суббота, 15 февраля 2014 г.

В контексте единства «Общего моря»

 

Материал вместе со статьей моего украинского коллеги  на украинском языке был опубликован в журнале НОМОС http://nomos.com.ua/content/view/79/78. За что весьма признателен редакции журнала, ибо никогда не страдал украинофобией и всегда с уважением относился к украинским морякам.
Сейчас, накануне очередной активации Черноморской военно-морской группы хотел бы предложить читателю моего блога первоначальный свой и неизмененный вариант. Судите сами, как бы не складывались политические и экономические обстоятельства на берегах Причерноморья, корабли Общего моря вновь и вновь выходят в море.


В контексте единства «Общего моря»

Весной 2001 года в Стамбуле были подписаны межправительственных соглашений по созданию Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия. Или, более известной под названием-аббревиатурой  «BLACKSEAFOR». Тогда мало кто из участников договора сил «общего моря» мог предположить, насколько плодотворна, окажется сама идея объединения в ордере Согласия шесть совершенно не похожих между собой флотов Причерноморья.  Прошлое буквально довлело над участниками отряда боевых кораблей, который через два-три года станут называть эскадрой Согласия, кораблями «Общего моря».


История слишком долго с невероятным упорством разъединяла  народы, живущие на берегах Черного моря. Во всех военно-морских музеях наших флотов в изобилии хранятся немые  свидетели прошлых конфликтов. В Стамбуле на пресс-конференции на борту турецкого фрегата УРО «Йылдырым», флагмана Эскадры Согласия-2005 журналисты обратили внимание на одну из иллюстраций  в буклете «Болгарская армия». На второй странице  юбилейного сборника была опубликована фотография взятия болгарами одной из турецких крепостей в ходе балканских войн начала 20 века.  Победители там стояли на телах побежденных. К чести турецкой стороны, они достаточно корректно отреагировали на снимок – дескать, в нашей истории есть неприятные и жестокие страницы. Но все подобное необходимо оставить в прошедшем времени.


В центре Варны до сих пор находится как памятник миноносец. Почти столетие назад он открыл  свой боевой счет потопление турецкого корабля. Но в музее ВМС Болгарии есть и немало свидетельств боевых действий против русских и советских кораблей в годы первой и второй  мировых войн. Один из румынских тральщиков – «Лейтенант Николеску», назван в честь героя войны с Турцией. В военно-морском журнале «Флот Румынии» регулярно публикуются исторические снимки.  Картины быта хорошо известной ветеранам советского Черноморского флота субмарины «Дельфинул», чередуются с фотографиями ведения огня береговой артиллерии ВМБ Констанца по  лидеру «Москва». Почти бессменный участник ЧВМГ корвет «Контр-адмирал Хорио Мачеллариу» ВМС  Румынии назван в честь высшего румынского высшего офицера, который три года небезуспешно вел боевые действия против советского Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны. Впоследствии он  был осужден судом военного трибунала. Но вскоре после смещения с должности и суда над бывшим президентом Румынии Чаушеску на волне реабилитаций был восстановлен в чинах и наградах, правда, посмертно.


В Аджарии, в Батуми, люди помнят, был период, когда их благословенная земля находилась под турецким владычеством. А само название города российского причерноморского города Геленджик говорит об его основании  в эпоху рассвета Блистательной Порты. И лишь силой русского штыка эти земли вошли в состав Российской империи.
Впрочем, история – наука точная, богиня Клио не знает сослагательного наклонения. Также точно она фиксирует все события, начиная от войн, заканчивая примерами, когда прежние противники становятся союзниками. В частном разговоре турецкий лейтенант Бюлент Улкосай показал мне довольно потрепанный томик биографии первого президента Турции Ататюрка Кемаля.  Где отдельной строкой говорилось  о поддержке советским правительством турецкой республики.  В 1921 году делегация турецкого правительства совершила визит в Москву. И её результатом было предоставление Россией военной помощи только что образованной турецкой республике. Причём, тогда речь зашла именно о том, что объединят или разъединяет наши  народы в современной истории.


Болгары вполне искренне высказывали благодарность россиянам за освобождение от османского владычества, старшее поколение даже с некоторой ностальгией вспоминало тесные связи времен СЭВ и Варшавского договора. На приеме в Констанце ко  мне подошел в прошлом заместитель командующего ВМС Румынии и на чистом русском стал рассказывать насколько «плотно» было взаимодействие наших флотов в «эпоху Чаушеску». Кстати, сейчас он представитель известного российского производителя спортивного и охотничьего оружия в Балканских странах.  


Словом, история дает нам примеры  как непримиримой – казалось – вражды, так и поддержки, дружбы и взаимного сотрудничества. Словом, оглянись назад, и сможешь на любой аргумент «за» или «против» единства Причерноморья найти несть числа примеров. Вопрос лишь в том, через какие фильтры пропускать нашу историю. Или – воспринимать ее вне политических веяний современности, а жить реалиями настоящего, прагматичными понятиями современного мира.


В современном потоке политической и экономической жизни в государствах Черноморского региона по-прежнему скрыто немало подводных  камней. Сегодня непросто, конфликтно,  вплоть до вооруженного противостояния, строятся взаимоотношения России с Грузией. В 2009 году от ВМС Грузии в учениях ЧВМГ принял участие патрульный катер «Сухуми». Во всех эволюциях в море и на всех учениях он полностью был обособлен от российского корабля-участника именно по инициативе грузинской стороны. 
Румыния через международный суд в Гааге оспорило права Украины на природные ресурсы континентального шельфа в северо-западной части Черного моря. Есть и противоречия, и немалые, между Россией и Украиной.


Определенные круги в Турции оказывают поддержку боевикам на Северном Кавказе. Представители посольства России в Турции неоднократно предъявляли местным властям турецкие  паспорта убитых в Чечне боевиков. Ответ их, как правило, вполне логичен: мы не несем ответственности за частные действия свои граждан на территории других государств. А сепаратизм, несомненно, осуждаем. Со своими курдами  проблем вполне достаточно. 


Очередные выборы в парламент Болгарии показали о появлении в стране новой, организованной силы  -  союза этнических турок.  Оппоненты по предвыборной гонке открыто обвиняли их лидеров в том, что они получают помощь со своей исторической родины. О подобной поддержке крымским татарам немало говорилось и  в российско-украинской прессе. В данном контексте необходимо помнить насколько неоднородно само турецкое общество по национальному составу. Так совершенно случайно в ходе непринужденной беседы выяснилось, семейные корни механика турецкого фрегата УРО «Фатих» находятся на Кавказе. После присоединения к России  новых земель  в середине 19 века его предки-черкесы покинули родину и поселились в Блистательной Порте. В таких условиях всегда есть благоприятная почва для реваншистских настроений. 
Турция как страна с преимущественно мусульманским вероисповедованием населения  в известной мере подвержено фундаментализму. В том же Эрегли, последнем порте захода эскадры «Общего моря» российским морякам в одном из магазинчиков предложили брошюру на русском примерно следующего содержания. Мол, вы, православные христиане не предполагаете, насколько правильна мусульманская вера. А когда узнаете, тотчас обратитесь к Корану. Отсюда вполне понятно, откуда образуется почва в Турции для поддержки сепаратизма в России на Северном Кавказе.
Вместе с тем неоспоримы и факты  теснейшего сотрудничества. Россия и Болгария после многих лет договорились о строительстве нефтепровода Бургас-Александропулос, в обход проливов Босфор и Дарданеллы.  Товарооборот между нашими странами постоянно увеличивается.  Сегодня даже идет речь о начале переговоров о поставке российской авиационной технике для турецкого оборонного ведомства.  Не могут не импонировать высказывания политических и военных руководителей Анкары о прекращении американского присутствия в зоне Черного моря. «Только народы, населяющие берега нашего древнего моря вправе заботиться о собственной безопасности». – Такая точка зрения неоднократно звучала как с официальных трибун, так и в приватных беседах в ходе всех активаций Черноморской военно-морской группы.


Следует также заметить, в последнее  время все чаше звучит мнение критиков искренности намерений турецкой стороны объединить в деле безопасности на море все страны Причерноморья. Внешний антиамериканизм официальных турецких деятелей носит вполне прикладной характер. Когда речь доходит до заявлений вроде «вытеснить янки с Черного моря», следует помнить о финансовом и военном могуществе США. И не Блистательной Порте, страны с безусловными показателями экономического роста, «бороться» со «звездами и полосами». Вашингтон, исходя из оценки ситуации,  попросту передал Причерноморье под контроль одной из стран Североатлантического блока с более чем полувековым стажем – Турции. Но заведомая договоренность ситуации великолепно используется для роста популярности правительства, президента, для подъема национального самосознания. Причем, политические дивиденды Анкары от демонстрации сближения с Россией весьма высоки. На той же встрече в Сочи президентов России и Турции помимо ряда принципиальных заявлений не было подписано ни одного договора или соглашения. А возможность взаимного сотрудничества в области поставок и производства вооружений пока и вовсе загоризонтная перспектива.


Пока налицо лишь явное желание турок доминировать в регионе. Но оно наталкивается на Россию и традиционно её высокое влияние в регионе. Кроме того, Болгария и Румыния занимают осторожную позицию относительно сотрудничества с Анкарой. И не считаться с ними их оппонент на берегах Босфора не может. Так уж выходит по срокам, что в Европейский Союз София и Бухарест при любом раскладе ситуации вступят намного раньше Турции. А какую позицию они займут  относительно своего соседа по Причерноморью, во многом будет зависеть от самих турок.


Кроме того, в 1998 году между странами южной Европы были подписаны ряд соглашений о региональном сотрудничестве. В военной сфере они выразились в создании целого соединения – южно-европейской мотопехотной бригады, штаб которой сейчас расположен в Констанце. В том случае, если Турции станет слишком явно стремиться господствовать в регионе, то Болгария и Румыния присоединится либо к международной программе обеспечения  безопасности на море «Эктив Индевер». Либо они, вполне возможно, попытаются  создать нечто схожее с ЧВМГ в рамках соглашений между странами южной Европы. Тем более что с 1999 года в рамках той же межнациональной бригады уже накоплен опыт в совместном командовании, в участии в миротворческих  операциях. От общих действий на суше страны Южной Европы вполне в состоянии перейти  к планированию и осуществлению операций по поддержанию режима безопасности на море. 


В таких условиях схема «BLACKSEAFOR» пока представляется единственно правильной в условиях всех существующих противоречий между странами-участниками соглашений. И благодаря именно  соединению всех векторов в одном направлении одновременно устраивает  Россию, Украину, Грузию, Болгарию, Румынию и Турцию.  В августе 2005 года, в турецком порту Эрегли автор  задал вопрос  командующему Ч ВМГ-2005, капитану 1 ранга Александру Мыршу (ВМС Румынии) - насколько идея «BLFCKSEAFOR» оказалась жизнеспособной?


-Под флагом румынской стороны   корабли военно-морских сил собираются уже в пятый раз. Если до прошлого года мы однократно развертывались и участвовали в совместных тренировках и учениях в море в течении примерно месяца. То с 2004 года ситуация изменилась. Активации разделились на два этапа – летний и весенний. Сегодня под флагом ЧВМГ собралось пять кораблей, 713 офицеров, петти-офицеров (мичманов), матросов. Нами в едином ордере пройдено 1590 морских миль. «BLFCKSEAFOR» совершил заходы в Констанцу, Варну, Эрегли. Поочередно над нашими кораблями поднимались флаги стран визитов – Румынии, Болгарии,  Турции. Всего же с 2001 года в состав ЧВМГ направлялось более тридцати кораблей, причерноморцами в полной мере себя могут называть около четырех тысяч военных моряков шести стран. У нас, в Румынии есть корабль – ветеран ЧВМГ, корвет «Адмирал Хорио Мачеллариу», он четыре раза участвовал в международных учениях. Для украинского корабля управления «Славутича» данное развертывание также далеко не первое. Фрегат УРО «Фатих» ВМС Турции был в первом составе нашей общей «команды» еще в 2001 году.


Сегодня есть все основания утверждать – опыт создания и совместной работы в море единой группы боевых кораблей оказался далеко не пустой затеей и бессмысленной тратой денег. Рост мастерства и непрерывное совершенствование  проводимых маневров, постоянное усложнение выполняемых задач очевидны. Другое дело, насколько повысилась наша готовность продвинуться вперед, усовершенствовать учения и добиваться более значимых целей. Здесь должен применяться  принцип «step by step» - шаг за шагом.


На мой взгляд, есть политическая основа для существования группы кораблей черноморских стран. Все страны Причерноморья желают жить в мире и процветании. Морская составляющая экономики слишком значима для Украины, Турции, Румынии, Болгарии, России, Грузии.  И мореплавание, перспективные отрасли нефтегазодобычи в континентальном шельфе следует сделать максимально безопасной как от угроз террористических атак, так и от возможных ударов стихии и техногенных катастроф. Сделать же в данном направлении предстоит еще очень и очень многое, чем явно выходящее за границы Черноморской военно-морской группы оперативного реагирования.


Мнение румынского «COMBLFCKSEAFOR» явно перекликается со словами грузинского командующего  ЧВМГ капитана 1 ранга Геннадия Хайдарова. На вопрос – чем  актуальность для причерноморских стран многонационального военно-морского объединения, он охарактеризовал ситуацию следующим образом
-Впервые в своей многотысячелетней истории военные моряки всех народов стран, расположенные на берегах древнего моря, одной из колыбели цивилизации,  ходят вместе по черноморским просторам в едином ордере Согласия. Мне хочется верить в одно, наши усилия не окажутся напрасны. А   «БЛЭКСИФОР» переживет надолго первых своих участников.


Моряки во все времена выступали в роли  первых народных дипломатов. Именно служителям морской стихии легче всего  находить общий язык.  Если удается договориться на нашем уровне, то Причерноморье получает великолепный шанс объединить усилия во имя единых целей. А они есть, важные для безопасности и экономики всех стран. Судите сами. Только в порты родной моей Грузии заходит ежедневно от 3 до 5 судов. За год данная цифра составляет более тысячи. Стамбул, со мной согласится даже несведущий человек, морской транспортный узел мирового значения.


Одесса, Новороссийск, Бургас, Варна и Констанца при не всегда схожей структуре грузооборота объединены одним общим знаменателем – они приносят значительные доходы в бюджет своих государств, здесь созданы десятки и сотни тысяч рабочих мест. Любая нестабильная ситуация на морских коммуникациях способна привести к нежелательным последствиям, к финансовым потерям. Для Грузии, которая пережила две войны, любая нестабильность будет восприниматься очень болезненно. Вы были в Батуми, воочию могли убедиться, единственное успешно работающее предприятие города и региона – морской порт. Он дает нам жизнь, вселяет надежду на лучшее будущее. 


Мы живем в  эпоху, как говорят политологи, асимметричных угроз. Мир после трагедии  11 сентября действительно, изменился. Всем нам предстала  со всей очевидностью истина, что от терроризма не  спасают барьеры национальных границ. Помните, как сказано у великого писателя  «не спрашивай, по ком звонит колокол, колокол звонит по тебе». И только единство людей доброй воли способно  остановить  угрозу.  Грузия, Россия, Турция на себе не раз прочувствовали террористические атаки.
Пример с захватом пассажирского теплохода «Аврасия» в 1996 году более чем убедительно доказал, на море угроза актов бесчеловечности столь же реальна, как и в воздухе, так и на земле. Наш регион не застрахован от угрозы. Более того, так сложилось, преступные синдикаты избрали Причерноморье в качестве пути для переброски оружия, наркотиков, нелегальных мигрантов – а если называть вещи своими именами, то рабов 21 века.


Создание надежного заслона на морских рубежах сейчас как никогда необходимо.  И практически все страны региона предпринимают в данном направлении те или иные меры. В Турции подобная программа, например, получила название «Черноморская гармония». Время разрозненных усилий как эффективного средства борьбы с угрозой без границ безвозвратно ушло в прошлое. Страны Причерноморья обладают достаточными военно-морскими силами. Но главное, появилась общая добрая воля объединиться для достижения конкретной цели, для безопасности мореплавания в регионе.  


Совершенно естественно  стремление народов Черного моря контролировать   ситуацию в своих «внутренних» водах. Для этого есть все необходимые условия. Каждая очередная успешная  активация говорит в свою пользу убедительней всяческих слов. Другой аспект проблемы, насколько государства Причерноморья сегодня подготовлены к движению вперед к единству.
Несколько последних месяцев произвели значительные изменения в систему безопасности мореплавания в Причерноморье. Еще весной турецкой стороной предлагалась   идея операции «Черноморская гармония», предполагающая контроль за безопасностью  судоходства. Сейчас она приобрела реальность в виде первых, пока еще робких шагов - совместных учений по контролю над судоходством в районе Босфора. Для Анкары «Гармония» весьма важна. Турецкие военные с ее помощью предполагают в частности перекрыть поставки  оружия курдским сепаратистам в районе юго-восточной части Черного моря. Россия согласилась примкнуть к программе. И в скором времени вполне возможно на ВМБ Турции в Эрегли начнет нести дежурство и российский корабль. Болгария пока находится в стадии принятия решения относительно «Гармонии». Румыния, по всей видимости, не поддержит новой программы как не вполне отвечающей собственным ее интересам.


При всех нововведениях «BLACKSEAFOR» остается наиболее общей программой регионального сотрудничества именно в силу своего широкого спектра задач. Ведь, начиная от создания барьеров против террора, ЧВМГ ставит перед собой и гуманитарные цели, отрабатывает поисково-спасательные операции. И здесь далеко не полный спектр возможностей программы ордера Согласия. В чем его и отличие от узконаправленных операций «Черноморская гармония» и «Черноморское партнерство», которые предлагаются турецкой стороной. Опять таки в силу некоторой «тесноты» предлагаемого «кафтанчика», если позволить себе некоторую образность.
Так, что виват, корабли Согласия!
 

среда, 18 декабря 2013 г.

Хранитель Земли Русской



«Мама… Что мне сказать ей? Как она переживет все это». Первая мысль, когда в октябре 2005 пограничник Александр Стрыгин пришел в себя после подрыва на противопехотной мине, была, как бы не огорчить,  мать – Тамару Александровну.

Непостижима ты душа, русского солдата. В середине осени 2005-го,   Саша чудом остался жить. Он лежит с оторванной взрывом ногой в палате ростовского госпиталя. Здесь ждет отправки в Москву еще восемь таких же, как он искалеченных войной  двадцатилетних пацанов. С трудом, волнуясь до дрожи в руках, Александр берет предложенный товарищем по тяжелому ранению мобильник, набирает номер и произносит: «Мама,   я в госпитале, мне оторвало ногу». То, отчего-то, при этом весьма удивлен материнскому спокойствию в словах: «Слава Богу, сынок, ты, жив».

Сын и мать еще долго разговаривали. Тамара Александровна ни малейшим звуком не выдала того плача души, что буквально разрывала сердце. Ведь готовилась принять самые худшие известия. Только нельзя сейчас плакать. Для сына как воздух необходима материнская поддержка. Ведь кому как не ее, медработнику со стажем, знать – сыновни испытания на крепость духа и терпение только начинаются.

Современная связь удобное изобретение человечества.  И в 2004 и 2005 годах, когда Саша служил в Чечне, сотовый телефон был почти у каждого солдата. Он, младший из пяти братьев, звонил едва не каждый день. Приблизительно через год после прихода Аргунский погранотряд, пулеметчик Стрыгин заключил контракт. Денежное  довольствие с учетом боевых и надбавок составляло приличную сумму. Так что экономить   на  звонках домой даже не приходило в голову.

А здесь вдруг как отрезало, как кануло в пропасть, ни звонка, ни сообщения от сына. Друзьям, товарищам – молодым и неискушенным в жизненных перипетиях ребятам  не хватило смелости сказать матери о Сашином ранении. Они не растерялись, увидев обезноженного друга, который только-только о чем-то с ними разговаривал, вкололи антидот – противошоковое средство, перетянули хлещущий кровью обрубок, в считанные минуты доставили до вертолета. Но  не смогли сказать матери, что сын, плоть от плоти, родная кровиночка, уже никогда не пройдет в жизни на обеих ногах, ею данных при рождении.  А о чем думать ей, матери, бессонными ночами, в бездне неизвестности. Звонок из Ростова снял невероятную тяжесть безвестности, коя страшней смерти,  с материнского сердца.

В Чечню Александр попал вскоре после призыва в погранвойска. «откосить» как-то не было и в мыслях. Отец, Владимир Иванович, четверо старших братьев честно отдали свой долг Отечеству. А на вопросы – как там, в армии, отвечали просто, заочно о ней не узнаешь и службу на словах не понять и не объяснить. Сам как придет срок и разберешься, что к чему, без подсказок.     Ему, природному жителю астраханских степей, был непривычен вид гор в Геленджике, где располагается учебный отряд стражей границ. Еще на два года горные леса и ущелья северокавказской республики, где жители сызмала привычны к видам войны, станут местом выполнения его воинского долга. 

Саша, крепкий парень не понаслышке знакомый с детства с физическим трудом, был зачислен на штат пулеметчика моторизованной мобильной группы пограничного отряда. Первый раз, как облачился во все снаряжение, с родным «пэка», в бронежилете и с полным боекомплектом, то едва не упал,  сделав лишь пару шагов. Ребята постарше сразу ввели в курс дела. В горах ты, земеля, много не навоюешь с таким весом. Туда, в «зеленку», брать надо только самое необходимое. А потоптать по тем лесам и ущельям  не одну сотню километров в густых, как джунгли, зарослях, за два года пришлось немало. Александр, терпеливый русский солдат, не задавал вопросов,  куда и зачем ему выходить на бесчисленные задания. Командир отдавал приказ, надо – прикрывали колонны, надо - уходили в дозоры, надо – защищали офицеров с особой спецификой даже для пограничников службы при контактах с местными жителями.

Где-то в этих местах осенью 1999-го входили в немирную Ичкерию гвардейцы псковской воздушно-десантной дивизии. Здесь, невдалеке обрела вечную славу и бессмертие 6 рота. В том, что гибель ребят из того первого десанта на переломе тысячелетий была не напрасной, сам Александр убеждался, общаясь с местными жителями. Многие, очень многие простые чеченцы не за страх, а по глубокому убеждению сотрудничали с пограничниками, искренне считая – настоящее зло для их родной земли идет от бесноватых «воинов ислама».  До открытых боевых столкновений дело доходило лишь считанные разы. Минная война, ее вернее эхо, стоило же жизни и здоровья многим гражданским людям и «зеленым фуражкам». 

В госпитале, в Голицыне, у Александра произойдет  встреча с курсантом-пятикурсником института пограничных войск. Тот, оказывается, хорошо знал тот участок границы, где служил Саша. Лет пять до этого без пяти минут лейтенант корпуса стражей границ сам «тянул лямку» на тех горах. Тот откровенно и поведал, тогда минные поля выставляли на горных тропах все, кому не лень: мотострелки, десантники, внутренние войска, пограничники, само собой разумеется и «духи». Карт  минных заграждений, понятное дело, не осталось и в помине. Оттого «потаенная смерть» вдвойне опасна. Вполне возможно, что Александр, нарвался на своими же, русскими,  поставленную мину. Но искать на войне виновных – бессмысленное дело.

В госпитале, поразило отношение врачей и медсестер. «Белые халаты» были к раненым вежливы, сострадательны, внимательны, предупредительны, лечили на совесть. Но ни словом, ни взглядом не проявляли даже намека на слезливую жалость – мол, какие вы бедные, убогие, несчастные. Они как бы давали понять, что бы не произошло, вы все молоды и жизнь ваша только начинается. Начальник хирургического отделения на первом же осмотре    скажет Стрыгину: «Если захочешь, продолжишь служить в пограничных войсках, возможно даже офицером, как выучишься. К нестроевой службе ты будешь вполне пригоден».   

Терпи и лечись, словом, «зеленая фуражка».

Александр и терпел. Потом, как пошел на поправку, ему назначили военно-врачебную комиссию. Лечащий врач  говоря ему насчет дальнейшей службы,  не был голословен. Документы оказались им составлены очень грамотно,   с правом Сашиного выбора.  Словом, после выписки он снова отправился в Чечню, в родной погранотряд. В первый же день начальник пограничного отряда внимательно с ним побеседовал, предупредил – запрос с просьбой перевести младшего сержанта Стрыгина    в родную ему Астраханскую область уже направлен в соответствующие инстанции. Потом, вручил ему Орден Мужества.

Новая жизнь и службы оказались не в пример спокойней и размеренней прежней, «чеченской». 22-летнему ветерану-орденоносцу определили дежурные технические  средства пограничного контроля и   связи на Контрольно-пропускном пункте «Астрахань».    Работы хватает, через динамично развивающийся регион поток грузов на экспорт и импорт возрастает  с каждым годом. Мать, как решили на семейном совете, уговорили выйти на пенсию и больше не работать. Пятеро сыновей могут вполне помочь пусть и нестарым еще родителям. Планов на жизнь у Александра, точно, громадье.  Он мечтает поступить в институт, а со временем, как получит вузовский диплом, и надеть офицерские погоны.  А пока, недавно ему присвоили звание прапорщика.

Дай Бог, ему удачи. А лет через десять, если доведется встретиться, хотел бы написать, как сложится у моего тезки  жизнь и  служба. Но в любом случае, ни у кого уже не повернется язык назвать его представителем «потерянного поколения». Ведь как Хранитель Земли Русской, человек с твердым внутренним стержнем, волей к жизни он, вне всякого сомнения, состоялся. 


пятница, 22 ноября 2013 г.

Тревожная радость подольских новоселов


 

 

В контексте новоселья

 

Новоселье в отдельно взятой семье, вне сомнений, радость почти вселенского масштаба.  Только завершится переезд в обретенное жилье, наутро возникают вполне обыденные житейские заботы: как добираться взрослым на работу, детям в детские сады и школы. Где, если есть личное авто, парковаться? Удобно ли будет подвозить в случае неизбежного ремонта строительные материалы? В рамках отдельно взятой семьи и ее переезда в отлаженную структуру обустроенного микрорайона задача вполне разрешимая простыми переговорами с соседями по парковке. Местные старожилы подскажут,  куда поставить семейный автомобиль, на каком номере троллейбуса теперь сыну или дочери добираться в институт или детский сад, в зависимости от возраста подрастающего поколения и в каком магазине дешевле всего прикупать продукты к семейному столу. Словом, неделя-другая и происходит полная интеграция новых жителей к имеющейся инфраструктуре.

Переселение же в новое жилье сотен и сотен тысяч семей порождает помимо масштабной радости и огромные социальные проблемы. Особенно там, где данная инфраструктура явно не «заточена» под столь серьезные задачи. Главная из которых, вне всяких сомнений, создание и работа с поминутной точностью всей транспортной системы.

 

Проблемное совещание

К сожалению, далеко не всегда жилищное строительство идет параллельно с развитием городского транспорта. Судить приходится на примере из ближайшего Подмосковья. Здесь, в одном только Подольске в рекордно короткие временные сроки был построен настоящий город в городе, два расположенных по соседству микрорайона – «Подольские просторы» и «Кузнечики», рассчитанные принять белее 70 тысяч жителей.

Вместе с тем, по оценке специалистов, официально озвученной в августе 2012 года тогда еще губернатором Подмосковья Сергеем Шойгу, более половины построенного жилья в Московской области недостаточно обеспечено  социальной инфраструктурой. Именно так поставил вопрос глава региона на выездном совещании правительства Москвы с руководителями различного уровня в  Подольске.

На данном заседании были подняты в первую очередь проблемы строительства жилья для уволенных в запас военнослужащих.

-Мы детально проработали вопросы финансового обеспечения социальной инфраструктуры. Общая стоимость составляет 8 миллиардов 579 миллионов рублей, — заявил в своем интервью СМИ тогдашний
губернатор. - Подмосковье же и городской округ Подольск смогли выделить на эти цели в 2010-2012 годах 2 миллиарда 844 миллионов рублей. До сих пор не определены источники финансирования в объеме 5 миллиардов 735 миллионов.  В течение ближайших дней попробуем решить этот вопрос. Пришло время начать строительство инфраструктуры и дорожных коммуникаций.

Микрорайон «Кузнечики» Подольска  создан по программе строительства 75 многоэтажных жилых домов общей площадью 949,7 тысячи квадратных метров для расселения уволенных в запас военнослужащих и членов их семей. Сегодня  заселено 3 тысячи квартир из 12,2 тысячи построенных. Причем, из запланированных 75 домов  построено 65.

 

Ситуация в Подольске

Из разговоров на близлежащих к Подольским просторам и Кузнечикам остановках:

-Как же так, не подумали о людях, как нам всем – и старожилам и новоселам  - теперь ездить? Всем ведь транспорт как воздух необходим. Кому на работу, кому в школу, кому в больницу или детский садик.

Причем, утверждать о том, что в городской администрации Подольска не поднимались загодя уже возникающие транспортно-дорожные проблемы, явно грешить против истины. Все предложения подольского руководства по техническим условиям застройки оказались, к сожалению, под «сукном». На вопрос, как будет решаться транспортная проблема, руководитель управления по транспортному обслуживанию населения и связи администрации города Подольска Владислав Тарасов, ответил кратко:

-Задача, поставленная губернатором Московской области, открыть с 10 августа автобусный маршрут в Кузнечики,  будет с нашей стороны выполнена. Дело за застройщиками, необходимы дороги.

Специалисты-транспортники обстоятельно разъяснили суть проблемы. Город изначально строился с преимущественно двухпололосным движением. Относительно лишь недавно дорожное полотно по улице Кирова стало в шесть полос. Впрочем, от пресловутых пробок в часть пик данное обстоятельство не спасает. Только за последнее десятилетие число легковых автомобилей в частном владении в городе увеличилось в десять раз и сейчас достигло 40 тысяч на двести с лишним тысяч городского населения. А дорога с шестью полосами движения для транспорта в городе фактически одна. Причем, для поездки в Москву или в лечебные учреждения жителем тех же новостроек приходится ехать через весь город, создавая дополнительную нагрузку на транспорт.

Как следствие, в непредназначенном для такого количества авто Подольске обострилась проблема автостоянок. Свои машины владельцы паркуют уже в не заполненных до отказа дворах, а на разрешенной для стоянок проезжей части. Отчего пропускная способность дорог еще более снижается.

Не так давно столкнулись в городе и с проблемой парковки личного транспорта возле железнодорожного вокзала. Очень многие работающие в Москве подольчане едут на своих машинах до вокзала, возле которого их и оставляют, сами уезжая на электричках. Отчего уже затруднена работа общественного транспорта. Опять, надо создавать дополнительные места для парковок. Если добавить к частным легковым автомобилям всевозможный грузовой автотранспорт, предназначенный для подвоза продуктов питания, строительных материалов, перевозки других грузов, то на трех-четырех горожан придется в среднем по одному авто. Проблема парковок на дорогах лишь увеличивает автомобильные заторы.

С другой стороны, сам Подольск, расположенный на пересечении нескольких федеральных трасс – в частности, старых Симферопольском, Варшавском шоссе – давно стал излюбленным транзитным путем для большегрузных автомобилей. Дорожная инфраструктура в городе уже перегружена. Как будет складываться транспортная ситуация в ближайшей перспективе, стоит только догадываться. Но в любом случае прогнозы неутешительны. После того, как в новостройки въедут все 70 тысяч новоселов, как то предусматривает их проект,  добираться на работу в ту же Москву станет весьма затруднительно. Впрочем, поездка и в городской черте на автобусах, троллейбусах станет занимать для горожан намного больше времени.

Немного отвлекусь, мне не довелось услышать каких-либо принципиальных нареканий граждан к работе подольского общественного транспорта. Подвижный состав городского троллейбусного управления относительно новый. В Москву поездка на коммерческом маршруте сама по себе весьма комфортна. Фирма недавно закупила  автобусы буквально с заводского конвейера. Но сама по себе хорошая работа предприятий пассажирского транспорта в одночасье станет неэффективной из-за пропускной способности наших дорог. По большому счету ведь все равно, сколько троллейбусов застрянет в пробках, десять, двадцать или все сорок, какого года производства автобусы. Необходимо принципиальное решение проблемы, строительство дорожных развязок, новых дорог, увеличение пропускной способности старых трасс и расширение проезжей части. Возникает сразу вопрос, где брать средства, если при достаточно мощном жилищном строительстве транспортный вопрос оказался если не на задворках, то на второй позиции.

 

Федеральная проблема

Местные бюджеты, особенно городские, вряд ли вытянут самостоятельно создание новых маршрутов общественного транспорта, строительства тех же дорог, когда речь идет о федеральных программах строительства жилья. Слишком уж несопоставимы их масштабы и реальные возможности местных бюджетов. С похожими как в Подольске проблемами уже сталкиваются в подмосковной Балашихе, в Санкт-Петербурге, в Краснодаре, в Астрахани и Волгограде, везде, где в рамках федеральных программ по строительству жилья для ветеранов Великой Отечественной войны и военнослужащих возведены новые микрорайоны.

Новый жилой комплекс «Кузнечики - Подольские просторы» вместе с тем всего лишь прелюдия, первое серьезное предупреждение к возникающей транспортной проблеме федерального уровня. 

Российское государство с начала нового тысячелетия четко ориентировано  на развитие жилищного строительства. Федеральные программы поддержки молодых семей, расселения из ветхого и аварийного жилья, обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, уволенных в запас военнослужащих уже сделали счастливыми обладателями ключей от новых квартир сотни и сотни тысяч российских граждан.

Вместе с тем продолжаются серьезные шаги для  создания доступных условий ипотечного кредитования. Здесь хотел бы обратить внимание на Указ Президента РФ от 07 мая 2012 N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

В день своей инаугурации Президент России  Владимир Владимирович Путин подписывает нормативный документ, социальную значимость которого сложно переоценить.  Речь идет о том, чтобы впервые в нашей истории, наконец, была решена жилищная проблема. Основополагающий принцип Указа, добиться «до 2020 года - предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия». До 2018 года поставлена задача «снижение показателя превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) по отношению к индексу потребительских цен до уровня не более 2,2 процентных пункта; увеличение количества выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 815 тысяч в год».

Нетрудно  подсчитать, что речь идет об улучшении жилищных условий для миллионов и миллионов россиян в ближайшие восемь лет. Маховик гигантской отечественной строительной индустрии уже запущен. Строительство  объектов для проведения зимней Олимпиады-2014 в Сочи, предназначенных для проведения форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в Владивостоке, обеспечения ветеранов, военнослужащих жильем стали всего лишь его пробными оборотами. Микрорайоны подобные подольским «Кузнечикам», петербургской «Осиновой роще» будут возникать повсеместно. Хотя, термин «микрорайон», здесь неточен. Речь скорее идет о мини-городах.  

В любом случае «Кузнечикам» уже суждено стать прообразом, одной из первых ласточек будущих жилых комплексов.  Сейчас вряд ли стоит назвать удачным опыт  одновременного жилищного строительства и развития объектов инфраструктуры, куда входит и общественный транспорт, при столь объемном недофинансировании «социалки»….

Сложно понять логику предоставления жилья огромному количеству людей при весьма затруднительных условиях проживания в новых микрорайонах. Как новоселам, к примеру,  добираться на работу? Все ложится повышенной нагрузкой на транспорт, в первую очередь на  троллейбусы и автобусы.  Они же начинают стоять в общих для всех пробках на дорогах. А до тех же не знающих проблем с пробками на дорогах метро и электричек еще надо добраться.

 

Социальная «десятина»

В любом случае сейчас важно как никогда добиться одновременного строительства не просто жилых домов, а комплексов – с развитыми коммуникациями, современными дорогами и готовыми маршрутами общественного транспорта. Странная арифметика, ведь получается, на строительство тех же «Кузнечиков» и «Подольских просторов» потрачены средства в размере многих десятков миллиардов рублей. А менее десяти процентов на социальную инфраструктуру от общего объема финансирования, найти так и не смогли…














Наступает настоящий момент истины для всех органов государственной власти, строительных и транспортных организаций, время сдавать серьезный экзамен и отвечать на вопрос – насколько справедливо созидать микрорайоны с недостаточной социальной составляющей. Ведь как получается, если рассуждать по-житейски. В контексте отдельно взятой семьи новоселов с обретением квартиры происходит улучшение жилищных условий. Но общие их условия жизни  одновременно и ухудшаются. Ведь затруднительно становится добираться на работу, в детские садики, школы, делать ремонт, совершать дорогостоящие покупки мебели и бытовой техники. А всего-то надо было при строительстве заложить в проектную смету социальную «десятину». С тем, чтобы людей из очередей на квартиру не перемещать в бесконечные очереди на троллейбусные и автобусные остановки.