четверг, 30 мая 2013 г.

Весна в едином ордере

Три недели большой десантный корабль «Ямал» провел в апрельском море в 2006 году, принимая участие в международных учениях Черноморской военно-морской группы.  Эскадра Согласия и Мира   здесь отметила первый свой юбилей – пятилетие со дня подписания соглашений между странами Причерноморья и сотрудничестве и создании  во многом уникального соединения – «BLACKSEAFOR».

Автор предлагает свои записки из блокнота журналиста о тех событиях.
 
Волнение ветра и волн Каламитского залива резко прекращаются,  едва «Ямал» заходит в озеро Донузлав. Интенсивность судоходства здесь,  вблизи Евпатории, достаточно высокая. Моросит мелкий дождик, туман, погода скорее напоминает балтийскую, нежели черноморскую. Над тихой  и гладкой поверхностью нет-нет да пронесутся пернатые обитатели местных заводей, встревоженные появлением в здешних водах больших кораблей с непривычными флагами. Второе развертывание эскадры «Общего моря» по предложению украинской стороны начинается возле малознакомого для причерноморцев  северо-западного побережья Крыма.
Озеро Донузлав, поселки Новоозерный и Мирный долгие годы были местом базирования кораблей и сил Черноморского флота, здесь находилась наша Крымская военно-морская база. Но сегодня БДК «Ямал» швартовался возле причала  Южной ВМБ Военно-морских Сил ВС Украины. Внешне, казалось, мало, что изменилось с тех пор, как десять лет назад часть инфраструктуры  разделенного флота перешла под юрисдикцию Украины. Уникальные площадки для кораблей на воздушных подушках сегодня пустуют. Большинство из них производят при ближайшем рассмотрении весьма удручающее впечатление.
Фрегат УРО «Марашешти» ВМС Румынии капитана 1 ранга Адриана Йордаше вновь поднимает флаг головного, флагманского корабля единой эскадры Причерноморья.  Впрочем, остается совсем немного времени, когда  пальма первенства в ЧВМГ перейдет России. Сейчас ведутся  работы по переоборудованию БДК «Цезарь Куников» для «исполнения» роли флагмана. Но это еще впереди. Сейчас главная задача – успешно провести учения в восточной части Черного моря, осуществить заходы в порты Батуми и Новороссийск. 
Надо отдать должное украинской стороне. К стоянке кораблей международной группировки она подготовилась тщательно, своевременно подали  электропитание и воду на корабли. Буквально на следующий день были организованы экскурсии в Евпаторию, проведены спортивные соревнования.
Эскадра Согласия утром 11 апреля покидает Донузлав. Представители Черноморского флота России старший офицер по наведению авиации подполковник Вадим Брейкин и военный переводчик капитан 2 ранга Андрей Уфимцев по программе обмена членами экипажей выходят в море на фрегате УРО «Йылдырым» ВМС Турции. Вечером офицеры благополучно возвращаются на катере обратно, они полны впечатлений и еще раз убедились - морское гостеприимство не знает национальностей.
Весна неудержима в своем вечном обновлении природы и пробуждении жизни. Суровые зимние морозы оставили «отметку» из погибших елей и кипарисов в евпаторийских парках. Но весенняя зелень пробивается на полях, покрывает пока еще небольшими листочками ветки деревьев. Птицы в это время совершают перелет на север. И зачастую отдыхают на палубах  судов на своем пути через море. В первый день морских учений Черноморской военно-морской группы через иллюминатор в кают-компанию БДК «Ямал» случайно залетел стриж. Пернатый путешественник  сориентировался в мгновение ока и спешно ретировался  обратно, в родную стихию.  Вечером, в сумерках, когда корабль приблизился к ЮБК,  возле носовой артиллерийской установки, случайно вспугнул присевшего передохнуть красавца сокола-сапсана. Хищная птица – обитатель крымских, гор, не рассчитав сил, залетела далеко в глубь моря   в поисках добычи. 
 
Впервые на занятиях было опробована аппаратура компьютерного проектора, поставленная на корабль по линии шефской помощи фондом «Москва-Севастополь». При содействии председателя Комитета по межрегиональным связям и национальной политике правительства Москвы Алексея Александрова, генерального директора фонда «Москва-Севастополь» вице-адмирала в запасе Михаила Аполлонова на корабли «Цезарь Куников» и «Ямал», представляющие Россию на ЧВМГ, поставлено большое количество организационной и бытовой техники. После косметического ремонта с применением самых современных материалов каюты и кают-компания буквально преобразятся.  
Новые образцы техники приходят на смену старой, морально устаревшей. Навигаторы «Ямала» недавно получили себе на вооружение электронного «штурмана», обладающего уникальными возможностями. На двух дисплеях, на ГКП и ходовом мостике высвечивается карта участка моря,  рассчитывается с помощью спутниковой навигации место и курс. Для связи между кораблями ЧВМГ в море турецкой фирмой «Тубитак» установлена локальная компьютерная сеть. Возможности системы достаточно широкие. Пока же проходят испытания в реальных условиях, дорабатываются и корректируются программы.   Немного забегу вперед,  конечный результат ее работы оставляет желать дальнейшего совершенствования.  Начнем с того, что данный проект – один из первых турецких попыток попробовать свои силы в области новых технологий. Оттого  программисты с берегов Блистательной Порты уделяют столь много сил и времени на запуск в постоянную эксплуатацию достаточно передовой по местным меркам аппаратуры.
 

К берегам древней Колхиды
 
Корабли Черноморской военно-морской группы после захода для общего сбора в Новоозерном отправились к берегам Закавказья. Полтора года назад впервые эскадра Согласия зашла в гостеприимный грузинский порт Батуми, где в августе 2004 года состоялась церемония активации ЧВМГ под флагом грузинской стороны. 
Работа в море причерноморцев проходит в спокойном режиме. Определенные трудности при совместном маневрировании задает погода.  Густой туман ухудшил видимость, добавив работы корабельным сигнальщикам и радиометристам. В один из дней резко усилился ветер. Но все трудности преодолеваются, хотя морякам приходится проявлять немало терпения и выносливости.  Прикомандированные на поход флагманский штурман части десантных кораблей капитан-лейтенант Игорь Дмитриев и командир БЧ-1 БДК «Новочеркасск» старший лейтенант Александр Козинцев  ведут прокладку, производят необходимые расчеты, несут положенные вахты.
Сейчас на БДК «Ямал» находится группа десантников и водолазов под командой капитана Романа Ермакова.  Причем, в отличие от прошлых развертываний ЧВМГ костяк «черных беретов» составляют профессионалы. В тех же румынских или турецких ВМС   морские силы специального назначения представлены исключительно профессионалами. И при реальной работе по охране кораблей и проведении досмотровых операций показывают хорошие результаты. Морские десантники-черноморцы намерены не ударить лицом в грязь перед иностранными коллегами. В разговоре они без лишней скромности заявили – наступит момент, когда у них  будут учиться «морские котики» с берегов Блистательной Порты.
Впрочем, дух здорового соревнования постоянно присутствует в боевой совместной работе эскадры «Общего моря». В соответствии с легендой учений с применением вертолета производится визуальная разведка зоны международного эмбарго. Пилоты винтокрылой машины с   фрегата УРО «Йылдырым», вне всякого сомнения, настоящие асы. Что неудивительно при принятой в морской авиации Турции системе отбора и подготовки экипажей. Практики полетов в реальных условиях им также не занимать. Но взаимная работа  кораблей ЧВМГ с нашим штурмовиком Су-24 также показала высокий класс российских авиаторов. Черноморский самолет с точностью до секунд прибыл в назначенный район, выполнил все предусмотренные планом учений действия.  Чем и заслужил слова благодарности командования эскадры «Общего моря».
Румынская группа морских сил  специального назначения под командованием капитан-лейтенанта Костинела Джороя  провела учения по досмотру судна-нарушителя, который  изображал «Ямал».  Наши моряки первым делом обратили внимание  на экипировку и вооружение спецназовцев. Автоматическое оружие было представлено автоматами Калашникова АК-74 румынского производства. Но 9-мм пистолеты «Карпаты» оказались почти точной копией итальянской «Беретты», также выпускаемыми на берегах Дуная по лицензии. Мелочь, но и она не ускользнула от острого глаза «ямальцев». Наследники легендарных даков и римлян утоляли жажду не водой из общепринятых фляг, а  минералкой «Буковина» из пластиковых бутылочек.  «Наркотики» и нелегальный «эмигрант» были в короткий срок обнаружены и задержаны, документация судна проверена. 
Солнечным апрельским утром,  накануне захода эскадры «Общего моря» в грузинские территориальные воды, вдали стали видны во всем великолепии скалистые заснеженные вершины Кавказа.
Утром 14 апреля 2006 года корабли Черноморской военно-морской группы. За время, прошедшее после первого развертывания под флагом румынской стороны в августе 2005  в руководстве грузинских военно-морских сил произошли определенные изменения. Так, заместитель  командующего по береговым войскам стал исполнять обязанности командующего ВМС. Как стало известно из официальных источников, полковник Коба Гурцкая обладает боевым опытом, во время грузино-абхазского вооруженного конфликта командовал батальоном. Недавно стал обладателем диплома об успешном окончании академии Вооруженных Сил Украины. На место начальника Батумского военно-морского района назначен капитан 2 ранга Михаил Баджелидзе.
После протокольных визитов местным руководителям на фрегате УРО «Марашешти» состоялась пресс-конференция для представителей местных СМИ. Во всех городах Причерноморья, куда приходили корабли ЧВМГ, офицер по связям с прессой болгарский капитан-лейтенант Никола Стоянов проявил немало старания для помощи журналистам в полном и достоверном освещении мероприятий учений. Об оперативности работы местных газетчиков легко судить по следующим фактам. Наутро республиканская и городская газета «Аджария» вышла с фоторепортажем о прибытии кораблей эскадры «Общего моря». Настоящий профессионализм проявили сотрудники редакции Ирма Шершевадзе и Гурам Турашвили.
Батуми – прекрасный город. Природа, казалось, наделила всеми красками этот благословенный уголок черноморского побережья. После затянувшейся крымской весны моряки попали  в  цветущий край. Погода здесь как в зоне субтропического, горного климата весьма переменчива. Солнце почти в одночасье может сменяться ненастьем. О чистоте моря убедительно свидетельствуют дельфиньи стада, заходящие в батумскую бухту поохотиться за рыбьими стаями. Весенняя путина в самом разгаре. На причалах множество местных рыболовов-любителей пытают свое рыбацкое счастье. Для причерноморцев принимающей стороной были организованы экскурсии по вечернему городу, в крепость Гонио-Аспар, в Ботанический сад. Нельзя не заметить, как на улицах аджарской столицы многочисленные рабочие обустраивают свой город.
Несколько дней в гостеприимной Аджарии пролетают незаметно. Наш курс лежит в конечный порт нынешнего развертывания, в Новороссийск.  На прощании с Батумским ботаническим садом мы, пусть грузинские биологи на нас не обижаются, сорвали веточки канадской лиственницы, магнолии и цветок мушмулы. Почти две недели неувядаемая частица субтропической природы простояла в каюте, как напоминание о берегах Закавказья.   
После расслабленного ритма жизни Батуми морские ворота юга России поражают своим динамизмом. На рейде Цемеской бухты, возле бесчисленных причалов находятся  на загрузке десятки многотоннажных судов – сухогрузов, контейнеровозов, танкеров. Днем на улицах города возникает ощущение почти московской  спешки – новороссийцам некогда терять время, надо торопиться зарабатывать деньги. Буквально как грибы после дождя поднимаются многоэтажные здания, выполненные в обычном европейском стиле.  Набережная недавно реконструировалась, стала просторнее, благоустроенней.
Здесь, в Новороссийске, ордер Согласия завершает свои весенние учения. Но расставание кораблей обещает быть недолгим.  

понедельник, 27 мая 2013 г.

«Источник благополучия Грузии лежит в союзе с Россией»


События «бархатной революции роз» в Грузии привели к многочисленным политическим, экономическим и прочим изменениям не только в Тбилиси. Без пяти минут суверенная Аджария с, казалось бы, незыблемым в своём кресле Асланом Абашидзе, уже более пяти лет безоговорочно признаёт приоритет центральной власти. В 2004 году председателем Верховного Совета Аджарии был избран академик Академии наук Грузии, доктор философии, профессор Тбилисского университета Михаил Махарадзе. Во время пребывания большого десантного корабля «Цезарь Куников» в Батуми в рамках международной программы «Блэксифор» глава законодательной ветви власти автономной республики в составе Грузии согласился встретиться с автором. Несмотря на то, что беседа состоялась в августе 2004 года, предлагаю данное интервью без изменений, предоставив право читателю самому сделать выводы.


Председатель Верховного Совета Аджарии

Михаил Махарадзе:

 

«Источник благополучия Грузии лежит в союзе с Россией»


Михаил Махарадзе – академик академии наук Грузии, профессор, автор шестнадцати книг  и  более пятисот публикаций в различных научных журналах, по праву принадлежит к интеллектуальной элите современного грузинского общества. В библиотеке конгресса США также представлена одна из его монографий. Член союза писателей Грузии. Своим учителем М. Махарадзе называет русского философа Алексея Фёдоровича Лосева.
Руководитель представительного органа власти Аджарии родом из этих краёв, родовое его селение – Хуло, в нескольких десятках километров от Батуми. Прадед в середине 19 века избирался верховным председателем (муфтием) мусульман Аджарии. Причём в дальнейшем практически весь род Махарадзе принял, вернее, вернулся вновь в православие. Таковы были перипетии истории на благословенной, и одновременно неспокойной, аджарской земле. Дед в 1915 году основал и руководил первой грузинской школой.
Тринадцать лет М. Махарадзе находился в непримиримой оппозиции к режиму – как он называет – Аслана Абашидзе. Даже в разговоре старается не употреблять его имени. В начале 90-х годов прошлого века даже предупреждал тогдашнего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе о  серьёзной тенденции к обретению независимости Аджарии. Избирался депутатом парламента Грузии.



Господин Махарадзе женат, отец четверых детей, есть внуки. Один из сыновей учатся в политической академии в Тбилиси, планирует избрать беспокойную, и надо сказать небезопасную, стезю грузинского политика. Хотя второй сын учится в театральном институте, помышляя лишь о подмостках Мельпомены.   
-Господин Махарадзе, в чём вы видите причины недавнего обострения политического кризиса во взаимоотношениях между Тбилиси и Батуми. Ведь он назревал не один и не два года, в течение десятилетия. И благодаря чему его удаётся преодолевать мирными средствами?



-Сегодня со всей определенностью, возможно, сказать – при Аслане Абашидзе Аджария была почти независимым государством, где практически не действовали грузинские законы. Центральное правительство до недавнего времени не предпринимало в силу ряда обстоятельств никаких сколько-нибудь решительных мер по разрушению рычагов аджарского суверенитета. Отчего так сложилось…. Во-первых, надо  признать где-то слабость, а где-то и непоследовательность политики Тбилиси в отношении своей автономии. Ведь  прежний президент Грузии Эдуард Шеварднадзе был мудрым, но весьма осторожным политиком. И во многом слабость государства не давала возможности ему действовать твёрдыми, но не силовыми методами.



В 1993-м Эдуард Амвросиевич при встрече со мной задал вопрос – что бы я сделал в отношении Аджарии, будь на его месте. На что ответил, на месте президента Грузии вы, господин Шеварднадзе. И никто не вправе принимать на себя определённый выбором народа груз вашей ответственности. Относительно же развития ситуации в Батуми могу дать следующий прогноз. Если ничего не изменится во взаимоотношениях между центром и автономией,  то через 10-12 лет Аджария обретёт фактическую независимость.



Грузия, как и любое другое суверенное государство,  никогда не  смириться с потерей суверенитета над частью своей территории. Выход из сложившегося политического кризиса один, в твёрдой и последовательной позиции центрального правительства на основе конституции и закона. Ведь решение аджарской проблемы началось в первую очередь с принятия парламентом Грузии Закона о статусе Аджарской автономной республики.

-В России, федеральном государстве до недавнего времени была весьма остра проблема «войны законов», несоответствия нормативных актов регионов с  федеральной правовой базой. Как преодолевается кризис несоответствия законов центра и автономии?

-Так называемой «войны законов» между Центром и автономией сегодня попросту не существует. Хотя над решением данной проблемы мне, как председателю Верховного Совета Аджарии также пришлось немало поработать.   

-В чём вы видите свою роль как главы законодательной ветви власти автономии в решении наболевших социальных проблем, в развитии экономики?

-Сейчас правительство автономии возглавляет молодой, способный  и весьма энергичный человек – Левон Варшаламидзе. Под его командой разрабатываются и уже начинают действовать ряд экономических проектов. Но сегодня для нас многократно важнее стабильность и спокойствие на нашей земле. Если будет мир, правопорядок, то в аджарскую экономику потекут денежные вливания в виде иностранных инвестиций, кредитов. А моя задача, как человека  старшего поколения, вместе с коллегами из парламента обеспечить его достаточной законодательной базой.  Интересы  и права инвесторов обязаны быть защищены, прежде всего, силой закона.

-Какие изменения произошли в Аджарии после окончательного восстановления суверенитета  центральной власти над этой территорией?

-Ещё год назад (прим. - в 2003 году) для грузинских граждан-аджарцев не существовало права свободно ходить по городу, высказывать вслух собственные мысли без боязни быть подслушанными с последующими репрессиями. Вы не смогли бы так просто как сейчас даже пройти мимо государственных учреждений, все подходы к ним охранялись вооружёнными людьми из незаконных формирований, перегораживались железными решётками целые улицы. Говорить о серьёзных изменениях в лучшую сторону уровня жизни здесь, в Батуми, по меньшей мере, преждевременно. Вся Грузия переживает состояние экономического кризиса.



Впрочем, и при Абашидзе здесь не было и речи о каком-то пресловутом «экономическом чуде». Из восемнадцати промышленных предприятий в Батуми практически все прекратили работу. Бесперебойно функционировал лишь морской торговый порт, морское пароходство. Но куда девалась прибыль от их деятельности – большой вопрос.

-Какие страны вы рассматриваете в качестве потенциальных вкладчиков в грузинскую и в частности аджарскую экономику?

-Готовность инвестировать средства в нашу экономику, развивать сотрудничество в сфере экономики  демонстрируют, прежде всего, Россия, Украина, Турция. В меньшей степени   проявляют заинтересованность наши западные партнёры.

Впрочем, сейчас и всегда мы понимали – восстановление промышленности возможно лишь в первую очередь в опоре на собственный труд, инициатива и желание жить лучше должна исходить от нас, от грузин.

-Насколько вы заинтересованы в развитии экономических связей с Россией?

-Северный сосед наш традиционный, многолетний партнёр. Вся грузинская экономика формировалась и развивалась благодаря единым связям, что сложились в советское время. Причина столь затянувшегося кризиса в разрушении этих связей – с одной стороны. С другой, экономический кризис поразил  и российскую промышленность. И сама Россия не могла до недавнего времени поддерживать на прежнем уровне существовавшие некогда экономические связи.

Процветание Грузии невозможно без главного условия – расцвета российских и украинских экономик, как наиболее значимых и мощных на территории постсоветского пространства. Будут хорошо жить в России, и в русло благополучия вернётся Грузия.



…А насчёт развития промышленности собственными силами, то приведу пример. За несогласие с  прежним режимом мэр Батуми Тенгиз Асанидзе просидел в тюрьме двенадцать лет. Тенгиз даже обращался и был оправдан решением международного, европейского суда по правам человека в Страсбурге. После революции он получил свободу, был полностью реабилитирован.  Казалось, успокойся, отдохни после стольких испытаний. Но не тот человек Асанидзе, чтобы оставаться равнодушным. В свое время, до избрания на пост мэра города, он был директором нашей табачной фабрики. Кризис фактически уничтожил некогда прибыльное предприятие. Тенгиз взялся сейчас восстановить свою фабрику, нашёл друзей, которые ему помогают.   Через два-три года, думаю, аджарский потребитель – хоть курение и вред, как утверждает медицина  - будет пользоваться нашей продукцией высокого качества.

-Насколько важна роль России в деле поддержания мира и стабильности в вашем регионе?



-Исторически Россия играла и играет в Грузии, и, несомненно, в Аджарии важнейшую роль. Начнем с того, что своей свободой  - политической, духовной мы обязаны своим русским братьям по вере. И освободив и защитив Грузию в 18 и 19 веках от османского ига, Россия выполнила свой православный долг. Спасибо ей за  это.  Но надо продолжать идти последовательно и дальше в своей политике.

Скажите, как бы отнеслись россияне, если бы грузинские парламентарии приехали в нестабильный регион Российской Федерации, начав ратовать за его отделение от государства, поддерживать его стремление к суверенитету?

-Полагаю, весьма негативно.

-Правильно, суверенитет и территориальная целостность не относятся к таким понятиям, с которыми возможны такие, с позволения сказать, «шутки». А как нам, грузинам, реагировать на заявления и демарши таких политиков как известные всем Жириновский и  Рогозин? Мы понимаем,  отнюдь не политики подобного толка отражают взгляды и настроения по отношению к грузинской проблеме  российской политической элиты.



На протяжении многих лет истории мы, грузины, не раз убеждались в государственной мудрости российского руководства. И  взвешенность при принятии решений вновь возобладает в   проводимой на Кавказе деятельности  вашего правительства. В мощном течении российской политики в современном мире найдется достойное  место для Грузии.

-Как известно, Россия располагает военными базами на территории Грузии. В частности, в районе Батуми находится 12 военная база под командованием полковника Анатолия Данилова.  Насколько оправдан курс президента и правительства Грузии на полный вывод российских частей с территории вашей страны? Ведь по схожей проблеме относительно базирования Черноморского флота российская и украинская стороны сумели договориться.

-Как государственный человек я обязан и полностью поддерживаю линию президента, правительства и парламента. Любая страна и любой гражданин искренне хочет видеть свою страну свободной от иностранных военных частей. Есть определённая установка руководства государства, её необходимо неукоснительно выполнять. Но ваши военные силы на нашей территории – реальность, с которой нельзя не считаться. Согласен, вывод российских баз необходимо осуществлять в соответствии с принятыми соглашениями, цивилизованно, после создания соответствующих условия для размещения военнослужащих и членов их семей на новом месте базирования в России.  



Если говорить неофициально, то лично имею мнение, несколько отличное от принятого на общегосударственном уровне. Вести речь о выводе российских войск из Грузии пока преждевременно. Ведь в сепаратистских территориях Южной Осетии и Абхазии накоплен значительный военный потенциал. В качестве сдерживающего фактора в регионе сегодня выступают именно ваши части. Но, подчёркиваю, я высказал только своё личное мнение. Руководство Грузии придерживается другой точки зрения.

-Насколько разрешимы в ближайшее время проблемы Абхазии и Южной Осетии?

-В том, что эти территории рано или поздно вновь окажутся под властью центрального правительства – я нисколько не сомневаюсь. Другое дело, сам процесс окажется намного сложней, чем «бархатная революция» в Абхазии. Если здесь, в нашей автономии, живут преимущественно грузины, то этнический состав населения Южной Осетии и Абхазии иной. Впрочем, их экономические связи с Грузией по-прежнему продолжаются.



Формула восстановления территориальной целостности Грузии, на мой взгляд, следующая. Экономическая и политическая ситуация в нашей стране должна быть такой, чтобы все её земли стремились жить вместе. Но очень многое зависит от того, насколько сумеют договориться между собой Москва и Тбилиси.

Моё мнение – необходимо при государственном суверенитете каждой страны восстанавливать прежнее единство экономических, политических и культурных связей.



Как говорится – комментарии делать вам, читатели.

воскресенье, 26 мая 2013 г.

Владимир Калитин: Алмазов в России хватит на века



На Черноморском флоте Российской Федерации десять лет назад произошло уникальное в мировой практике событие. Впервые боевой корабль обрел имя промышленной структуры - ведущей компании в области добычи и обработки алмазов "АЛРОСА". В составе ЧФ РФ и сегодня числится  субмарина "АЛРОСА" с высокими боевыми возможностями, которой командует профессионал высшей пробы капитан 2 ранга Дмитрий Парамонов.

О состоянии дел в акционерной компании, о перспективах ее развития, о добрых и уже традиционных связях с черноморцами тогда, летом 2004 года, состоялся  разговор с  президентом АК "АЛРОСА" Владимир Тихонович Калитин.

- В беседах с моряками-призывниками из Якутии на "АЛРОСА" открыл для себя важный нюанс. Для молодых алмазодобытчиков служба на флоте выступает в роли непременного трамплина в будущей карьере, в жизни. Акционерная компания, складывается впечатление, буквально ведет своих сотрудников через всю трудовую жизнь. Причем те два года, когда они носят погоны, изначально рассматриваются как необходимое условие воспитания характера, профессионального становления. С чем связан подобный принцип в кадровой политике компании?

 

 


- Начнем с того, что я и сам отслужил три с половиной года в Забайкалье на срочной службе. Тогда, в 60-е годы, мы, молодые граждане страны, не считали армию вычеркнутым из жизни временем. И дата призыва, кстати, не означала твоего автоматического увольнения в запас ровно через положенные три или четыре года.

Мое твердое убеждение: Вооруженные Силы дают молодым людям не только воинскую специальность или соответствующую отметку в военкомате. Армия воспитывает силу воли, уверенность в себе, умение жить и трудиться в коллективе. Только после положенных двух лет в матросской робе или "камуфляже" юноша становится молодым мужчиной, способным работать в суровых, почти экстремальных условиях Севера. Сама специфика добычи алмазов требует сильных духом и телом людей. Впрочем, мы рассматриваем обязательное прохождение срочной службы лишь одним условием, важным звеном в работе с людьми.

 


Компания исповедует следующий принцип в своей кадровой политике. Сотрудник, работник принимается на работу, желательно сразу после окончания среднего учебного заведения. Затем за счет кампании мы учим его специальности. Причем, всецело поощряется создание трудовых династий. Пример супругов Трифоновых, думаю, весьма убедителен. Зинаида Дмитриевна - художник-оформитель в институте "Якутнипроалмаз". Виктор Георгиевич - работник одного из структурных подразделений кампании предприятия "Алмазавтоматика". Сын, уверен, также пойдет по "алмазной" стезе в своей жизни. А пока, по отзывам командиров, он отлично служит на нашей подводной лодке.

В гигантском производстве для достижения успеха до крайности мало ориентировать работников на труд лишь во имя достижения одной прибыли. В нашей компании сегодня трудится 50 тысяч работников, фактически - население небольшого города. Да, деньги выступают критерием результата деятельности любой структуры бизнеса. И мы -не исключение. Но человек с его способностями и целями находится в центре любого дела. Мы воспитываем в наших людях чувство гордости за Россию, за Отечество. И ведь наш патриотизм предметен. Мы вместе добываем 23 процента мировых алмазов, годовой оборот компании достигает двух миллиардов долларов. Только в государственный бюджет России в 2003 году было перечислено 30 миллиардов рублей.

Сотрудник или рабочий отдает все свои силы производству, если испытывает чувство сопричастности к интересам компании как к делу всей своей жизни, как к семейному "бизнесу". И, я уже говорил, руководство только приветствует создание семейных трудовых династий.

Алмазный рынок вечен, пока живо человечество. Свидетели создания Земли, алмазы, во все времена притягивали людское внимание неповторимой игрой света на своих гранях, невероятной внутренней загадкой, совершенно необычной энергетикой. Работы "АЛРОСА" хватит на века, пока стоит на земле Россия. Нашим трубкам еще ой как далеко до оскудения. Оттого и пестуем кадры, не считая пустыми тратами вложение средств в образование и на социальное развитие.

Каждый "алросовец" знает: его труд в наших суровых краях будет замечен и по достоинству оценен. Высокие заработки и, как следствие, солидная пенсия, благоустроенное жилье в наших городах и поселках, высокий уровень социально-бытового обслуживания привлекают людей, являются лучшим стимулом в работе с полной инициативой и самоотдачей.

После выхода на пенсию все желающие имеют возможность выехать за пределы нашего сурового края. За счет средств компании ведется значительное жилищное строительство, преимущественно в средней полосе России. Недавно "под ключ" был сдан целый поселок в Воронежской области. Один лишь момент - мы перестали распылять усилия по всей России, очертив ареал строительства жилья для ветеранов компании лишь ее центральной европейской частью. А желающие и далее сменить место жительства имеют все возможности продать дома и квартиры по хорошей цене. И обрести новый домашний очаг в местах, к которым больше лежит душа.

Шефские связи с черноморской подводной лодкой - важная, но всего лишь маленькая толика социальной политики акционерной компании.

-Не накладны ли для "АЛРОСА" шефские связи с черноморской субмариной, речь идет о весьма солидных суммах на ремонт и содержание техники, на улучшение бытовых условий моряков?

- Прежде всего мы уверенны в будущем. И вся наша шефская помощь мизерна в общих объемах средств компании. Подчеркиваю: "АЛРОСА" выигрывает неизмеримо больше в другом, в чувстве гордости за причастность к важнейшему общегосударственному делу, в спокойствии за судьбы наших детей, ведь они служат на подводной лодке. И вдвойне приятно, когда именем нашего любимого детища названа лучшая и современная подводная лодка Военно-Морского Флота России.

Флот пережил труднейшие времена в своей истории. И сейчас ситуация еще далека от благополучной, ведь речь даже не идет о начале массового строительства новых кораблей для морских "мускулов" России. Кто, как не российский народ, придет на помощь родному детищу? "АЛРОСА" еще раз выполнила свой патриотический долг перед Отечеством.

- Владимир Тихонович, ваше мнение как гражданина относительно событий в Северной Осетии, в очередной болевой точке России - Беслане, в связи с захватом детей в заложники террористами?

- Кавказ далек от Якутии. И по роду деятельности мне сложно профессионально и со знанием дела судить о произошедших событиях. Трагедия потрясает своей бесчеловечностью. И дает серьезный повод задуматься о действенных мерах по защите в будущем от подобных кровавых событий. С глубочайшим сожалением следует признать: кровь терактов в России, гибель людей в "Норд-Осте" не стали для нас, россиян, прививкой бдительности и готовности пресечь в зародыше любое подобное преступление.

Северный Кавказ всегда был кровоточащей раной России. И для преодоления конфликта потребуются годы и годы. Но сейчас, как никогда, там требуются действенная военная сила и твердая политическая воля для нейтрализации угрозы со стороны сепаратистов и бандитов.

… А вообще, стрелять в спины детей и женщин могли только нелюди.

- Насколько уверенно смотрит в будущее ваша фирма, какие перспективы развития у "АЛРОСА"? Насколько благоприятна ситуация для вас на мировом рынке?

-Общая мировая тенденция сейчас такова, что идет сокращение добычи алмазов. Причин для того несколько. Прежде всего сами по себе алмазы относятся к невосполнимым природным ресурсам.

И в мировых центрах добычи - в Анголе, Намибии, Южной Африке - идет неуклонное сокращение их запасов.

Российским месторождениям общемировое оскудение пока не грозит. Отсюда и перспективы. Разведанных запасов при нынешнем уровне добычи хватит нам на 50 лет работы. Впрочем, геологи ни на один год не прекращают поиск новых месторождений. И от их обнаружения до начала промышленной разработки проходит 6-8, максимум 10 лет.

 "АЛРОСА" не ограничивается нашей страной в сферах своих интересов. Компания уже многие годы продолжает вести добычу алмазов в Анголе. Кроме того, "добывающая" компонента в нашей деятельности успешно сочетается с обработкой драгоценных камней. В Москве, на нашем дочернем предприятии гранятся бриллианты на общую сумму в 135 миллионов долларов в год. Есть предприятие подобного профиля и непосредственно в самой Республике Саха (Якутия).

Если говорить о структурном размещении акций, то 23 процента принадлежит трудовому коллективу. Примерно в равных долях пакетами акций владеют Российская Федерация и Республика Саха (Якутия). Причем если субъект федерации в своих руках крепко держит "алмазные" акции, то в правительстве России, наоборот, раздаются время от времени голоса о необходимости их продажи.

"АЛРОСА" по собственности преимущественно государственная компания.

И есть необходимость впредь ей оставаться под "государевым оком". Исключительные права России на бесценное и уникальное достояние необходимо защищать на федеральном уровне.

- Примерно половина прибыли компании перечисляется в государственный бюджет. Насколько тех средств, которые остаются, хватает на дальнейшее развитие производства, для дальнейшего проведения разведки ресурсов, для научно-исследовательских работ?

- Где-то в пределах 28-30 миллиардов рублей остается нам именно для поступательного движения вперед, решения социальных программ. Причем не стал бы утверждать, что данных денег нам хватает на все сто процентов для полноценного обновления основных средств производства, для разведки и разработки новых месторождений. Но компания пользуется огромным доверием у кредитодателей в мире. Мы не "стесняемся" где-то и жить в долг, направляя заемные средства на развитие. В будущем, причем недалеком, мы с лихвой вернем каждый доллар.

- Насколько ценится на мировом рынке качество российских алмазов?

- В Лондоне, на десяти наших сайтах на бирже, мы даем информацию об алмазах, выставляемых на продажу. Товар с нашим фирменным знаком не имеет свойства "залеживаться" на электронных "прилавках". И покупателей интересует даже не столько тот факт, что алмазы просто добыты в России, сколько - на каком месторождении в Якутии: на трубке "Мир" или еще в другом месте.

В мире хорошо знакомы наши уникальные возможности. Высокое качество алмазов России стало уже неоспоримым.

- В качестве одного из предложений во время встречи с командованием подводников-черноморцев звучала мысль рассматривать субмарину как структурное подразделение компании. И на ежегодном хозяйственном совещании ее представителям отчитываться перед шефами-алмазодобытчиками о проделанной работе, о расходовании средств. Как вам подобное предложение, оно заслуживает внимания?

- Больше похоже на флотский юмор. Но в каждой шутке есть доля шутки. Морякам есть перед кем отчитываться по службе. Впрочем, в качестве информации для всех членов правления компании было бы небезынтересно узнать о состоянии дел на подшефной подлодке из уст представителей командования.

 

- Благодарю за беседу. Желаю успеха и процветания вашей компании и развития шефских связей с моряками-черноморцами.

суббота, 18 мая 2013 г.

Спасти ерик Севрюжий…




Здесь в низовьях Волги, понимаешь, какой красотой наделил Господь нашу родную землю. За Астраханью великая русская река начинает распадаться на множество рукавов, причем точное их число неизвестно. Говорят,  до раскатов – места, где Волга приближается к Каспию, и огромный поток ее воды разливается на десятки и десятки километров от горизонта до горизонта – доходит до 600 проток, рукавов и ериков. Сейчас,  в начале мая великое множество птиц создают свои гнездовья. Тысячи и тысячи лебедей, орланов, уток, цаплей объединяются в пары. Рыба начинает свое весеннее движение на нерест. Но из года в год весна привлекает в здешние края браконьеров.
Хрупкое равновесие, кое сложилось веками, нарушают варварские методы вылова рыбы, понятно, самых ценных пород, когда не оставляется даже малейшего шанса на  воспроизводство. Оттого, как только представилась возможность,  вместе с представителями государственной морской инспекции пограничного управления ФСБ России по республики Калмыкия и Астраханской области, сходил в самый обычный рейд с пограничниками,  инспекторами по выявлению и пресечению      браконьерской деятельности. 


Начальная точка предстоящего рейда – отделение (пограничная застава) в поселке Кировский Камызякского района Астраханской области. Начальник заставы, правда, сейчас его должность звучит несколько иначе, майор Юрий Рожко. Офицер в низовье Волги пришел по плановой замене из Таджикистана. Немного был удивлен встретить среди пограничников в недалеком прошлом моряка-черноморца. Старшина заставы старший прапорщик Александр Бабенко в первой половине 90-х годов уже прошлого века служил на ракетных катерах Черноморского флота. Потом, судьба привела его в стражи границ, о чем нимало не жалеет.

Проблемы здесь, в общем-то, обычные, со своими особенностями. Главное, как и везде, кадры. Но на приличное денежное довольствие не так просто подобрать кандидатов.  Требования профотбора в пограничные войска весьма жесткие. Преимуществом при поступлении пользуются местные жители, они  сызмала знают все особенности волжских низовьев.  Только один «пунктик», отсутствие судимых родственников, становится непреодолимым фильтром для большинства желающих стать часовыми границы. Едва ли не большинство мужчин в здешних селах осуждены по статье уголовного кодекса, предусматривающей ответственность  за браконьерство. Бедность в здешнем регионе простых жителей, подчас,  не оставляет иного выбора.…Впрочем, как часто бывает, доходы делят одни, а перед судом предстают другие.

На территории заставы сразу бросается в глаза количество и техническая оснащенность конфискованных браконьерских плавсредств. Байды – так называют скоростные, предусмотренные для плавания и по Каспийскому морю катера – обладают мощнейшими двигателями, идеально приспособлены для незаконного лова. Заместитель начальника государственной морской инспекции (ГМИ) пограничного управления ФСБ России по республики Калмыкия и Астраханской области подполковник Алексей Полищук немногословен:

-Сейчас здесь осталось не более десятой части от конфискованных по решению суда лодок и катеров. Что-то пришло в негодность, большая часть уже реализована в соответствии с законом.

Приготовление к рейду по пресечению незаконного рыболовства занимает немного времени. За штурвалом катера типа «Мастер» находится ВРИО начальника Камызякской государственной районной инспекции ГМИ Алексей Радаев. Изделие питерских судостроителей легко набирает скорость до восьмидесяти километров в час. Речной патруль начинает свою работу.

«Мастер» стремительно бежит по так называемому Кировскому каналу, протоке Волги, приспособленной для движения маломерных рыболовецких суденышек. По берегам раскинулось немало туристических баз для рыбаков и охотников.  Проблем с незаконным выловом рыбы  здесь, как правило, не возникает.

Первой точкой проверки  становится ерик Севрюжий. Катер причаливает прямо к поросшему ивами берегу. Похоже, здесь недавно располагались явно небедные люди, если судить по брошенным футлярам из-под дорогих сигар.  Алексей Полищук и Алексей Радаев вскоре находят первый за сегодня «улов»,  крючковые снасти, предназначенные для самого варварского способы ловли рыбы. Острые крюки из закаленной стали буквально вонзаются в рыбье тело. Для браконьеров ерик излюбленное место. Год назад здесь уже находили подобный «инвентарь». Снасти изымаются и занимают место в форпике в носу инспекторского катера.

Чуть южней по каналу сбавляем ход. За борт забрасывается «кошка» и на минимальной скорости  начинается движение вниз по течению на несколько километров, протраливается дно. Работа требует терпения и немалого мастерства управления. Сейчас на Волге пик половодья, течение довольно приличное. Растущие вдоль берега деревья стоят в воде. Проверка показывает, дно чисто от браконьерских средств лова. Движемся  дальше к немалому переполоху сидящих на воде бакланов. Вскоре протоки объединяются. Начинается полоса бесчисленных островков, густо поросших   камышом.

Ближе к выходу из Кировского канала подполковник Полищук замечает идущий со стороны моря подозрительный катер. Как только попытались сблизиться, тот начинает стремительно уходить в острова, на мели. Здесь и сказывается главное преимущество браконьерских плавсредств – скорость. Минут двадцать продолжается преследование. Радаев выжимает из «Мастера» все возможное и невозможное, ход достигает восьмидесяти пяти километров в час. Но браконьеры успевают нырнуть за остров, скрываются в одной из бесчисленных проток.

«Мастер», сам по себе, прекрасный катер, благодаря особой конструкции корпуса обладает огромным запасом прочности и плавучести. Но его преимущество – алюминиевый корпус – одновременно является и недостатком. Легкий и прочный металл все равно, оказывается, тяжелей пластика, из которого делаются браконьерские лодки. За счет чего им проигрывает, пусть и незначительно, по скорости. А несколько километров отставания по скорости  на таких расстояниях и в густо поросших камышом заводях оказываются часто решающими в погоне.

Вскоре нас ждет первая серьезная находка. На поверхности Алексей Полищук замечает несколько пустых пластиковых бутылок, они используются как поплавки для крючковых снастей. Вытраливаем сеть, буквально нашпигованную крючками.

Теперь наш катер направляется на пост государственной морской инспекции, на специально оборудованную плавучую баржу. Старший на посту мичман Федор Бичарёв помогает ошвартоваться, докладывает по всей форме обстановку. Служба на посту несется вахтовым методом. Сейчас помимо Федора находятся рядовой Арсен Умаров  и инспектор морской охраны Арман  Тусупхазиев. Затем наш речной дозор направляется к волжским раскатам, где река начинает соединяться с морем. Здесь предстоит проверить участок возле выхода из Кировского канала  на наличие браконьерских «огородов» - районов выставления сетей и «порядков» - сетевых рядов.

В первом «огороде» из сетей достаем трех мертвых мальков, одного севрюги и  двух осетра.  Летом, говорит, Алексей Радаев, здесь бывает невозможно дышать.
Глубины на данном участке не превышают полутора метров. Рыба попадает в большом количестве в  браконьерские снасти, погибает, начинает разлагаться, отравляя воду. Настроение, конечно, у нас становится удручающим, привыкнуть к виду мертвой рыбной поросли некогда полностью царствовавшего в здешних водах осетра и севрюги невозможно. Но буквально через полчаса в   «порядках», расположенных в нескольких километрах спасаем девятерых  мальков.  Причем, вдруг замечаем, как только севрюженок или осетренок освобождается на катере от сетей и возвращается в естественную для него среду, то не торопится отплывать от нашего борта и  продолжает кружить вокруг еще какое-то время. Алексей Полищук даже шутит -  тот ждет, когда освободят «братьев»  и «сестер». 

Осетр и севрюга, настоящий природный долгожитель, достигает репродуктивного возраста только на 8-10 году жизни. До своего же десятилетия доживают лишь единицы из тысяч и тысяч мальков. Причин называют много.   Прежде всего, они связаны с ухудшением экологии из-за роста добычи нефти и газа в районах природного обитания рыб осетровых пород. Но и без того тяжелая ситуация усугубляется браконьерами, кои живут по принципу – после нас, хоть потоп.  Из двенадцати мальков, обнаруженных в сетях, трех мертвых и девятерых живых, ни один не достиг и года жизни.   Причем, это только на одном рядовом выходе одного катера морской инспекции и в ограниченном участке. И нет никаких гарантий, что уже через неделю выпущенные осетры не окажутся вновь в сетях…

Затемно наш катер возвращается на пограничную заставу в поселке Кировское. Завтра, утром,  отправляемся с нарядом на вертолете по назначенному маршруту в низовья Волги.

…Рано утром Ми-28 взлетает с аэродрома и берет курс на юг. В вертолете сейчас находятся подполковник Алексей Полищук, капитан Алексей Васильев, сержанты Владимир Борзов и Евгений Ковальчук. Задача звучит довольно просто – обнаружить и передать информацию о ведущих браконьерский лов. Мы летим над разлившейся на многие километры Волгой, внизу наблюдаются множество лодок и катеров с рыбаками. По нашей информации по ним начинают работать оперативные группы государственные морские инспекторы и пограничников. Над одним из островов у входа в Волго-Каспийский канал вертолет вдруг зависает. Пограничники выскакивает на густо поросший камышом и кустарником песчаный участок. Так и есть, в укромном уголке здесь спряталась оставленная браконьерская землянка-схрон.  Кто и что здесь делал и зачем настолько мастерски маскировался еще предстоит разобраться.

Приходит время возвращаться. Маленький эпизод, невидимой, скрытой от большинства посторонних глаз, битвы за Волгу всего лишь одной группы пограничников завершен.

 Материал был написан в мае 2008 года.