вторник, 4 июня 2013 г.

Под флагом Румынии

 
Утром 7 августа 2005 года большой десантный корабль  «Ямал» отправился в порт Констанцу. В нынешнем году  эстафета командования переходит румынской стороне. Именно отсюда эскадра «Общего моря» начнет свой пятый поход по Черноморью.
Вскоре после выхода из Севастополя состоялся торжественный ритуал отдания почестей погибшим в годы войны боевым единицам флота – эсминцу «Дзержинский» и тральщику Т-413. Казалось, в родной базе, сама погода напутствовала в добрый путь наш корабль. Стадо дельфинов приблизилась к борту «Ямала». Наследники легендарных атлантов легко, как бы играючи, пронырнули под днищем нашего корабля.  Но на половине перехода усилился ветер, море начало заметно волноваться. На палубе замечаю голубя необычной окраски. Птица, неведомо какими путями, оказалась за многие мили от суши, явно выбилась из сил. Позже, едва отдохнув, наш пернатый попутчик вновь поднялся в воздух и взял одному ему известный курс.
Вахтенный офицер капитан-лейтенант Дмитрий Распопов действовал уверенно. Экипаж в таких условиях проявил все свои лучшие морские качества.  Подчиненных командира электромеханической боевой части   капитана 3 ранга Павла Сошкина обеспечили бесперебойную работу двигателей, всех механизмов. Именно их стараниями техника не подвела. В назначенный час «Ямал» прибыл на внешний рейд порта Констанца. Нас здесь уже ждали турецкий фрегат УРО «Фатих», болгарский тральщик «Шквал». Навстречу эскадре Причерноморья в район якорной стоянки вышли румынские фрегаты УРО «Ригеле Фердинанд» и «Регина Мария». Данные корабли английской постройки, относятся к хорошо известному всем военным морякам мира типу 22. Во время англо-аргентинского конфликта 1982 года возле Фолклендских островов их собрат по серии «Шеффилд» был потоплен авиацией противника. После вступления Румынии в НАТО они были приобретены правительством для военно-морских сил.
Флагманским кораблем ЧВМГ на нынешней, пятой активации, определен фрегат «Марашешти», им командует капитан 2 ранга Адриан Йордаки. «Марашешти» построен более 20 лет назад на национальной судоверфи, вооружен ракетными и артиллерийскими комплексами, торпедными аппаратами и реактивными бомбовыми установками советского производства, обладает ангаром и вертолетной площадкой. Эскадрой «Общего моря»  нынешней активации назначен командовать капитан 1 ранга Александр Мыршу, ВМС Румынии.
Едва корабли ошвартовались возле причалов, задул сильный, порывистый  ветер. Боцманские команды всех кораблей сделали все для безопасности стоянки.
Командующий  ЧВМГ капитан 1 ранга А. Мыршу, начальник штаба капитан 1 ранга Михаил Сухвал (Россия), командиры кораблей нанесли протокольные визиты вежливости начальнику морского оперативного командования ВМС Румынии. Отсюда офицеры отправились в городскую мэрию, где их принял вице-мэр Николае Немирский. Затем на фрегате УРО «Марашешти» состоялся прием в честь командиров кораблей. На ходовых мостиках  боевых единиц сейчас находятся – капитан 1 ранга И. Гавриш, БДК «Ямал», Россия, капитан 2 ранга Мустафа Коч, фрегат УРО «Фатих», Турция, капитан 3 ранга Павлин Штерев, БТЩ «Шквал», Болгария. По техническим причинам грузинский участник патрульный катер «Кутаиси» в учениях не будет принимать участие. Но в качестве представителя на турецком фрегате находится его командир капитан 3 ранга Мамука Аладашвили.
В рамках подготовки к предстоящей 14 августа церемонии активации начались тренировки парадных расчетов. По уже устоявшейся традиции палаш командующего «БЛЭКСИФОРом», изготовленный в свое время в Болгарии, прежний руководитель учений грузинский капитан 1 ранга Геннадий Хайдаров вручит в торжественной обстановке румынскому офицеру. На церемонии ожидается присутствия многих официальных лиц, в том числе и командующего Черноморским флотом РФ вице-адмирала Александра Татаринова.
Хозяева проявили свойственное им радушие,  для причерноморцев были организованы экскурсии в Констанцу, в ее курортный пригород Мамаю, в городские музеи.
Пройдет еще всего несколько дней.  Черноморская военно-морская группа выйдет в море для выполнения запланированных упражнений. А пока,  проводятся необходимые предпоходовые проверки, на совещаниях согласовываются необходимые детали, проводятся товарищеские встречи по футболу.
Неделя стоянки в  Констанце пролетела незаметно. Дни были заполнены тренировками строевых расчетов, согласованием планов совместной работы в море, учениями по взаимодействию, по организации борьбы за живучесть, защите кораблей. На офицеров штаба ЧВМГ, его возглавляет в нынешнем году черноморец – капитан 1 ранга Михаил Сухвал, возложена ответственейшая задача. Необходимо в кратчайший срок подготовить к совместным действиям пять не схожих между собой по многим параметрам боевых единиц. Если позволить себе отступление, то весьма сложно соединить в рамках оперативной группы турецкий и румынский фрегаты, болгарский тральщик, российский БДК и украинский корабль управления. Но все проблемы планирования успешно преодолены. В чем, несомненно, большая заслуга офицеров по оперативным вопросам капитана 2 ранга Андрея Замулы (ВМФ России) и капитана 3 ранга Ёндера Келеби (ВМС Турции). Каждый из них обладает огромным опытом и достойно представляет отечественные штабные школы.   Мне довелось присутствовать на практическом занятии по борьбе за живучесть на фрегате УРО «Фатих». Командир дивизиона живучести, по нашей терминологии, старший лейтенант Мурат Йанм квалифицированно и весьма учтиво продемонстрировал возможности пожарного оборудования и средств защиты. Большой интерес у профессионально подготовленной аудитории вызвал прибор, позволяющий видеть в задымленных условиях.
14 августа наступил день торжественной церемонии передачи командования ЧВМГ румынской стороне. Но прежде, чем началась церемония, командир «Шквала» капитан 3 ранга Павлин Штерев и весь болгарский экипаж принимали поздравления с днем ВМС Болгарии. Так совпало на Черном море, что профессиональные праздники военных моряков в большинстве странах по времени совсем недалеко отстоят друг от друга. На причале, где проходила церемония передачи командования, незадолго до начала официальной части, улучшив момент, подошел к знакомому по предыдущей активации капитану 1 ранга Геннадию Хайдарову, передал газеты «Флаг Родины» с публикациями о прошлых учениях ЧВМГ. В том числе и с интервью, которое он давал в качестве командующего «БЛЭКСФОР-2004».
В назначенное время моряки Причерноморья застыли в парадном строю. В отдельном строю находились военнослужащие многонациональной южно-европейской мотопехотной бригады. Данное соединение, сейчас им командует болгарский бригадный генерал Нейко Ненов дислоцируется в Констанце. В ее состав входят подразделения из Румынии,  Македонии, Албании, Болгарии, Италии. Костяк, вполне естественно, бригады составляют батальоны из стран-участников Североатлантического блока.  Для остальных же участников соединение служит одним из практических этапов, которые необходимо пройти для вступления в НАТО. Для участия в церемонии прибыли главнокомандующие национальными ВМС турецкий адмирал Енер Караханоглу, болгарский адмирал Симеон Николов Цеков, румынский адмирал Некулай Сурла, украинский вице-адмирал Игорь Князь. ВМФ России представлял командующий Черноморским флотом  вице-адмирал Александр Татаринов. От ВМС Грузии здесь находился временно исполняющий обязанности командующего   капитан 3 ранга Гоча Ветряков. Причем адмирал Енер Караханоглу лишь 11 августа принял дела и обязанности. Обретение в очередной раз реальности ранее не  имеющей прецедентов на Черном море военно-морской группы оперативного взаимодействия  вызвало интерес  военных  атташе из многих стран.
Высшее руководство страны на церемонии активации представляли канцлер президента Румынии по вопросам обороны Константин Дешерату и заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил генерал-майор Флориан Пинца.
Звучат гимны всех шести стран причерноморского региона.  В такие минуты испытываешь особые чувства, когда оркестр начинает играть «Россия – священная наша держава….». Формальности далее соблюдаются неукоснительно. Документ о переходе командования подписывается всеми командующими флотов на Черном море. И в финале церемонии грузинский капитан 1 ранга Геннадий Хайдаров передает символ командующего «БЛЭКСИФОР» - великолепно сделанный болгарскими мастерами морской палаш – в руки румынского капитана 1 ранга Александра Мыршу.   Флаг ЧВМГ поднимается одновременно на всех кораблях международной группы. Единая эскадра Причерноморья в пятый раз получает законное право действовать во имя безопасности и стабильности в регионе.
После окончания церемонии начала активации на флагманском корабле эскадры Причерноморья фрегате УРО «Марашешти» состоялась первая пресс-конференция руководства и командиров ЧВМГ. Среди многочисленных вопросов журналистов были и те, которые касались обеспечения безопасности непосредственно кораблей «общего моря». Вечером в честь командования национальных флотов и моряков Черноморской военно-морской группы состоялись приемы в Военном Отеле и на президентской яхте «Муреш».
Одновременно  с подготовкой к церемонии передачи командования Черноморской военно-морской группой оперативного взаимодействия наши румынские коллеги готовились к празднованию Дня национальных ВМС. На внешнем рейде Констанцы выстраивались корабли, среди них почетное место заняли два недавно приобретенных боевых корабля английской постройки – фрегаты УРО «Ригеле Фердинанд» и «Регина Мария». Линию кораблей возглавил тральщик «Лупу Дунеску». Жители портового города с набережной наблюдали за кораблем управления «Констанца». Два однотипных корвета отечественной постройки «Контр-адмирал Себастьян» и «Контр-адмирал Хорио Мачеллариу» расположились, соответственно, спереди и сзади экс - «британцев». Строй замкнули тральщики «Вице-адмирал Каболеску», «Лейтенант Р. Лепри» и спасательный буксир «Грозаву». На городской набережной проходили тренировки парадных расчетов. Там же для всеобщего обозрения была выставлена пусковая установка берегового ракетного комплекса советского производства.
Ранним утром 15 августа наша «эскадра» вышла в море, и стали на якорную стоянку на внешнем рейде Констанцы, заняв почетное место в строю. Едва начался военно-морской парад, как все причерноморцы поздравили моряков «Марашешти» с профессиональным праздником.
Ровно в 10.00   после торжественного подъема флагов на кораблях ВМС Румынии начались торжества. Вне всякого сомнения, праздник сорвал всю бурю аплодисментов многочисленных зрителей, наблюдавших за ним с набережной. Как и в Севастополе, здесь буквально некуда было упасть яблоку, флот и здесь пользуется популярностью. На катере «Агрета» командующий ВМС обходит свои боевые единицы. Затем начинается демонстрация возможностей корабельного оружия. К сожалению,  подводная лодка российского проекта «Дельфинул» не смогла принять участие в торжествах из-за отсутствия технически готовых аккумуляторных батарей. Причем средства для их приобретения в России имеются. Но одно из требований  при вступлении Румынии в НАТО – закупка оружия, техники и оборудования только у государств-участников блока. А вот тамошние цены для небогатого бюджета страны слишком высоки.
Противолодочное упражнение из реактивных бомбовых установок выполнил корвет «Адмирал Петре Барбуниану». Корабль, как и большинство боевого состава ВМС  - национальной постройки. Но вооружение на нем еще советского производства. Серьезным недостатком проекта является отсутствие здесь зенитного ракетного комплекса.  «Учебный бой» продолжают морские тральщики «Аксенте» и «Лейтенант Николеску». Затем в атаку выходят, по местной классификации, корветы «Ластунул» и «Зборул». Впрочем, российские моряки  без труда узнали в них ракетные катера типа «Молния». В ноябре 1991 года еще советской стороной они были переданы в состав румынских ВМС.
Над морем появляются тактические истребители IAR-95 национального производства. После фигур пилотажа они возвращаются на аэродром. Показывают свое мастерство  экипажи двух вертолетов Ми-14. Первый осуществляет передачу пакета на один из кораблей на рейде. А затем осуществляет посадку на вертолетную площадку фрегата УРО «Ригеле Фердинанд». Зрители замирают в ожидании.  При свежем ветре и волнении моря от пилотов требуется изрядное мастерство.  Вертолетчики с задачей справляются успешно. На катер «Агрета» со второго Ми-14 начинается высадка диверсионной группы.
Войска специального назначения пользуются особым вниманием руководства национального флота. Немного отступив от рассказа, замечу, для страны потомков древних даков Вскоре несколько легких и быстроходных надувных лодок с разведывательно-диверсионными группами стремительно обходят корабля на рейде и начинают высаживаться на берег.  Вне всякого сомнения, боевой успех и симпатии зрителей на их стороне.
Праздник ВМС Румынии совпал с 26-летием старшего лейтенанта Романа Полетаева, командира группы морской пехоты на «Ямале». Роман принимает поздравления. Для него день рождения на рейде Констанцы станет незабываемым. Впрочем, на следующий день свою 19 лет встретил корреспондент независимой русской общественно-политической газеты в Украине «Крымская правда» Сергей Мильнев.
Утром,16 августа боевые единицы Черноморской военно-морской группы снялись с якорей и покинули внешний рейд Констанцы. Началась долгожданная активная фаза международных учений. Причерноморский строй сразу разделился на две группы для проводки за тралами. Задачи по защите от минной опасности  фрегатов УРО «Марашешти» и «Фатих»  выполнял МТЩ «Лейтенант Р. Лепри». Большой десантный корабль «Ямал», «Славутич» и тральщик «Шквал» выстроились за МТЩ «Лупу Дунеску».
Во время перестроения эскадры «общего моря» произошел не совсем приятный случай с гражданским судном. Совершенно неожиданно для всех сухогруз «Атра» снялся с якорей и попытался проскочить между «Ямалом» и «Славутичем». Командир российского корабля продемонстрировал мгновенную реакцию, принял единственно возможное решение на расхождение, приказал дать предупредительный сигнал. Аналогично поступил и его украинский коллега со «Славутича» капитан 2 ранга Геннадий Касько. Командир отделения рулевых старшина 2 статьи Александр Богатырев в очередной раз проявил высокие профессиональные качества. Впрочем, на настроение причерноморцев  данный случай никак не сказался. После довольно длительной стоянки  морские учения воспринимаются с подъемом на всех кораблях-участниках ЧВМГ. 

Первым важным эпизодом активации стало оказание помощи судну, терпящему бедствие. В назначенное время над болгарским «Шквалом» капитана 3 ранга Павлина Штерева поднялись клубы дыма, имитирующие пожар. На помощь подошли все корабли нашего ордера. В готовности находились аварийные группы на всех кораблях. Но вполне понятно, основная нагрузка по спасению легла на спасательный буксир «Грозаву» ВМС Румынии. Спасатели и экипаж «Шквала» во взаимодействии справляются с «огнем» и «повреждениями».
Командующий «БЛЭКСИФОР» капитан 1 ранга Александр Мыршу получил информацию о движении подозрительных судов в западном направлении. По некоторым сведениям на них находится опасный груз и вооруженные лица. Роль потенциальных «террористов» играют румынские корветы «Ластунул» и «Зборул». Они постоянно меняют курс и скорость и явно не заинтересованы в досмотре.  Затем ордер Согласия разделяется на две части для осуществления тактического контроля. «Ямал» находится в одной группе с турецким фрегатом.  Задача выполнена. Затем следует короткий разбор и вскоре начинается очередное учение.
В эпизодах начинает принимать самое непосредственное  участие вертолет фрегата УРО «Фатих».   Разведка с воздуха. При проведении тренировок совместных действий по спасению человека за бортом именно крылатая машина выбрасывает в заданном районе манекен. Кстати, на разных кораблях «моряк» называют по - разному. Для россиян он – Гоша, для турок – Оскар. Со всеми задачами причерноморцы справляются.
Тактическая обстановка учений осложняется. По легенде, экстремисты осуществили подводный взрыв устройства, содержащего радиоактивные вещества. Здесь чувствуется значительный шаг вперед в отработке совместных действий в более сложных условиях. Весной, на предыдущем развертывании российской и украинской стороной  был инициирован вопрос о подготовке к защите от возможных акций  террористов с использованием высокотоксичных отходов производства и радиоактивных веществ. Ведь экономика всех причерноморских стран зависит от морского грузооборота. А стоит экстремистам только отравить акватории портов, то ущерб здоровью населения и  от остановки движения судов может исчисляться сотнями миллионов долларов. 
На кораблях звучат сигналы тревог, проводятся мероприятия по герметизации корпусов,  дезактивации.  Старший химик БДК «Ямал» старший матрос Сергей Савкин работает уверенно, в полном соответствии с правилами.   
В перерыве между учениями и тренировками состоялось подведение итогов первого этапа похода. Пальма первенства по праву принадлежит морякам артиллерийской боевой части капитан-лейтенанта Дмитрия Распопова.  Командование в лучшую сторону отмечает старших матросов Владимира Жовно, Риала Хамитова, Александра Шеховцова.
. Корабельная жизнь    на «Ямале» продолжается в обычном режиме. На вахтах отличились морские пехотинцы старший матрос Александр Караев, матросы Алексей Кудрявцев, Максим Лазько.  Командир их группы старший лейтенант Роман Полетаев получил поздравительную телеграмму с днем рождением от командования соединения надводников. Подобное внимание отнюдь не случайно. Ведь отец Романа, капитан 1 ранга запаса Полетаев всю свою службу отдал родному соединению. Русский хлеб возле берегов Румынии «от старшего матроса Петра Беззаботного» вкусен и душист,  как положено. Старший кок  старший матрос Дмитрий Шморгун  готовит с душой. Молодой моряк Рамзель Сафин  в экипаж пришел недавно, незадолго до выхода корабля в поход. Но уже успел влиться в коллектив, успешно освоил специальность радиометриста.
На радиотехнической службе корабля возложена огромная ответственность. Связь и безопасность плавания, своевременное обнаружение, расчет элементов движения надводных и морских целей – все находится в их ведении. Командир отделения радиометристов старший матрос Михаил Курдюков уверенно ведет все цели, точно докладывает об их курсе и скорости. Работа старших матросов Сергея Горбатова и Николая Денисова как всегда надежна. Механики также на высоте профессионализма. Мотористы, трюмные и электрики командиров отделений старших матросов Александра Елисеева, Михаила Сорокина,  Дмитрия Махалина обеспечивают бесперебойную работу «стального сердца» корабля.
Наступает первый вечер ордера Согласия в море. Над волнами сгущаются сумерки. На кораблях зажигаются опознавательные и сигнальные огни. Помимо нас в здешних водах находятся несколько  гражданских судов. Неведомо, каким ветром  на «Ямал» заносит …. стрекозу. Хотя до берега уже вполне приличное расстояние. Впереди еще несколько дней учений. А затем, 19 августа ордер Причерноморья зайдет в болгарский порт Варну.
Погода возле берегов Болгарии в конце августа начала проявлять свои сюрпризы. Расположенные неподалеку Балканские горы привносят в местный климат непредсказуемость. В ночь накануне захода кораблей  в болгарский порт Варна горизонт заволокло тучами, огненные всполохи молний выхватывали из кромешной тьмы огромные пространства. Затем пошел ливень,  сильный ветер за считанные минуты вспенил  волнами море за бортом корабля. Экипажи причерноморцев с честью выдержали все испытания стихией. Для моряков болгарского тральщика «Шквал» капитана 3 ранга Павлина Штерева наступили серьезные испытания на прочность и морскую выносливость. Небольшой кораблик с деревянным корпусом  бросало на волне  подобно щепке. Качка буквально выматывала моряков. Но болгары в очередной раз показали настоящий флотский характер.  Утром 19 августа «Шквал» в полном соответствии с планом учений осуществил проводку за тралами кораблей Черноморской военно-морской группы. Так совпало, что 21-й свой день рождения «ямалец» старший матрос Дмитрий Савельев встретил в Болгарии, о чем можно только мечтать.
Место стоянки эскадры Согласия  было определено на морском вокзале Варны. Командование ЧВМГ и командиры кораблей с первым официальным визитом направились в штаб военно-морской базы Варны. Командир ВМБ бригадный адмирал Георги Георгиев весьма радушно встретил причерноморцев. И помимо традиционного болгарского гостеприимства у болгарского адмирала здесь чувство сопричастности к группировке «Общего моря». В 2003 году он командовал кораблями Причерноморья. Следующим протокольными визитами стало посещение офицерами-руководителями губернатора области  Варна Петра Канделярова и вице-мэра города Бориса Корновского.
Стоянка в Варне оставила незабываемое впечатление у всех причерноморцев. Город - настоящая жемчужина  у благодатного моря, обладает совершенно неповторимым обликом, весьма ухожен и буквально купается в зелени деревьев и цветах многочисленных парков. Неподалеку от выхода из порта здесь расположился военно-морской музей, где под открытым небом находятся образцы вооружения разных эпох, в том числе и миноносец  времен балканских войн начала прошлого века. Пляжи  совершенно оправданно получили свое название Златы Пясты – Золотые Пески. На многие километры побережья протянулись идеальные песчаные пляжи. Здесь и расположились одни из самых замечательных на Черноморье курортов. Варна хорошо известна не одному поколению россиян – туристов, военным и гражданским морякам, специалистам. Ведь история российско-болгарских отношений уходит вглубь столетий. И здесь хорошо помнят помощь русского народа в освобождении от османского владычества, есть даже улица российского дипломата графа Игнатьева, бережно хранят памятники разных эпох.  Связи с нашим Отечеством, похоже, не прерываются, если судить по многочисленным отдыхающим. Причем провести отпуск в Болгарии обойдется несколько дешевле, чем, скажем  в Ялте или Сочи.
Три дня возле болгарских причалов  причерноморцы занимались пополнением запасов, согласованием планов, осмотром и профилактическим ремонтом технических средств, различными тренировками. Стоянка в Варне оказалась также наполнена и спортивными страстями, на сей раз волейболом.
Соревнования по волейболу проходили на спортивной базе военно-морской академии ВМС Болгарии. В нашей команде подобрались опытные игроки – военный переводчик капитан 3 ранга Юрий Щербинин, старший помощник командира капитан-лейтенант Олег Мальцев, артиллерист капитан-лейтенант Дмитрий Распопов, старший мичман Константин Шмаргун, старшина 2 статьи Александр Богатырев и другие. Соперник также выставил сильные составы. По негласной договоренности всех участников за «Шквал» играли опытные игроки – военнослужащие Варненской военно-морской базы капитан 3 ранга Мариус Рохарт, капитан-лейтенанты Светломир Димитров, Стоян Пламенов.  Подобный подход был признан справедливым. Ведь в маленьком экипаже тральщика весьма сложно подобрать  хороший состав команды. Ведь в той же Констанце на первенстве по футболу болгарские моряки были далеко не в равных условиях с остальными командами. Высокий класс болгарских волейболистов и предопределил их конечную победу. Впрочем, без борьбы проходила ни одна игра, спортивный характер проявили все в равной степени участники.
Соревнования продолжались несколько часов. Воля к победе присутствовала в каждом участнике. Среди турецких моряков на площадке были весьма заметен старший лейтенант Мукат Йаник, на корабле он отвечает за вопросы борьбы за живучесть. Наиболее зрелищным и захватывающим стала игра за второе-третье место команд «Ямала» и «Марашешти». Примечательно, что в весьма слаженно играющей румынской команде тон задавал военный журналист, руководитель медиа-группы штаба ВМС подполковник Леонард Мошану.  В конце игры счет складывался 13:7 не в нашу пользу. На подачу вышел капитан 3 ранга Ю. Щербинин. Все шесть волейболистов - «ямальцев» боролись за каждый мяч, за каждую подачу. И произошло настоящее чудо.  Противник не смог преодолеть барьер в два очка, отделяющие его от победы. Думаю, если бы на чемпионате существовал приз «За волю к победе», то он по праву достался бы россиянам. Второе место заслуженно завоевали волейболиста «Ямала».
Утром 22 августа корабли эскадры Согласия покинули гостеприимный болгарский порт Варна. Курс теперь к берегам Турции. Основным эпизодом третьей фазы активации станут совместные действия группировки ЧВМГ с кораблями ВМС Турции в рамках операции «Черноморская гармония». На 23 августа намечена встреча эскадры Причерноморья и турецких фрегатов. На выходе из пролива Босфор корабли стран Причерноморья проведут учения по мониторингу гражданского судоходства, а так же отработают перехват подозрительного судна и досмотровую операцию. Корабли ЧВМГ и ВМС Турции также проведут учения по отражению атаки подводной лодки на ордер и одиночную цель.
Совместные действия сил Черноморской военно-морской группы и ВМС Турции планируется завершить торжественным прохождением кораблей – участников операции «Черноморская гармония». торой морской этап показывает, насколько возросли выучка экипажей, их способность решать задачи совместного плавания. В море еще раз подтверждается одинаковая для всех флотов истина,  – только на просторах стихии живы корабли и моряки,  только в практическом плавании ордера Согласия возможно подтвердить истинность намерений сотрудничества всех стран Причерноморья.
Вторая морская часть учений Черноморской военно-морской группы в самом разгаре. На учениях выполняются боевые упражнения, как по противовоздушной обороне, так и по защите кораблей от  нападения надводного «противника». Задачи усложняются. В третий раз с начала активации корабли тренировались по задержанию и досмотру судна-нарушителя. По легенде через зону международного эмбарго пытается проскочить сухогруз с запрещенным грузом на борту.  По предварительной договоренности его роль играет БДК «Ямал». Российский корабль уходит вглубь полигона. Затем все остальные участники эскадры «Общего моря» начинают маневрировать с целью его обнаружения и перехвата.
Погода несколько усложняет совместное плавание, вносит свои поправки.  После того, по требованию флагмана ЧВМГ фрегата УРО «Марашешти», как российский «аллигатор» застопорил ход, с румынского корабля к нему  направилась досмотровая группа. Но волна и ветер не позволили морякам подняться на наш борт.
Руководители ЧВМГ приняли сообразно с обстановкой единственно правильное решение – не рисковать. Все намеченные цели достигнуты. А требования к безопасности, по мнению командования, превалируют при решении всех задач.
Корабельная жизнь протекает по своим незыблемым правилам. Благодаря четкой организации удается успешно решать все поставленные задачи. Весьма заметен профессиональный рост всего экипажа. Добросовестно несут вахты старшие матросы Риал Хамитов, Александр Шеховцов.  Для старшего электрика штурманского старшего матроса Романа Брусалина   характерны старание и высокое качество работы. В рамках международных учений постоянно проводятся  тренировки по всем видам связи. Флажные и световые сигналы наряду с радиосвязью служат важной составляющей во взаимном обмене информацией, передаче команд между кораблями ордера Согласия. Командир отделения сигнальщиков старшина 2 статьи Артем Федотов с подчиненными нашли общий «язык»  международного свода сигналов со своими турецкими, болгарскими, украинскими и румынскими коллегами.
Для моряков-механиков капитана 3 ранга Павла Сошкина поход не приносит никаких «сюрпризов» в виде поломок и неисправностей. В боевой части подобрался профессионалы высокого класса. Старшины команд старший мичман Александр Наумов, мичман Алексей Абабков обладают всем необходимым опытом, способны научить на высоком уровне работе на технике своих моряков.   Для командира отделения мотористов старшего матроса Александра Елисеева, старшего машиниста матроса Игоря Килина нынешний выход в море явился настоящим экзаменом в моряцкой специальности. Старший марсовый старшина 2 статьи Руслан Чесноков основателен, его дело не терпит суеты. И высокое качество при любых обстоятельствах в работе считает самым главным. Связист мичман Иван Чумаченко  на «Ямале» служил еще срочную. Потом командир предложил добросовестному матросу ему подписать контракт. А когда появилась вакантная должность старшины команды, то сомнений кто ее займет, ни у кого не возникло.
….Под утро, как всегда, в запах моря вплетается запах духовитого русского хлеба. Наш хлебопек старший матрос Петр Беззаботнов как всегда постарался для всего экипажа.
23 августа происходит одно важное событие.  Хотя, внешне все выглядит вполне обыденно. К группе причерноморцев присоединяются два фрегата УРО военно-морских сил Турции – «Салихреис» и «Гемлик». Общее командование осуществляет командир третьего дивизиона фрегатов капитан 1 ранга  Мустафа Ипте. 
Корабли Блистательно Порты находятся вблизи Босфора в рамках программы «Черноморская гармония». Смысл ее заключается в следующем. Для регионального обеспечения безопасности мореплавания турецкая сторона два года назад предложила разработать систему предупредительных мер в чем-то аналогичной более известной программе «Эктив Индевер» («Активные усилия»).
В качестве одного из предложений высказывалось необходимость на добровольных началах договориться о контроле судоходства на Черном море со всеми прибрежными государствами.  Так, любое судно под флагом страны-участницы соглашения, будет обязано дать информацию любому военному кораблю Причерноморья о характере груза и пути следования. А в случае подозрения на наличие груза оружия или контрабанды  на борту корабль будет иметь право на его досмотр или принудительное сопровождение до территориальных вод для передачи пограничникам или береговой охране.
Правительства всех стран высказались в поддержку такой инициативе. Юридически никаких соглашений до настоящего времени не подписано. Но сам факт выполнения совместных  упражнений корабельных группировок «Черноморской гармонии» и «БЛЭКСИФОР» вполне возможно истолковать как первый шаг к объединению усилий всех государств Причерноморья в данном направлении безопасности мореплавания.
Объединенная корабельная группа весьма внушительна. Одним курсом следуют в общей сложности семь разнородных боевых единиц – фрегаты, «десантник», корабль управления и тральщик. И они способны выполнять задачи самого широкого спектра.  Вечером начинается этап противолодочных учений. За турецкой субмариной будут «охотиться» четыре фрегата УРО – «Марашешти», «Фатих», «Салихрейс» и «Гемлик». 
Ночь для объединенного отряда кораблей программы «Черноморская гармония» и эскадры «Общего моря» выдалась неспокойной. На их совместный ордер попыталась выйти в атаку одна из самых современных подводных лодок турецкого флота «Превезе». По легенде учений субмарина ставила целью сорвать доставку гуманитарного груза населению региона межнационального конфликта. В выполнении противолодочной задачи приняли участие три турецких и один румынский фрегата УРО – «Салихреис», «Гемлик», «Фатих» и «Марашешти».
Действия кораблей осложнялись несколькими обстоятельствами. Субмарина, построенная в Турции по германской лицензии, обладает высокими тактико-техническими характеристиками. И обнаружить  ее в море в тех условиях само по себе весьма сложное дело.   Наличие в противолодочной ударной группе боевых единиц румынской, американской и собственно турецкой постройки  также налагали повышенные требования к штурманским расчетам и осуществления взаимодействия. Но командующий ЧВМГ капитан 1 ранга Александр Мыршу и командир турецкого ОБК капитан 1 ранга Мустафа Иптес справились с впервые выполняемой задачей. 
Абз. Под утро гидроакустическая станция одного из турецких фрегатов обнаружила субмарину. Но вот при всплытии «Превезе» на поверхность первыми ее перископы увидели сигнальщики российского корабля. О чем немедленно сообщили на «Гемлик». Командир турецкого фрегата поблагодарил  «ямальцев». Отличились подчиненные командира отделения старшины 2 статьи Артема Федотова.
В соответствии с замыслом учений, группа фрегатов осуществляет контроль над судоходством в районе пролива Босфор. Роль судна-нарушителя вновь выпало играть   БДК «Ямал». Фрегат УРО стремительно выходит нам наперерез. Вскоре, пользуясь преимуществом в вооружении, скорости и маневренности он принуждает потенциального «террориста» остановится. Затем на борт «Ямала» на быстроходном катере высаживается досмотровая группа под командованием лейтенанта Кемаля Варли. Старпом капитан-лейтенант Олег Мальцев основательно подготовился к их приходу.  В танковом трюме турецких моряков ждали «сюрпризы» в виде муляжа мины-растяжки и спрятавшегося эммигранта-нелегала.
В отличие от подобных тренировок на предыдущих фазах учений эскадры «Общего моря», в состав досмотровой группы входили только представители экипажа фрегата.  Ранее свои высокие боевые качества демонстрировали «морские котики» ВМС Турции. Впрочем, на каждый корабль – потенциального участника режима международного эмбарго невозможно посадить по подразделению морских специальных операций. И подобным действиям предстоит учиться непосредственно самим морякам в экипажах.
В целом, действия турецкой группы были признаны правильными. Но не обошлось без некоторых погрешностей. Так, командир наших морских пехотинцев старший лейтенант Роман Полетаев отметил, что в катере остались только невооруженная команда. И при необходимости оказать поддержку своим товарищам они явно не имели возможности. Впрочем, здесь, на просторах Черного моря мы все, причерноморцы, в одинаковой степени учимся во многом новому для самих себя делу.
На прощание турецкие и российские моряки сфотографировались на память.   В разговоре выяснилось – «Гемлик» направляется на базу Эрегли, завершающий пункт первого развертывания нынешних учений кораблей Причерноморья. Там и договорились встретиться.
Утром 25 августа корабли эскадры «Общего моря» прибыли в конечный пункт летнего этапа своей активации – в турецкий порт Эрегли. Накануне корабли ЧВМГ выполнили совместные задачи с кораблями ВМС Турции в рамках операции «Черноморская гармония». Командование Черноморской военно-морской группы и командиры кораблей шести флотов  Причерноморья нанесли протокольные визиты. Первым их принял командир ВМБ Эрегли бригадный адмирал Ибрахим Акын.  Причем все без исключения моряки - причерноморцы отметили высокий технический уровень инфраструктуры базы, великолепное качество причальных сооружений, хорошо оборудованные спортивные площадки, пляж и офицерский клуб.  
Затем дань вежливости была отдана губернатору провинции Джелалеттину Джантюрку. Мэр города Али Реза Килиджарслан отметил во время встречи, что с большим удовольствием принимает в своем городе корабли всех стран Черного моря. Эрегли – небольшой городок на черноморском побережье Турции с тысячелетней историей, в древности известный как Гераклея Понтийская. Именно отсюда по преданию отправились первые колонисты основывать поселение на крымских берегах – Херсонес. Именно здесь на пути в древнюю Колхиду останавливались аргонавты. А мифический Геракл совершил один из двенадцати подвигов.  Гордостью местных жителей является расположенный в городе один из крупнейших в Европе металлургических комбинатов «ЭРДЕМИР». На заводе сегодня занято в производстве около семи тысяч рабочих, инженеров. И благополучие городского бюджета в огромной мере зависит от успешной работы предприятия.
Муниципальное руководство с гордостью говорило о несомненных успехах в социальной сфере. Внешне улицы, особенно в центре, выглядят ухоженными. Набережная являет собой удачное сочетание из скверов, кафе, хорошо оборудованных  детских площадок. Здесь же идет бойкая торговля сувенирами. В отличие от шумного и европеизированного Стамбула   здесь относительно тихо. А жители большей частью одеваются традиционные для турецкой глубинки одежды и совершенно не говорят ни на каком другом языке, кроме родного. Отчего общение с ними было затруднено.  К морякам «общего моря» они отнеслись с интересом, приветливо.
В Эрегли на борт корабля прибыл военный атташе при посольстве России в Турции капитан 1 ранга Владимир Григорьев. По его словам, турецкое руководство сегодня весьма заинтересовано в  политическом сотрудничестве с нашей страной. И тому более чем убедительное подтверждение – недавняя встреча в Сочи глав наших государств. Если говорить относительно участия России в программе «Черноморская гармония», то мы практически готовы подписать на сей счет все необходимые документы.  С остальными странами Причерноморья ведутся интенсивные переговоры. Та же румынская сторона весьма настороженно относится к новой программе. Сам город на черноморском побережье Турции явится своеобразной точкой опоры для «Гармонии». Здесь развернут пост наблюдения за судоходством  в районе Босфора. В Эрегли предполагается базирование кораблей-участников программы защиты судоходства.  Если говорить в общем плане, то отношения между военными моряками России и Турции расширяются, мы стали больше доверять друг другу. В том же Эрегли произошло ранее невозможное событие – на субмарину  «Превезе» были приглашены капитаны 1 ранга  Михаил Сухвал и Игорь Гавриш.
«Необходимо учитывать мнение каждой стороны причерноморского региона. Ведь в противном случае нарушается сам принцип консолидации всех народов по предотвращению террористических угроз на море», - отметил военный атташе.
Вместе с тем, нельзя списывать в историю и деятельность Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия. Эскадра «Общего моря» доказала свою жизнеспособность. И нет смысла сворачивать успешно   действующий ордер Согласия. Тем более, «БЛЭКСИФОР» ставит перед собой намного более широкие цели сотрудничества, нежели конкретного направления программа «Черноморской гармонии».
На итоговом совещании командующий ЧВМГ капитан 1 ранга Александр Мыршу назвал корабли лучшими на Причерноморье. «Для меня большая честь ими командовать. Первый этап оказался плодотворен. Весной мы значительно усложним задачи», - заявил он, подводя итоги первого развертывания эскадры «Общего моря».
В последний день пребывания кораблей Причерноморья в Эрегли, командир ВМБ бригадный адмирал Ибрахим Акын дал фуршет в честь гостей. Моряки встретились уже как добрые знакомые. В совместной работе на просторах стихии рождается настоящее морское братство.
27 августа 2005 года ордер Согласия покинул гостеприимный порт. Прощальный парад кораблей уже стал традицией. Каждый из причерноморцев говорил – до скорой встречи в апреле следующего года. На сей раз – в Батуми.

воскресенье, 2 июня 2013 г.

«Большой сбор» для эскадры Причерноморья

Данный материал написан на основе телеграмм, отправленных автором с борта БДК "Цезарь Куников" весной 2005 года.

Эрегли. Четвертого апреля 2005 года, утром в туманной дымке показался турецкий берег. Большой десантный корабль «Цезарь Куников» капитана 2 ранга Сергея Синкина подошел к причалам относительно недавно  построенной военно-морской базе ВМС Турции в порту Эрегли. Вместе с боевой амфибией успешный переход осуществили моряки спасательного буксира «Шахтёр». Возле добротно оборудованных пристаней черноморцев встречали ошвартованные турецкие субмарины, фрегат УРО «Йылдырым», спасательное судно под красными со звездой и полумесяцем флагами. Первое учение в рамках сотрудничества причерноморских стран предстояло отработать по спасению терпящей бедствие подводной лодки. В качестве учебного «пособия» для совместных действий предполагается использовать подлодку проекта 209 «Превезе».

В порт прибывают участники второй, «западной» фазы учений Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия четвертой активации. В соответствие с ранее достигнутыми соглашениями общее командование общими силами Причерноморья осуществляется грузинским капитаном 1 ранга Геннадием Хайдаровым. В составе ЧВМГ собираются уже давно знакомые по предыдущим активациям экипажи. Хозяева сейчас - фрегат УРО «Йылдырым» капитана 2 ранга Али Мурата Деде. Причем по вполне понятным причинам именно на фрегате разместился походный штаб ЧВМГ.  Бессменный участник эскадры «общего моря» - корвет  ВМС Румынии «Контр-адмирал Мачеллариу» капитана 2 ранга Флорина Танасе. Корабль управления ВМС Украины «Славутич» также ранее принимал участие в совместных учениях. Борт о борт с боевой российской единицей швартуется болгарский средний десантный корабль «Антарис» капитан-лейтенанта Радко Пенева.
Программа международных учений военно-морских сил стран Причерноморья значительно расширена. Предварительно турецкая сторона предложила командованию ЧВМГ в качестве своей «домашней заготовки» провести совместные с эскадрой «общего моря»  маневры в рамках программы  «Черноморское партнерство-2005».
Стоянка в Эрегли носила деловой и короткий характер. Отряд кораблей Причерноморья вышел в море для выполнения достаточно напряженных планов маневров. Общая идея при  отработке совместных действий – создать надежный щит скоординированных действий против террористических угроз.
Учения проходят в спокойном, размеренном ритме. Спешка или излишняя напряженность в деле совместной учебы попросту неприемлема. Но эпизод по задержанию и досмотру судна-нарушителя проходит в динамике, внешне выглядит весьма интересным. По замыслу, корабли причерноморцев и турецких ВМС в соответствии с международными договоренностями осуществляют морскую блокаду одного из нестабильных регионов с главной задачей – предотвратить возможную доставку оружия и наркотиков для одной из экстремистских группировок.   Судно-нарушитель, его изображает российский корабль, нарушает все запреты, движется в зоне эмбарго. На перехват нарушителей выходят два турецких корабля – фрегаты УРО «Йылдырым» проекта МЕКО-200 и «Гересун» проекта «Оливер Х. Перри». В воздухе находится вертолет противолодочной авиации ВМС Турции.
В ярких лучах солнца картина взгляду представляется незабываемая картина. Две достаточно внушительные боевые единицы   берут в «клещи» наш корабль. С воздуха прикрытие операции осуществляет геликоптер.  С «Йылдырыма» на катере к борту «Куникова» подходит группа захвата из подразделения турецкого морского спецназа под командованием лейтенанта Тунг Гура. Неплохо экипированные и вооруженные автоматическим оружием немецкого производства «морские котики» Блистательной Порты берут под контроль ключевые объекты на судне-«контрабандисте». Затем, производят личный досмотр экипажа с целью выявления оружия и наркотиков.
«Черноморское партнерство» продолжается. Один из эпизодов – взятие под контроль нескольких судов с грузами для террористов. Три турецких ракетных катера – «Тайфун», «Килич», «Калан» - берут под свой вооруженный контроль  нарушителей эмбарго.
Черное море в очередной раз показало свой капризный характер за сутки перед входом в Босфор корабельной группировки   Причерноморья. Командир БДК «Цезарь Куников» капитан 2 ранга  Сергей Синкин, несмотря на свой большой опыт плавания, признал: с таким густым туманом в своей  практике раньше сталкиваться не доводилось. Огромное облако из мельчайших капелек  влаги скрыло море на многие мили вокруг под непроницаемой мглой. С бака боевого «аллигатора» надстройки расплывались в неясных очертаниях.  Казалось, даже звуки поглощает густая молочная пелена.
Моряки высказывают опасения – ведь, возможно, двигаться через пролив Босфор предстоит в условиях ограниченной видимости. Но вечером, накануне, туман начал рассеиваться, в вечерних сумерках на небе стали видны сквозь облака звезды.
Форсирование пролива для корабля проходит в обычном, привычном и спокойном, режиме. Живописные строения, старинные крепости, современные небоскребы, новостройки,  проплывают за бортом «Цезаря Куникова» буквально в полутора-двух кабельтовых, перебивая звуки работающих двигателей слышен гул городской жизни.
Эскадра «общего моря» встала на якорь неподалеку от Золотого Рога, напротив военно-морского музея и исторического  центра Долма Бахчи Палас. О том, что проблемы безопасности здесь весьма актуальны, турки напоминали постоянно. Для охраны кораблей на рейде постоянно курсировал боевой катер морского спецназа САТ. По вопросам безопасности на флагмане ЧВМГ фрегате УРО «Йылдырым» постоянно проводились совещания, учения, показные занятия.
На официальных приемах, в частных беседах представители официальных властей, простые жители Стамбула высказывали заинтересованность в сотрудничестве с Россией в данном направлении. Моряки «общего моря» посетили многие достопримечательности древнего города, в том числе знаменитые мечети Ая-Софья, Султан-Ахмет, Баязет, государственный музей.  Особенно морякам «Цезаря Куникова» запомнился официальный прием в офицерском клубе на берегу Босфора. Офицеры, мичманы, уорент-офицеры, матросы и курсанты смогла пообщаться между собой, отведать хорошей турецкой кухни под виртуозное исполнение духового оркестра ВМС.
Византия, Царьград, Истанбул (прим. – турецкое название Стамбула), как не хочется тебя покидать!  Но впереди ждет очередная морская фаза учений и болгарский Бургас.
Эскадра Причерноморья пока еще продолжает находиться в непосредственной близости возле турецких берегов. Но даже здесь, несмотря ни на что, всем иным хлебобулочным «изыскам» наши моряки все равно предпочитают наш русский хлеб, который каждый день замечательно выпекает корабельный хлебопек матрос Андрей Эрганьян.
….Кажется, сама погода благоприятствует эскадре «общего моря». Самые серьезные пока испытанные трудности – отнюдь не штормовой ветер,  двух-трехбальная волна. Иногда апрельский дождь выпадет прохладными еще каплями на металл надстроек  кораблей.
К ордеру кораблей эскадры «общего моря» присоединился средний десантный корабль болгарских ВМС «Сириус», хорошо знакомый причерноморцам еще по августовскому развертыванию. Именно его морякам  сейчас определено играть  роль судна-нарушителя в тактической игре.
Утром в воскресенье, 17 апреля отряд Причерноморья зашел в болгарский порт Бургас. Как только корабли ошвартовались у причалов, состоялось послепоходовое совещание   на фрегате УРО «Йылдырым» с присутствием представителей военной и городской полиции. Заход кораблей в порт Бургас широко освещался местной прессой. Уже на причале эскадру «Общего моря» встречала телевизионная группа национального военного ТВ в составе журналистки Раи Стефановой и оператора Николая Григорева.
На болгарской земле жива память о подвиге русских солдат в двух великих войнах. Памятники содержатся в целом в хорошем состоянии. Старики помнят, молодежь уважает Россию, хотя новое поколение, как и везде, поклоняется западной музыке, культуре, стремится перейти от национальной самобытности к единым «евростандартам». 
Перед выходом на завершающий этап учений в военном клубе ВМБ Бургас состоялся концерт художественной самодеятельности непрофессиональных творческих коллективов.
Вечером в отеле «Болгария» состоялся официальный прием в честь визита Черноморской военно-морской группы. Наиболее популярный тост, понятно, стало болгарское «На здраво! (прим. - здоровья)». Моряки встретились как старые и добрые знакомые, ведь для многих это далеко не первые совместные учения. Для меня было приятно увидеть командира ВМБ Варна болгарского флота бригадного адмирала Георги Георгиева. Два года назад он  командовал «BLACKSEAFOR».
Утром, 20 апреля шесть кораблей  ОБК Причерноморья покинули в точно назначенное время гостеприимный порт. Наши боевые единицы провожали в почетном «эскорте» стадо резвящихся в весеннем море дельфинов.
Вскоре после выхода кораблей ЧВМГ из Бургаса командование принимает решение отработать действия по задержанию судна-нарушителя. Речи о каких-либо условностях давно не идет. Игра идет всерьез. Российский БДК получил приказ, во что бы то ни стало выйти в назначенную точку, имитируя действия судна-нарушителя. КУ «Славутич» ВМС Украины и болгарский «Антарес»  стремятся выполнить задачу по его задержанию. Командиры капитаны 2 ранга Сергей Синкин, Геннадий Касько и капитан-лейтенант Радко Пенев действуют, азартно, по принципу, кто-кого. «Болгарин» настырен,  его молодой хозяин ходового мостика стремится переиграть своего старшего коллегу. Болгарским морякам приходится несладко. Волна перекатывается через их «единичку». Брызги то и дело окатывают его открытый ходовой мостик. При любом исходе тактического маневрирования, польза  несомненна для всех участников.
В качестве одной из новинок выступают совместные учения с одним из элементов - постановкой дымовой завесы. С задачей успешно справляется «Цезарь Куников». В радусе нескольких миль в  округе удалось ограничить видимость, а значит – затруднить  обнаружение корабль для средств воздушной и надводной разведки. С оригинальной «домашней заготовкой» на учениях  по досмотру судна-нарушителя столкнулась группа захвата. Специальное  подразделение турецкого морского спецназа с целью осмотра и задержания судна высадилось на «Славутиче». Где их встретили украинские моряки, специально по такому случаю облаченные в гражданскую одежду и с одетыми противогазами. Мол, мы же вас предупреждали, по легенде на борту находится груз высокотоксичных веществ. И надо было позаботиться о собственных средствах индивидуальной защиты.
Ранним утром к эскадре «общего моря» присоединился ракетный катер румынских ВМС «Зборал». С первого взгляда наши моряки определяют, боевая единица  государства - члена НАТО, российской постройки, проект «Молния». 
Учения ЧВМГ набирают силу. По замыслу руководителей на украинском корабле произошел пожар. Столбы дыма на нем имитируют пожар.  Для спасения пострадавших и оказания помощи экипажу в борьбе с огнем к «Славутичу» подходит спасательное судно ВМС Румынии «Грозавиу»  российский БДК «Цезарь Куников». На скоростном катере хорошо экипированная румынская аварийно-спасательная группа под командой петти-офицера 2 класса Сариву Эуджена первой приближается к борту «Славутича». Начинается борьба за его живучесть.
Завершает морскую часть учений «BLACKSEAFOR»  проводка за тралами. Тральная группа в составе ТЩ «Лейтенант Дмитри Николеску» и «Второй лейтенант Александру Аксенте» ВМС Румынии «освобождают» от минной опасности фарватер на пути в порт Констанца.Командир большого десантного корабля «Цезарь Куников» капитан 2 ранга Сергей Синкин, как и положено профессионалу высокого класса, показал настоящий русский шик при швартовке в Констанце. Навстречу эскадре Причерноморья в море для выполнения планов боевой подготовке вышел румынский фрегат УРО «Марешешти». Уже в Констанце стало известно о том, что именно данный корабль станет флагманским в августе, когда первенство в ЧВМГ перейдет румынской стороне.
Для официальных властей визит кораблей «общего моря» был воспринят в контексте вступления страны в НАТО и вхождения  в Европейский Союз, дальнейшего расширения международных связей. Все встречи с руководителями города и ВМС проходили в теплой, товарищеской атмосфере.  Командование ВМС Румынии во время официальных неоднократно заявляло о том, что для румынских моряков большая честь принимать у себя корабли «BLACKSEAFOR». Начальник штаба ЧВМГ капитан 1 ранга Никулае Вилсон был приятно удивлен, когда на приеме во всеуслышание было объявлено о назначении его на вышестоящую должность. Визит к префекту Констанцы господину Кулецу Дэнуцу проходил при большом присутствии местных средств массовой информации.
Для флотских журналистов было весьма интересным знакомство   с румынскими коллегами. Медиа - центр ВМС возглавляет капитан 3 ранга Ион Бургишан (на фото). В недалеком прошлом Ион – морской офицер.
Второе развертывание четвертой активации международных учений Черноморской военно-морской группы завершилось 27 апреля в румынском порту Констанца. Начальник штаба "BLACSEAFOR"  капитан 1 ранга Никулае Вилсон в последний раз доложил командующему эскадрой «общего моря» о построении экипажей шести кораблей Причерноморья. Поочередно звучат гимны всех причерноморских государств.
-Сегодня я благодарен всем командирам и экипажам за совместную работу. В моей судьбе настоящим звездным часом  стал день, когда я принял командование лучшими кораблями из Болгарии, Румынии, Турции, Украины, России, Грузии. – Произнес на прощании капитан    1 ранга Геннадий Хайдаров, четвертый командующий ЧВМГ.
До свидания Констанца. До встречи в августе! Финальный парад  кораблей эскадры «общего моря» четвертого, весеннего 2005 года,  развертывания состоялся как предисловие к очередному «большому сбору» на сей раз под флагом румынской стороны.