вторник, 30 апреля 2013 г.

Россия и НАТО: Уроки английского на базе Род-Айленд


Когда-то, много лет назад от причалов военно-морской базы небольшого островка Род-Айленд, что возле городка Ньюпорт в дальние моря и океаны отправлялись корабли под звездно-полосатыми флагами. Надо полагать, немало из них в годы войны с нацизмом уходили в Атлантику охранять караваны союзников, которые следовали в порты русского Севера. Сотни, если не тысячи американских моряков тогда побывали в Мурманске и в Североморске. Потом же наступила эпоха жесткого противостояния двух сверхдержав – США и СССР. Вновь эсминцы «Дяди Сэма» направляли курс в океан, где в глубинах  крейсировали русские атомарины. Прошли еще десятилетия. Разрядка напряженности в середине 80-х годов прошлого века поставила точку на «боевом» этапе истории старейшей базы ВМС США. Где-то с 1986 года она стала обычным учебным центром подготовки младших специалистов. А еще через несколько лет здесь зазвучала иностранная речь. По программе подготовки офицеров стран НАТО для совместных операций    на море в Род-Айленде школа, в рамках которой действует морской оперативный языковой семинар. Или, сокращенно – MOLS.
После достижения в 2002 году соглашений между Россией и  Северо-Атлантическим Альянсом о сотрудничестве начали развиваться и совместные программы в первую очередь в области борьбы с террором. ВМФ нашей страны оказался задействован в двух операциях:  Активные Усилия и BLACKSEAFOR в Средиземном и  Черном морях.  Как легко определить с точки зрения самой географии, основная нагрузка легла в данном направлении деятельности естественным образом оказалась возложена на Черноморский флот.    Словом, на языковых семинарах в Род-Айленде зазвучала русская речь, частыми гостями стали российские военные моряки. Вначале – один, максимум два человека на курсе. Словом, программа «Взаимодействие во имя мира и согласия» потребовала от своих непосредственных участников, прежде всего, сесть за парты в учебных кабинетах. 

Весной 2006 года из Главного управления международного военного сотрудничества Генерального Штаба Вооруженных Сил России «вдруг» пришла разнарядка на ЧФ отправить на берега Нового Света шесть офицеров-черноморцев.  Решение оказалось более чем логичным. Кораблям нашего флота предстояло участвовать в двух активациях Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия и к операциям Активных Усилий. В составе Средиземноморского патруля хорошо себя зарекомендовал экипаж СКР «Пытливый».

Выбор командования был вполне закономерен. В США отправились представители отделения международного военного сотрудничества, управления боевой подготовки, штурманской службы, соединения надводных кораблей  капитаны 2 ранга Вадим Кравцов, Евгений Версоцкий, Вадим Галанцев, Александр Плохотнюк,   капитан 3 ранга Олег Князев, капитан-лейтенант Максим Ковыршин. 

Перелет через Атлантику прошел спокойно. Из аэропорта в Нью-Йорке черноморцев перевезли в пригород «столицы мира» Нью-Арк, откуда на местной авиалинии они долетели до небольшого городка Провиденс, где их встретили хозяева. Надо  отдать должное представителям учебного центра, к организации встречи и размещения гостей они отнеслись со всей свойственной американцам ответственностью. Об уровне же сервиса в богатейшей стране мира рассказано и написано немало. По словам черноморцев, он по-прежнему на высочайшем уровне и война в Ираке не заставила его опуститься ни на йоту. Немного о ценах. Если брать в общем, то есть существенная разница по ценам между продуктами генетически модифицированными и выращенными с применением всевозможных ноу-хау в области химизации сельского хозяйства и  real-food (реальной едой). Если килограмм модифицированного мяса стоит примерно четыре доллара, то «реальный» обойдется в несколько раз дороже. Литр бензина, цена  зависит от времени года, обойдется вам примерно в полдоллара.  

Первое знакомство с территорией базы приятно удивило, все ухожено, продумано,  есть места для полноценной учебы и отдыха. По берегам острова спокойно, не боясь человека передвигаются  дикие кролики. Вообще побережье в районе Ньюпорта  считается климатическим курортом. Недаром многие сильные мира сего избрали его местом для своих роскошных особняков. Невдалеке от Род-Айленда находятся стальные остовы списанных и готовящихся на утилизацию авианосцев – «Форестола» и «Саратоги».

В группе лингвистического семинара российская «диаспора» оказалась наиболее внушительной, но не единственной. По два своих представителя также направили Украина, Азербайджан,  Хорватия, Грузия и одного - Албания. Хорваты капитан 3 ранга Француа Буй и лейтенант Ненад Секирица, грузины капитан 2 ранга Михаил Баджелидзе и майор Малхаз Гибелия, украинцы и азербайджанцы нашли общий язык – русский. С албанцем получилось сложней, все три недели обучения он оставался как бы в стороне. Возможно, языковой барьер не располагал к тесному общению.
Преподаватели, как правило, офицеры   резерва ВМС США, вполне добросовестно подошли к своей работе. Впрочем, первое знакомство с системой прохождения службы в армии и на флоте США, с общей организацией оказалось полным открытий. Женщина Джерри Ричардсон, штатный преподаватель   английского языка в военном университете в Техасе, показала себя настоящим виртуозом. Правда, на все вопросы об основной работе предпочитала не распространяться. Капитан 2 ранга Карен Н. Линч читала лекции по конституции США, о натовских стандартных командах в управлении авиации и противовоздушной обороны. Во время операции «Буря в пустыне» она служила в частях, расположенных в районе Персидского залива в качестве психолога. Капитан 2 ранга Мартин Роснак – подводник, отвечал за преподавание правил маневрирования и команд боевого управления при проведении противолодочных и поисково-спасательных операций. Капитан 2 ранга Джон Бургс – пилот палубной авиации, после перехода в резерв стал летать в гражданской авиакомпании. В Род-Айленд американские резервисты были призваны на время работы семинара. Предварительно они дали свое согласие на исполнение подобного рода обязанностей. На весь период за ними сохраняются рабочие места. А если фирма каким-то образом связана с министерством обороны – получает от него заказы – то кампании платят еще и заработную плату. Неудивительно, что особых проблем с резервистами американские кадровые и прочие органы не испытывают.

Первое знакомство с американским телевидением для капитана 2 ранга Евгения Версоцкого,  как в недалеком прошлом корреспондента флотского телецентра, также началось с  «открытия своей Америки». На 26 каналах здесь почти постоянно идут новостные программы. Зритель может узнать почти моментально о результатах выборов мэра какого-нибудь маленького городка на Аляске, о скачках цен на Нью-йоркской бирже. Но на всех телеканалах не было ни малейшей информации о том, что происходит за пределами США и находится вне американских интересов.   И - ни одного слова о событиях в России.  Америке интересна только сама Америка.

Впрочем, преподаватели-американцы пытались завести разговор о внутренних событиях. Особенно в части касающейся российско-украинских отношений по вопросам базирования флота в Севастополе. Но наши популярно и вполне доходчиво объяснили собеседникам: мы же не поднимаем вопросы политики США по той же Югославии или не интересуемся, что ваша армия делает в Ираке? После чего политическая тема совершенно исчезла из разговоров. А встречаясь в неформальной обстановке вне лекций – на экскурсиях, на дружеских ужинах  беседовали о более интересных вещах. Иных же контактов, кроме «штатно» определенных не происходило. В столовой учебного центра к одному из наших офицеров подошел молодой курсант. И на чистейшем русском языке спросил – мол, правда, вы из России.
Его семья два года назад эмигрировала в страну звездно-полосатого флага. А сейчас в Род-Айленде бывший наш соотечественник готовился к поступлению в военно-морскую академию в Анаполисе. Новоиспеченный американец буквально напросился вечером прийти  в гости в общежитие к россиянам. Но так и не появился. Больше с будущим кадетом престижнейшего военного   вуза Америки встретиться не довелось. А было бы интересно узнать, как произошло невозможное, и вчерашнего эмигранта допустили до экзаменов в элитную академию ВМС США, куда поступление ограничено до минимума.  


Распорядок дня, принятый в учебном центре    был весьма жестким. Подъем – в шесть утра. Завтрак с 6. 30 до 7.15, и ни минутой раньше или позже. Занятия в первую половину дня с 7. 30 до  11. 00. Обед начинался в 11. 15 и заканчивался в 12. 30. Потом, снова лекции – с 13. 00 и до 16. 00. Ужин определялся также жесткими временными рамками, с 16. 15 до 17. 30. Причем, зайти в столовую во время не определенное распорядком дня невозможно. Но с другой стороны, на лекциях считается вполне нормальным для слушателя встать из-за парты и подойти к кофейному автомату, взять пластиковый стаканчик с ароматным напитком из Бразилии.    Во время докладов вид слушателя, время от времени отхлебывающего кофе  не вызывает никакой негативной реакции у самого строгого преподавателя. В 17. 00 в обычные дни, а в пятницу – в 16. 00 территория учебного центра вымирает, здесь остается только   дежурная служба. Регламент служебного времени здесь соблюдается неукоснительно.

Тренажерная база в учебном центре достаточно как сказали бы заядлые компьютерщики – продвинута. Тренажер по совместному маневрированию корабельной группы, например, включал в себя восемь рабочих мест, заведенных на один сервер. Техники из числа унтер-офицеров  вполне квалифицированно проводили занятия. Но вопросы вроде – а служили или нет, они на кораблях, повисал  в воздухе. Специалист по корабельным тренажерам исполняет свои обязанности исключительно на той технике, на которую его готовили и там, где она используется, то есть в учебном центре.  А на кораблях служат те унтер-офицеры, которых учили работать именно на   корабельной аппаратуре. Таковы незыблемые правила. Нарушать кои в Штатах никто не будет.

В числе первых экскурсий было посещение музея военно-морской базы. Опытный российский моряк без труда выхватывает среди «экспонатов» в натуральную величину ракетный катер типа «Молния» под флагом несуществующей ныне ГДР. После падения Берлинской стены западные немцы согласились принять из вооружения восточногерманской армии и флота только эскадрилью МИГ- 29. Корабли же ВМС ГДР отправились ибо на слом, либо в состав военно-морских сил «третьих стран» вроде Индонезии. Одна «единичка» как память о временах Варшавского договора  оказалась  за океаном.

Здесь, возле причалов нашел покой на мертвом якоре линкор «Массачусетс». Исполин волей судьбы остался невредим 7 декабря 1941 года, во время нападения японской авиации находился вне Пёрл-Харбора. Но на медной пластинке выгравированы имена моряков линейного корабля, которые погибли в те трагические часы. Кто-то находился в госпитале, в командировке на других кораблях, в отпуске…  Сегодня ветеран содержится в идеальном состоянии. В кубриках, как и много лет назад застелены койки. Кажется, по каким-то причинам команда несколько минут назад сошла на берег.   В пятницу же на причалах появляются автобусы с группами молодых американцев из патриотических организаций. Ровно на три дня американские ребята  поселяются в тех самых кубриках, где спали их деды и прадеды, на линкоре, олицетворявшим долгие годы мощь их страны. Причем, делают это отнюдь не по принуждению. Они действительно любят свою страну и гордятся своим флотом.

Американцы действительно    бережно относятся  к своей истории. Первый корабль ВМС США «Конституция» поражает одним только фактом своих ежегодных выходов в море на День Независимости. А фрегату ведь почти два века.
Об Америке можно  говорить очень много. В любом случае, те три недели «уроков английского»  на базе Род-Айленд оказались для черноморцев весьма успешными именно в профессиональном плане. Ведь программа российского сотрудничества с Северо-Атлантическим Альянсом  пока только начинается. Если  отбросить в сторону какие-то политические, митинговые страсти, то Россия в своем сотрудничестве с НАТО преследует в первую очередь собственные интересы  безопасности. И готовить корабли и моряков предстоит с учетом  предстоящих походов в единых ордерах с обязательным изучением языка, принятой системы боевого управления и много другого. Без выполнения подобной задачи  корабли разных стран в море просто не услышат и не поймут друг друга.

Комментариев нет:

Отправить комментарий