Десять лет прошло с того выхода в море на гвардейском ракетном крейсере "Москва". Но забыть те свои впечатления, похоже, не получится, уже НИКОГДА.
Сокол над мачтой.…Непередаваемая по жизненным колоритам пьеса полнокровно игралась природой, на, казалось бы, напрочь отделенном от ее красоты, выходе в море гвардейского ракетного крейсера «Москва» для сугубо воинских целей. В брызгах соленой воды над трехбалльной волной на мгновения загорались цветы радуги. Невероятный по своим оттенкам закат одновременно расцвечивал небосклон золотистыми и малиновыми тонами на фоне скал Южного берега Крыма. Мохнатые шмели, пестрые бабочки невесть каким образом залетали на многие мили от берега. Они во множестве летали вдоль невероятного сконцентрированного на отдельно взятой единицы площади оружия, антенн радиолокационных станций и прочих хитроумных устройств. Птицы, вполне сухопутные по своему ареалу обитания, в извечном поиске пищи облюбовывали в качестве необычного места охоты стремительный боевой корабль. Опасности подстерегают здесь пернатых потомков древних археоптериксов ежесекундно. Небольшая лесная по виду пташка в лихом броске на лету заглотила какое-то насекомое. И затем опрометчиво присела на самый край шкафута, за ватервейс. Стальной форштевень корабля разрезает на восемнадцати узловом ходе не совсем спокойные волны, ветер стремительно гуляет вдоль бортов. Резкий порыв…. И, было успокоившаяся, серая птица, оказывается брошенной порывом на седые от «снега» пены волны. Все попытки вернуться в родное небо оказываются тщетны…
Сокол-сапсан уже двое суток подряд стремительно облетывает по кругу крейсер. Похоже у него где-то на корабле появилось укромное место, стальной «аналог» горной расщелины. Добычи здесь для прекрасной и отважной птицы в изобилии. Стремительное пике – и соколиный «завтрак» брошен на сталь палубы в районе барбета. Но здесь происходит маленькое жизненное чудо. На «Москве», по старой крейсерской традиции большинство команд предваряются сигналом горна. Горнист как раз в этот момент сыграл свою резкую на слух мелодию. Сапсан на миг от неожиданности разжал когти. Жертва, не веря в счастье, во все крылья удрала, куда подальше от смертельной опасности. Хотя сам по себе случай невероятный. Практически нет шансов уйти от острого клюва и железных когтей соколиного семейства у его добычи.
Осень пока воспринимается на Южном берегу Крыма в излете сентября как нечто весьма отдаленное. Температура наружного воздуха под тридцать. Вода за бортом – двадцать один градус. И только в последний, воскресный, день по утру задул прохладный ветер.
Об окончании лета нежданно напомнили… дельфины. Легендарные потомки древних жителей Атлантиды начинают стремительно «атаковать» боевые корабли где-то уже в районе Ялты. И в Феодосийском заливе, богатом рыбой, приходящей из Азовского моря, стаи белобрюхих дельфинов «подрезают» нос корабля, проныривают вдоль его сто девяностометрового днища, меряются силами в скорости на прямых курсах. Дельфинья «молодежь», нагуляв жир за лето, готовится к своему «осенне-зимнему» периоду. В суровых штормах, кои несут с собой гибель многим представителям морского млекопитающегося «населения» Черноморья, выживут лишь сильнейшие. И только крепкие мышцы под блестящей и невероятно эластичной кожей дают им верный шанс на выживание.
Для молодых дельфинов наступил свой «сезон» боевой учебы и подготовки к жестокой битве за право жить во внешне благодатных водах Русского моря. Стремительные, совершенные в своих линиях тела морских охотников продолжают тренировочные галсы в своей глубоко осмысленной и нешуточной игре со стальными исполинами.
Природа не устает нас удивлять своими лишь внешне простыми загадками. В воскресенье, утром, когда ГРКР «Москва» и СКР «Пытливый» проводили совместное учение по заправке кильватерным способом с БМТ «Иван Бубнов» заметил, как сугубо ночной, да вдобавок еще и сухопутный житель – летучая мышь, выписывая в воздухе невероятные зигзаги, пронесся вдоль ракетного крейсера. Как перепончатокрылый зверек оказался здесь, за несколько миль от нависающих над морем скал? Возможно, маленький ночной хищник «прописался» на том же морском танкере, а нынешнее учение его попросту спугнуло с насиженного места.
Жизнь природы в своей невероятной способности к приспособлению не обходит стороной и сталь современных, накачанных под «завязку» энергией, боевых кораблей в море. Но смею заверить, лишь единицы из моряков, кои выходили на общефлотские учения, смогли воочию увидеть все эти чудеса. Пять суток механики и артиллеристы, радиометристы и штурманы, в скрытых сталью палубы боевых постах, на ходовых и сигнальных мостиках выполняли упражнения, поддерживали заданный ход боевым единицам, внимательно наблюдали за воздушной и надводной обстановкой, вслушивались в глубины.
Флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва» в сознании многих простых моряков, прежде всего, олицетворяется и именем столицы, символизирует связь черноморцев с Россией. Слава корабля во многом лежит именно в данной, во многом «символической» плоскости. Но одно дело – с блеском принимать на своей «территории» делегации высокопоставленных государственных деятелей, Верховного Главнокомандующего, Президента Российской федерации, демонстрируя парадную сторону флотской жизни.… Другое, по своим боевым возможностям фактически представлять собой грозное оружие, великолепно отлаженный корабельный организм с по-настоящему крейсерскими традициями. И здесь «москвичам» предстоит еще очень долгий путь к совершенству и эталонности в вопросах флотской культуры. Согласитесь, не совсем приятно слышать с ходового мостика окрики по трансляции вышестоящего командования вроде:
-Боцман, вы же на крейсере служите, по авралу у вас на баке определено свое место. А вы - болтаетесь неизвестно где, займите место.
Начальник управления воспитательной работы Черноморского флота контр-адмирал Валерий Осякин, вполне справедливо указал на превышение всех допустимых «норм» относительно «шумности» в общении между начальниками и подчиненными на корабле и в «густоте» ненормативной лексики во внутренних, да и не только, помещениях. Пробелы в организации приходится восполнять подобными неуставными способами, что считалось противоестественным на классиках флотской службы артиллерийских крейсерах.
Причины, думаю, не надо долго объяснять. Ремонтные работы здесь проводятся на фоне непростых представительских функций, а отработка корабельной организации протекает на фоне преодоления многолетнего «наследия» заводской стоянки. На мой взгляд, вполне естественна реакция заместителя начальника штаба соединения надводных кораблей капитана 1 ранга Сергея Зинченко, когда один из моих коллег-журналистов собрался отснять на видеокамеру обычное, рутинное построение:
-Да знайте уже меру, дайте спокойно, без видеокамер и лишних «глаз», заняться корабельной жизнью! Не надо мешать, своим излишним вниманием, отлаживать повседневную организацию. На «Москве», уж поверьте, предстоит сделать многое в этом направлении. Еще раз прошу, не мешайте. Где возможно, ничего скрывать не собираемся, даже поможем в съемках и объясним, что непонятно.
Ни в коей мере не льстя стилю руководства командующего Черноморского флота адмирала Владимира Комоедова, хотел бы заметить следующее. На гвардейском ракетном крейсере изначально установилась рабочая, спокойная атмосфера. Принцип - действуем для пользы, не для дешевой «показухи» неукоснительно выдерживался на учениях. Комфлота не зря сказал, отвечая на вопросы журналистов:
-Отчего вас смущают некоторые сбои и шероховатости при выполнении боевых упражнений? Без сучки и задоринки ни в одном деле не бывает. Вы говорите – некоторые зенитные ракеты не навелись на цель. Но ведь мы стреляем уже превысившими сроки хранение ракетами – в целях экономии, относительно новые находятся в боекомплекте. Мы вышли в море учиться, не получится что-либо, будем повторять. Благо сейчас у нас есть все возможности.
И «Москва» училась с прицелом на предстоящий «бросок» в Забосфорье.
Кстати, на ходовом мостике наблюдал, как, улучшив минуту, командир гвардии капитан 1 ранга А. Щербицкий изучал вместе с опытными штурманами особенности прохождения проливной зоны. Времени остается немного и приходится дорожить каждой минутой. Все эти моменты прекрасно понимает как настоящий и один из наиболее авторитетных моряков на флоте командир соединения контр-адмирал Владимир Васюков. И на учениях каждая пройденная миля несет огромную нагрузку в плане боевой учебы.
За три года, прошедшие после «оставления» Николаева, после этапа полного восстановления технической готовности, выходов в море и выполнения задач боевой службы в Средиземноморье, пожалуй, созданы основы корабельной организации именно «московского» стиля. Внешне почерк крейсера проявляется в «музыкальном» сопровождении всех основных мероприятий повседневной деятельности. Крейсерский оркестр играет при выходе и заходе в главную базу. По завершению работы с морским танкером «Иван Бубнов» стальные исполины расходились под звуки «Прощания славянки». Но.…Очень и очень много организационных «нюансов», кои необходимо еще накатывать. Не совсем гладко проходил, к примеру, спуск плавсредства недалеко от порта Феодосия. Пришлось, словом покраснеть иным начальникам по поводу данного «эпизода». Честно говоря, и ситуация, которая чуть было, не сложилась с выпечкой хлеба, говорит не в пользу службы снабжения. Откровенно подгадало качество.… дрожжей. И приводить, что называется, числители к знаменателям, пришлось в срочно- административном режиме. Хотя, когда все утряслось, качество хлеба превзошло все слова благодарности, гвардии мичман Юрий Сахаровский прояви самый настоящий талант пекаря. Желательно, все-таки, избавляться еще на берегу от подобных «мелочей», совершенно не гармонирующих с философией крейсерского отношения к морскому делу. Ведь до того же базара в Феодосии, скажем, от Босфора катер будет посылать «не с руки».
Вместе с тем искренне подкупает настрой экипажа на выполнение задач в море, желание справиться со всеми задачами, матросы переживают за успехи или неудачи родного крейсера. Причем за некоторыми формами подобного неравнодушия невозможно наблюдать и слышать без улыбки.
Около четырех утра, аккурат перед разводом очередной смены на «собачью» вахту – как ее еще называют, невольно подслушал следующий разговор между матросами. Один из моряков, механик, подначивает своего приятеля-комендора. Мол, вы, «рогатые»,(прим. – так на кораблях в разговоре называют между собой моряков ракетно-артиллерийской боевой части) стрелять не умеете. Хотя на первом этапе учений те очень удачно выполнили упражнение по щиту. И командующий ЧФ адмирал Владимир Комоедов даже вручил приз – пирог стрельбовым расчетам, в которые входили гвардии лейтенант Михаил Липчик, гвардии старшина 1 статьи Андрей Герасимов, гвардии старшины 2 статьи Евгений Шевцов, Николай Грибов, гвардии старший матрос Юрий Фролов, гвардии матросы Юрий Аксенов, Амир Долов, Александр Луговский.
Но во время артиллерийских стрельб из 130-мм орудий по береговой цели отказала в самый ответственный момент техника. Причем, не по вине «москвичей». А все-таки выпущенные три пристрелочных снаряда на редкость удачно поразили цель! Даже на слова одного из скептиков – дескать, как мы будем воевать, если боезапас не можем расстрелять, кто-то из офицеров ответил: при такой точности большинство снарядов будем «привозить» с собой в базу. Второго моряка, комендора, подобный «поклеп», понятно, задевает. Но чем-либо ответить обидным для БЧ-5 он не может, электромеханики показали себя в море безукоризненно. Словом, остается лишь оправдываться в безоговорочно успешных залпах и пусках. Тем паче возможностей у «москвичей» для этого еще будет предостаточно.
На недостатках корабельной организации «столичного» крейсера, думаю, нет смысла заострять внимание. Главное, на корабле сложился прекрасный экипаж. На ходовом мостике, пользуясь небольшой паузой, удалось пообщаться с гвардии старшиной 1 статьи Артемом Сидоркиным. Он родом из Москвы. До службы успел приобрести достаточно редкие и престижные специальности – ювелира, оператора ЭВМ, оператора-монтажника. В специальный, «московский» набор в военкомате как-то не попал. Но когда на призывной комиссии предложили служить за пределами России, в Севастополе, на гвардейском крейсере, понятное дело, отказываться не стал. За плечами Артема уже есть боевая служба в Средиземноморье, о которой у него самые прекрасные воспоминания. Когда еще доведется побывать, скажем, в Ривьере, увидеть незабываемую синеву чистых вод Эгейского моря?
Старший машинист трюмный гвардии старшина 2 статьи Михаил Гавриленко призывался из Минеральных Вод. Спрашиваю, отчего не попал служить на одноименный морской тральщик. Да как-то не говорили об этом на призывной комиссии. Сейчас, когда прошло время и «Москва» уже не просто место службы, а часть жизни, здесь он узнал цену настоящей дружбе и в полной мере понял, насколько важны в человеке надежность и ответственность. Старшина вахты электриков гвардии главный старшина-контрактник Вячеслав Степанов служит уже семь лет. На следующий год собирается поступать в военно-морской институт. Думаю, флот лишь приобретет со временем в его лице корабельного офицера, осознанно сделавшего свой выбор. Командир дивизиона движения гвардии капитан 3 ранга Анатолий Пожаров на высоком уровне организовал работу подчиненных, «стальные сердца» корабля не знают устали, не ведают перебоев. Хотя слово «организовал» лишь и известной оговоркой относятся к представителям корпуса инженер-механиков флота. В БЧ-5 пользуются авторитетом лишь тот офицер или мичман, который не «стесняется» трудиться наравне с подчиненными, и не на словах затеоретизированных формул, а в трюмах доказывает профессиональную состоятельность. На своем месте и старшина команды электротехнического дивизиона гвардии мичман Александр Кочетов. Исполняющий обязанности заместителя командира соединения по электромеханической части капитан 2 ранга Сергей Черников и его помощник капитан 2 ранга Александр Цебро помогают «москвичам» отнюдь не силой «указующего» перста, а квалифицированными рекомендациями и конкретным делом.
«Гладенько» и без сбоев, понятное дело, сложнейшие механизмы на кораблях работают лишь в добрых старых кинофильмах. В море на холодмашине происходит поломка. И гвардии старшина 1 статьи-контрактник Алексей Толмачев, гвардии старший матрос Виталий Коротков, гвардии матрос Андрей Мартынов за ночь выполнили ремонт. О том, чего им это стоило, красноречиво проясняет одно лишь обстоятельство. Вес механизма около четырехсот килограмм. И его пришлось поднимать в весьма стесненном помещении, а затем - устанавливать вновь.
Ракетно-артиллерийская боевая часть гвардии капитана 2 ранга Эльдара Оруджева – в море на первых ролях. Уверенно действуют гвардии капитан 3 ранга Сергей Сергиенко, гвардии капитан-лейтенанты Алексей Заяц, Евгений Бабин, Арсен Карпаев, гвардии старший лейтенант Олег Кернер.
«Москва» - ударный ракетный крейсер. И выполнение противолодочных задач, на первый взгляд, ей не свойственно. Но подобное мнение весьма ошибочно. Гидроакустики гвардии старшего лейтенанта Глеба Прудникова три часа сорок девять минут держали контакт с подводной лодкой капитана 2 ранга Игоря Игнатьева. Отличились гвардии главный старшина Андрей Фурманов, гвардии старший матрос Сергей Касаткин. Минно-торпедная боевая часть выполнила стрельбы реактивными бомбами. Уверенно выполнили поставленную задачу гвардии мичманы Анатолий Карпов, Владимир Горст, гвардии главстаршина Рустам Юмашев, гвардии старшие матросы Арслан Шадьяров, Алексей Лемешкин.
Вопросы безопасности при маневрировании, во время выполнения боевых упражнений, отображения воздушной и морской обстановки находились на приоритетном месте. И роль моряков радиотехнической боевой части гвардии капитана 2 ранга Олега Луганского сложно переоценить. Ситуация: при выполнении стрельб из РБУ в опасной зоне случайно оказался наш самолет. От боевого информационного центра на ходовой тотчас последовал доклад. Командир корабля гвардии капитан 1 ранга Александр Щербицкий мгновенно принимает решение - «дробь». Начальник и расчет БИЦ гвардии мичман, гвардии старшина 1 статьи Андрей Павличенко, гвардии старшина 2 статьи Дмитрий Овчинников сработали и на этот раз безукоризненно. Уверенно действует командир группы освещения воздушной обстановки гвардии старший лейтенант Сергей Столяров. Командование отмечает старание и труд гвардии главного старшины Александра Коваленко, гвардии матроса Олега Свиридова.
Для командира группы обеспечения стрельб гвардии капитан-лейтенанта Геннадия Носа, старшины команды радиометристов артиллерийских Сергея Назарова, радиометристов штурманских гвардии старшины 2 статьи Константина Халтурина, гвардии старшего матроса Андрея Снегирева работать, условно говоря, пришлось на «чужие» боевые части. Но еще раз подтверждена истина: корабль – живой и единый организм. И все здесь взаимодействует и живет единой целью.
Специфика службы связистов на корабле своеобразна. Образно говоря ни в море, ни около причальной стенки их работа принципиально не отличается, те же вахты, тот же обмен информацией. Отношения в коллективе изначально строятся исходя из того, что моряк представляет из себя как специалист. Тот же гвардии матрос Сергей Лисовский недавно прибыл на корабль после «учебки», но со своим делом справляется уверенно.
К чести главного боцмана ГРКР «Москва» гвардии старшего мичмана Михаила Руденко, в экипаже настойчиво и без сносок – мол, не до «жиру» в наше время - формируется высокая морская культура. Только бросили якорь в очередной «точке», сразу же начинаются работы. Идет покраска. По уже стародавней флотской традиции «драится медяшка», коей на крейсере предостаточно. Ведь даже особо устойчивый к активной морской среде «цветмет» весьма и весьма скоро на морских просторах покрывается зеленоватым налетом и крупицами соли. Кстати, сам боцман отличается отменным знанием дела, весьма импонирует своим чувством юмора, знает время для шутки. Как отвлечение в контексте иных псевдофлотских «примет» - невзирая на все суеверия, Михаил Руденко вполне комфортно себя чувствует в штатной тринадцатой каюте.
Пять суток в море для «Москвы» проходят в плотном взаимодействии с морскими авиаторами. На борту находятся главный штурман авиации Черноморского флота полковник Дмитрий Аксенов, представители из вертолетного полка майор Олег Шабалин, капитан Вадим Соломоненко. Техник-старшина команды вертолетного оборудования крейсера гвардии мичман Степан Мельник настоящий мастер своего дела. К слову, его по всем документам два месяца назад вышел срок службы, пора уже увольняться в запас. Но, похоже, заслуженный отдых для опытного специалиста наступит после выполнения ответственного задания. Внимание к вопросам размещения вертолета Ка-27 неслучайно. После многих лет перерыва принято решение направить на боевую службу в Средиземное море и одну винтокрылую «единичку». Стальная птица уверенно «вьет» гнездо а вертолетном ангаре ракетного крейсера.
Тот, кто хоть раз видел, как на палубу корабля садится и взлетает вертолет, навсегда сохраняет в сердце и в душе уважение к служителям двух стихий, к морским авиаторам. Над ютом зависает стальная птица. За кормой ее воздушный поток поднимает мириады частиц водяной пыли. Лучи солнца играют в них великолепной семицветной композицией. Геликоптер немного «ведет» то влево, то вправо. Для его пилота жизненно важно в эти мгновения удержать винтокрылую машину аккурат над покрытой сеткой площадкой немногим больше десяти метров в диаметре. И все – на ходу корабля. Мастерски отработали на «Москве» экипажи вертолетов, которыми командовали подполковники Геннадий Колосов, Александр Кондратов. Штурманы – подполковники Владимир Горбунов, Виктор Землянов.
В Феодосийском заливе, неподалеку от мыса Опук ясная погода позволила насладиться – другого выражения даже в голову не приходит – за красивой и грозной работой четверки штурмовиков Су-24. Летчики, среди которых были полковники Василий Фисенко, Борис Назаров, подполковник Цуранов и майор Богданов при скорости в восемьсот-девятьсот километров в час точно произвели бомбометание на высоте всего четыреста метров. И затем резко взмыли вверх, спасаясь от осколков бомб, одновременно отстреливая в небо ферромагнитные ракеты, «уводящие» смертоносные ракеты с тепловой головкой наведения.
Противолодочный барьер из гидроакустических буев, который поставила «летающая лодка» майора Вячеслава Агарока, позволил обнаружить субмарину. Экипаж Бе-12 Валерия Атасова также оказался удачлив в «учебном» черноморском небе. Штурманы майоры Виктор Гелих и Леонид Дозорцев показали в деле свой профессионализм.
Думаю, не надо долго объяснять, насколько напряженно работали в море старший помощник начальника штаба соединения надводных кораблей по авиации подполковник Петр Сиваков, начальник корабельного пункта управления и наведения авиации подполковник Вадим Брейкин, майор Анатолий Бойко.
На подходе к Севастополю нас встречает уже прохладный крепкий ветер вместе с нависшими над любимым городом облаками. Множество рыбаков на утлых деревянных и надувных лодочках ловят рыбу, провожая взглядом возвращающиеся воскресным утром с учений боевые корабли. Ненадолго становятся к обжитым причалам «Москва» и «Пытливый», «Иван Бубнов». Вскоре отряд кораблей возьмет курс на юго-запад, по проторенным многими поколениями путям в Забосфорье.