Три недели большой десантный
корабль «Ямал» провел в апрельском море в 2006 году, принимая участие в
международных учениях Черноморской военно-морской группы. Эскадра Согласия и Мира здесь отметила первый свой юбилей – пятилетие со
дня подписания соглашений между странами Причерноморья и сотрудничестве и
создании во многом уникального
соединения – «BLACKSEAFOR».
Автор предлагает свои записки из блокнота журналиста о тех событиях.
Волнение ветра и волн
Каламитского залива резко прекращаются,
едва «Ямал» заходит в озеро Донузлав. Интенсивность судоходства
здесь, вблизи Евпатории, достаточно
высокая. Моросит мелкий дождик, туман, погода скорее напоминает балтийскую,
нежели черноморскую. Над тихой и гладкой
поверхностью нет-нет да пронесутся пернатые обитатели местных заводей,
встревоженные появлением в здешних водах больших кораблей с непривычными
флагами. Второе развертывание эскадры «Общего моря» по предложению украинской
стороны начинается возле малознакомого для причерноморцев северо-западного побережья Крыма.
Озеро Донузлав, поселки
Новоозерный и Мирный долгие годы были местом базирования кораблей и сил
Черноморского флота, здесь находилась наша Крымская военно-морская база. Но
сегодня БДК «Ямал» швартовался возле причала
Южной ВМБ Военно-морских Сил ВС Украины. Внешне, казалось, мало, что
изменилось с тех пор, как десять лет назад часть инфраструктуры разделенного флота перешла под юрисдикцию
Украины. Уникальные площадки для кораблей на воздушных подушках сегодня
пустуют. Большинство из них производят при ближайшем рассмотрении весьма
удручающее впечатление.
Фрегат УРО «Марашешти» ВМС
Румынии капитана 1 ранга Адриана Йордаше вновь поднимает флаг головного,
флагманского корабля единой эскадры Причерноморья. Впрочем, остается совсем немного времени,
когда пальма первенства в ЧВМГ перейдет
России. Сейчас ведутся работы по
переоборудованию БДК «Цезарь Куников» для «исполнения» роли флагмана. Но это
еще впереди. Сейчас главная задача – успешно провести учения в восточной части
Черного моря, осуществить заходы в порты Батуми и Новороссийск.
Надо отдать должное
украинской стороне. К стоянке кораблей международной группировки она
подготовилась тщательно, своевременно подали
электропитание и воду на корабли. Буквально на следующий день были
организованы экскурсии в Евпаторию, проведены спортивные соревнования.
Эскадра Согласия утром 11 апреля
покидает Донузлав. Представители Черноморского флота России старший офицер по
наведению авиации подполковник Вадим Брейкин и военный переводчик капитан 2
ранга Андрей Уфимцев по программе обмена членами экипажей выходят в море на
фрегате УРО «Йылдырым» ВМС Турции. Вечером офицеры благополучно возвращаются на
катере обратно, они полны впечатлений и еще раз убедились - морское
гостеприимство не знает национальностей.
Весна неудержима в своем
вечном обновлении природы и пробуждении жизни. Суровые зимние морозы оставили
«отметку» из погибших елей и кипарисов в евпаторийских парках. Но весенняя
зелень пробивается на полях, покрывает пока еще небольшими листочками ветки
деревьев. Птицы в это время совершают перелет на север. И зачастую отдыхают на
палубах судов на своем пути через море.
В первый день морских учений Черноморской военно-морской группы через
иллюминатор в кают-компанию БДК «Ямал» случайно залетел стриж. Пернатый
путешественник сориентировался в
мгновение ока и спешно ретировался
обратно, в родную стихию.
Вечером, в сумерках, когда корабль приблизился к ЮБК, возле носовой артиллерийской установки,
случайно вспугнул присевшего передохнуть красавца сокола-сапсана. Хищная птица
– обитатель крымских, гор, не рассчитав сил, залетела далеко в глубь моря в поисках добычи.
Впервые на занятиях было опробована
аппаратура компьютерного проектора, поставленная на корабль по линии шефской
помощи фондом «Москва-Севастополь». При содействии председателя Комитета по
межрегиональным связям и национальной политике правительства Москвы Алексея
Александрова, генерального директора фонда «Москва-Севастополь» вице-адмирала в
запасе Михаила Аполлонова на корабли «Цезарь Куников» и «Ямал», представляющие
Россию на ЧВМГ, поставлено большое количество организационной и бытовой
техники. После косметического ремонта с применением самых современных
материалов каюты и кают-компания буквально преобразятся.
Новые образцы техники приходят на
смену старой, морально устаревшей. Навигаторы «Ямала» недавно получили себе на
вооружение электронного «штурмана», обладающего уникальными возможностями. На
двух дисплеях, на ГКП и ходовом мостике высвечивается карта участка моря, рассчитывается с помощью спутниковой
навигации место и курс. Для связи между кораблями ЧВМГ в море турецкой фирмой
«Тубитак» установлена локальная компьютерная сеть. Возможности системы достаточно
широкие. Пока же проходят испытания в реальных условиях, дорабатываются и
корректируются программы. Немного
забегу вперед, конечный результат ее
работы оставляет желать дальнейшего совершенствования. Начнем с того, что данный проект – один из
первых турецких попыток попробовать свои силы в области новых технологий.
Оттого программисты с берегов
Блистательной Порты уделяют столь много сил и времени на запуск в постоянную
эксплуатацию достаточно передовой по местным меркам аппаратуры.
К берегам древней Колхиды
Корабли Черноморской
военно-морской группы после захода для общего сбора в Новоозерном отправились к
берегам Закавказья. Полтора года назад впервые эскадра Согласия зашла в
гостеприимный грузинский порт Батуми, где в августе 2004 года состоялась
церемония активации ЧВМГ под флагом грузинской стороны.
Работа в море причерноморцев
проходит в спокойном режиме. Определенные трудности при совместном
маневрировании задает погода. Густой
туман ухудшил видимость, добавив работы корабельным сигнальщикам и
радиометристам. В один из дней резко усилился ветер. Но все трудности
преодолеваются, хотя морякам приходится проявлять немало терпения и
выносливости. Прикомандированные на
поход флагманский штурман части десантных кораблей капитан-лейтенант Игорь
Дмитриев и командир БЧ-1 БДК «Новочеркасск» старший лейтенант Александр
Козинцев ведут прокладку, производят
необходимые расчеты, несут положенные вахты.
Сейчас на БДК «Ямал»
находится группа десантников и водолазов под командой капитана Романа
Ермакова. Причем, в отличие от прошлых
развертываний ЧВМГ костяк «черных беретов» составляют профессионалы. В тех же
румынских или турецких ВМС морские силы
специального назначения представлены исключительно профессионалами. И при
реальной работе по охране кораблей и проведении досмотровых операций показывают
хорошие результаты. Морские десантники-черноморцы намерены не ударить лицом в
грязь перед иностранными коллегами. В разговоре они без лишней скромности
заявили – наступит момент, когда у них
будут учиться «морские котики» с берегов Блистательной Порты.
Впрочем, дух здорового
соревнования постоянно присутствует в боевой совместной работе эскадры «Общего
моря». В соответствии с легендой учений с применением вертолета производится
визуальная разведка зоны международного эмбарго. Пилоты винтокрылой машины
с фрегата УРО «Йылдырым», вне всякого
сомнения, настоящие асы. Что неудивительно при принятой в морской авиации
Турции системе отбора и подготовки экипажей. Практики полетов в реальных
условиях им также не занимать. Но взаимная работа кораблей ЧВМГ с нашим штурмовиком Су-24 также
показала высокий класс российских авиаторов. Черноморский самолет с точностью
до секунд прибыл в назначенный район, выполнил все предусмотренные планом
учений действия. Чем и заслужил слова
благодарности командования эскадры «Общего моря».
Румынская группа морских
сил специального назначения под
командованием капитан-лейтенанта Костинела Джороя провела учения по досмотру судна-нарушителя,
который изображал «Ямал». Наши моряки первым делом обратили
внимание на экипировку и вооружение
спецназовцев. Автоматическое оружие было представлено автоматами Калашникова
АК-74 румынского производства. Но 9-мм пистолеты «Карпаты» оказались почти
точной копией итальянской «Беретты», также выпускаемыми на берегах Дуная по лицензии.
Мелочь, но и она не ускользнула от острого глаза «ямальцев». Наследники
легендарных даков и римлян утоляли жажду не водой из общепринятых фляг, а минералкой «Буковина» из пластиковых
бутылочек. «Наркотики» и нелегальный
«эмигрант» были в короткий срок обнаружены и задержаны, документация судна
проверена.
Солнечным апрельским
утром, накануне захода эскадры «Общего
моря» в грузинские территориальные воды, вдали стали видны во всем великолепии
скалистые заснеженные вершины Кавказа.
Утром 14 апреля 2006 года корабли
Черноморской военно-морской группы. За время, прошедшее после первого
развертывания под флагом румынской стороны в августе 2005 в руководстве грузинских военно-морских сил
произошли определенные изменения. Так, заместитель командующего по береговым войскам стал
исполнять обязанности командующего ВМС. Как стало известно из официальных
источников, полковник Коба Гурцкая обладает боевым опытом, во время
грузино-абхазского вооруженного конфликта командовал батальоном. Недавно стал
обладателем диплома об успешном окончании академии Вооруженных Сил Украины. На
место начальника Батумского военно-морского района назначен капитан 2 ранга
Михаил Баджелидзе.
После протокольных визитов
местным руководителям на фрегате УРО «Марашешти» состоялась пресс-конференция
для представителей местных СМИ. Во всех городах Причерноморья, куда приходили
корабли ЧВМГ, офицер по связям с прессой болгарский капитан-лейтенант Никола
Стоянов проявил немало старания для помощи журналистам в полном и достоверном
освещении мероприятий учений. Об оперативности работы местных газетчиков легко
судить по следующим фактам. Наутро республиканская и городская газета «Аджария»
вышла с фоторепортажем о прибытии кораблей эскадры «Общего моря». Настоящий
профессионализм проявили сотрудники редакции Ирма Шершевадзе и Гурам Турашвили.
Батуми – прекрасный город.
Природа, казалось, наделила всеми красками этот благословенный уголок
черноморского побережья. После затянувшейся крымской весны моряки попали в цветущий
край. Погода здесь как в зоне субтропического, горного климата весьма
переменчива. Солнце почти в одночасье может сменяться ненастьем. О чистоте моря
убедительно свидетельствуют дельфиньи стада, заходящие в батумскую бухту
поохотиться за рыбьими стаями. Весенняя путина в самом разгаре. На причалах
множество местных рыболовов-любителей пытают свое рыбацкое счастье. Для
причерноморцев принимающей стороной были организованы экскурсии по вечернему
городу, в крепость Гонио-Аспар, в Ботанический сад. Нельзя не заметить, как на
улицах аджарской столицы многочисленные рабочие обустраивают свой город.
Несколько дней в
гостеприимной Аджарии пролетают незаметно. Наш курс лежит в конечный порт
нынешнего развертывания, в Новороссийск.
На прощании с Батумским ботаническим садом мы, пусть грузинские биологи
на нас не обижаются, сорвали веточки канадской лиственницы, магнолии и цветок
мушмулы. Почти две недели неувядаемая частица субтропической природы простояла
в каюте, как напоминание о берегах Закавказья.
После расслабленного ритма
жизни Батуми морские ворота юга России поражают своим динамизмом. На рейде
Цемеской бухты, возле бесчисленных причалов находятся на загрузке десятки многотоннажных судов –
сухогрузов, контейнеровозов, танкеров. Днем на улицах города возникает ощущение
почти московской спешки – новороссийцам
некогда терять время, надо торопиться зарабатывать деньги. Буквально как грибы
после дождя поднимаются многоэтажные здания, выполненные в обычном европейском
стиле. Набережная недавно
реконструировалась, стала просторнее, благоустроенней.
Здесь, в Новороссийске,
ордер Согласия завершает свои весенние учения. Но расставание кораблей обещает
быть недолгим.