляет более тысячи. Стамбул, со мной согласится даже несведущий человек, морской транспортный узел мирового значения.

Одесса, Новороссийск, Бургас, Варна и Констанца при не всегда схожей структуре грузооборота объединены одним общим знаменателем – они приносят значительные доходы в бюджет своих государств, здесь созданы десятки и сотни тысяч рабочих мест. Любая нестабильная ситуация на морских коммуникациях способна привести к нежелательным последствиям, к финансовым потерям. Для Грузии, которая пережила две войны, любая нестабильность будет восприниматься очень болезненно. Вы были в Батуми, воочию могли убедиться, единственное успешно работающее предприятие города и региона – морской порт. Он дает нам жизнь, вселяет надежду на лучшее будущее. 
Мы живем в  эпоху, как говорят политологи, асимметричных угроз. Мир после трагедии  11 сентября действительно, изменился. Всем нам предстала  со всей очевидностью истина, что от терроризма не  спасают барьеры национальных границ. Помните, как сказано у великого писателя  «не спрашивай, по ком звонит колокол, колокол звонит по тебе». И только единство людей доброй воли способно  остановить  угрозу.  Грузия, Россия, Турция на себе не раз прочувствовали террористические атаки.
Пример с захватом пассажирского теплохода «Аврасия» в 1996 году более чем убедительно доказал, на море угроза актов бесчеловечности столь же реальна, как и в воздухе, так и на земле. Наш регион не застрахован от угрозы. Более того, так сложилось, преступные синдикаты избрали Причерноморье в качестве пути для переброски оружия, наркотиков, нелегальных мигрантов – а если называть вещи своими именами, то рабов 21 века.
Создание надежного заслона на морских рубежах сейчас как никогда необходимо.  И практически все страны региона предпринимают в данном направлении те или иные меры. В Турции подобная программа, например, получила название «Черноморская гармония». Время разрозненных усилий как эффективного средства борьбы с угрозой без границ безвозвратно ушло в прошлое. Страны Причерноморья обладают достаточными военно-морскими силами. Но главное, появилась общая добрая воля объединиться для достижения конкретной цели, для безопасности мореплавания в регионе.  
Совершенно естественно  стремление народов Черного моря контролировать   ситуацию в своих «внутренних» водах. Для этого есть все необходимые условия. Каждая очередная успешная  активация говорит в свою пользу убедительней всяческих слов. Другой аспект проблемы, насколько государства Причерноморья сегодня подготовлены к движению вперед к единству.
Несколько последних месяцев произвели значительные изменения в систему безопасности мореплавания в Причерноморье. Еще весной турецкой стороной предлагалась   идея операции «Черноморская гармония», предполагающая контроль за безопасностью  судоходства. Сейчас она приобрела реальность в виде первых, пока еще робких шагов - совместных учений по контролю над судоходством в районе Босфора. Для Анкары «Гармония» весьма важна. Турецкие военные с ее помощью предполагают в частности перекрыть поставки  оружия курдским сепаратистам в районе юго-восточной части Черного моря. Россия согласилась примкнуть к программе. И в скором времени вполне возможно на ВМБ Турции в Эрегли начнет нести дежурство и российский корабль. Болгария пока находится в стадии принятия решения относительно «Гармонии». Румыния, по всей видимости, не поддержит новой программы как не вполне отвечающей собственным ее интересам.
При всех нововведениях «BLACKSEAFOR» остается наиболее общей программой регионального сотрудничества именно в силу своего широкого спектра задач. Ведь, начиная от создания барьеров против террора, ЧВМГ ставит перед собой и гуманитарные цели, отрабатывает поисково-спасательные операции. И здесь далеко не полный спектр возможностей программы ордера Согласия. В чем его и отличие от узконаправленных операций «Черноморская гармония» и «Черноморское партнерство», которые предлагаются турецкой стороной. Опять таки в силу некоторой «тесноты» предлагаемого «кафтанчика», если позволить себе некоторую образность.
Так, что виват, корабли Согласия!

Стражи мира на Великой реке


Из характеристики на капитана 2 ранга Михаила Молчанова по результатам полутора лет пребывания в составе миротворческого контингента ООН в Демократической республике Конго (ДРК):

«Narrative Assessment of Performance:

Lieutenant Commander Michael MOLCHANOV is ending his tour of duty of 18 months in the DRC (капитан 3 ранга Михаил Молчанов завершает выполнение своих 18-месячных обязанностей в ДРК).

During first twelve months Michael was serving as Riverine Representative at KISANGANI to facilitate administrative matters regarding all MONUC vessels coming in or leaving the port. As soon as he was first Riverine Representative Lieutenant Commander Michael MOLCHANOV had to organize the coordination among many branches of KISANGANI Sector and hand-by-hand work with the MONUC Riverine Office in KINSHASA. In this position his performance was highly appreciated.

(Пер. - В первые двенадцать месяцев Михаил служил  речным представителем миссии ООН в Кисангани. В его обязанности входило обеспечение административных вопросов, касающихся всех судов миссии ООН. Поскольку он был первым речным представителем ему пришлось организовывать взаимодействие среди многих структур, действующих на территории сектор, тесно сотрудничать с речным офисом миссии ООН в Киншасе. В данной позиции Михаил Молчанов получает высокую оценку.)

As Michael MOLCHANOV was granted an extension for 6 months he was posted as Team Leader onboard one of the escort/patrol vessels. His professionalism and dedication to this new function are worthy mentioning. From November 2002 to February 2003 he had been particularly overloaded as the vessel under his command conducted almost all escort missions of MONUC and humanitarian convoys from Kinshasa to KISANGANI. 

(Пер. - После продления срока пребывания в составе миссии ООН на 6 месяцев, Михаил  был назначен старшим эскорта. Его профессионализм и полная самоотдача в интересах дела заслуживают особого упоминания. С  ноября 2002 по февраль 2003 годов он был особенно загружен работой, так как судно под его командованием провело почти все эскорты и гуманитарные конвои от Киншасы до Кисангани миссии ООН в Конго.)

Lieutenant Commander Michael MOLCHANOV is an intelligent and courteous officer and I was indeed pleased to work with him».

(Михаил Молчанов интеллигентный и бравый офицер и я доволен  совместной с ним работой).

Подпись – Али Миса Сол, звание – капитан 2 ранга, должность – руководитель речных операций.

-Али Миса Сол – чернокожий мусульманин, свято исполняющий все намазы. Один раз даже немного удивился. В полдень, сидим вместе в офисе. Ведём важный разговор. Он просит что-то набрать на компьютере. Отвлекаюсь буквально на минуту, потом оборачиваюсь, надо было что-то уточнить. Али уже молится…. Впрочем, на наши взаимоотношения, работу  и профессиональные качества различие вероисповедования не оказывало ни малейшего влияния, - говорит капитан 2 ранга Молчанов. Командировка в  сердце Африки завершилась для него чуть более года назад.
Много ли в России известно об одной из самых обширных по площади стран Африки? Пожалуй, нет. Если опросить среднестатистического россиянина  на предмет владения «конглозийской» тематикой, то ответ будет примерно следующим: знаю о Патрисе Лумумбе, первом президенте Конго, он «увековечил» своим именем университет Дружбы народов. Более «продвинутые» знатоки географии добавят о сугубо тропическом климате страны и огромных залежах полезных ископаемых.
Веками богатейшая земля «чёрного континента» находилась в колониальной зависимости от Бельгии. В 1960-м, в так называемом «годе Африки» Конго обрела независимость. Но мир отнюдь не сам пришёл на землю, расположенную в сердце Чёрного континента.
Нефть, золото, алмазы стали весьма привлекательным поводом для многих кампаний во вмешательстве во внутренние дела тогдашнего Заира.  Поддержка сепаратистов, представителей множества различных народностей и племён, привела к постоянной череде внутренних конфликтов и столкновений с правительственными войсками. Подчас, дело доходило до курьёзов. Едва геологи разведают месторождение, скажем, нефти возле  какой-то деревни, как она превращается в «населённый пункт»  на картах вооруженных формирований. И за контроль над ним начинают воевать между собой правительственные и сепаратистские подразделения.
Восток Конго в 90-х годах   прошлого века буквально на куски разрывали между собой бесчисленные вожди и князья. Наиболее непримиримыми здесь считаются партизаны май-май. У них реноме непримиримых, кои борются против всех – правительства, иностранцев.  Соседи, не в меру воинственные Руанда, Уганда и даже Танзания – алчно взирали на богатейшие природными ресурсами территории. Джунгли превратились в арену партизанских боёв. Земля начинялась под «завязку» минами. Точное число погибших местных жителей, пожалуй, уже никто не узнает. «Под автомат» в конфликтах даже вставали 12-13 подростки.
Любая война в конечном итоге приводит противников к миру. И как иначе? Автоматами и гранатомётами невозможно вспахать и засеять землю. А танки и бронетранспортёры мало подходят для использования в качестве зерноуборочных комбайнов и тракторов. Богатейшие недра Конго, оказалось, невозможно разрабатывать под грохот взрывов снарядов и мин. Вчерашние непримиримые враги обратились в организацию Объединённых Наций с просьбой помочь в прекращении конфликта. В 2000 году, после соответствующей резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, в «демократической» и многострадальной Конго  появились миротворцы из сорока семи стран мира. 
«Объединённые нации» сплотились между собой  вскоре после самой страшной войны в истории человечества. И если невозможно жить на нашей планете вне противоречий и столкновений интересов между народами – считали основатели ООН, то надо решать их вне плоскости вооружённой борьбы, мирным путём. Миротворцы  первым делом сделали всё для разделения сторон конфликта. Для  соблюдения соглашения о прекращении огня  в Конго были созданы командование миротворческих сил ООН, территориально разделённое на четыре сектора. Управление одного из них – второго, где находился Михаил Молчанов,   находится в Кисангани, в городе на востоке. На тот время им руководил офицер в чине полковника из Берега Слоновой Кости. ООН старалось по вполне понятным причинам в наибольшей степени использовать африканцев для разрешения конфликта. Всего в Конго находится порядка тысячи миротворцев в погонах, офицеров из сорока семи стран мира.
Всё ли происходит просто на земле недавнего конфликта? Год назад на мине во время патрулирования погиб миротворец из России. Румынский офицер получил ранение. Хороший знакомый Михаила во время очередной инспекции попал под перекрёстный огонь. Деревня на линии разделения по какой-то причине потребовалась  правительственным войскам и повстанцам. Вооружённые люди буквально держали ооновцев на прицеле автоматов, грабили. «Экспроприированные» повстанцами часы затем пришлось банально выкупать.


Другой вопрос, как возможно помочь правительству накормить и обеспечить всем необходимым население? За годы войны и без того бедная страна буквально обнищала.  О медицинской помощи  и врачах ведали лишь жители столицы и крупных городов. Речь шла уже не о нелепом «приобщении к демократическим ценностям», навязчивой идее тех же американцев и англичан. Люди «великой реки» ведь просто есть. Зарплата в 20 долларов даже в столице считается весьма приличной. Словом, необходимо было немедленно оказать помощь народу Конго в восстановлении сельского хозяйства и промышленности. Особенно в восточной части страны. Ведь именно здесь шли наиболее ожесточённые бои.
Амазонка, Дунай, Нил, Волга, Конго, Енисей, Обь – величайшие реки мира. Каждая из них играет  в экономике государств, через которые они протекают, огромную роль. Но для непроходимых центральноафриканских джунглей, в условиях практически полного отсутствия дорог, река – единственная транспортная артерия, настоящая дорога жизни. На  лодках здесь перевозится значительная часть грузов внутри страны. Для жителей прибрежных деревень в водах Конго  сосредоточена  сама жизнь.  Основная их пища – рыба. Первейший  в рационе конголезийцев продовольственный злак – рис, также невозможно вырастить без  полноводной реки.
Бассейн Конго по площади превосходит  все реки мира. «Соревнование»    проигрывает даже Амазонка. В сезон, в своё половодье Конго разливается на десятки километров, роднясь размерами с морем. Мощное течение несёт к океану в своём потоке огромное количество водорослей – местное название конгвэсика. Из столь необычного строительного «материала» рождаются целые плавающие острова. В бесчисленных ручьях и речках, впадающих в русло-стержень, водятся крокодилы. Судоходными здесь традиционно считались два участка. Первый, протяжённостью 1739 километров, от столицы страны Киншасы до административного центра провинции Кисангани. Далее начинались непреодолимые пороги. Второй, 310 километров – между  городками Убунду и Кинду.
Война сделала судоходство невозможным. Люди начали испытывать страх перед привычным для себя путешествием по реке. Многочисленные отряды «оппозиционеров» к чужой собственности стали здесь настоящими хозяевами. Миротворцам было поставлена задача: восстановить жизнь на главном транспортном пути Центральной Африки.  От решения транспортной проблемы зависело возрождение экономики. Для восстановления, организации охраны и решения всех спорных вопросов в области судоходства  был создан речной департамент миссии ООН. В речной департамент (Riverins Sections of MONUC) отбирались, прежде всего, военные моряки. Неологизм по-ооновски: они сами себя стали называть «риверинами» по отдалённой аналогии с «маринс».
Эскорт, конвой – подобные слова рождают мысленные образы мощных боевых кораблей,  быстроходных катеров, кои защищают караваны судов.  В сердце Африки, возле самого экватора всё выглядело совершенно иначе, чем в годы войны в той же Атлантике. Относительно небольшие баржи с грузом идут по бескрайней реке. Сзади их толкают буксиры под флагом ООН с надписью: «UN» и порядковым номером. На берегах, в деревнях на конвой взирают с удивлением сотни и сотни местных жителей.    Суда ООН потом буквально атакуются любопытными на лодках. Они предлагают какие-то свои экзотические товары – рыбу, поделки из красного дерева, статуэтки, даже живых  крокодилов и обезьян. Аборигены с восхищением стоят босыми ногами на раскалённом солнцем железе палубы. Людям первобытного общества в диковинку видеть металлического пришельца из неведомого для них мира машин, компьютеров и Кока-колы.
Старший конвоя - ооновец в необычной для здешних «краёв» форме, в кремовой рубашке, с российскими знаками различия. Капитан 3 ранга Молчанов  в общей сложности пять раз проводил суда по замирённой реке. Обязанности довольно просты: довести грузы без потерь до конечной точки назначения. Только.…Надо пройти по местам недавнего вооруженного противостояния, суметь решить возникающие спорные вопросы. В первый раз поражало полное отсутствие какого-либо движения на реке. На той же Волге катера и лодки буквально наполняют  прибрежные воды. Здесь люди еще пока боятся вернуться  в привычный многим поколениям мир реки. Еще свежи в памяти бои, гибель и разграбление…
-Во второй раз шёл по реке и уже наблюдал совершенно иную картину. Множество  маленьких лодчонок и больших лодок следовали с грузом вверх и вниз по течению. Караван ООН для жителей реки был, скорее сигналом и добрым знаком для возрождения прежней, мирной, жизни. – Вспоминает капитан 2 ранга Михаил Молчанов. – А вообще, природа там, конечно, красивейшая. Один закат над рекой только чего стоит.… Насчёт же безопасности всё решалось через переговоры с местными вождями, представителями правительства. Для охраны с нами следовало всего одно отделение уругвайцев. Интересные ребята. У каждого непременный термос с национальным чаем, у нас его ещё называют матэ. Так они даже оружие не расчехляли. Авторитет ООН поддерживается чем угодно, только не силой штыка.
Офицерская стезя бывает весьма необычно. В 1991-м, когда поступал заочно в Военный Университет на факультет военных переводчиков, Михаил и предположить не мог, где будут востребованы его  лингвистические познания вкупе с профессиональным владением основами гидрографии. В 2000-м он получил предложение стать одним из кандидатов для выполнения задач в составе миротворческого контингента ООН. Потом из москвского представительства ООН пришло сообщение – ваша кандидатура, господин капитан 3 ранга, утверждена на самом компетентном для подобных решений уровне. Потом были специальные двухмесячные курсы в подмосковном Солнечногорске. И вскоре  Михаил оказался на самолёте, который летел в Киншасу.
…Караван медленно идёт по реке.   В первый день Михаил и капитан судна столкнулись с проблемой, на каком языке общаться друг с другом. Местного языка со звучным названием лингала Молчанов не знал. Зато владел английским, по определению - международным и универсальным.  Судоводитель  о том даже не догадывался, поскольку на земле бывшей бельгийской колонии из европейских языков в ходу был французский в соответствующем, бельгийском «варианте». А согласно правилам Михаил был обязан ежедневно докладывать в центральный офис о пройденных милях пути, запасах масла и топлива, наличии продовольствия. Битый час русский и конголезец пытались понять друг друга, пока не пришли к общему знаменателю благодаря невероятной смеси из слов, жестов. Потом всё стало на свои места, определилось. И языковой барьер не стал препятствием в выполнении миссии.    Главное ведь добрая воля людей сделать общее дело.
Впрочем, без курьёзов в стиле кинокомедии «Полосатый рейс» дело не обошлось. Вначале перехода по реке Михаил  опять-таки с помощью жестов, мимики  и нескольких знакомых слов попросил чернокожего повара-кока приготовить салат из помидор, огурцов и местной зелени, а картофель – отварить. «Властитель камбуза» согласно покивал – дескать, всё понял. Перед обедом, по какому-то наитию, Молчанов заглянул на камбуз. И увидел, как в кастрюле салат  вперемешку со «вторым хлебом» ставится на плиту.  Перспектива отведать «чуда» кулинарии – варёных огурцов вперемешку с бататом и помидорами – Михаило, ясное дело,   не прельщала. И на будущее он предпочитал готовить сам.
С уругвайцами как-то состоялся интересный разговор. Рота из южноамериканского государства под командованием капитана 2 ранга предназначалась для  обеспечения речных перевозок. Техника подразделения была преимущественно российская – бронетранспортёры, «Уралы». Оказывается, в столице, в Монтевидео, проживает большинство населения страны. Армия и военно-морские силы в Уругвае небольшие по численности.  На вооружении находятся, в том числе и боевая техника ещё советского производства. По все видимости, её закупки производились в ФРГ после прекращения существования Германской демократической республики. Вооружённые силы Уругвая формируются на  профессиональной основе. Предельный возраст пребывания на военной службе – 63 года, одинаков и для солдата и для полковника. Генералам разрешается уволиться в запас в 64 года. И уругваец был даже удивлён, мол, зачем после стольких понесённых расходов на обучение и содержание ваше правительство, Михаил, увольняет вас в 45 и 50 лет. В России, наверное, много денег? Кавторанг у себя на родине  получал оклад где-то в пределах 800 долларов. И заграничная командировка для него и подчинённых явилась хорошим подспорьем в упрочении материального благосостояния. За выполнение обязанностей в составе миротворческого контингента предусматриваются дополнительные выплаты, командировочные. Квартирный вопрос уругвайские военные решают благодаря системе кредитов и государственного жилья. Понятное дело, при погашении кредита льготы строятся в зависимости от срока службы.

Понятное дело, денежное довольствие тех же уругвайцев, не говоря уж о  россиянах, несравнимо с теми же норвежцами. Офицеры в подполковничьих званиях земли древних викингов ежемесячно «благодетельствуются» в сумме, эквивалентной 8000 у. е. И потомки норманнов отнюдь не горят желание служить во благо мировой цивилизации за дополнительную сумму меньше, чем восемь тысяч долларов.    Причём при обязательных десяти оплаченных отпуска на родину в течение года. А тот же билет из Киншасы до Осло обходится финансистам «единых наций» в сумму порядка 2500 «баксов».
Уважение жителей реки к судам мира прибавилось после нескольких случаев, когда их экипажи снимали с мелей лодки с десятками людей. Один раз пришлось поработать без малого шесть дней. Настолько прочно в «села» в илистую  отмель лодка.
Позже, капитан 2 ранга Михаил Молчанов посчитает: сколько километров пути он пройдёт  по Конго. На «лоте» получится порядка восьми тысяч километров. Или, – 2000 лье.  Если перевести  в предпочитаемые  Жюль Верном единицы измерения. Сказать, что подобные «вояжи» прошли в стиле увеселительных путешествий…. Только тропическую лихорадку пришлось перенести несколько раз. Жара, антисанитария, напряжение переговоров – все с лихвой довелось испытать на конвоях по великой реке.
Столь необычная на африканском континенте табличка «Русский дом» с флагами России и Украины была почти в торжественной обстановке водружена над домом, где проживали украинцы и россияне – гражданские авиаторы, военные, врачи. Причем, изготовил её полковник – представитель украинских Вооружённых сил. Сегодня он служит  в Генеральном штабе ВС Украины. Кстати, другой полковник-украинец Виктор Благов после своей командировки в Конго он получил назначение в аппарате Президента Украины.
Славяне – белорусы, русские украинцы – старались селиться вместе. Делить кров с представителями других культур не всегда приятно из-за многих различий в образе жизни, кулинарии, традициях и в языке. Старались жить небольшими общинами.
Впрочем, под категорию «русский» в Центральной Африке почти с лёгкостью вписался одновременный гражданин Израиля и США по имени Михаил, выходец из Союза. Среди его «подвигов» на благо «Русского дома» значилось «добыча» в конце марта на общий стол семи килограмм клубники. Что даже в условиях местного климата надо было ещё умудриться сделать. Первого апреля – не шутка! – Михаил даже варил клубничное варенье. Готовили в основном сами. Продукты на тот же борщ или оливье можно было достать здесь без особых трудностей по довольно небольшим ценам. Украинские пилоты снабжали «общинников» чёрным хлебом, национальной гордостью – салом, «Медовой с перцем» из Немирова. 
Славяне дружили с владельцем небольшого ресторана, греком по национальности. Тот уже лет двадцать как обосновался в Конго, женился на местной темнокожей красавице.  На свои деньги и на добровольные пожертвования  грек восстановил небольшой православный храм в стиле, принятом на земле древней Эллады. Там, даже внутри были предусмотрены длинные ряды скамеек. Правда,  настоятеля не нашлось. В отпуске Михаил зашел в Севастополе во Владимирский собор. Батюшка  внимательно, с пониманием отнёсся к просьбе миротворца – подарил церкви «без пастыря» икону с дарственной надписью: «В дар православному храму города  Кисангани от  Владимирского собора Севастополя, усыпальнице адмиралов».  
Там, вдали от родины,  людей объединяли родной язык, общая история. Семья волонтёров-врачей из Таджикистана отмечала со всем «Русским домом» и 23 февраля, 1 Мая, День Победы. И – день Военно-морского флота, как дань  уважения  нашим морякам. Кроме капитана 2 ранга Молчанова здесь ещё были капитан 2 ранга Борис Пауков,  капитан 3 ранга Олег Кучерявый. Впрочем, сухопутчики подполковник Владимир Данилейко, майор Андрей Щукин не считали «чужим» праздник ВМФ. 
Человеческие отношения и на Чёрном Континенте развивались по всем жизненным законам. Для стюардессы экипажа украинского самолёта Марины из Кировограда и российского военного наблюдателя  Владимира  из Волгограда всё завершилось браком. Так получилось, познакомились ещё во время командировки  в Западной Сахаре. Вновь Володя и Марина встретились уже в Конго. После, решили не расставаться. Такой вот российско-украинский получился роман в контексте «единых наций».
 Не столь удачно сложились отношения одного из русских с темнокожей девушкой. Познакомились молодые люди, довольно случайно, в медицинском пункте в Киншасе. Начали встречаться. Наш парень даже весьма прилично освоил язык лингала. Африканка потом даже прилетала к нему в Санкт-Петербург. Закончилось всё почти как  в любимом российскими зрителями  кино, воспротивились родители потенциальной невесты. Мол, дочка,  ты выйдешь замуж только за африканца. Может, они и правы. По крайней мере, жизненных примеров, чем заканчиваются подобные межрасовые браки у них на памяти гораздо больше.
Самые добрые взаимоотношения с представителями других стран складывались с индийцами.
-Если срочно необходим транспорт – надо звонить индийцам. Они, не знаю случая, чтобы отказывали в помощи. И так по любому вопросу, - вспоминает Михаил. 
Люди оставались людьми и на самом краю цивилизованного мира. А впрочем, говорят, именно здесь и начиналась человеческая цивилизация.
Недавно, Михаил открыл электронную почту. И был немного удивлён, ведь там было письмо от капитана Брайта Векатияо из Ганы. Тот передавал привет, спрашивал – как складывается жизнь после командировки.
-Будет возможность, постараюсь вернуться. Все трудности сейчас уходят в сторону. Остаются воспоминания об интересном, во многом уникальном деле. Впервые объединённые нации мирили огромную реку будущего возрождения целого народа. И я был одним из тех, кто этому способствовал, - так завершается наш разговор с Михаилом Молчановым.
ООН постоянно критикуют. Дескать, эффективность проводимых операций невысока и недёшево обходится.   Но в чём оценивать эффект? Если по англо-американским критериям, как в Ираке, то она равна нулю. О блестяще проведённой военной операции с применением сотен самолётов и вертолётов, тысяч танков и бронетранспортёров, десятков крупных боевых кораблей здесь даже не идёт и речи. Те же уругвайцы во время наших эскортов даже не расчехляли оружия. Насаждать на штыках военной коалиции демократию и западный образ жизни ООН также в Конго не собирается. И во внутренние дела страны не вмешивается.
Зачем насаждать и привносить извне во многом самобытным народам не свойственный им  образ жизни и ценности? Западная цивилизация всего лишь небольшой островок на нашей планете. Большинство людей на Земле не живут по подобным стандартам. И более того, не желают даже им следовать. Какой смысл торопиться «подтягивать» до пресловутых общемировых ценностей тех же конголезийцев, если половина их детей не доживает до школьного возраста?  Смертельный СПИД, эбола вкупе с недобрым десятком тропических болезней  уносят здесь десятки тысяч жизней ежегодно. Прежде им надо помочь в развитии экономики, культуры, образовании, создании системы охраны здоровья.
Объединённые нации помогают в прекращении конфликта, в восстановлении  экономики, оказывают гуманитарную помощь. И число голодающих, погибших в конфликтах, здесь значительно  уменьшается. Мир, пусть и хрупкий, становится реальностью.
…Великая река вновь объединяет народ Конго.