Разведки всех стран
Черноморского региона оказались в одночасье озадачены. Внезапно, возле входа в
севастопольскую бухту, на причале Константиновского равелина внезапно появилась
неучтенная ни в одном из военно-морских справочников подводная лодка. Но тревоги спецслужб оказались напрасны. Точнейшая деревянная
копия субмарины была построена из
подручных материалов таджикскими рабочими в рекордно короткие сроки. Только…
Откуда в Севастополе появились таджики, да еще на территории российской
воинской части? Ответ весьма прост – представители солнечного Душанбе
переоборудовали старинный форт в нефтяную базу флота. Зачем, опять-таки вопрос? Пока ведь не было
необходимости у нашей службы горючих и смазочных материалов в дополнительных
мощностях.
На самом деле здесь просто снималось кино известным режиссером, по национальности таджиком, Бахтияром Худойназаровым. Сюжет фильма относит зрителя в приснопамятные начало-середину 90-х годов к счастью уже прошлого века. На одном из флотов собрались сократить одну из баз горючего. Дескать, корабли и так в море не ходят, корабли уходят «на иголки». И содержать склады и емкости с топливом да еще во главе с капитаном 2 ранга для государства непозволительная роскошь. А вот с «черного золота» и закручивается весь сюжет.
Командир части - актер Алексей Гуськов – весьма неоднозначная, многоплановая, личность. Боевой офицер, участвовал в одном из конфликтов на Ближнем Востоке. Перед пенсией обрел в службе тихую заводь – так он думал, принимая новую должность. Развал Союза и гримасы «дикого рынка» заставили его взглянуть на вверенные ему емкости с топливом совершенно иными глазами. В них для еще воспитанного при социализме командира оказались скрыты несметные сокровища. А денежное довольствие офицерам и мичманам, зарплата гражданским служащим не выплачивалась много месяцев.
Кавторанг испытывает нравственные
страдания, все, во что он верил и чему
служил, разрушилось в одночасье.
Он не ищет «рынка» для преступного сбыта нефтепродуктов. Но события происходят
почти как в Библии, по написанному еще две тысячи лет назад сценарию. Как
только стоит появиться искушению в мыслях, как сразу появляется дьявол. Причем
Вельзевул предстает перед героем Алексея Гуськова первоначально в обаятельном образе и прикрывается благими намерениями.
Новый русский, его играет Марат Башаров, безукоризнен в своих намерениях, логичен в суждениях, внешне респектабелен. Командир, я знаю, мои люди в
«кадрах» уже сказали, вся твоя часть будет сокращена. Топливо разворуют твои
начальники, они уже знают куда потратить
вырученные деньги. А ты и твои люди будут выброшены «за борт» без средств. Необходимо лишь одно
твое слово. Ночью подойдет танкер «Танго» и заберет остатки топлива. Если ты
такой честный, то полученные деньги потрать на выплату долгов своим людям.
Решение офицеру дается
непросто. От чувства лжи, мерзкого ощущения своего бессилия, самой подлости и
безысходности ситуации он ищет спасения в алкоголе, берет крепко «на грудь». В
«самом настоящем» морском баре, с
корабельным колоколом и вязанкой тараньки он знакомится с барменшей – актрисой
Ириной Розановой. Словом, на криминальной линии сюжета появляется великое
чувство любви.
Начальник службы
безопасности нефтебазы, его играет Александр Феклистов, как и положено по должности, заподозрил
что-то неладное. И не зря! Свой куш от
сделки пытаются сорвать бандиты. Причем, иного способа получить «бабки» они не
находят, кроме попытки захватить военный объект. События разворачиваются
стремительно. Бизнесмен захватывает заложника. Территория части заполнена
преступниками с автоматами. Командир, как и положено, принимает решение, делает
свой выбор. Алексей Гуськов, в кремовой форменной рубашке берет в руки крупнокалиберный пулемет и
открывает губительный для неприятеля
огонь. Все в языках пламени, гремят
взрывы, кто победил, думаю, говорить нет смысла.
Весь сюжет, понятное дело,
пересказывать нет станем. Добавлю еще, что в образе прекрасной
рыбачки-Сони в фильме снялась Екатерина
Гусева. Катя полюбилась российско - эсэнговскому зрителю по «Бригаде», где играла роль жены
Саши Белого. Причем, ее новый образ полон решительности и морского колорита. В
одной из сцен очаровательная рыбачка, одетая в грубые брюки и старый свитер, но
в изысканном шелковом платке, ударам свежевыловленной рыбы приводит в чувство
спасенного из моря человека.
«Танкер «Танго» снимался
полтора года на территории настоящей российской воинской части капитана 1 ранга
Константина Клепикова. Первоначальный бюджет фильма был перекрыт вдвое.
Вначале все планировалось
сделать как обычный сериал. Но как режиссер Худойназаров не обладал опытом в
создании «мыльных опер». И начал работать так, как привык, с многочисленными
дублями каждой сцены, с отличной игрой актеров, с созданием сильных образов на
экране. Бахтияр не зря получил прозвище «наш Кустурица». С венгерским коллегой он объединен скрупулезностью,
детальной проработкой сцен. Словом, от творчески низкого уровня сериала удалось
отойти в самом начале. А что получилось
из эксперимента, зритель увидел и еще не
один раз воочию увидит на экранах
телевизоров.
Между актерами, техническим
составом съемочной группы и моряками Константиновского равелина установились
тесные отношения. Непосредственно в обеспечении творческого процесса принимали
участие мичманы Михаил Баранник, Сергей Бубликов, контрактник старший матрос
Алексей Лукьянсков. А старший матрос Евгений Акульшин даже снялся в эпизоде. Во
время нападения на нефтебазу он сыграл бдительного часового, который
отважно, во весь рост ведет огонь на
поражение. Как всегда художественная правда вошла в противоречие с реальной
жизнью. Заместитель командира по воспитательной работе капитан 3 ранга Сергей Ракаускас заметил режиссеру – мол, здесь в сцене, определенные неточности с
флотской службой. На что получил ответ, если все сделать «правильно», то вам самим будет неинтересно. Мы не документалисты,
где все предельно точно, правильно и выверено. Художественный фильм обязан захватывать зрителя. Во имя главной задачи
приходится убирать в сторону все детали, не играющие на сюжет.
Кино, творческий процесс
изнутри оказался интересен, но невероятно сложен. Для стороннего наблюдателя казалось малопонятно, зачем «так
срочно» требуется тот или иной предмет киношникам. Вот, дескать, мы у вас
видели нечто, не знаем как называется. Но оно – не знаем что, непременно должно
быть в кадре. Иначе, ни меньше, ни больше,
«кина не будет». Впрочем, одна весьма существенная деталь современной
истории Черноморского флота оказалась в фильме весьма искажена. В фильме есть
монолог командира, в котором он рассказывает о своем участии в боевых действиях
в качестве офицера на торпедном катере. Причем основная опасность для его
катера заключалась в необходимости подойти вплотную к кораблю противника и
развернуться в непосредственной близости для залпа из кормовых торпедных
аппаратов. Начнем с того, что торпедные катера вышли из состава ЧФ к началу
80-х годов прошлого века. А сюжет фильма основан на предполагаемых событиях на
рубеже нынешнего и прошлого веков. Более того, необходимость разворота для
стрельбы торпедами была только у
катеров, построенных во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Но
командир вполне мог участвовать в реальных боевых действиях. с 1980 по 1989 годы
корабли ЧФ находились в Персидском заливе, осуществляли разминирование и
проводку караванов. Примерно в тоже время на архипелаге Дахлак в Красном море
находилась советская военно-морская база, находились наши малые противолодочные
корабли, тральщики, морские пехотинцы-тихоокеанцы. Те воды на протяжении многих
лет были ареной боевых столкновений между правительственными военно-морскими
силами Эфиопии и сепаратистами Эритреи. Советские военные моряки несколько лет
подряд принимали участие в жестоких столкновениях на стороне официальной
Аддис-Абебы. Примерно в тоже время в районе Западной Сахары возникла спорная
экономическая рыболовная зона, где столкнулись интересы Испании и Марокко.
Советские рыбаки там стали
подвергаться настоящим пиратским действиям со стороны марокканской береговой
охраны. Для охраны зоны рыбной ловли в западную Атлантику были направлены наши
тральщики. Обстановка, подчас, требовала от
наших военных моряков применения оружия на поражение. В одном из боевых
столкновений был потоплен катер марокканской береговой охраны. С развалом Союза
в Западной Грузии началась гражданская война, чуть северней, в Абхазии
разгорелся межэтнический грузино-абхазский конфликт. Летом 1992 года в зоне
боевых действий оказались десятки тысяч российских туристов. Флот эвакуировал
более 20 тысяч россиян и мирных жителей с охваченных огнем берегов Кавказа.
Черноморцы два года охраняли судоходство и районы рыболовства, морские
пехотинцы высаживались в грузинском
Поти для выполнения миротворческой миссии.
В октябре 1993 года российский десантный корабль на воздушной подушке «Зубр»
при операции по разблокированию колонны тогдашнего президента Грузии Эдуарда
Шеварнадзе высадил морской десант и в последовавшем потом бою потопил катер
одной из противоборствующих сторон. Словом, возможностей для командира проявить
свои лучшие боевые качества военного моряка у командира было
предостаточно. И совсем необязательно
было для сценариста на современные события накладывать исторически куда как
отдаленные события.
Режиссер Худойназров –
выходец из «Таджикфильма». Оттого в его окружении немало земляков. В самом
Душанбе, они, по вполне понятным причинам не востребованные. Главный администратор Али Чориев, доктор
филологических наук, «подхватил» кинематографическую «болезнь» еще лет двадцать
назад. Совершено случайно он попал на съемочную площадку в качестве
консультанта. И сегодня не мыслит себя вне нынешней, суматошной жизни.
Али рассказал о своей мечте,
воссоздать площадку для съемок в родном Таджикистане. Местные пейзажи
достаточно востребованы для немалого числа сюжетных линий. Ведь всего лишь одна
деталь. По сценарию события одной из серий «Мужской работы» проходят на Памире,
в Таджикистане. Но снимать пришлось
вновь в Крыму, под Севастополем. В той ситуации, в которой оказалась сегодня эта
среднеазиатская страна, там явно не до кинематографистов. Как знать, может, и
сбудутся все сокровенные желания Али Чориева, ведь все дела когда-нибудь
начинались с мечты.
Первый съемочный этап в
жизни старинного Константиновского равелина был завершен весьма удачно. Впереди его ждали новые эпизоды. На сей раз
уже в гораздо более близкой для моряков
теме – в съемках фильма «Адмирал
Колчак».