среда, 25 апреля 2012 г.

Морской крестный ход в честь адмирала, святого Федора Ушакова

В честь годовщины канонизации Русской Православной Церковью святого адмирала Федора Федоровича Ушакова летом 2002 года состоялся морской крестный поход российских и украинских моряков, верующих. Инициатива в столь необычном походе принадлежит украинской общественной организации “Православный путь”. С благословения митрополита Киевского и всея Украины Владимира корабли двух славянских стран пронесли мощи святого флотоводца там, где он нес знамя победы русского морского оружия. Николаев и Одесса, остров Змеиный и Новороссийск, Феодосия и Севастополь стали свидетелями возвращения великого адмирала. И перед народами России и Украины в едином ордере предстали боевые корабли, несущие флаги наших славянских государств - БДК «Ямал» Черноморского флота Российской Федерации и БДК «Константин Ольшанский» Военно-морских сил Вооруженных сил Украины.

Жара начала июля раскалила до невыносимой температуры металл на стоящих у севастопольских причалов кораблях. От изнуряющей духоты не спасали ни вентиляторы, ни холодный душ по несколько раз на дню.

Минная стенка в Севастополе впервые за долгие годы принимала у своих причалов БДК “Константин Ольшанский” ВМС ВС Украины. Впервые в истории мирового флота по инициативе украинской общественной организации “Православный путь” проводился морской крестный поход. По словам его духовного руководителя архиепископа Львовского и Галицкого Августина, только денежных средств для подобной акции потребовалось более 1 млн. гривен. Насчет топлива постаралась фирма “Лукойл”. 600 тонн горючего было направлено на отряд боевых единиц двух флотов – БДК “Ямал” и “Константин Ольшанский”.

Украинские моряки столкнулись с трудностями при подготовке материальной части к выходу в море. Командир говорит: его “десантник” лишь недавно вернулся с натовских учений в Средиземноморье. Месяц на “ходу” не прошел даром для двигателей. И сроки отхода от причалов постоянно переносились. Механик с “Цезаря Куникова” капитан 2 ранга Владимир Грузинцев, экс-властитель стального “сердца” украинского корабля, был более категоричен:

-Сашка (командир БЧ-5 “Константина Ольшанского” капитан 3 ранга Александр Тарасовский) – классный парень. Но хороший парень – не профессия на флоте. Да, он образован, знает технику. Но надо уметь заставить подчиненных работать. Механик не имеет права сидеть, сложа руки. “Арифметика” ведь простая. Если денег на ремонт дают меньше, то необходимо тратить больше человеческого труда для поддержания техники в исправности.

Участники морского крестного похода, моряки с обоих кораблей начинают возмущаться: сколько еще можно ждать?

И здесь происходит нечто необычное. Небо вдруг заволакивают грозовые облака, они нависают над крышами домов, антеннами кораблей, скрывают на время Свято-Никольский храм на Братском кладбище. Сверкают молнии, грохочет гром. Ливень длится часа полтора-два. Море пузырится от капель дождя. Дороги, причалы превращаются в огромные лужи. В одночасье становится прохладно. С “украинца” идет доклад о готовности к выходу в море.

— Ну что ж, с божьей помощью и трудом наших механиков мы преодолели все трудности, — невозмутимо комментирует ситуацию командир БДК “Ямал” капитан 1 ранга Игорь Гавриш.

Игорь Александрович Гавриш, как говорят, до мозга костей морской офицер. Он немногословен, скуп в оценках, лаконичен в словах. Филигранная точность командирского “глаза” поражает. С видимой легкостью капитан 1 ранга швартуется в Николаеве, Одессе, Новороссийске, Феодосии, проводит корабль Бугско-Днепровско-Лиманским каналом. Причем в большинстве случаев курс для него был внове. Слишком давно Андреевский флаг не развевался в той же Одессе или в районе острова Змеиный.

Дмитрий Деренский, хозяин ходового мостика украинского “десантника”. В 1991 году он окончил Киевское высшее военно-морское политическое училище. Первое место службы – СКР-112. Так сложилось, что именно наш корабль – МПК – должен был сменить “сто двенадцатый” в “точке” боевого дежурства в море накануне Дня Военно-морского флота в 1992 году. . Но...

— Мы приняли сами политическое решение, ушли в Одессу, — сказал в разговоре со мной Дмитрий.

Как говорится, без комментариев.

Если не брать во внимание неполадки с главным двигателем, БДК “Константин Ольшанский” уверенно чувствует себя на морских просторах, во время плавания в узостях. Однако виртуозности российского коллеги капитану 3 ранга Деренскому явно недостает. Но если говорить объективно, то в целом его действия грамотны, уверенны, профессиональны. А разница в опытности командиров во время совместного маневрирования практически незаметна.

Морской крестный поход носит вполне практический характер. Для флагманского штурмана соединения надводных кораблей капитана 2 ранга Михаила Ворошилова наступил очень интересный в профессиональном отношении период. К слову, он сам бывал в районе острова Змеиный еще лейтенантом во время штурманского похода. Места неведомые, по БДЛК (Бугско-Днепровско-Лиманскому каналу) российские военные моряки давно не ходили. Флагштурман части десантных кораблей капитан 3 ранга Валерий Гапоненко, учитывая это, принял нетрадиционное решение. Руководитель группы тележурналистов и операторов ОРТ Дмитрий Старостин не “устоял” под напором флотского гостеприимства. Моряки и “оэртэшники” договорились о сотрудничестве. И телеоператор первого канала несколько часов простоял на солнце и ветру, снимая на пленку все обозримые ориентиры.

-Валера, видать, уже материал на “диплом” готовит, — шутили друзья Гапоненко.

А штурманы отрабатывают упражнения по навигации, осуществляют плавание по счислению, учатся пользоваться исконным сектантом, решают астрономические задачи.

-Навигационная аппаратура сегодня совершенна, ее возможности огромны, — говорит М. Ворошилов. – Но нельзя забывать основы штурманской практики.

До самого последнего момента российские моряки не знали, удастся ли им сойти на берег в Николаеве. Здесь есть одна тонкость в дипломатии. Для того, чтобы российскому кораблю ошвартоваться в украинском порту, требуется подавать заявку за... 45 суток. Международное право со всеми его коллизиями, как выяснилось, было преодолено архиепископом Николаевским и Вознесенским Питиримом. Владыка позвонил кому надо, и российские моряки увидели Николаев, приняли участие в крестном ходе на его улицах.

Корабли бросили якорь возле автомобильного моста через Южный Буг. Проблемы с ремонтом задержали наш отряд с прибытием в порт. Иконы и мощи святого адмирала были перенесены на берег уже ближе к полуночи. Несмотря на столь поздний час, тысячи верующих терпеливо ждали святыни православной церкви. Многие из них стремились прикоснуться и поцеловать иконы. Беспорядков или столпотворения не было, все проходило на редкость организованно. Отец Георгий в самом начале сказал нам: не отставайте, держитесь возле владыки, архиепископов Питирима и Августина. И командир корабля капитан 1 ранга И. Гавриш, капитан 2 ранга О. Дробинин вместе четко исполнили это наставление.

Служба в Николаевском кафедральном соборе Святой Богоматери продолжалась относительно недолго. Заметил в самом конце – один из верующих офицеров, когда настало время исполнить обряд целования икон, на миг надел фуражку и отдал честь образу святого праведника Федора Федоровича Ушакова. С подобным обрядом мне еще не приходилось сталкиваться.




Та ночь надолго останется в моей памяти. В центре по дороге идет крестный ход. С обочин же на нас с любопытством взирают дамы определенного рода поведения. В многочисленных кафе и барах сидят посетители явно не первой трезвости. Владыка Питирим даже возмутился чуть позже:

-У меня лично возникло ощущение зверинца. Идет крестный ход, а “зрители” сидят за столиками. Дескать, очередное бесплатное зрелище на утеху нам устроили. Простая же воспитанность подсказывает: идут люди – встаньте, проявите уважение.

Одесса встретила колокольным звоном с церкви на Морвокзале. Кстати, она построена недавно из современных стройматериалов и выглядит вполне в духе эпохи. В силу определенных обстоятельств архиепископ Одесский и Измаильский Агафангел не смог принять крестный ход, встретить украинских и российских моряков. Представительские функции взяла на себя настоятельница Свято-Архангело-Михайловского монастыря игуменья Серафима. Под ее началом находятся 128 монахинь и послушниц, причем возраст обитательниц святой обители колеблется от 18 до самого преклонного. Матушка по характеру своему весьма решительна, в сотовый телефон бросает руководящие фразы стальной прочности. Внешне это очень красивая женщина. В свое время она окончила факультет журналистики Киевского госуниверситета.

Одесса поразила своей кухней. На святом столе много чего было. Но особенно запомнилось блюдо, ранее невиданное и не пробованное – половинка крупного персика, фаршированного мелко нарезанным мясом. Вкус его очень приятен. Классические одесские бычки в томате чередовались с грибочками, менялись на картофель, отваренный в пиве с жареными бараньими ребрышками... Чуть позже я пошутил, сказав отцу Георгию:

-Что-то я не наблюдаю другого фирменного в Одессе блюда – селедки в меде.

-Однако не читывал ты Священного Писания: “И вкусил Господь наш рыбы с медом...”, – был ответ.

В монастыре поразили порядок, ухоженность и цветы, коих здесь великое множество. Возле одного из крылец замечаю четыре горшочка с прекрасными цветами, подвешенные к перекрытиям навеса.

-Искусственные! – сказал кто-то безапелляционно и прикоснулся к ним. – Нет же, настоящие!

Поздним вечером мы распрощались с хозяевами. Командир похода капитан 1 ранга Олег Гарамов предложил пройтись по ночной Одессе. Путь был указан настоятельницей. И мы отправились... на знаменитую Потемкинскую лестницу.

Остров Фидониси навсегда останется в летописи славных свершений и побед русского флота. Именно здесь взошла звезда молодого командира Ф. Ф. Ушакова.

Корабли двух флотов приближаются к острову Змеиный. Безжизненный клочок скалистой земли выглядит мрачно, стоит на всех ветрах. Возле него ведутся работы по строительству причала, видны постройки военного предназначения. Отец Георгий – настоятель храма и отец Георгий – потомок Федора Ушакова приступают к обряду поминовения павших воинов, служат молебен за упокоение. Сознание человека, воспитанного на атеистических традициях, поначалу сложно воспринимает происходящее вокруг. Но, почитая павших героев, отдавая дань мужеству предков, не следует забывать: во славе их побед и горечи поражений, в ранах и бессмертии подвигов всегда рядом находилась православная церковь.

Венки легли на воду в месте отдания воинских почестей. Над ветреным островом сегодня не ощущается ни малейшего дуновения ветра. Воздух прямо-таки застыл. Полный штиль на море. И цветы в траурных лентах долго не отплывают от борта корабля.

Архиепископ Львовский и Галицкий Украинской Православной Церкви Московского патриархата Августин, духовный руководитель морского крестного хода, вырос в семье потомственных священнослужителей. На протяжении 41 года его отец возглавлял сельский приход. Сам владыка вырос в городе Коростене Житомирской области.

Августин не чужд мирским делам. Среди его увлечений – авиация. На Ан-24 архиепископ летает вторым пилотом. В числе любимых фильмов – “В бой идут одни старики”. Ценит шутку. В походе он как-то рассказал анекдот на “клерикальную” тематику:

...В сельский приход приезжает с грозной проверкой один архиепископ. Деревенский батюшка, как водится, встречает владыку в суете и треволнениях. И на вежливый вопрос “начальства” от церкви, как идут дела в приходе, простодушно отвечает:

— Ой, не спрашивайте, владыка, сплошные на нас идут напасти в этом годе. То мор на скотину падёт, то засуха. А тут еще и архиепископ на нашу голову приехал.

Естественно, мы неоднократно общались с владыкой. Причем он не уходил от ответов ни на один заданный вопрос.




— Владыко, морской крестный поход во всех его терниях уже стал историей. Но вопросы столь беспрецедентная акция оставила и после своего завершения. Откуда истоки самой идеи пронести мощи святого адмирала по Черноморью?

— Святой праведник Федор Федорович при жизни был великим флотоводцем. Память о легендарном адмирале принадлежит одинаково русскому и украинскому народам. И лучшее отдание почестей праведному воину – пронести его святые мощи по местам славы и побед.

Вместе с тем мы решили: Господь и православная вера лишь возрадуются, если россияне и украинцы, военные моряки и верующие, сотворят вместе столь благое дело.

Не скрою, изначально мы столкнулись с целой стеной трудностей – финансовых, юридических, организационных. Одних только денег потребовалось более миллиона гривен. Но разве в звоне монет измерить духовное начало, разве заменишь чем-то иным потребность человека во внешне невидимой защите души от мрачных сил? Воистину ведь сказано – не хлебом единым жив человек.

А насчет денег... Отчего-то, как бы ни складывались обстоятельства, у православной церкви нет недостатка в жертвователях. Когда потребовалось топливо нашим кораблям, известная фирма “Лукойл” без лишних слов нашла на святое дело 600 тонн горючего.




— В чем же природа подобной благотворительности?

— Сложно ответить определенно. Религия, православие затрагивают самые тонкие струны человеческой души. И, находясь перед лицом вечности, оставаясь один на один с Богом, человек ведет и мыслит себя совершенно по-иному, чем в обыденной жизни. Как служитель церкви я не вправе говорить о сокровенных чувствах верующих, кои мне доверены. Одно лишь совершенно ясно – они чисты в своих помыслах.




— Насколько с пониманием отнеслось к идее крестного похода по Черноморью политическое руководство России и Украины?

— Президент Украины Леонид Данилович Кучма одобрил идею совместного морского крестного хода. В российской столице, в ее властных коридорах мы-то нашли полное понимание. Но заявить безапелляционно: все проходило гладко, как говорят, без сучка, без задоринки, значит, погрешить против истины.

Пример солидарности, братской взаимовыручки между моряками двух флотов явил крестный поход. Нечасто, согласитесь, российский специалист безвозмездно помогает украинским коллегам, как делал капитан 2 ранга Владимир Грузинцев. Пример, согласитесь для подражания на общегосударственном уровне.




— Православие во Львове стоит на передовых рубежах. Как сейчас обстоят дела в ваших краях, продолжается или нет противостояние с греко-католиками? Ведь дело доходило до прямых столкновений. И, говорят, нашлись “верующие” с той, противоположной стороны, лично на вас поднявшие руку?

— Сильно все преувеличено относительно “подняли руку”. Скорее, как еще говорят, немного “помяли” в толпе. До кровопролития дело все-таки не дошло. Ситуация сейчас стабилизировалась, нет той жесткой конфронтации.

Что касается истоков подобной вражды, то нужно заглянуть в историю. Галиция пережила за последние столетия слишком многие беды и завоевания. Некоторые ее жители обладают своеобразным менталитетом, непростой психологией. И почему-то во многих проблемах своей родины они безосновательно обвиняют русских. По мере сил православие, наши священнослужители объясняют людям ошибочность их взглядов, забвение исторической правды.

В Львове даже часто говорят: греко-католичество – наша история. При этом, забывая, что униатство было навязано силой народу Галиции.

Прошлое не вычеркнуть, но его исковерканное восприятие, в угоду политическим поветриям, становится барьером на пути в будущее.




— Насколько, на ваш взгляд, было бы обосновано введение в Вооруженных Силах института штатных военных священников?

(прим. – вопрос задан в 2002 году)

— По образцу капелланов? Церковь отделена от государства. И не наше дело диктовать условия правительствам. Духовная работа среди военнослужащих проводится. В ВМС ВС Украины ее проводит отец Геннадий, который прошел весь морской крестный ход. Отец Георгий, настоятель Свято-Никольского храма, в Севастополе духовный наставник, в том числе и черноморцев-россиян, совершает дальние походы на кораблях. Официально, “штатно” проводить работу в качестве священнослужителей пока еще не пришло время. Дальнейший ход событий покажет, насколько актуален вопрос возрождения существовавшего в России до 1917 года института военных священников.

Представители церкви проводили на кораблях столь необычного украинско-российского отряда кораблей большую работу. На баке БДК «Ямал» неоднократно собирались моряки. И отец Георгий-настоятель Свято - Никольского храма в Севастополе, другой отец Георгий, потомок Ф.Ф. Ушакова, Светлана Александровна Парфенова рассказывали о традициях, вели просветительские беседы на общечеловеческие темы. Работа заместителя командира по воспитательной работе капитана 2 ранга Олега Дробинина оказалась как бы в тени. Так, может вернуть на корабли, как в императорском флоте, штатных священников.

Наряду с духовной пищей моряк четыре раза в день принимает далекие от разносолов корабельные обеды, ужины, пьет чай. И можно спорить о путях преодоления неуставных взаимоотношений, но коррозия “неуставняка” часто острей всего проявляется в столовой команды и на камбузе. Именно корабельные замы внимательно следят за справедливостью во время насыщения “рабов божьих” пищей телесной. Но разве обеды моряка – одна лишь забота у практиков воинского воспитания? Становление молодежи в экипаже, воинское воспитание, культурно-досуговая работа... Словом, круг обязанностей практически неограничен. И еще один “нюанс” — капитан 2 ранга Дробинин по праву считается одним из лучших вахтенных офицеров части десантных кораблей.

Думаю, при всем уважении к архиепископу Августину, прошедшему службу в вооруженных силах, единицы людей духовного звания – и то с моряцким прошлым — способны управлять корабельными вахтами на ходу. Дежурства, наряды, патрули офицер-воспитатель на кораблях несет наравне со своими сослуживцами. И при этом еще во главу угла становится конкретная работа по изучению личного состава, определение его возможностей по службе, участие в отборе кандидатов на контракт... Словом, тысячи “нюансов” и хитросплетений, которые не распутать никакой книжной мудростью, где начинается внешне неприметное творчество, сухо названное “воинское воспитание”.

Олег Дробинин как морской офицер всегда вызывал чувство уважения. В моряцком активе Офицера с большой буквы – боевые службы в Персидском заливе, в Средиземном море. Для интереса добавлю: фотография капитана 2 ранга возле пеленгатора сделана отнюдь не в базовых условиях. И перед фотокамерой Олег не позировал. Во время прохождения Бугско-Днепровско-Лиманского канала он брал пеленги на ориентиры, принимал непосредственное участие в обеспечении безопасности плавания.

Морская судьба непредсказуема. Выпускник Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища лейтенант Дробинин был избран в альма-матер освобожденным секретарем комитета комсомола факультета, был помощником начальника политотдела по комсомолу. Пять комсомольских лет для него пролетели одним мгновением. Но проходит время. И его уже не устраивает достигнутое, он определил для себя на горизонте жизни и службы совершенно иные цели. “Инженер человеческих душ” на морском тральщике работает отнюдь не в белых перчатках. Персидский залив со сводящей с ума жарой, напичканный минами, отличался от спокойствия вод Севастопольской бухты. Но капитан-лейтенант Дробинин выбрал именно полную забот службу на малом корабле.

БПК “Керчь”. Секретарь парткома капитан 3 ранга Дробинин даже в непростые годы лихолетья начала 90-х пользовался огромным уважением на корабле. События августа 91-го застали его на боевой службе в Средиземном море. Департизация не выбила из колеи. Ведь при любой власти востребованы практики, не на помпезных словах делающие черновую работу воспитания матроса. Кстати, многие офицеры и мичманы “Керчи” тогда поддержали добрым словом экс-парторга: все, мол, Олег, будет в порядке.

Сильный человек не позволяет себе неосмысленно плыть по течению жизни, находя выход из любых неурядиц. И, быть может, все рубежи службы для капитана 2 ранга Дробинина доставались в труде и через многочисленные тернии. Но тем весомей его авторитет на флоте, тем искренней уважение среди подчиненных.

С профессиональной точки зрения командировка на БДК “Ямал” для освещения мероприятий морского крестного похода по Черноморью не являлась чем-то из ряда вон выходящим. Нормальная журналистская работа с “Зенитом”, ручкой, диктофоном и передача телеграмм в номер. Кстати, хотел бы выразить благодарность связистам капитана 3 ранга Дмитрия Сичевского. Причем с Дмитрием нас судьба свела еще в 1995 году в новороссийской командировке.

Вместе с тем сознание – человеческое, офицерское – так и не смогло вполне адаптироваться к происходящему. Разве десять лет назад была возможна сама мысль о крестном походе на боевом корабле? Хотя сама новизна подобных акций порождала элементы неразберихи, некоторых организационных проколов. Так, на БДК “Константин Ольшанский” узнали о предстоящем походе за пять дней до его начала. По всем нормативным документам качественно подготовиться здесь попросту не успевали. В спешном режиме российские и украинские моряки занимались ремонтом клапанов на главных двигателях некогда черноморского корабля. Возникли определенные трения по линии министерств иностранных дел. Николаев и Одесса для россиян без малого одиннадцать лет – иностранные порты. И нам следовало делать запрос за 45 суток на разрешение для захода.

Один из знакомых офицеров даже пошутил по сему поводу:

— Все могу простить Украине: раздел флота, присоединение Крыма и Севастополя. Но то, что в Николаеве не смогу попить пива с днепровской рыбкой, – вовек не забуду!

Но в данный момент начались те события, кои вначале казались невозможными. Связи, а если называть вещи своими именами – неофициальная власть православной церкви, оказались весьма значительными. Один из архиепископов в Украине владыка Питирим позвонил, по некоторым сведениям, главе администрации президента. Все правовые тонкости были улажены. Так что желание того офицера вскоре сбылось.

Вместе с тем официальные лица в Одессе и Николаеве не особенно привечали отряд боевых кораблей двух флотов. Ни один из представителей администрации или выборных органов не удостоил вниманием это мероприятие. Причем похожая ситуация происходила и в Феодосии. В Новороссийске же картина была несколько иной. Руководитель отдела международных отношений городской администрации Александр Борисович Титов великолепно справился с ролью радушного хозяина.

Двойственность позиции официальных властей в Украине, впрочем, объяснима. Несомненно, дружба с Россией возведена в ранг государственной политики. И при всех плюсах и минусах курса на сотрудничество и добрососедство с Россией он в целом выдерживается. Но существует и мощнейшая оппозиция нынешнему руководству Украины – проамериканское лобби, отождествляемое с блоком Виктора Ющенко. Президентские выборы не за горами. И среднее руководящее звено в украинской провинции сейчас заняло выжидательную позицию: как выдержать тест на “российские симпатии” перед прозападно ориентированной частью правящей элиты? Словом, именно в разрезе двойственных чувств вполне объясняется отношение власть предержащих к морскому крестному походу. С одной стороны, упаси Бог, “засветиться” в определенных политических кругах в Украине в амплуа “пророссийского”. С другой – мы все-таки братья... И процентов девяносто трений и препон возникало как бы из “ниоткуда”.

— Дело – великое, непростое, но завершено. И все сии тернии даются для испытания духа, — сказал в самом конце похода духовный его руководитель архиепископ Августин.

По большому счету можно сказать, что среди множества конфессий в Украине лишь Украинская православная церковь Московского патриархата последовательна в стремлении к духовному единству с Россией. Католицизм, униатство, “самостийное” православие ориентированы совершенно в ином направлении.

Веками в боли и страдании с русским народом находилась православная церковь. И в этой связи вспоминаю встречу с одним греком. Первый его вопрос ко мне при знакомстве:

Ортодокс (православный)?
Затем речь зашла о роли религии для греческого народа.

— Православие дало нам духовные силы на протяжении веков бороться с враждебным окружением. Крест или полумесяц, сохранение нации или ассимиляция среди миллионов завоевателей – такова наша история.

Религия по-прежнему остается властью над властью. Ибо человека можно сковать силой государственного аппарата принуждения. Но победить, сломить его дух, особенно когда речь идет о нациях... Не наша ли история преподносит уроки многовековой борьбы за право называться русскими, разговаривать на собственном языке, молиться Богу по своим обычаям? Вряд ли есть смысл объединять, как некогда, церковь и государство. И лично я не сторонник введения в российской армии института военных священников. В практическом смысле куда целесообразней корпус офицеров-воспитателей, с четкой направленностью в воинском воспитании матросов и солдат.

Вместе с тем не следует избегать традиций, опыта поколений, тесно связанных с религией. Образно говоря, отказываясь от духовного наследия, мы, славяне, в чем-то перестаем быть самими собой. Хотя не следует навязывать и православие наряду с любой другой религией.

Время исподволь меняет самые незыблемые взгляды. Сегодня вряд ли кто-либо смог даже предположить повторение подобного совместного похода украинского и российского кораблей. Но морской крестный поход уже неотъемлемая часть нашей истории. Эпоха задает нам, современникам, непростые вопросы, на кои нам и отвечать перед будущими поколениями. И один из них – насколько прочна дружба между народами России, Украины и Беларуси. Другое дело, насколько мы готовы поменять взгляды, вернуть традиции.

вторник, 24 апреля 2012 г.

Грузия. Пять лет до войны

Предыстория конфликта
 

Впервые в прибрежных водах Грузии мне довелось побывать в апреле 1991 года. По приказу тогдашнего командующего Черноморским флотом адмирала Михаила Хронопуло отряд боевых кораблей был направлен к грузинскому порту Поти, где располагалась третья по значимости – после Севастополя и Донузлава – база советского Черноморского флота. Тогда нам, молодым морским офиерам, и в страшном сне не могло присниться те катаклизмы с нашей страной, что начнутся всего через несколько месяцев. А той весной, мы выполняли приказ, уже зная – в западной Грузии уже неспокойно, фактически здесь уже шла война. Мы искренне верили, от демонстрации нашей силы будет польза, огонь нарождающегося конфликта будет затушен.

Время показало всю нашу наивность. Особенно явственно почувствовалось вся глубина нашей той наивности и неискушенности, когда мне довелось побывать в тех же краях через двенадцать лет – накануне и сразу после  «революции роз».



Грузия. Поти. 2003 год



В конце августа 2003 года мне довелось  вновь побывать в Поти.  Грузинский порт тогда принимал корабли шести государств  причерноморского региона - Болгарии, Румынии, Украины, России, Турции и Грузии, объединенных в  Черноморскую военно-морскую группу кораблей оперативного взаимодействия «BLACKSEAFOR» (ЧВМГ ОВ).  От российского ВМФ принимал участие сторожевой корабль «Пытливый».  

На приеме командующего ВМС Грузии вице-адмирала Гигло Иеремадзе командиров кораблей эскадры ЧВМГ выяснилось, что мы заочно знакомы. Оказывается, грузинский адмирал внимательно читал одну из моих публикаций о  грузинских военно-морских силах.

Небольшое отступление. В 2000 году несколько грузинских боевых катеров прибыли на ремонт в Севастополь, на судоремонтный завод ВМС Украины «Металлист», расположенный в Балаклаве. Тогда встречи российских и грузинских моряков еще не перешли в плоскость исключительно официальных приемов, и я отправился в Балаклаву, к своим старым знакомым. Еще во время первого визита грузинского катера в 1997 году в Новороссийск, познакомился с офицером ВМС Грузии Романом Пипией.  Тогда он  командовал патрульным катером «Тбилиси», флагманом.

Разговор наш проходил отнюдь не в пропагандистских «виражах». Тогда еще о многом грузины говорили  вполне откровенно. После неприятной истории с арестом прежнего командующего ВМС Грузии контр-адмирала    Отари Чхартешвили, обвиненного в хищении греческой гуманитарной   помощи на сумму 70 000 долларов, у руководства стал начальник береговых войск  - полковник Иеремадзе. В своей публикации назвал его без тени иронии «сухопутчиком».

-Господин капитан 2 ранга Чеботарев, почему вы меня назвали «сухопутчиком». Я же закончил военно-морское отделение  Батумской морской академии? – Грузинский адмирал, признаюсь, удивил меня при встрече.

Потом, знакомые офицеры-грузины предупредили, министерство госбезопасности здесь работает как следует. Газету с моей публикацией из Севастополя нашли способ доставить    «куда надо». А через три года мне удалось почувствовать первые и серьезные  барьеры в общении с теми грузинами, с кем ранее были вполне доверительные отношения. Они просто сталь избегать  со мной каких-либо разговоров. А на мое предложение встретиться для  интервью вице-адмирал ответил согласием, но места и времени встречи не определил, а равно не оставил и каких-либо контактных телефонов.  

Грузины, с кем завязывались случайные разговоры на улицах,  все как один высказывались против тогдашнего президента Эдуарда Шеварднадзе. Политическая ситуация тогда была накануне выборов, перетекших в первую на постсоветском пространстве «цветную революцию». Одна из бесед с рабочими железнодорожной станции в Поти особенно врезался в память. Они, живущие на зарплату в 10-15 долларов, в еще восстановленном после гражданской войны городе, со всей свойственной им эмоциональностью заявляли, причем не на официальном митинге и не на камеру – как только будет дана команда, все пойдут воевать за Абхазию и Южную Осетию…

В Поти тогда же произошел вопиющий случай с сожжением российского флага. Группа молодых грузин подошли к трапу на тот момент флагманского корабля ЧВМГ болгарского фрегата «Смели» и демонстративно начали акт кощунства над российской государственной символикой. Понятно, что все действия были под прикрытием сотрудников МГБ  Грузии, иначе бы они не прошли через оцепление. Отчего для акции был выбран болгарский корабль, объясняется также очень просто. Организаторы демарша, вполне взрослые люди, помнили его с советских времен как «Дельфин», входящий до передачи Болгарии в состав Потийской ВМБ. И  не ведали о том, что фрегат давно уже поменял национальную принадлежность.

События развивались отнюдь не по антироссийскому сценарию. Вахтенные на трапе, вооруженные автоматами Калашникова болгарские моряки-контрактники, ни слова не говоря, сбежали  на причал и буквально вырвали, изрядно поработав прикладами, наш флаг у «демонстрантов». А вот здесь вмешалось и МГБ независимого государства, избавив посредством задержания демонстрантов от дальнейшего физического проявления болгарами  уважения к стране-освободительнице?

Интеграция молодых военно-морских сил Грузии с флотами причерноморских стран тогда находилась на пике своего развития. Но происходила она отнюдь не с российским ВМФ. Мощная объединяющая сила с эпицентром в образе Советского Союза   на тот момент была полностью перехвачена странами или входящими в НАТО, или стремящимися вступить в Североатлантический блок.

На «Пытливом» кто-то из офицеров спросил, увидев при заходе в порт Поти десантный катер советской постройки, – откуда он, еще с прежних времен? Выяснилось, нет. В состав  здешних ВМС его, после соответствующего ремонта, передали болгары. Десантный катер впервые принял участие в крупномасштабных по местным меркам учениях вооруженных сил Грузии в конце августа 2002 года.

Тогдашний флагман грузинских ВМС патрульный катер «Тбилиси»  в эпоху союзного государства входил  в состав Крымской военно-морской базы. После раздела Черноморского флота оказался передан  ВМС вооруженных сил Украины.  Затем, катер вновь поменял свой флаг, оказался в Поти. Командирский катер  Крымской военно-морской базы также находится  под началом вице-адмирала Иеремадзе. Украинская сторона оказывает помощь ВМС Грузии в ремонте материальной части. Кстати, в 2000-м несколько их катеров, в том числе и «Тбилиси», с этой целью прибыли в Севастополь. 

Участник предыдущих учений «BLECKSEAFOR» патрульный катер «Кутаиси» - американской постройке, длительное время защищал турецкие морские рубежи. Затем, в 1998 году грузинские моряки подняли на нем свой флаг в ВМБ Гельджюк (Турция).

Некоторые патрульные катера были переоборудованы их гражданских судов. Основной же корабельный состав еще  советской постройки. На неофициальном уровне грузинской стороной неоднократно высказывалось мнение, – дескать, нас “обошли” стороной при разделе Черноморского флота. И соглашения между Украиной и Россией об определении частей “наследства” ЧФ следует пересмотреть.

-России выгодно самой отдать нам корабли. Ведь взаимоотношения от подобного акта доброй воли между нашими странами только выиграют. Не поможете вы, русские, поддержат наши новые друзья, – такое мнение довольно часто высказывали в разговорах с нашими моряками грузинские офицеры.

Реально или нет было пересматривать межгосударственные договоры многолетней давности, изменять фактически сложившуюся ситуацию после и без того болезненного процесса раздела Черноморского – вопрос, как правило, тогда зависал в воздухе. Время само дало на него ответ. В боевых действиях против кораблей ЧФ принимали участие преимущественно грузинские катера несоветской постройки.

Впрочем, особое расположение и грузинское гостеприимство проявлялось по отношению к турецким морякам.

-Мы рады приветствовать все флаги Черноморской военно-морской группы в Поти. Но особенно рады видеть у нас турецкий фрегат «Явуз», его командира капитана 3 ранга Тамера Зорбулаша. Турция, как ни одна страна,   помогает нам строить флот. – Такие слова прозвучали во время протокольного визита руководства и командиров кораблей ЧВМГ в штаб ВМС Грузии.

К 2003 году очень многое изменилось в некогда отлично знакомом советским и российским военным морякам Поти после перевода наших частей и кораблей в Новороссийск.



География образования 



Похожая с пополнением молодых военно-морских сил кораблями ситуация  к середине 2003 годасложилась и с обучением офицерских кадров. Заместитель командующего ВМС капитан 2 ранга Заза Ерквания еще в советское время окончил военно-морское училище в Ленинграде. Но с 2000 по 2002 год проучился в Германии. 

На тот момент начальник штаба ВМС капитан 1 ранга Автандил Парцвания (прим. – в фамилии возможна неточность) в 2000 году стал обладателем диплома об окончании Академии вооруженных  сил Украины. С улыбкой и со свойственным всем грузинам юмором он рассказал в беседе с нашими моряками, что  пришлось даже пройти курсы подготовки в Пекине при академии Народно-освободительной армии Китая.

Для грузинских офицеров в самих Поти были организованы курсы английского языка для взаимодействия с натовскими структурами.  Без его знания офицером о каком-либо карьерном росте не может идти и речи. Многие молодые грузины при этом совершенно не говорят по-русски. По старой памяти зашел на патрульный катер «Тбилиси». И по ходу дружеского разговора его командир произнес – а ведь лейтенант, который работал за современнейшим ноутбуком, нас с тобой не понимает. И верно, тот молодой грузинский офицер отреагировал лишь на мой «ду ю спик инглиш?».  Ориентация страны на Запад, подготовка вооруженных сил в соответствии с натовскими стандартами сказывается на языковых “пристрастиях” грузинских офицеров.

Лейтенантская смена офицерам советской школы  готовилась на военно-морском отделении (ВМО) мореходной академии в Батуми. Руководил им тогда капитан 1 ранга Геннадий Хайдаров. Два его сына учились один в российском, другой в турецком военно-морских   училищах. В 2003-м состоялся пятый выпуск ВМО. Для грузинских ВМС была характерна огромная текучесть кадров среди молодежи. По словам одного из него выпускников-2003 многие курсанты отчислялись еще во время учебы. Условия, как и положено, в закрытом военном учебном заведении, здесь были и есть спартанские. Как штрих – его однокурсники проходили  практику на большом десантном корабле «Константин Ольшанский» ВМС ВС Украины.

Образование кадров в вооруженных силах Грузии уже полностью  ориентировались на стандарты НАТО. Подготовка собственных офицеров и специалистов велась по принципу достижения наибольшей независимости от России. Насколько равнозначны на образовательном уровне подобные замены, красноречиво свидетельствовали сами грузины. Российская военно-морская школа, по их словам, ничем не хуже, а в чем-то и превосходит, западную. У маленькой Грузии же нет иного пути, как сближение с НАТО, ведь сама Россия от нас отвернулась.

Причем в каждом разговоре  вина за кризис в российско-грузинских отношениях всецело возлагались на нашу страну.

Вооруженные силы Грузии на тот момент переживали серьезное  реформирование. Первые бригады были уже укомплектованы в соответствии программой преобразования армии военнослужащими по контракту.  Уровень денежного довольствия, дисциплины, ответственность, профессионализм был несоизмерим с призывным контингентом. По словам тогдашнего военного коменданта Поти,  приезжая на выходные, в отпуск домой контрактники даже не пытались продлить его ни по семейным  обстоятельствам, ни по болезни.

Денежное довольствие профи по требованию западных военных советников  было  установлено в пределах 400-450 лари (около 200 долларов).  При тогдашней средней зарплате на «гражданке» в 50-60 долларов конкурс на должности солдат и сержантов в  профессиональную армию весьма высок. Но весьма малопонятен следующая диспропорция  в денежном довольствии. Офицеры в реформируемых бригадах получали прежнее жалование. Для лейтенанта оно составляло около 100 лари. Или – 50 долларов. Уже в сентябре явная несправедливость, по крайней мере, в военно-морских силах, будет преодолеваться. 

С 1 сентября 2003 года на контрактный принцип формирования перешел и корабельный состав  ВМС. С 1 января 2004 года началось комплектование из профессионалов батальон морской пехоты,  грузинские «маринс» приводились в полное соответствие с западными стандартами. Зачем для страны с небольшой протяженностью побережья наличие в ВМС вполне боеспособного наступательного подразделение морской пехоты,  показало время.

Лично пришлось не раз выслушать откровенно реваншистские настроения в среде, как грузинских военных, так и обывателей. Да, говорили они, сейчас у нас мало сил и слаба выучка вооруженных частей. С помощью Запада мы поднимем экономику, реформируем армию  и ВМС. И под прикрытием НАТО решим со временем – через десять или пятнадцать лет – абхазскую проблему. Как будто бы вообще существовал военный путь решения конфликта в меридиане Тбилиси-Сухуми.

Время сократило прогнозы втрое. Военная операция грузинских силовых структур в Южной Осетии началась всего через пять лет. В акватории Черного моря грузинские катера выходили в отнюдь не символические атаки против российских боевых кораблей. Спецназ ВМФ России в потийском порту полностью затопил пестуемые полтора с лишним десятилетия  ВМС Грузии, поставив отнюдь не славный крест первом этапе их развития.

….Не раз и не два замечал летом 2003-го на улицах Поти инвалидов – ветеранов междоусобицы начала 90-х годов прошлого уже века. В городе до сих пор бедствуют семь тысяч беженцев из Абхазии. В благополучном Батуми пришлось увидеть огромное здание бывшей фешенебельной гостиницы   наполненной изгоями с родной земли. Там игрались свадьбы, рождались дети, росло поколение абхазских грузин знающих лишь понаслышке о Сухуми, Гаграх, Пицунде. Зачем еще раз было повторять прежнее безумие? Кровь безвинных жертв не определила ценность мирной жизни. Хотя простые люди каждый раз, поднимая рог с вином, говорят тост емко и без обычного в таких случаях кавказского красноречия – за мир.

Еще раз напомню, до революции роз еще оставалось несколько месяцев. И власть тогдашнего президента Грузии Эдуарда Шеварнадзе казалась незыблемой.



Пророческое интервью



Там же на причале потийского морского вокзала в начале сентября 2003 года, состоялось интервью с тогдашним военным, военно-воздушным и военно-морским атташе России в Республике Грузии полковником Валерием Ластовским. Естественно, одним из первых моих вопросов был о подготовке грузинских вооруженных сил иностранными военными специалистами.  

Военный атташе был более чем откровенен. Сейчас, сейчас его слова звучат почти пророчески, они основаны на обладании достоверной информации о фактическом состоянии дел. Привожу сейчас данное интервью, что называется, без правок и купюр.

-Какова сейчас ситуация в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликта?

-Главное, считаю, там уже длительное время не ведется открытых боевых действий. Как вы знаете, в Абхазии и Южной Осетии находятся российские контингенты миротворцев в соответствии с мандатом Союза независимых государств.  И позиция России вполне определенная. Для поддержания мира в данных регионах необходимо и дальнейшее его присутствие. Время от времени в Грузии раздаются голоса о немедленном выводе наших миротворцев, о введение соответствующих вооруженных контингентов в рамках решений ООН. Естественно, мы, российские военные,  поддерживаем позицию руководства России.

Какие бы призывы не раздавались, необходимо предпринимать исключительно выверенные шаги по мирному разрешению  конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.

 Необходимо четко представлять себе, нет  военного способа разрешения сложившегося противостояния.

-Огромный общественный резонанс в России вызвала информация о  подготовке американскими военными инструкторами грузинских коммандос.  Насколько развито взаимодействие в области обучения, реформирования вооруженных сил Грузии и странами Северо-Атлантического блока?

-Правительство Грузии заявило о перспективе вступления своей страны в НАТО. Сейчас действует принятая два года программа (прим. – на момент интервью речь шла о 2001 году) подготовки частей грузинской армии в соответствии с западными стандартами. Два года назад американская сторона и представители Грузии пришли к соглашению о подготовке бригады в составе четырех батальонов инструкторами из США. В соответствии с принятой программой 30 августа 2003 года состоялся выпуск уже третьего, мотопехотного, батальона. Первым и вторыми по счету были подготовлены батальон коммандос и горных стрелков. Численность подразделений в пределах натовских стандартов – до 800 человек. Всего американское правительство направило на эти цели 64 миллиона долларов.

Американцы уже завершили подготовку 111-й броневой группы грузинской армии. И серьезно занимаются реорганизацией местной береговой охраны. Для чего в общей сложности на данном этапе планируется потратить порядка 17 миллионов долларов. Осуществляются поставки техники, аппаратуры, материалов. Недалеко от селения Супса, например, ими построен пост технического наблюдения, в течение трех месяцев осуществлялась подготовка грузинских специалистов. Для охраны сухопутной границы при поддержке американцев  развернута система наблюдения «ИОРИ».

Быстрыми темпами развивается сотрудничество в военной сфере между Грузией и Турцией. Сейчас,  турецкие военные готовят здесь бригаду специального назначения. Для чего создан учебный центр, с 6-8 месячным циклом обучения. Сейчас уже на «подходе» седьмой его выпуск.  Схема его работы следующая. Набирается около 120 кандидатов. Отсев во время подготовки значительный. Свидетельство об успешном завершении  всего обучающего цикла  получают 30-40 человек.

Турецкая сторона оказывает поддержку в создании и становлении военно-морских сил Грузии. В свое время турки передали им патрульный катер. Сейчас он называется «Кутаиси». Осуществляются поставки военной формы одежды,  оборудования, запчастей.  Порядка 8 миллионов евро направлены и осваиваются для реорганизации по западным образцам сил  морской обороны.

В Греции сейчас готовы к отправке в Грузию после соответствующего ремонта два катера. Всего в греческих военно-учебных заведениях различного уровня учится порядка тридцати грузинских военнослужащих – от кадетов до старших офицеров. Относительно недавно болгарской стороной был передан десантный катер еще советской постройки.

Германская сторона также принимает участие в переводе на западноатлантические стандарты грузинской армии. Ныне вполне успешно действует организованная с их помощью и при самом непосредственном участии инструкторов НАТО школа подготовки сержантов для ВС Грузии. Не осталась в стороне и Франция, ее  инструкторы организовали подготовку батальона горных егерей в специализированном центре.

Все указанные программы предпринимаются хотя и по общему согласованию с руководством НАТО, но в рамках двусторонних соглашений по сотрудничеству между правительствами этих стран  и Грузии. На постоянной основе здесь работает группа  военных советников Североатлантического блока с вполне определенно задачей наблюдения и контроля над  процессом реорганизации грузинских вооруженных сил.

Грузия весьма привлекательна для стран НАТО. Иначе бы не вкладывались столь значительные средства в развитие ее военно-морских сил, армии, авиации.



Батуми. В августе 2004-го



Ровно через год, в августе 2004 года вновь довелось побывать в Грузии. Тогда настал черед Грузии принимать командование международной группировкой. Активация ЧВМГ уже проходила в столице Аджарии Батуми. В мае, за два месяца до этого, относительно бескровно автономия вернулось в лоно Тбилиси. В торжественной церемонии принимали и представители российского посольства в Грузии. Первый мой вопрос был, приехал или нет в Батуми, полковник Ластовский. Ответ буквально шокировал. Атташе, оказалось,  погиб несколько месяцев назад в результате несчастного случая. В Тбилиси, когда сдавал назад на своем автомобиле  в гараже, повернул голову назад и от удара при столкновении со стенкой сломал (!) себе шейные позвонки. В контексте затем последующих событий данное объяснение причин его смерти выглядит, по меньшей мере, неправдоподобным.

На церемонии начала международных военно-морских  учений присутствовали и командующие всех ВМС причерноморских государств. Наш ВМФ представлял тогдашний командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Масорин. Грузинский вице-адмирал Иеремадзе постоянно находился с ним рядом. Командующий грузинскими ВМС, как мне рассказал в доверительной беседе один из его подчиненных, не являлся сторонником военного пути решения конфликта в Абхазии и Южной Осетии.   Более того, открыто об этом заявлял.

Через три дня пришло известие о смерти грузинского адмирала опять-таки при весьма странных обстоятельствах. Якобы, среди ночи ему позвонила дочь и попросила помощи, так как в ее квартиру забрались грабители. Адмирал сам бросился на помощь, пробежал квартал, потом ему стало плохо, вскоре он скончался от сердечного приступа. Зачем грузинскому высшему офицеру было бежать одному по ночному Поти на выручку дочери, для меня до сих пор загадка. Ведь в его в подчинении  был целый батальон морской пехоты, рота охраны штаба ВМС с дежурными подразделениями. Не считаю такой «мелочи»  как его тесные отношения с грузинскими территориальными органами МВД и МГБ.  Через месяц в автомобильной катастрофе погибнет и его зять, командир флагманского корабля «Тбилиси».

Все последующие перемещения знакомых мне офицеров по службе в ВМС Грузии с августа 2004 года проходили исключительно по одному критерию  - их готовности к войне «за восстановление территориальной целостности».



Вне сносок на личности



Сегодня милитаристский путь грузинского государства в общественном сознании россиян связывают с личностью нынешнего ее президента Михаила Саакашвили. Вместе с тем, данный подход явно не соответствует реалиям. Прозападная ориентация вместе с  откровенным националистическим подходом в государственной политике уходит корнями в прошлые десятилетия. Причем данные приоритеты в политике находят очень большой процент сторонников в грузинском народе.

Невзирая на персоналии, любой грузинский политик, требующий «похода на Север», будет пользоваться поддержкой электората, получать военную, экономическую и финансовую помощь с Запада. Прекращение огня в 1994 году в зонах конфликтов была вынужденной под давлением силы в первую очередь российского оружия.  А все последующие годы ушли на планомерную подготовку к войне. Другой вопрос заключается именно в том, что на всех этапах наращивания военного потенциала российское военное ведомство, служба внешней разведки, ФСБ, министерство иностранных дел  располагало на все 100 достовернейшей информацией о том интересе, которые проявляет Североатлантический Альянс к Грузии. В 2003 году уже летом поступили данные о том, что в своей экспансии в Центральную Азию США планирует определить место Грузии как стартовой площадки для оперативно-тактических ракет в предполагаемой операции против Ирана. В течение десятилетий Иран создавал противовоздушную оборону страны с учетом предполагаемого нападения средств воздушного и космического нападения (СВКН) с юга и запада, со стороны Персидского залива и Ирака, но ни коим образом не с кавказского направления. Причем подобное решение было связано, прежде всего, с откровенно  негативной позицией турецкого правительства и общества с военным вторжением США в Ирак. Кроме того,  в восточной части Турции, граничащей с Ираном, уже много лет не прекращается партизанская война курдов против правительственных войск.  В сложившейся ситуации американцам было гораздо проще и дешевле для бюджета полностью подмять под себя небольшую и полностью управляемую страну, весьма привлекательной для них лишь с военно-географической точки зрения. Но Южная Осетия и Абхазия, маленькие по территории, но сверхценные именно по своим ключевым позициям, стали именно тем «контрольным пакетом территорий», без которых  идеальной стартовой площадки для ракет не получалось. Остальное весь мир узнал из новостных каналов.

Для меня по-прежнему остается загадкой, отчего руководство России столько лет проявляло  фантастическую терпимость к военным приготовлениям грузинского правящего режима. Боевая подготовка армии и военно-морских сил, кои были у Грузии в 2003 году, еще вызвали  ассоциации с некоим театрально-опереточным действом. Но на тех «театральных» подмостках уже бурлили нешуточные страсти. Они весьма обильно подогревались  иностранными финансовыми вливаниями вкупе с технической и военно-образовательной поддержкой  тогда еще детских «штанишек» грузинских военных. В августе 2008 года  в Южной Осетии нашим солдатам и офицерам под огнем грузинской артиллерии, танков, под грузинскими бомбами происходящие события уже не казались «театром».  А ведь за пять лет до ЭТОГО как-то глушилось в правительственных кабинетах одно из многих предупреждений нашего погибшего военного дипломата. 



Александр Чеботарев

На фото: командующий ЧФ РФ адмирал В. Масорин (впоследствии адмирал флота, Главком ВМФ России) и командующий ВМС Грузии вице-адмирал Г. Иеремадзе, последний прижизненный снимок грузинского командующего. Грузинский офицер. Офицер ВМС Турции на фоне флагмана ВМС Грузии экс-греческого патрульного катера «Диоскурия».

  Фото автора