пятница, 30 марта 2012 г.

Новороссийская "Арктика"


«Арктическая»зима в Новороссийске

отнюдь не редкость. Но волей необходимости здесь находятся значительные силы Черноморского флота, которые двадцать лет испытывают серьезные трудности в базировании из-за сложных погодных условий. В соответствии с федеральной целевой программой «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах» флотскаяинфраструктурана кавказском побережье будет только расширяться. От безопасности при стоянке кораблей зависит выполнения поставленных задач, жизнь и здоровье моряков. Спору нет, сейчасмногое сделано для обеспечения безопасности мореплавания в тех неспокойных водах. Вместе с тем, нет поводов для самоуспокоенности в стиле извечной русской традиции авось.
 В соответствии с Федеральной целевой программой на краснодарском побережье сегодня развернуто строительство инфраструктуры Черноморского флота. Вместе с тем, при освоении многомиллиардных капитальных средств возникает задача грамотного учета не только потребностей наших кораблей в обеспечении топливом, электроэнергией, в ремонтных и других объектах по самым современным стандартам. Но и со всей серьезностью принимать во внимание суровость здешнего климата. Именно суровость климата, само понятие которого как-то не ассоциируется в привычном обывательском сознании с курортным черноморским побережьем. Вместе с тем современный опыт базирования наших кораблей и судов в тех водах опровергает расхожее мнение.



Первое знакомство с новороссийской борой, так называется горный ветер скоростью до 30-40 метров в секунду, в исторически новые времена у черноморцев состоялось в январе 1992 года.Тогда отряд кораблей под флагом командующего Черноморским флотом адмирала Игоря Владимировича Касатонова прибыл и встал на якоря в Цемесской бухте. После относительно спокойного даже в зимнее время Севастополя черноморцы сразу почувствовали разницу условий стоянки для кораблей. Моряки-черноморцы тогда задавались вопросом, как в таких условиях возможно базирование боевых единиц на неприспособленных причалах.

Политическая ситуация в Грузии, начало братоубийственного конфликта на берегах древней Колхиды внесло свои жесткие коррективы в места базирования флота. После известных событий в Закавказье в начале 90-х годов прошлого века, корабли и суда Потийской военно-морской базы вынуждены были в спешном порядке уходить в морские ворота юга России. Уже весной следующего года стихия проявил себя со всей беспощадностью, три десантных катера оказались затоплены. Но главный урок безопасности мореплавания оказался впереди.


 
Ночью 9 декабря 2002года у мола причала №35 порта Новороссийск из-за потери поперечной остойчивости вследствие обледенения, гидрографическое судно «Арктика» лег на грунт на глубине 7 метров с креном 30 градусов на левый борт. Большая часть корпуса судна ушла под воду, а БГК - 775 затонул полностью.

Попробуем через несколько лет максимально точно восстановить хронику тех событий. При усилении северо-восточного ветра и волнении моря 4-5 баллов в Новороссийске объявили штормовую готовность №1.На ГС «Арктика» и БГК-775своевременно получили сигнал штормовой готовности. По приказанию их капитанов В. Ленского и В. Степанова моряками были выполнены все надлежащие мероприятия. О выполнении мероприятий доложили командиру дивизиона капитану 2ранга Ю. Матушкину. Все члены экипажей находились на борту. Материальная часть судов нахо­дилась в исправном состоянии и была подготовлена к немедленной даче хода. 


 
 
Дальше начались непростительные ошибки при руководстве борьбой за живучесть. Элементы непотопляемости судов в период обледе­нения не рассчитывались. Прием заборт­ной воды в днищевые и балластные цистерны, удаление грузов в нижние отсеки для повышения остойчивости не произвели.Правда, с невероятным упорством продолжали скалывать льда. На БГК-775 по непонятным причинам подняли кормовую стрелу до упора вверх, что привело к уменьшению остойчивости.

В 22.30 8 декабря на борт «Арктики» для руководства действиями экипажей судов и личного состава с других кораблей поднялся тогдашний начальник штаба НВМБ контр-­адмирал А. Безмельцев. Причем, моряки аварийно -спасательных партий оказались слабо экипированы. В тех условиях они не смогли удалить лед с терпящего бедствие судна.


Александр Викторович Безмельцев показал свойственную ему решительность и мужество. Но в условиях низкой спасательной подготовки своих подчиненных положительный результат был один – никто из людей не погиб, не получил серьезных увечий. При ведении борьбы за живучесть в экстремальных условиях получили об­морожения и различные травмы начальник штаба НВМБ контр-адмирал А. Безмельцев, Д. Мотренко, Д.Лесков, С. Дунаев, К. Гелашвили, А. Михайлов, В.Балабаню, В. Степанов. Один человек был госпитализирован с сердечным приступом.

Ночью крен на«Арктике» достиг 12 градусов на левый борт. По приказанию командира ВМБ контр-адмирала В. Рогатина на катере все технические средства выведены из действия, его загерметизировали.Экипаж в составе 8 человек по штормтрапу под­нялся па борт «Арктики».

К 5 часам 30 минутам9 декабря крен на «Арктике» достиг 25градусов на ле­вый борт. Люди начали покидать судно. Верхняя палуба к тому времени уже вошла в воду на полметра.

Обстановка осложнилась еще из-за того, что дежурные поисково-спасательные силы из-за сложных гидрометеорологических и навигационных условий не смогли оказать помощь аварийным судам. Воочию проявились все последствия недооценки опасных метеорологических условий, беспечность и низкая морская выучка в сложных условиях стоян­ки.

Сегодня, через несколько лет, понятно: будь принято своевременно решение на выход «Арктики» на внеш­ний рейд и перешвартовку БГК-775 в соответствии с рекомендациями лоции Черного моря, то последствия были бы иными.Но, как и в любой другой подобной ситуации, воедино соединились несколько отрицательных факторов. Ведь при наличии надежных мест стоянки дивизиона гидрографических судов в порту Новороссийск подобного бы не произошло. Погода одинаково неблагоприятна и для военных и для гражданских моряков. Но наши гражданские коллеги с намного меньшими потерями переживают природные коллизии именно благодаря продуманности молов и причалов. Оказалась совершенно неудовлетворительной организация взаимодействия моряков - новороссийцев с администрацией порта. А из-за отсутствия автоматизированных каналов оперативной службе не доводилась столь важная в тот момент гидрометеорологиче­ская информация.

Как стало известно из открытых источников информации, в конце 2011 года от новороссийской боры получил серьезные повреждения ракетный корабль «Дагестан», когда находился в НВМБ. Данный корабль предназначен для Каспийской флотилии, но ходовые испытания проходил в Новороссийске. К счастью, на сей раз никто серьезно не пострадал.

Выводы, впрочем, напрашиваются сами. Огромные средства,затраченные на строительство развернутой системы базирования Черноморского флота на кавказском побережье, оказались не достаточны. И панацеей от климатических коллизий, стихийных бедствий явно не являются.



 














Комментариев нет:

Отправить комментарий