понедельник, 29 октября 2012 г.

Фрегат мечты турецкого командира



Сотни лет боевые корабли турецкого флота несут свой флаг на просторах Черного и Средиземного морей, совершают дальние переходы почти во всем Мировом Океане. Для нас, русских, в исторически обозримом прошлом они являлись одним из самых главных соперников на приграничных просторах древней стихии. Не раз и не два Мы и Они, воины Российской и Османской империй сходились в жарких баталиях. Но, опять одна из загадок истории, русские солдаты, случалось, не раз оказывали помощь южным соседям.
Отношения между нашими странами совершенно изменились после событий почти вековой давности. Революции в России и Турции произошли с разницей всего год. Советское правительство, когда гражданская война еще догорала на бесконечных просторах нашей Родины, оказала помощь еще недавнему противнику России в первой мировой войне. Как и народы бывшей Российской империи турки тогда не захотели жить по-старому, воевали за новый мир, за свободу, за лучшую жизнь.
Впоследствии отношения между нашими народами складывались неоднозначно. За короткими сезонами потепления в отношениях наступали политические “заморозки”. Нацистская Германия пыталась неоднократно втянуть Анкару в войну против нашего народа. После вступления Турции в Североатлантический Альянс на ее территории расположился ударный кулак США.
Вместе с тем, к чести наших южных соседей необходимо заметить, при всех колебаниях политического маятника с 1918 года турки и русские более НИ РАЗУ не скрестили оружие на полях сражений.
Кто они? В турецкой военно-морской базе Гельджюк после недавнего землетрясения заново отстроенными оказались практически все причальные сооружения, административные и жилые здания. Военный городок преобразился до неузнаваемости, приобрел во внешнем виде своих домов, парков и газонов вполне европейские черты. Но один памятник, женщина с двумя детьми встречают любимого мужа и отца в форме военного моряка из дальних морей, сохранился в своем неизменном виде.
Впервые когда наши моряки побывали в сердце флота Блистательной Порты, именно этот памятник впервые заставил по-новому взглянуть на наших причерноморских коллег по служению на море. Ведь, наблюдая в оптику перископов и биноклей, за боевыми кораблями с красными флагами со звездой и полумесяцем, невозможно понять, чем живет их человеческая составляющая. И что подвигает турецких моряков вновь и вновь выходить на просторы морей и океанов. А их жен и матерей ожидать с нетерпением возвращения своих мужей и сыновей.
Офицерский салон фрегата УРО ВМС Турции “Йылдырым” вполне уютен, обставлен удобной мебелью, интерьер оформлен с хорошим вкусом, но все в военном стиле, лаконично и без излишеств. Причем многое напоминает кают-компании наших кораблей 11-35 проекта типа СКР “Пытливый” и “Ладный”. Так же как и на наших боевых единицах здесь один общий стол с неизменными местами командира и старпома. Для “особых” случаев в углу примостился небольшой столик, по торжественному поводу сейчас украшенный искусственными цветами. Именно за ним и состоялась беседа с командиром фрегата капитаном 2 ранга Али Муратом Деде.
Наш разговор уходит явно за рамки официальных, протокольных речей. С одной стороны, мы достаточно хорошо знаем друг друга. Ведь второе развертывание четвертой активации Черноморской военно-морской группы уже близится к завершению. В общей сложности два месяца вполне достаточный срок, для того, чтобы составить более или мене полное впечатление о человеческих и офицерских качествах моего собеседника. Когда я подробно ознакомился с его послужным списком, то поневоле возникло чувство уважения, насколько тщательно готовился Мурат Деде, сколько прошел этапов, прежде чем на правах командира поднялся на ходовой мостик своего корабля? Судите сами. В возрасте четырнадцати лет он, романтичный подросток из Анкары, поступает в турецкий аналог нашего Нахимовского военно-морского училища, в спецшколу ВМС. Потом, в его образовательном активе появится первый диплом о высшем образовании, он закончит военно-морскую академию в Стамбуле. Причем, во время учебы получит достаточно солидную практику во флоте ЕЁ Величества королевы Великобритании. От британского этапа в жизни у Али Мурата останется не только безукоризненное знание английского языка, уважение к флоту туманного Альбиона. Но и понимание, насколько важно для Турции всегда и во всем следовать в политике, экономике, военном строительстве собственным национальным путем, не оглядываясь на заокеанских “спонсоров” и “учителей”. Причем, он не отрицает важность опыта тех же американских и немецких военных моряков, который в полной мере использовался при создании современных ВМС Турции.
-Первое, самое незабываемое впечатление, о флоте у меня осталось после того, как я побывал еще ребенком на корабле-музее, на эсминце американской постройки типа “Гиринг”. Именно тогда я решил, что сделаю все, чтобы стать командиром фрегата. – Турецкий офицер вполне откровенен со мной, ведь небольшая дистанция, естественная дня малознакомых между собой людей нами давно преодолена.
Потом вся служба капитана 2 ранга Деде проходила на боевых кораблях. Не преминул возможности, чтобы не поинтересоваться, в чем турецкие офицеры видят для себя смысл в службе – деньги, престиж, романтика?
Деньги? Явно они не оправдывают бессонницу ночных вахт, напряжение боевых полигонов и дальних походов. Одно лишь сравнение. В Эрегли, на градообразующем металлургическом комбинате ЭРДЕМИР квалифицированный рабочий получает в эквиваленте 1200 долларов США. Лейтенант, выпускник военно-морской академии, на расположенной неподалеку от заводских цехов ВМБ – 800 у.е. И лишь после полутора десятков лет службы, в звании капитана 3 ранга и на должности старшего помощника командира корабля офицер может быть приблизится к уровню “местных” трудящихся. Впрочем, правительством принято немало льгот для военнослужащих, предоставляется жилье для профессиональных военных.
Романтика дальних морей и службы на качающейся палубе кораблей? В качестве побудительного мотива в решении молодого человека при поступлении на службу, безусловно, она важна. Но для всего свое время.
-Все, кто начал служить на корабли только ради красивой морской формы или других романтических порывов впоследствии уволились, сменили профиль. Нельзя строить карьеру, совершенствоваться в профессии на столь непрочной мотивационной основе. Надо взрослеть, ставить четко определенные цели перед собой. А главное – знать, во имя чего ты учишься и служишь, иначе, все становиться бессмысленным, - так ответил на вопрос о месте романтики в военно-морской службе турецкий командир.
Четкое обозначение целей в жизни и службе, невероятная устремленность – в этом весь капитан 2 ранга Деде. Еще молодым офицером благодаря высоким показателям в профессиональном становлении он победил в конкурсе за право учиться в престижном Средневосточном университете, по технической специальности. Разносторонность в образовании только приветствуется в офицерской среде ВМС Турции. Причем три года учебы в Анкаре он провел как обычный гражданский студент, с полным освобождением от выполнения служебных обязанностей. Стремление учиться подчиненных вообще всячески поощряется в военной среде самим командованием. Молодые офицеры на вахты зачастую берут учебники – по электротехнике, по электронике, по иностранному языку. Возможность получить блестящее образование за государственный счет стимулирует многих в решении одеть погоны.
Мурат Деде в данном отношении отнюдь не исключение. После успешного окончания университета он вернулся на фрегаты. Несколько лет успешной службы, и уже, как и достойный опытный офицер, он направляется в Стамбульский штабной колледж. И только пройдя многолетний путь от кадета до капитана 2 ранга, он осуществил свою мечту о командирском мостике.
Вместо отступления. Перед приемом в офицерском клубе в Стамбуле хозяева устроили небольшую экскурсию по мегаполису. Традиционные кварталы сменялись фешенебельными отелями, банками, офисами, жилыми домами. Вдруг, среди деревьев одного из городских парков показались ультрасовременные, по последним строительным технологиям, здания. Академия, пояснили турецкие офицеры. Здесь расположены авиационный, сухопутный, военно-морской штабные колледжи. Похоже, при их строительстве денег не жалели ни на разработку проектов, ни на материалы. Нам оставалось только порадоваться за своих турецких коллег.
На мой взгляд, моральной основой службы для турецких моряков является принадлежность к почетному сословию людей в погонах. Как воспринимается турецким обществом армия и флот? Судите сами. Портреты первого президента Ататюрка Кемаля находятся во всех без исключения официальных и служебных помещениях, его изображения выкладываются из камня на склонах гор, огромные снимки различных эпизодов его жизни вы увидите на рекламных щитах вдоль дорог. В Анкаре мавзолей Отца Турок поражает воображение своими масштабами. Причем, почитание искреннее, мало, что имеющее общего с культом личности. Выходец из народа, Кемаль своими подвигами во время первой мировой войны достиг звания генерала, во время десантной операции Антанты в Дарданеллах командовал дивизией.
Турция проиграла в той войне. Сдача на милость победителям тяжело воспринималась ее народом. Почти половина ее территории отошла под протекторат Англии и Франции. Но мир не пришел на обескровленную землю некогда Блистательной Порты. Греческие войска высадились в Малой Азии. Потомки древних эллинов не испытывали ни малейшей жалости к своим бывшим поработителям. Казалось, еще немного и турецкое государство потеряет свою независимость и прекратит существование. Освободительная борьба была возглавлена генералом Кемалем. Отныне и начался новый период в современной истории турецкой нации.
До сих пор здесь почитают человека в погонах. Ибо любой, самый простой житель той же Анатолии или черноморского побережья верит, пока у Турции есть армия и флот, она остается единой. И как бы не складывались политические баталии в парламенте или за президентское кресло, Мехметчик (дословный перевод с турецкого – солдатик, даже в данной интонации проявляется любовь к человеку в погонах) всегда выступит гарантом независимости и стабильности. Оттого “человек с ружьем” в самые тяжелые годы экономических кризисов не испытывал проблем с финансированием. Служба по призыву почетна, нет речи об уклонениях, массовых самовольных составлений частей и кораблей. Из 54 тысяч численности ВМС Турции более 30 тысяч – призывники, как матросы и старшины, так и офицеров.

Национальное самосознание турок находится сейчас на подъеме. Командир турецкого фрегата далеко не исключение в своих взглядах. Понятное дело, наш разговор не мог не затронуть политических тем:
-Нам, народам, живущим на берегах Черного моря, в первую очередь туркам и русским, решать, как здесь жить. В наших силах обеспечить общую безопасность в нашем доме. Отчего те же американцы считают себя вправе брать ответственность за мир и порядок в регионе, расположенном за многие тысячи миль от своей страны? Вполне ясно, ним и только нам, дано это право в единстве усилий решать вопросы поддержания стабильности, защиты от различных угроз миру. Я никогда не делил людей по национальностям по принципу “плохой или хороший”. Есть турки, которые мне неприятны. И есть русские и румыны, болгары и украинцы, с которыми мне приятно общаться, дружить.– Мурат Деде говорит эмоционально, искренне.
Интересы России и Турции по вопросам безопасности в регионе во многом совпадают. В любом случае сегодня не идет речи о принципиальных разногласиях по ключевым позициям во внешней политике. И военные моряки наших стран сегодня готовы работать вместе, не испытывая каких-либо сложностей в общении и взаимном понимании.
Мы, русские и турецкие моряки вновь и вновь выходим в море. МЫ встречаемся на параллельных курсах в Черном и Средиземном морях, составляя, подчас, единый строй в ордерах Согласия. Так с легкой руки одного из первых командующих Черноморской Военно-морской группы оперативного взаимодействия. Нам одинаково дорог мир и спокойствие своих стран. В наших родных базах нас с одинаковым нетерпением ждут родные и близкие, и мы испытываем одинаково теплые чувства, как только на горизонте появятся родные берега. В том же Гельджуке памятник трогательной встрече как бы многократно оживает на причале возле фрегата Мурата Деде. Ведь командира встречают любящие жена и двое детей. Как и многих его подчиненных. При всех различиях в культуре у наших народов, нас одинаково объединяет любовь к родине, к детям. Мы с одинаковой силой стремимся в нашей жизни к благополучию. Но разве не в мире и спокойствии лучше всего достигаются эти цели?
…. В любом случае, мне хотелось бы еще раз увидеть и поговорить с командиром турецкого фрегата. Впрочем, пути наши разошлись, похоже на очень долгие годы. Мурат Деде получил назначение старшим офицером в Среднеатлантическое командование НАТО, сейчас находится в Португалии. В перспективе, через несколько лет займет должность по образованию и опыту службы у себя на родине.
Но отчего-то верю, что под рубрикой «десять лет спустя » напишу материал про турецкого адмирала, знакомого еще с кавторангов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий